МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в
учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования
Извлечения в контексте заявленной тематики
Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, в котором подчеркивается актуальность внедрения в систему непрерывного образования технологий психолого-педагогического и социально-педагогического сопровождения. В этом документе подчеркивается, что, в последнее десятилетие в системе образования России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе — психолого-педагогическое сопровождение. В последнее время разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируется его инфраструктура (психолого-педагогические и медико-социальные центры, школьные службы сопровождения, профориентационные центры, центры психолого-педагогического консультирования, психолого-медико-педагогические комиссии, кабинеты и службы доверия, социально-педагогические и социально-психологические службы, и др.).
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению школьников в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования определяют, что объектом сопровождения выступает образовательный процесс (учебно-воспитательный процесс), предметом деятельности являются ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
— предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
— помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
— психологическое обеспечение образовательных программ;
— развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов[10].
Данный документ не выделяет специально социально-педагогическое сопровождение, но необходимо учитывать, что психолого-педагогическое сопровождение в рамках профессиональной психолого-педагогической деятельности чаще всего невозможно без создания социально-педагогических условий. А социально-педагогическое сопровождение в системе непрерывного образования невозможно без психологической составляющей. Поэтому обратиться к этому документу необходимо как социальному педагогу, так и психологу.
Выявление и поддержка одаренных детей видится важной целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в основной системе и системе дополнительного образования детей. Среди задач, которые необходимо решать в сопровождении одаренных детей, можно выделить следующие:
— разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
— формирование адекватной самооценки;
— охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
— профилактика неврозов;
— предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников;
— развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных детей.
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения[1].
Комплексная программа социально-педагогического сопровождения может содержать:
1) актуальность проблемы социально-педагогического сопровождения той или иной категории детей на определенной ступени образования, характеристику и постановку проблемы, требующей решения;
2) цель и задачи социально-педагогического сопровождения обучающихся на той или иной ступени среднего (полного) общего образования, описание ценностных ориентиров, лежащих в её основе;
3) направления деятельности по социально-педагогическому сопровождению, духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, их социализации, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, формированию экологической культуры, отражающие специфику образовательного учреждения, просветительской и методической работы с участниками программы, потребности участников процесса социально-педагогического сопровождения;
4) содержание, виды деятельности и формы работы с обучающимися, педагогами и родителями по каждому из направлений социально-педагогического сопровождения;
5) описание этапов и используемых технологий социально-педагогического сопровождения в образовательном учреждении; основные направления педагогической поддержки по социокультурной деятельности обучающихся с учётом особенностей сложившегося уклада образовательного учреждения; или модель организации работы по социально-педагогическому сопровождению обучающихся;
6) условия, необходимые для успешной реализации программы социально-педагогического сопровождения;
7) перечень основных мероприятий по реализации данной программы, в соответствии с направлениями и этапами социально-педагогического сопровождения;
8) планируемые результаты социально-педагогического сопровождения для всех участников программы;
9) литературу, необходимую для реализации программы.
Источники по теме:
1. Конституция РФ; Закон РФ «Об образовании»;
2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
3. Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
4. Постановление правительства РФ от 31.07. 1998 г. № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»;
5. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03 № 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
6. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 867.
Литература и интернет - источники по теме:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. 1988. С. 331-348.
2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. - М. 1994.
3. Бочарова В.Г., Плоткин М.М. Школьник в микрорайоне. - М. 1986.
4. Галич Г. О. и др. Профилактика девиантного поведения детей и подростков.// Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. - Выпуск № 20 / 2010.
5. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение подростков с делинквентным поведением. – СПб.: ЗАО «ПОНИ», 2008.
6. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. - М., 1993.
7. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. - М.: Сфера, 2000.
8. Социальная педагогика. Сайт И.А. Липского https://www.social-pedagog.edu.mhost.ru
9. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Социальная педагогика». - М., 2008.
10. Широких А.Ю. Проблема психолого-педагогического сопровождения социальной адаптации школьников.
11. Юсупов В.З. Проектирование адаптивной образовательной среды. – Киров, 2001.
[1] Рекомендации подготовлены на основе научно-исследовательских материалов ВНИКа под руководством доктора психологических наук Н.Ю. Синягиной и кандидата психологических наук С.Г. Косарецкого.