Расово-анторопологическая школа.




НАТУРАЛИЗМ В СОЦИОЛОГИИ Х1Х-нач.ХХ вв.

 

В это время наблюдается расцвет в европейской социологии школ “одного фактора”. Все они связаны с той или иной естественной наукой. Цель этих школ - найти главный, единственный фактор, определяющий общественное развитие и содержание общественного прогресса. Социальный мир рассматривается в них по аналогии:

а) с физическим миром (физикализм и механицизм в социологии);

б) с биологическим миром (органицизм в социологии);

в) акцент на географические факторы (социогеография);

г) приоритет расовых, этнических факторов (расово-антропологические концепции);

д) упор на эволюционные факторы (социал-дарвинизм).

Механистическая школа.

Своим появлением отражала престиж методологии классического естествознания в социологии.

К механистической школе условно можно отнести социологические концепции, которые сравнивают социальные процессы и явления с физическими процессами и явлениями, а также используют для объяснения социального мира понятия механики, физики в широком смысле, энергетики и т.п.

Механицисты развили понимание общества как статического агрегата частей (в противоположность органическим концепциям общества), прототипом которого было понятие механизма, взятое в его отличие от живого организма. «Агрегатная» концепция общества способствовала применению статистических методов в социологии, опиравшихся на соответствующее понятие целого.

Широко использовал количественные данные и их графические представления американский экономист и социолог Генри Чарльз Кэри (1793-1879), автор одной из первых развернутых механистических теорий в социологии Х1Х века.

Главные социологические работы: «Основания социальной науки» в 3-х т.т.; Единство закона в соотношениях физической, социальной, психической и моральной науки».

Кэри искал простые законы, управляющие материей во всех ее формах и одинаково верные для физических и социальных наук, отличающиеся лишь объектами приложения и способом выражения.

Например, физические законы тяготения, притяжения и отталкивания принимают соответствующие социальные формы ассоциации и концентрации населения. Человек для Кэри – это молекула общества, а ассоциации – разновидность «великого закона молекулярного притяжения».

Из принципа неуничтожимости материи, по его мнению, очевидно, что производство и потребление – простые превращения вещества, торговля – перемещение вещества в пространстве и т.д.

Революция естествознания начала ХХ века.

Наиболее яркий представитель – Вильгельм Фридрих Оствальд, немецкий физико-химик (1853-1932). Написал «Энергетические основания наук о культуре».

“Физиосоциология” - социальная концепция написана под влиянием успеха термодинамики на рубеже Х1Х-ХХ вв.(процесса превращения энергии).

Энергия - единственная субстанция мира, а все социальные явления - суть трансформация свободной энергии в связанную. Критерий общественного прогресса: улучшение использования свободной энергии. Чем больше количество связанной полезной энергии получено в таком преобразовании, тем значительней прогресс культуры.

«Последним обоснованием общественного прогресса является то, что благодаря постепенно совершенствующейся организации человеческих групп все лучше и лучше осуществляется использование человеком свободной энергии мира. Такое использование совершается двумя способами, которые и являются как бы сущностью социальной эволюции: разделением и сочетанием труда».

Общественный порядок и государство у Оствальда - условия лучшего преобразования энергии.

Идеи социальной физики развивали: В.М.Бехтерев, Альфред Лотка, Вильфредо Парето и др

Место в истории социологии. С.А.Эфиров “Механицизм в социологии” М. 1986 г.: несостоятельность этой редукционистской теории, давали лишь псевдообъяснения. Но они внесли заметный вклад в методику социальных измерений и сегодня есть их влияние в использовании в социологии кибернетики и общей теории систем.

Социогеография.

Предшественники: А. Гумбольд и К. Риттер. Они исследовали взаимодействие природы и культуры, т.е. влияние человека на обитаемые пространства и наоборот (инвайроментальная социология сегодня). Полезным результатом социогеографии было внимание к пространственному распределению населения и к экологии человека.

Фридрих Ратцель (1844-1904), немецкий зоолог, журналист-путешественник, социолог, профессор географии Лейпцигского университета.

“Антропогеография” - социальная концепция, в которой он исследует связь природной среды и деятельности человека (в какой мере последний определяется географической средой). Позже прямая каузальная связь природы и социальной жизни подверглась критике, но и возникла инвайроментальная социология.

Пытался объединить методы и понятия биологии, этнографии и географии. Антропогеографию считал частью общей биогеографии. Предлагал пользоваться обычными экологическими и эволюционными понятиями при изучении политического и экономического развития.

Все последствия среды Ратцель делил на статические (закрепляемые в основном в постоянных биопсихических свойствах индивидов) и динамические (изменяющиеся исторические результаты социально-политической организации).

Длительное воздействие географических факторов (особенно климата и пространственного расположения) – причина соматических и психических различий между группами людей.

Горы и пространственная замкнутость вырабатывают у населения традиционализм, довольство малым, узкий национализм, а равнины и море – тоску по пространству, дух экспансии и смелых начинаний.

Естественные границы (горы, море) способствуют появлению изолированных социальных групп со слаборазвитой политической властью, а равнины – централизации и сильной власти для защиты от набегов кочевников, позднее переходящей в крупную социально и культурно интегрированную государственную организацию.

