Методические рекомендации по выполнению учебной проектной деятельности по модулю «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися»
Учебная проектная деятельность по модулю «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися» – это специально организованная, мотивированная самостоятельная деятельность студентов, имеющая основной целью решение определенной практически значимой проблемы, оформленная в виде конечного продукта, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности.
Итогом учебно-проектной деятельности является модель коррекционно-развивающей работы[*]. В качестве модели коррекционно-развивающей работы может выступать программа коррекционно-развивающей работы, банк психотехнических средств для оказания помощи в рамках конкретной симптоматики, методика развития, коррекции, профилактики, алгоритм коррекционно-развивающей работы с определенной категорий обучающихся, комплексная система коррекционно-развивающей работы с определенной проблемой и другое.
Результат учебной проектной деятельности (учебный проект, подготовленная модель) выносится на экзамен по модулю «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися». Формой экзамена является защита учебного проекта.
Учебный проект может выполняться индивидуально (индивидуальный проект) или мини-группой (групповой проект). Индивидуальный проект разрабатывается для решения более узкой практической задачи: подбор конкретного подхода к анализируемому случаю, обоснование метода оказания помощи обучающимся, подготовка программы коррекционно-развивающей работы в рамках определенной симптоматики. Групповой проект – шире по объему моделируемой работы: разработка комплексной помощи, многоаспектность адресной помощи, разноуровневость коррекционно-развивающей работы. В групповом проекте участвуют не более 3 студентов.
|
Алгоритм самостоятельной подготовки учебного проекта по модулю «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися»
Подготовка учебного проекта состоит из трех этап: 1— разработка проекта; 2 — подготовка презентации; 3 — подготовка доклада выступления на защите проекта.
При самостоятельной подготовке учебного проекта важно:
1. Определить цель и задачи коррекционно-развивающей работы с разными категориями обучающихся. Цель может отражать направленность работы на определенную проблему (нарушение, девиацию и др.), особенность развития обучающихся (особые образовательные потребности), образовательный либо воспитательный аспект (трудности социализации, адаптации, учебной мотивации, успеваемость и т.п.). Задачи проектируемой модели отражают содержание коррекционно-развивающей работы в соответствии с замыслом проекта и прогнозируемым результатом.
2. Определить целевую и реализуемую аудиторию модели коррекционно-развивающей работы с различными категориями обучающихся. Кто является объектом коррекционно-развивающей работы, индивидуальная она или групповая, количество участников, реализуемых модель коррекционно-развивающей помощи. Их общая характеристика.
3. Определить для учебного проекта и научно обосновать теоретическую базу модели. Проанализировать соответствующие источники и описать теоретическую базу, в рамках которой реализуется модель коррекционно-развивающей работы.
|
4. Выделить из информационных источников показатели и условия эффективности коррекционных и развивающих мероприятий в соответствии с целями проектируемой модели.
5. Подобрать адекватные задачам технологии коррекционно-развивающей работы (с кратким описанием).
6. Проанализировать основные принципы коррекционно-развивающей деятельности в структуре психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и на их основе спрогнозировать возможные результаты актуализации проекта реализуемой модели.
Примерная структура учебного проекта
Введение. 1,5–2 страницы с описанием актуальности темы учебного проекта, цели и задач проекта, целевой и реализуемой аудитории, других формальных параметров проектируемой модели (условия, этапы, длительность, время отдельных мероприятий). Во введении можно показать новизну проектируемой модели коррекционно-развивающей работы, ее отличия от уже существующих моделей, оригинальность. Важно показать значение проектируемой модели в решении конкретных психологических задач: направленность на повышение психического здоровья обучающихся, обеспечение развития, регуляцию детской активности, снятие симптоматики, предупреждение возможных отклонений, нарушений и т.д. Следует указать, насколько целесообразна разрабатываемая модель коррекционно-развивающей работы в конкретных временных условиях, для определенного возрастного этапа развития, с привлечением дополнительных участников и др.
Раздел 1. Теоретическое обоснование модели коррекционно-развивающей работы (название уточняется в соответствии с темой проекта). 7–8 страниц. Раздел может включать в себя:
|
- краткое описание теории, в рамках которой подбираются техники и приемы проектируемой модели;
- анализ принципов, служащих основанием для построения и реализации модели коррекционно-развивающей работы,
- обоснование возможных результатов коррекционной и развивающей работы,
- показатели эффективности коррекционных и развивающих мероприятий в соответствии с целями проектируемой модели.
Все проанализированные источники подтверждаются соответствующими ссылками.
Раздел 2. Психотехническое обеспечение коррекционно-развивающей работы с обучающимися (название уточняется в соответствии с темой проекта). 7–10 страниц. Раздел включает полное описание средств достижения цели и задач коррекционно-развивающей работы: описание мероприятий, занятий, упражнений, игр и т.д.
Список источников. 15-20 информационных источников. Список оформляется в соответствии с ГОСТ (см. приложенный файл).
Приложение. Прилагается любой стимульный материал, раскрывающий содержание модели коррекционно-развивающей работы.