Ислам в Западной Европе и Северной Америке




Для западных стран мусульманство не является традиционной религией, это место давно уже занято различными формами христианства. Конечно, мусульмане временами попадали туда, это могли быть, например мигранты из Восточной Европы или Турции. Также, на юге Испании с VIII по XV века существовали арабские государства, в которых ислам был доминирующей религией, но все мусульмане были изгнаны из Испании в 1610 г. В Америке же ислам появляется с африканскими рабами в начале XVII века, где их зачастую насильно обращали в христианство.

Широкое же распространение ислам на Западе получает после Второй Мировой, когда начинается крупный поток мигрантов из традиционно исламских регионов мира (в основном из Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Малой Азии и Южной Азии), что было обусловлено постколониальным развитием.

В 1950-1960-х мусульмане прибывали в страны Западной Европе непостоянно, обычно это были сезонные трудовые мигранты. Ситуация сильно изменилась с 1973-1974 гг., когда под влиянием кризиса миграционная политика в этих странах стала более жёсткой, и мигранты, боясь потерять работу, стали переезжать и перевозить семьи в Европу на п.м.ж. Новый поток мигрантов нахлынул в 1980-е, что было обусловлено падением рождаемости в Европе, развалом СССР (произошла экономическая и политическая дестабилизация) и переходом к политике неолиберального монетаризма (курс направленный на прирост денежной массы). И после, с 90-х гг. количество мигрантов-мусульман в Европе постоянно увеличивается.

В США рост количества мусульман также был связан с ростом числа мигрантов (первыми такими были беженцы из Палестины в 1948 г.), а также с тенденциями «возвращения к истокам» среди афроамериканского населения. На данный момент, в США по разным оценкам от 3 до 15 млн. мусульман. В Канаде ислам был занесён чёрными рабами, а также мигрантами из Восточной Европы и Среднего Востока; количество мусульман там начало заметно возрастать в середине XX в., и пик его роста пришёлся на 70-80-е гг.

…….………………………………………………………………………………………………..

В такое понятие как евроислам могут вкладываться разные смыслы: в широком смысле, это европейский ислам в целом; а в узком смысле, под евроисламом понимается светский ислам, исповедуемый теми мусульманами, которые эмигрировали в европейские страны с 1940 по 1960-е (и тогда же там и остались) и их потомками, т.к. те, кто остались либо сумели хорошо устроиться на новом месте, либо им понравился европейский образ жизни или же они не имели возможности вернуться обратно (напр., беженцы), поэтому они сами стремились к интеграции в новую для себя культуру. Характер их мировоззрения становился всё более светским, как и образ жизни и внешний облик (жили среди коренных европейцев, не носили традиционной одежды, не исполняли 5-разового намаза и т.п.).

Наибольшее количество европейских мусульман проживает в Германии, Франции и Великобритании.

Во Франции мусульмане составляют около 10-15% населения (6-10 млн.). Они делятся на три категории:

· "харки" (harkas) - алжирцы, служившие во вспомогательных войсках и полиции в Алжире и вынужденные покинуть свою родину из-за репрессий против них после получения страной независимости;

· "беры" (beurs) - арабы на молодежном жаргоне, к которым принадлежит значительная часть французских мусульман, приехавших во Францию на работу;

· французы, принявшие ислам (их всего около 50 тыс. человек).

Религиозная жизнь общин подвержена ряду ограничений – например, запрещено многожёнство.

В Германии мусульман около 5-8 млн (5-7% населения), и большинство из них турки. Общее число подсчитать сложно т.к. среди них много нелегалов. Количество мусульман резко выросло с начала 90-х гг. (в 1997 г. в Германии 26 мечетей, в 2007 уже 100 мечетей и 2200 молельных домов). Нередко внутриобщинная жизнь мусульман выстраивается согласно законам шариата (многоженство), используются знаки религиозной атрибутики (хиджабы). Компактное проживание мусульман часто приводит к тому, что коренные немцы стараются покинуть места, в которых возникают подобные общины. То есть наблюдается тенденция к появлению самоизолирующихся мусульманских анклавов.

