Согласно теории социального научения американского психолога Джулиана Роттера, социальное поведение можно описать с помощью следующих понятий:
1) поведенческий потенциал — каждый человек обладает определенным набором действий, поведенческих реакций, сформировавшихся в течение жизни;
2) на поведение человека влияет его ожидание, его субъективная вероятность, с какой, по мнению человека, определенное подкрепление будет после определенного поведения вопределенной ситуации (если человек считает, что существует высокая вероятность того или иного подкрепления в данной ситуации, он более быстро усваивает требуемое поведение, соответствующее ситуации и подкреплению);
3) на поведение человека влияет характер подкрепления, его ценность для человека (разные люди ценят и предпочитают разные подкрепления: кто-то более ценит похвалу, уважение со стороны других, кто-то более ценит деньги, или более чувствителен к наказанию и т. П.);
4) на поведение человека влияет его «локус» контроля: — экстернал либо интернал, чувствует ли он себя «пешкой» либо считает, что достижение его целей зависит от собственных усилий. Экстерналы возлагают ответственность за все происходящие с ними события на других людей и внешние обстоятельства. Интерналы считают себя ответственными за все хорошие и плохие события их жизни. Легче поддаются влиянию и внешнему управлению экстерналы, их поведение легче программируется изменением внешних воздействий, ситуаций, стимулов и подкреплений.
Поведенческий потенциал, по мнению Роттера, включает 5 основных блоков поведенческих реакций, «техник существования»:
1) поведенческие реакции, направленные на достижение успеха, результата, служат основанием социального признания;
2) поведенческие реакции приспособления, адаптации — это техники согласования с требованиями других людей, общественных норм и т. П.;
3) защитные поведенческие реакции — используются в ситуациях, требования которых превышают возможности человека в данный момент (это такие реакции, как отрицание, подавление желаний, обесценивание, затушевывание и т. П.);
4) техники избегания — поведенческие реакции, направленные на «выход из поля напряжения», уход, бегство, отдых и т. П.;
5) агрессивные поведенческие реакции — это может быть и реальная физическая агрессия, и символические формы агрессии: ирония, критика другого, насмешка, интриги, направленные против интересов другого человека и т. П.
Бихевиоризм является психологической основой поведенческой психотерапии и поведенческого направления в медицине. В данном контексте здоровье и болезнь рассматриваются как результаты того, чему человек научился или не научился в жизни. В соответствии с этим цель поведенческой психотерапии – устранение патологического симптома путем замены неадаптивных способов поведения на адаптивные в процессе научения.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология - направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети ХХ в. И выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам.
Представители: Вольфганг Кёлер, Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Курт Левин.
Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.
Основное положение гештальтпсихологии заключается в следующем: явление как целое не есть просто сумма его частей. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Отдельно взятая часть не дает точного представления о целом. В сознании человека части собираются в целое, организуют гештальт.
Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) – центральное понятие гештальтпсихологии, не имеющее точного эквивалента в русском языке. Гештальт – качество формы, функциональная структура, упорядочивающая многообразие отдельных явлений. Гештальт — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей.
Представители гештальтпсихологии предположили, что все разнообразные проявления психики подчиняются законам гештальта. Части тяготеют к образованию симметричного целого, части группируются в направлении максимальной простоты, близости, равновесия. Тенденция каждого психического феномена – принять определенную, завершенную форму. Если гештальт не завершен, он оставляет в психике напряжение. В последующем это становится причиной многих проблем.
Принципы гештальта
Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
- близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию восприниматься вместе),
- целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности),
- замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную форму),
- смежность (близость стимулов во времени и пространстве).
Согласно гештальтпсихологии, основными свойствами восприятия являются закон константности восприятия и отношение фигура/фон.
Фигура и фон
Часть того, что мы воспринимаем, выступает отчетливо и наполнено смыслом, в то время как остальное лишь смутно присутствует в нашем сознании. Первое – фигура, второе – фон. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон. Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.