Социал-демократизм – общественно-политическое течение, возникшее на основе марксизма, цель которого является преобразование общества и государства в интересах
трудящихся путём постепенного реформирования капиталистического общества и
рыночной экономики. Теоретики социал-демократизма: Бернштейн, Каутский, Вендервильде, Фольмар, Мильеран, Жорес.
Марксизм отрицал буржуазную демократию, т.к. считал, что она даёт реальную
возможность обладания властью только привилегированным слоям, частная собственность
на средства производства – основа эксплуатации человека человеком, следствием чего является социальное неравенство и различные формы дискриминации.
Как самостоятельное течение в рабочем движении социал-демократия утвердилась в начале ХХв. после размежевания реформационного крыла (социалисты) и
революционного крыла (коммунисты) в марксизме. После Второй мировой войны социалисты путём выборов приходят к власти во многих западноевропейских странах
(Франция, ФРГ, Австрия, Швеция, Нидерланды и др.). В 1951г. Социалистический интернационал принял декларацию «Цели и задачи демократического социализма», в перестройки в СССР рассматривалась возможность воплощения принципов демократического социализма в СССР.
Базовые принципы демократического социализма:
- свобода от политического принуждения и всякого проявления дискриминации конкретного человека, - равенство как условие свободного развития личности и социального прогресса;
- солидарность людей, сострадание к жертвам несправедливости или
дискриминации, их моральная и материальной поддержка.
Конституция РБ – правовая основа идеологии белорусского государства.
|
Конституция РБ была принята ВС 15 марта 1994г., дополнена и изменена на референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.
Конституция – основа государственной идеологии, главный закон государства, который закрепляющий организацию государственной власти и определяющий её взаимоотношение с обществом и индивидуумами.
Согласно конституции Республика Беларусь является суверенным унитарным демократическим правовым социальным государством.
Свойства конституции:
Юридические свойства. Конституция – Конституция – основа законодательства государства, закрепляющая организацию государственной власти и определяющая её взаимоотношения с
обществом и гражданином.
Политические свойства. Конституция воплощает в себе политический компромисс между интересами различных партий, социальных групп населения Беларуси, фиксирует приоритеты и принципы развития государства и общества.
Идеологические свойства. Конституция – юридическая основа государственной идеологии; мировоззренческий документ, способствующий распространению и утверждению политических и правовых идей, представлений и ценностей, необходимых для
развития общества и государства в определённом направлении.
Конституция РБ содержит в себе все признаки конституционного строя демократического государства
- Верховенство права. Статья 7 гласит, что государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства. Правовые акты или их отдельные положения, признанные в
|
установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы. 6
- Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека в соответствии с международными конвенциями. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ст. 2), т.е. государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Одновременно гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных
на него Конституцией, т.к. обязанности гражданина по отношению к обществу и государству являются гарантией прав других граждан. Согласно статье 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в порядке предусмотренном законом в интересах национальной безопасности,
- Политический плюрализм, т.е. многообразие мнений, суждений и взглядов, возможность создания и деятельности общественных и политических организаций, придерживающихся различных идеологических установок, кроме экстремистских. Статья 4 Конституции гласит, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. Статья 5: политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах....Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Всё это способствует становлению институтов гражданского общества, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан.
|
Места и роль института президентства в политической системе белорусского государства.Политико-правовой статус Президента РБ. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти. Вступая в должность Президента, гражданин приносит клятву: «Вступая в должность Президента Республики Беларусь, торжественно клянусь верно служить народу Республики Беларусь, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и ащищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно исполнять возложенные на меня высокие обязанности». (Ст. 83 Конституции). Во всём этом выражается и закрепляется не только правовой статус президента, но и основные принципы государственной идеологии РБ, такие как: - народовластие; признание человека как высшей общественной ценности и цели государства; общественных институтов и государства; обеспечение реальных гарантий, прав и свобод граждан; верховенство права; народовластие; солидарность. Республика Беларусь — Президентская республика. Президент обладает широким спектром должностных полномочий:
♦ определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
♦ освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом;
♦ назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте;
♦ с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;
♦ с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
♦ имеет право распускать палаты Национального Собрания в случаях, предусмотренных Конституцией, отменять акты Правительства, освобождать от занимаемых должностей Премьер Министра и министров;
♦ ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;
♦подписывает законы; имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;
♦ непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;
♦ формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;
Место и роль правительства в политической системе белорусского государства.
Место и роль правительства в государственной системе фиксирует Конституция —юридическая основа идеологии белорусского государства. Согласно главному закону страны исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь, слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Республики Беларусь.
Правительство Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Работой Правительства руководит Премьер-министр.
Премьер-министр:
−осуществляет непосредственное руководство деятельностью Правительства и несет персональную ответственность за его работу;
− подписывает постановления Правительства;
−в двухмесячный срок после своего назначения представляет Парламенту программу деятельности Правительства, а в случае её отклонения представляет повторную программу деятельности Правительства в течение двух месяцев;
− информирует Президента об основных направлениях деятельности Правительства и о всех его важнейших решениях;
−выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Правительства. Правительство или любой член Правительства вправе заявить Президенту о своей отставке, если считают невозможным дальнейшее осуществление возложенных на них обязанностей. Правительство заявляет Президенту об отставке в случае выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Премьер-министр может поставить перед Палатой представителей вопрос о доверии Правительству по представленной программе или по конкретному поводу. Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;
− разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;
−разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;
−обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;
− принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
−выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
−обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;
− отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;
−осуществляет иные полномочия, возложенные на него Таким образом, правительство — это центральный орга государственного управления в Республики Беларусь, осуществляющий в соответствии с Конституцией исполнительную власть и руководство системой подчинённых ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Правительство как высший орган государственного управления тесно связано с другими органами власти — Президентом и Национальным Собранием Республики Беларусь. Именно в деятельности правительства реализуется в жизнь основополагающие принципы белорусского государства отражённые в Конституции и законах, а также в политической программе Президента, которая отражает интересы большинства избирателей Республики Беларусь, проголосовавших за неё на президентских выборах.
Местное управление и самоуправление в идеологических процессах.Местное самоуправление – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать и реализовывать значительную часть государственных дел, действуя в рамках закона в интересах местного населения. Полномочия местных органов власти зафиксированы и в Конституции Республики Беларусь, и в Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Местное самоуправление в Беларуси осуществляется в границах административно-территориальных единиц: сельсовета, посёлка, города, района, области. Основным звеном местного самоуправления являются местные Советы депутатов — представительные органы государственной власти на территории соответствующей административно-территориальной единицы.
Избирательная система в РБ.
Согласно Конституции в Республике Беларусь народ является источником власти, что соответствует общепринятым демократическим принципам. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г. и вступившем в силу в 1976 г. сказано: "Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации... и без необоснованных ограничений право и возможность: • принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей • допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе". Избирательная система – это совокупность установленных законом правил, принципов и приёмов, с помощью которых определяются результаты голосования и замещаются выборные посты в органах государственного управления и местного самоуправления. Составляющей избирательной системы является избирательный процесс – комплекс установленных законом мер и действий, позволяющих реализовать гражданам право избирать и быть избранным. В мире существуют различные типы избирательных систем – пропорциональная, мажоритарная, смешанная. В республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система, т.е. избранным считается кандидат, набравший большинство голосов избирателей, явившихся на выборы. Кандидаты в Президенты Республики Беларусь выдвигаются гражданами Республики Беларусь путём сбора подписей. Выборы в Беларуси являются всеобщим, равными и проводятся при тайном голосовании. Деятельность избирательных комиссий, комиссий референдума при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении итогов выборов, референдума осуществляется, открыто и гласно в присутствии общественных и иностранных наблюдателей, средств массовой информации. Избирательная система в Беларуси предусматривает прямое (непосредственное) и косвенное участие в избрании кандидатов. Прямое избирательное право подразумевает, что Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов избирают непосредственно граждане Республики Беларусь. Косвенное избирательное право предусматривает, что члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов. Избирательная система Республики Беларусь предусматривает активное и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – право избирать, выдвигать кандидатов, отзывать депутатов. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет. Этот возраст принят в большинстве государств мира с учетом необходимости исключить дискриминацию молодежи и в то же время допустить к выборам лиц достаточной гражданской зрелости. Пассивное избирательное право, право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента необходимо достичь 35 лет, для избрания в депутаты Палаты Представителей Национального Собрания - 21 года. Депутатом местного Совета депутатов может быть избран гражданин Республики Беларусь, достигший 18 лет. Законодательство предусматривает возможность лишения граждан избирательных прав. В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения – содержание под стражей.
Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.
Республика Беларусь как суверенное государство появилась на политической карте мира 19 сентября 1991 года, когда Верховный Совет БССР принял закон о переименовании Белорусской Советской Социалистической Республики в Республику Беларусь. С распадом Союза Советских Социалистических Республик и провозглашением независимости Беларусь вышла на мировую арену как новое независимое государство со своими геополитическими интересами, и как европейская страна с многовековой историей развития белорусской государственности. Геополитическое положение Беларуси объективно обусловило многовекторный характер внешней политики. В связи с этим можно выделить некоторые приоритеты внешней политики:
− развитие отношений с Российской Федерацией. Центральное место России как главного стратегического союзника и партнера Беларуси, главная цель – создать условия
для повышения уровня жизни как белорусов, так и россиян;
− развитие отношений со странами – членами Содружества Независимых Государств и ЕврАзЭс (Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан), формирование зоны свободной торговли;
−сотрудничество с Европейским Союзом и НАТО: противодействие попыткам внешнеполитического давления и установление партнёрских взаимоотношений, в том числе и в рамках программ Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и программы сотрудничества со странами НАТО «Партнёрство – ради мира», экономическое сотрудничество;
− развитие добрососедских взаимоотношений с Польшей, Литвой, Латвией и Украиной;
− формирование дружественных отношений с США на основе общепринятых принципов международного права;
− развитие отношений с государствами Азии (особенно с Китаем), Африки и Латинской Америки, которые представляют значительный интерес как рынки сбыта белорусской продукции и богатейшие источники сырья и энергоресурсов.
Во внешнеполитической сфере страна решает следующие задачи:
− создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для развития экономического, политического и духовного потенциала общества, повышения уровня благосостояния граждан;
− интеграция в мировое экономическое, информационное, политическое, образовательное пространство;
−участие в международном сотрудничестве в сфере защиты прав человека, прав и интересов граждан Беларуси за рубежом;
− участие в международном сотрудничестве в сфере охраны природы и преодолении последствий экологических катастроф.
− содействие укреплению международной безопасности,
− содействие построению демократического миропорядка.