Государства функционируют как живые организмы, подверженные естественным процессам роста и упадка. Они не могут быть удержаны в строгих границах. Ареал, пространство (Raum) и местоположение (Lage) – необходимые факторы при возникновении государств. Выживание наций или культур связано с их способностью к экспансии и улучшению своего географического положения.

Эти свои идеи Ратцель обобщил в 7 законов “пространственного роста государства”:

1. Для увеличения народонаселения необходимо расширение территории.

2. Высшее призвание народа - это увеличение географического пространства государства.

3. Государства подобно живым организмам. Их нельзя удерживать в рамках жестких границ. Выживание наций связано с их способностью к экспансии….и т.д.

Ратцель сформулировал процесс диффузионизма: основа социального развития - заимствование и распространение культуры. Каналы диффузии: войны, торговля, колонизация, т.е. внешние факторы, а не внутренние как в эволюционизме (социальная дифференциация, классовые конфликты).

Фактически Ратцель проанализировал этногенез разных народов, хотя термина такого не ввел: предметы материальной культуры распространяются и заимствуются по-разному: быстро - наркотики, украшения, медленно - технология. Присутствие в данной культуре медленно распространяющихся предметов другой культуры свидетельствует, что данный этнос входит в состав обладателей данной культуры.

Идеи Ратцеля были использованы для оправдания колониальной политики Германии. Хаусхоффер - основатель немецкой геополитики. Обст, Мауль - “певцы” расширения жизненного пространства Германии.

Нет оснований считать Ратцеля расистом: в работе “История человечества” дана цельная картина жизни примитивных народов, где он высоко оценил вклад разных народов в мировую культуру.

Карл Хаусхоффер (1869-1946).

Профессор географии Мюнхенского университета: теоретик, идеолог, стратег гитлеровской экспансии. Он привлекал выводы расово-антропологической школы и биологических исследований. Издавал “Журнал геополитики”, который прекратил свое существование с поражением фашизма и с самоубийством Хаусхоффера.

Современные преемники Хаусхоффера в Германии: у них видные позиции в социологии, политике, международных отношениях. Они усиленно разрабатывали стратегию и тактику в 70-80-х по присоединению восточных земель к ФРГ.

Общая проблематика социогеографии в Германии: анализ социального пространства, а также зависимость социальной жизни от среды.

Французская школа социогеографии.

Жак Элизе Реклю (1830-1905), географ, социолог, теоретик анархизма, учился в Берлине у Риттера, путешествовал и профессионально занялся географией. Вступил в 1 Интернационал, поддержал Бакунина, защищал Парижскую Коммуну. С Кропоткиным издавал ряд периодических изданий анархистского толка. Одновременно занимается социогеографией. Мировая известность и золотая медаль Парижского общества: 19-томная энциклопедия “Земля и люди”.

В центре внимания его концепции влияние внешней среды на общество. З основных закона социального развития:

1. Разделение общества на классы и борьба классов между собой.

2. Соц. революция как процесс поиска равновесия между классами.

3. Преобладающая роль личности в обществе. Теория героев.

Здесь перекликается с идеями Н.К.Михайловского, но он шире брал эту проблему: главный критерий общественного прогресса - это распространение гениев и их лучшее использование.

Главная социальная проблема - это проблема свободы личности - с точки зрения социалистического анархизма.

Поль-Видаль де ла Бланш (1845-1918).

Он расширил горизонты географического подхода и дал ему место среди социальных наук. Продолжатели: Марк Блок, Люсьен Февр. Он основатель Французской географической школы, но известность приобрел благодаря своей педагогической деятельности и своим ученикам.

В соц. концепции развивал идеи взаимодействия между социальными группами и окружающей средой, утверждая, что ландшафт не только продукт природных событий, но и трудовые человеческой группы оставляют свои следы и новые условия существования для наследников.

Расово-анторопологическая школа.

Базовые постулаты.

1. социальная жизнь и культура – продукт расово-антропологических факторов.

2. Расы не равны между собой, и это обуславливает неравенство соответствующих культурных творений

3. Социальное поведение людей целиком или преимущественно детерминировано биологической наследственностью.

4. Расовые смешения вредны.

Наиболее подробно и детально она развивалась в Германии, с опорой на эмпирический материал.

Отто Аммон (1842-1916) - основатель антропо-социологии, проводил огромное количество антропометрических исследований (в основном студентов и новобранцев). В результате вывел социометрические и социо-психологические характеристики нордической расы. В работе “Общественный порядок и его естественные основы” он анализирует функции социальных институтов с позиций учения о расах и социо-дарвинизма.

Основные положения: наиболее благоприятное развитие общества происходит благодаря: а) культивированию нации; б) внутри нации - благодаря созданию элитных социальных слоев;

в) в международном взаимодействии - благодаря избранным народам.

Аммон попытался установить связь между классовой принадлежностью и головным индикатором этноса (%-ное соотношение ширины головы к ее максимальной длине), между степенью распространенности плоскостопия в этносе и его здоровьем.

