Всего 10 вопросов (можно и НЕ проводить)




Тема классного часа: «Умеем ли мы слушать и слышать друг друга»

Разработка классного часа поможет подросткам:

· отличать понятия «слушать» и «слышать»,

· узнать, что такое активное и пассивное слушание, а также

· определить собственное умение слушать других людей, узнать о некоторых полезных советах психолога по данной теме.

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать» - говорил мыслитель Плутарх.

Мы слышим ушами, это физическая способность человека, данная ему с рождения. Исследования показывают, что мы слышим половину сказанного (50%), слушаем половину услышанного (50%) и понимаем половину того, что слушали. Слушание – пассивный процесс. Концентрация внимания сохраняется сама собой не более 1 минуты. В это время воспринимаемая нами информация записывается в так называемую кратковременную память. Она имеет ограниченную емкость и защищает наш мозг от перегрузки. Если «записанная» информация не распознается нами как предназначенная для обработки и анализа, она забывается. Человек сам делает выбор, какое значение придавать тому, что он слышит, поэтому процесс слушания требует активного включения и сознательных усилий, порой значительных. Мы слушаем лишь на 25% своего потенциала. Это означает, что мы игнорируем, забываем или понимаем неправильно 75% того, что слышим. Процесс слушания – это комбинация того, что мы слышим, понимаем и запоминаем.

Учёные подсчитали, что из времени, необходимого для общения с окружающими людьми: 9 % - мы пишем, 16 % - читаем, 30% - говорим, 45% - слушаем.

Сегодняшнее занятие посвящено одному из важнейших умений — слушать другого человека.

Каждому из нас приятнее общаться не с тем человеком, который умеет говорить, а с тем, кто умеет нас слушать. Исследования показывают, что не более 10 % людей умеют выслушать собеседника. Каждый человек хочет видеть в своем собеседнике внимательного и дружески настроенного слушателя.

1. Ссылка на видео:

https://vk.com/video?q=%22%D0%91%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%BE%D0%B9%20%D0%A3%D1%85%22%3A%20%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&z=video-105761904_456239689

«Большой Ух» (1989). Рисованный советский мультфильм Мультфильмы.

Пример из мультфильма «Большой Ух» об умении слушать и слышать (просмотр фрагмента). Можно весь, а можно с 06.25 минуты до конца.

Умение слушать по-настоящему – наивысшая форма вежливости!

Без умения слушать эффективное общение невозможно, но в наше время это умение уже пора заносить в Красную книгу. Поскольку общение теперь все больше и больше идет по визуально-текстовым каналам связи (электронная почта, чаты, форумы и т. п.), умение слушать притупляется в нас все сильнее.

СлУшание включает в себя два аспекта:

- способность Понимать слышимое;

- способность Анализировать и Систематизировать полученную информацию для сохранения ее в памяти и дальнейшего использования.

Слушание можно разделить на два типа (вида): активное и пассивное.

Пассивное слушание.

Это слушание наиболее распространено. Мы слушаем вполуха, улавливая одни фрагменты разговора и пропуская другие. Результатом этого нередко бывают такие ситуации:

«Не забудь, что сегодня вечером мы с тобой собирались куда-нибудь выбраться».

«Неужели? Впервые слышу, ты же мне ничего об этом не говорила».

«Как же не говорила, а два дня назад? Ты просто меня тогда не слушал».

Мы часто пропускаем мимо ушей то, что нам говорят - в особенности те люди, кого мы хорошо знаем и часто видим.

Активное слушание

Такое слушание требует концентрации внимания и мобилизации внутренних сил.

Вы прилагаете настоящие усилия, чтобы понять точку зрения собеседника.

Вы слушаете его, воспринимаете то, что он говорит, откладываете полученную информацию в своей памяти, а потом, при необходимости, возвращаетесь к ней.

(Если вы действительно слушаете активно (то есть слушаете по-настоящему), вы вскоре почувствуете, что ваша голова «гудит» от роящихся в ней мыслей.)

Что мешает слушать активно:

лень;

разные взгляды,

разные точки зрения;

сильные эмоции;

физическая усталость;

желание говорить самому;

рассеянность и отсутствие концентрации внимания;

отношение к собеседнику (неприязнь, антипатия).

Упражнение «Марфуша» помните? Это вам знакомо, верно?

 

Тест «А как вы умеете слушать?»

Всего 10 вопросов (можно и НЕ проводить)

Вопросы теста «А как вы умеете слушать?»: 1. Продолжаете ли вы беседу, если тема для вас не интересна? 2. Раздражают ли вас манеры собеседника? 3. Можете ли вы быть резким, если вам не понравилось слово? 4. Беседуете ли вы с незнакомцем? 5. Можете ли вы слушать, а сами думать о своём? 6. Перебиваете ли вы собеседника? 7. Меняется ли ваш голос в зависимости от собеседника? 8. Легко ли вы меняете тему беседы? 9. Если собеседник произносит слова неправильно, вы его поправляете? 10. Можете ли вы говорить свысока с собеседником? Подсчёт результатов: Всегда – 2 балла Часто – 4 балла Иногда – 6 баллов Редко – 8 баллов Никогда – 10 баллов   Сумма баллов (подводим итоги): чем больше сумма, тем лучше умение слушать.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: