DOM.COM.
Вена – Одесса: учимся архитектуре
2008-10-03 10:52:12
Опубликовано в разделе: Мир
Тэги: Европа Архитектура
Одесситам, болезненно относящимся к вопросам любого вмешательства в архитектурную среду старого центра, есть чему поучиться у жителей Вены. В столице Австрии умеют бережно относиться к архитектурному наследию, тонко сочетая старую архитектуру и новое строительство.
Почему Вена, древний город, с историей в две с половиной тысячи лет, смогла не только сохранить лучшие памятники архитектуры, но и продолжает активно внедрять проекты архитекторов-новаторов? Об этом рассказывает директор архитектурно-художественного института ОГАСА, профессор архитектуры Валерий Уренёв, побывавший в Венском университете, где обсуждалась возможность организации совместного конкурса среди студентов по застройке исторической части Одессы.
Новый старый город
Каждый, кто хоть однажды посетил Вену, обязательно влюбляется в ее дома, улицы, площади, парки. Неслучайно столица Австрии занесена в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО. Вена сегодня — политический и духовный центр мирового масштаба и практическое пособие по архитектуре для многих поколений архитекторов. Особенно это ощутимо в историческом центре.
Старая Вена производит удивительное впечатление — дома на ее улицах как бы не имеют возраста. Создается впечатление, что они были построены вчера или всего несколько лет назад. Даже по сравнению с другими зарубежными городами, Вена поражает удивительной хозяйственностью, желанием сохранить архитектуру в первозданном виде. Идя по улицам Вены, не увидишь не только ни одного аварийного здания, но и просто дома в неухоженном состоянии.
Понятно, что дело не только в хозяйственности, но и в высочайшем уровне культуры, сохранении традиций в архитектуре и искусстве.
|
— Меня поразило то, что в историческом центре города появляются новые объекты, которые «вставлены» настолько деликатно и аккуратно, что ни в коем случае не спорят со старыми домами, — рассказывает Валерий Павлович. — Максимальная высота новых зданий никогда не превышает стоящих рядом домов. Ни один не выступает выше других, что дает возможность воспринимать улицу в целом, в существующей ансамблевой застройке. Если в ансамбле появляется инородное тело других масштабов, параметров, оно влечет за собой совершенно иное восприятие. Такое в центре Вены просто невозможно.
Справка:
В «Музеумквартир» (квартале музеев) напротив известных венских музеев располагается новый квартал, занимающий почти 60 тыс. м2. Среди шести музеев, расположенных в MQ (как сокращенно называют венцы квартал музеев), особо выделяются Леопольдмузеум, музей современного австрийского искусства, самый значительный из существующих музеев подобного типа, и MUMOK, музей современного искусства фонда Людвига (самый большой музей в Европе по количеству произведений современного искусства в стиле «модерн»). Оба здания разительно отличаются от окружающей архитектуры. Здание MUMOK, нарочито брутальное снаружи, поражает артистизмом внутренней отделки. В целом Музеумквартир впечатляет своей целостностью и удивительным сочетанием стилей разных эпох.
Особенности венской реконструкции
В столице Австрии существуют 134 заповедные зоны и 24 тысячи охраняемых зданий, из которых 17 тысяч признаны памятниками. Все объекты в охранных зонах разделены на две группы: ценные и заполняющие. К первым относятся здания, которые имеют большое значение для городского ансамбля и должны сохраняться полностью, их снос категорически запрещен. К заполняющим объектам относятся те, которые по архитектуре и качеству строительства не являются доминантами городского ансамбля. В отношении их допускается частичный или полный снос и изменение формы.
|
— Ни одно здание в Вене не живет само по себе, — дополняет Валерий Павлович. — Все гармонично связано ансамблевой застройкой. При этом венские архитекторы смело надстраивают мансардные этажи. Мансарды самых разных архитектурных решений появляются над зданиями стиля барокко и классицизма, ампира и модерна. Технологически мансарда может быть и сплошного, и ленточного остекления, но при этом настолько вписывается и гармонирует и по цвету, и по архитектурной форме, что целостное восприятие здания абсолютно не нарушается.
Доминирующий признак города: нет переулка или улицы, которые бы не соответствовали стилю старой Вены.
Справка:
Напротив Венской Оперы находится знаменитый отель «Захер». Только здесь имеют право продавать тот настоящий, единственный Захер-Торт. Свое 130-летие венский отель отметил пристройкой к основному зданию двухэтажной мансарды в совершенно современном, нехарактерном для классической архитектуры отеля стиле. При этом мансардные этажи удивительным образом сохранили внутренний стиль старого Sacher. Известный французский декоратор Пьер-Ив Рошон вместе с владелицей гостиницы Элизабет Гюртлер развесил в коридорах живопись и графику, которой отель славился еще в начале века — со времен своей знаменитой хозяйки Анны Захер.