В Британии количество мусульман около 3-6 млн. (4-7%). В основном это выходцы из бывших колоний Британского содружества - Индии, Пакистана, Бангладеш, Ирака и других арабских стран. Большую их часть составляют сунниты. Согласно переписи 2001 г., около 38% мусульман обосновалось в Лондоне.

В целом, мусульмане в странах Западной Европы являются достаточно обособленной общностью, на что влияют такие факторы как:

- изолированное проживание мусульманских мигрантов в этнических кварталах (гетто), что способствует сохранению своего языка, обычаев и религии;

- социально-экономическое положение мигрантов (безработица, отсутствие должного образования);

- историческая память напряженных отношений между Европой и мусульманским миром, сформировавшая предрассудки в отношении ислама;

- экстраполяция проявлений исламского экстремизма на международной арене на ситуацию внутри ЕС, что приводит к осторожному отношению к мигрантам из мусульманских стран;

- этническая и культурная неоднородность мусульманской иммиграции;

- сложное отношение коренного населения ЕС к мигрантам с другой ментальностью и образом жизни (проблема ксенофобии);

- нетерпимое отношение части радикально настроенных мусульман к европейским ценностям, что подрывает доверие местного населения и способствует формированию бытового понимания ислама;

- отсутствие единого мусульманского (духовного) центра, который смог бы объединить всех мусульман Европы и при этом пользовался бы авторитетом всего мусульманского сообщества ЕС.

Многие из европейских мусульман теряют связь с традиционной культурой и поэтому обращаются исламу фундаменталистского толка, который можно рассматривать как политическую идеологию.

В США кроме мигрантов, ислам с 1940-х гг. приобретает популярность среди афроамериканского населения. В данном случае религия и религиозная принадлежность тесно связаны с политикой. Возник ряд религиозно-националистических организаций, наиболее известная и многочисленная из них – Нация Ислама. Она возникла ещё в 1930-е. Последователи верили в то, что её основатель Уоллес Фард Мухаммад является «богом во плоти» и вообще довольно вольно трактовали исламское вероучение (за основу взяли суннитское). Они считали, что «чёрные» это богоизбранный народ, «белые» - потомки дьявола, страшный суд начнётся в США и пр. Широкую популярность НИ приобретает в 60-е, благодаря деятельности проповедника Малкольма Икс (Литла), впоследствии отлучённого от НИ и ими же убитого, а также поддержке Касиуса Клея (Мухаммеда Али). В лучшие годы, их было около 250 тыс.

В Западном мире ислам подвергается определённым трансформациям, вызванным западным урбанизированным и стремительным образом жизни. Мусульмане теряют связь со своей этнической традицией, вследствие чего элементы культа рецессируются или видоизменяются (смена женской одежды на более удобную, несовершение пятикратного намаза и т.п.); также под влиянием этого и некоторых соц.-эконом.-полит. факторов (безработица, ксенофобия, неприятие новой культуры и др.) многие молодые мусульмане обращаются к фундаментальному исламу.

 

Источники:

1. Э.Л. Нитобург. Церковь афроамериканцев в США; 1995.

2. Четверикова О.Н. ислам в современной Европе: стратегия "добровольного гетто" против политики интеграции // Россия ХХI. – 2005. – №1. – С. 54-87; №2. – С.52-93.

3. О. Трофимова. Мусульмане и ислам в Западной Европе // Мировая экономика и международные отношения. – 2009. – № 10. – С. 52–62.

4. Артюхов М.Н. Мусульманские общества Западной Европы: проблемы социальнокультурной адаптации // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – Т. 8. – № 6. – Ч. 2. – С. 96–99.

5. Нуриахметова Ф.М. Мусульманские общины США и Канады: современные миграционные вызовы // Манускрипт. – 2019. – Т. 12. – Вып. 10 – С. 178–185.

6. Воробьёва А.А. Ислам в США: тенденции развития // Серия “Symposium”, Конференция «Путь Востока», Путь Востока: Универсализм и партикуляризм в культуре., Выпуск 34 / Материалы VIII Молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока Санкт-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. C.57-64.

7. Нуриахметова Ф.М. Мусульманские диаспоры в США и Канаде // Минбар. – 2009. – Т. 1. – Вып. 3. – С. 96–99.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: