Для начинающих журналистов. Как писать новости
На главную | Все новости | Журналистская учеба | Пост "Для начинающих журналистов. Как писать новости"
МОДЕРАТОР: YOJO. 21 ОКТ 2009 В 10:26
Каждый человек способен написать новость за 10-15 минут.
Новостью является актуальная, общественно значимая информация, которую вы узнали из собственных источников информации, раньше, чем другие журналисты.
Человек, пишущий новость, должен задать себе следующие вопросы:
Кто — Who
Что — What
Когда — When
Где — Where
Почему — Why
Как — How
У новости должен быть заголовок — цепляющий, яркий, интересный, игровой, конкретный.
У новости должен быть «лид» — первый абзац, в котором коротко (2-3 предложения, в каждом предложении 11-15 слов) изложена главная мысль сообщения.
У каждой новости должен быть АВТОР. А каждый автор имеет право на авторскую точку зрения и даже на авторский стиль изложения.
Авторская новость может быть похожа на многие привычные нам вещи:
— на пост в блоге, например, в ЖЖ
— на сообщение в ICQ или в электронной почте
— на SMS-ку
Главное в новости — ФАКТ, о котором в настоящий момент знаете только Вы и Вы можете первым рассказать о нем.
_
* * *
Версия того, как надо писать новости, предложенная Центром Би-Би-Си по обучению телерадиожурналистов в Екатеринбурге
КАК ПИСАТЬ ДЛЯ НОВОСТЕЙ
Формула написания «жестких» новостей
• Что произошло?
• Где это произошло?
• Когда это произошло?
• Кто стал участником этого события?
• Как это происходило?
• Почему это произошло?
• Что означает данное событие?
Если вы найдете ответы на все эти вопросы, значит, вы написали новость. Старайтесь умещать новость в трех предложениях.
_
|
Первая строка (“Top Line”)
Первая строка вашего материала должна «продавать» данную новость слушателю.
Она должна быть короткой и «ударной» («попадать в десятку»).
Ваш слушатель должен быть способен понять то, о чем вы рассказали в новости. Он должен захотеть дослушать новость до конца, чтобы узнать больше.
В случае с местными новостями, а также в случае с российскими или международными новостями, поданными в «местном» ракурсе, “Top Line” должна содержать название данного населенного пункта, города, области.
Например: Шахтеры N (название населенного пункта) заблокировали ту часть железной дороги, которая проходит через город.
_
Остальной текст новости
Новость должна быть выстроена с точки зрения логики. У нее должно быть начало, середина и конец. Вы рассказываете сказку. “Top Line” должна сразу захватить внимание аудитории, а вторая строка должна содержать дополнительные детали, поясняющие данную новость.
Например: Они оказывают поддержку тем своим коллегам, которые надеются на то, что блокирование железнодорожного сообщения заставит их руководство согласиться с их требованиями об увеличении заработной платы.
И, наконец, последняя строка завершает новость. Можно сделать какой-либо вывод и (или) сказать о последствиях данного события.
Например: Сегодня идет 10 день с тех пор, как забастовщики блокируют работу железных дорог страны (вывод), вынуждая тысячи людей прибегать к альтернативным средствам передвижения (последствия).
Таким образом, необходимый навык заключается в том, чтобы суммировать вашу информацию, изложив факты в порядке убывания их важности и в рамках того времени (объема), которым вы располагаете, а все, что не войдет, «оставить за скобками».
|
Возможно, будет полезна такая формула.
Скажите им о том, что вы собираетесь им о чем-то рассказать, скажите им о том, что вы рассказываете им об этом, и, наконец, скажите им о том, что вы им об этом рассказали.
_
Проверьте правильность изложения фактов!
Прочитайте то, что вы написали, но при этом не читайте последнее предложение. Вы все равно поняли бы, о чем идет речь, даже если бы никогда не слышали о данной новости раньше? Прочитайте ее еще раз, не читая два последних предложения. Все равно все понятно? Если ответом на оба эти вопроса было «Да», то, возможно, вы написали хорошо!
Источник: https://kgu-journalist.ucoz.ru/publ/4-1-0-31
_
* * *
ЖУРФАк
Из программы подготовки журналистов
Пособие по журналистике
Автор: М.Григорян
Пишем новость
Минутку, минутку … До того как писать, журналист должен понять, о чем он пишет, то есть собрать информацию.
Что такое факт
Писать новости – значит описывать факты. «Новости – это ФАКТЫ– ФАКТЫ– повторяю – ФАКТЫ. И не МНЕНИЯ. Не предположения. Держитесь от этого подальше». И правда, для мнений, анализов, предположений и комментариев есть другие жанры, то есть иные роли в журналистике – обозревателей, аналитиков или комментаторов.
Обычно новости пишут молодые репортеры. С возрастом они переходят из одной журналистской «весовой категории» в другую. Многие начинающие репортеры полагают, что читающая публика ждет не дождется, когда они – эти репортеры – поведают ей – читательской публике, что они (молодые, не имеющие жизненного и журналистского опыта) думают по всем вопросам современности, от политической ситуации в стране до проблем образования или театрального искусства.
|
Так не бывает. Читатели ждут в первую очередь фактов. И первой заповедью репортера должно стать:
Факты важнее комментариев.
Функция репортеров – быть глазами и ушами читателей, а не их мозгами. Дайте читателям факты, а выводы они сделают сами. Давая читателям возможность делать выводы, мы подчеркиваем свое уважение к ним. Они же, в свою очередь, платят нам доверием.
Но знаем ли мы, что такое факт? Как можем мы судить о происшествии, если не были его непосредственными свидетелями? Институт освещения войны и мира (IWPR) предлагает пользоваться правилом «двух источников»:
«Золотое правило»: чтобы подтвердить любую информацию, нужно использовать два независимых друг от друга источника. «Независимые друг от друга» значит, что:
источник А получил свою информацию не от источника В;
источники А и В не получили информацию из рук одного и того же источника С.
Убедитесь в том, что и А, и В – первоисточники, и не считайте что-то «фактом», пока это не подтверждено двумя независимыми источниками.