Возвращаясь к новым зданиям, заполняющим старые кварталы, нельзя не вспомнить Фриденсрайха Хундертвассера, создателя оригинальных проектов в «экологическом» стиле.
Уроженец Вены художник и архитектор Хундертвассер изложил свою архитектурную концепцию в нескольких манифестах и воплотил во множестве проектов. Его Идеальный Дом — это безопасная уютная нора, которую сверху покрывает трава, но нора со множеством окон-глаз. В Новой Зеландии Хундертвассер построил дом, где крыша переходит по бокам в холм. На ней растет трава, которую иногда приходят пощипать овцы.
Хундертвассер считал, что нельзя жить в одинаковых домах-коробках: людям от этого плохо. Каждый жилец имеет право высунуться из своего окна и раскрасить или как-то иначе изменить стену вокруг него, куда рук и кисти хватит (не говоря уже о внутренности дома). Он возглавил несколько проектов по реабилитации бывших мануфактур — унылых коробок, которые он превращал в сказочные терема. Как и Гауди, Хундертвассер широко использовал битую керамическую плитку: делал из нее мозаику, расцвечивающую до этого ровную и тоскливую поверхность. Он также насаживал на дома золотые или голубые купола-маковки, нарушающие монотонность прямой крыши, и оборудовал в стенах ниши для деревьев.
Справка:
В Вене насчитывается четыре здания, построенные по проектам знаменитого эколога от архитектуры. Главное – Дом Хундертвассера, строительство которого завершено в 1985 году. Удивительное сооружение: «холмистая» этажность, крыша покрыта землей и травой. Внутри некоторых комнат высажены деревья. Это жилой дом, в котором находится 52 квартиры, 4 офиса, 16 частных и 3 общие террасы и … 250 деревьев и кустарников.
|
— Построенный по проекту архитектора Хундертвассера завод по переработке мусора находится недалеко от исторического центра Вены, в жилом районе Шпиттелау. Это удивительное месторасположение и поражающее своим своеобразием здание, — рассказывает г-н Уренёв. — Архитектура Хундертвассера удивительным образом сочетает в себе современные формы с мотивами народных промыслов. При всем желании не получается рассматривать подобные здания как промышленные объекты.
Интересно, что Хундертвассер взялся за преобразование завода только после того, как бургомистр Вены обещал использовать новейшие очистительные технологии (в данный момент австрийская технология сжигания мусора продается во всем мире). С 1992 года в центре Девятого округа на берегу канала внимание туристов привлекает любопытное здание с большой трубой, покрытой синей керамической плиткой, увенчанной позолоченным куполом-луковицей. Своеобразным внешним видом завод обязан Хундертвассеру.
Эксперименты Захи Хадид
Вена традиционно была городом архитектурных экспериментов. И сегодня здесь продолжается строительство жилых домов по проектам знаменитых архитекторов всего мира. Буквально рядом с мусороперерабатывающим заводом расположен жилой комплекс, который проектировала Заха Хадид, представительница деконструктивизма, британский архитектор арабского происхождения. В 2004 году Заха Хадид стала лауреатом Притцкеровской премии — аналога Нобелевской премии в архитектуре. Жилой комплекс «Виадук Шпиттелау», построенный по проекту госпожи Хадид в Вене, известен меньше, чем проект музея Гуггенхайма на Тайване или лыжный трамплин в Инсбруке, но полностью выдержан в свойственном архитектору стиле.
|
— Это необычный жилой комплекс, — говорит Валерий Павлович. — Вдоль него с двух сторон проходит трасса. И если мусороперерабатывающий завод в этом месте вполне объясним, то пребывание жилого комплекса кажется недостаточно удачным. Венские архитекторы говорят о проблеме продажи там квартир и о сложностях с заселением комплекса. Захе Хадид свойственна динамичная архитектура, и мне кажется, что она меньше внимания уделяет функциональности. В комплексе наклоненные наружу стены, и приходящих покупателей это до некоторой степени смущает. Поэтому пока дом используется как студенческое общежитие университета.
Что характерно для Вены — современная комплексная застройка расположена за пределами старого города, там архитекторы позволяют себе экспериментировать: построены высотные здания, небоскребы, районы застраиваются с учетом хорошей инфраструктуры, транспорта, подъездов и, конечно, благоустройства. В новых районах — те же 7–9-этажные здания, в общем-то, похожие на наши, но, безусловно, качество и архитектура зданий намного выше отечественных.
Комплексное строительство в новых районах Вены начинается с разработки генерального плана территории и детальной планировки. Ансамбли и система площадей требуют четкого обоснования, реализации пространственной планировки. При этом венские городские власти прислушиваются к мнению специалистов, без решений архитекторов строительство невозможно.
Как уже говорилось, у жителей Вены можно многому научиться, и в плане архитектуры особенно. Недаром Одесский архитектурный институт ОГАСА вот уже несколько лет проводит совместные учебные семинары с участием будущих архитекторов Венского университета и Львовской Политехники.
Людмила Заболотная
https://dom.com.ua/item/85/article.htm