Пытался доказать, что брахикефалы обладающие в среднем более низким статусом и живущие в деревне, - это потомки коренного населения древней Европы. Долихокефалы же – люди с более высоким статусом и живущие в городах – формировались из потомков германских завоевателей, селившихся в городах, и из наиболее активных «длинноголовых» жителей деревень. Высшие слои сформировали замкнутое сословие и не допускали снижения социального статуса своих потомков; горожане не мигрировали в деревню. Поэтому социальная дифференциация выражает изначальную антропологическую дифференциацию. Но число «короткоголовых» возрастало вследствие феодальных войн и низкой рождаемости в высших слоях.

Людвиг Вольтман (1871-1907).

Экклектизм его учения: о расах+социал-дарвинизм+социализм.

Цель теоретических и эмпирических исследований: обоснование превосходства германской расы над остальными. Один из идеологов национал-социализма, грубо приписывал все достижения всей мировой цивилизации немецкой расе.

Хаустон Стюарт Чемберлен (1855-1927). Английский германофил, зять Рихарда Вагнера, большую часть жизни прожил в Германии.

Он был провозглашен народным мыслителем Германии, пророком третьего рейха. Главные идеи: “Основы девятнадцатого столетия” (1899), “Обзор арийского мира”.

Суть: высшее достижение мировой истории - создание тевтонской культуры, высочайшая из существующих, прямая наследница арийской культуры, возрождает ее дух.

Французская расово-антропологическая школа.

Жорж Боше де Лапуж (1854-1936).

Делил человечество на две категории: доликокефалов - длинноголовые - нордическая раса; бракикефалы - короткоголовые. Раса - основной фактор исторического процесса. Только, когда во главе нации арийцы, начинается ее развитие, исчезновение арийцев - ее упадок.

Ввел понятие социального отбора. Различал шесть его форм: военный, политический, религиозный, моральный, правовой и экономический. Все формы оказывают пагубное воздействие на общественное развитие, так как уменьшают число белокурых долихокефалов. Его закон эпох гласит: с доисторических времен головной указатель имеет тенденцию к постоянному и повсеместному росту (пессимизм).

Жозеф Артюр де Гобино (1816-1882).

“Опыт о неравенстве человеческих рас” (4 тома). Основные идеи: социальные институты не детерминируют жизнедеятельность рас, но детерминируются ею,

борьба рас - движущая сила развития народов, белая раса - самая способная, особенно ее арийская ветвь. На средней ступени желтая раса. На нижней – черная. При экспансии чистота расы снижается, так как этнические смеси не могут сохранить единый стиль жизни - распад социальных связей - демократия, как наихудшая из форм государственного управления.

Расы эквивалентны популяциям, т.е могут свободно скрещиваться и давать жизнеспособное потомство. Смешение рас ведет к гибели цивилизаций.

Современная социология с разгромом фашизма к идеям расово-антропологической школы обращалась редко, т.к. их создатели или запятнали себя антигуманными режимами, или их идеи были использованы фашистами. Но истина и польза - вещи разные, многие расово-антропологические концепции опираются на доказанные факты и тенденции; во-вторых, эти концепции дали приращение нового знания в социоантропологии, этнографии, в социо- и психолингвистике. Отсюда задача: обеспечить рациональное и гуманистическое применение этих знаний. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. возможно возобновление интереса к некоторым из этих работ по причине активизации национального самосознания многих этносов и роста межнациональных конфликтов в “спокойных районах Земли”.

ИДЕИ СОЦИАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ В НАТУРАЛИСТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

См. Спенсер. Эти идеи в социологии разрабатывали: Конт, Спенсер, Маркс, Дюркгейм, Теннис и др.

Идеи эволюции использовались идеологами социализма, а также другими для подтверждения своих политических пристрастий. Самнер: в обществе выживают наиболее приспособленные, поэтому главное - не мешать эволюции. Маркс и Энгельс: любая цивилизация готовит почву для более совершенной по шкале эволюции.

Социал-дарвинизм.

Единой школы социал-дарвинизма не было. Для первых социал-дарвинизм стал стимулятором гипотез (Спенсер: вспомогательный методологический инструмент). Для вторых социал-дарвинизм стал основанием социальной теории (Беджгот - естественно-научный дарвинизм стал социал-дарвинизмом). Для третьих в социал-дарвинизме наиболее важна была идея социального конфликта. Конфликты Х1Х века способствовали этому (Гумплович). Для четвертых различия были в трактовке общества: что есть социальная реальность: человек и общество/ социологический реализм и номинализм.

Выступал не столько как особое направление, сколько как определенная парадигма, проникшая в разные направления социологической мысли.

Общее для всех:

1. Закономерности социального развития аналогичны закономерностям биологической эволюции.

2. Особый акцент на принципах естественного отбора, борьбе за выживание и выживании сильнейших.

Австрийская школа имела наибольший резонанс (Л.Гумплович, Г.Ратценхофер.

Людвиг Гумплович (1838-1909).

Польско-австрийский социолог. Основные работы: “Раса и государство”, “Расовая борьба”, “Основы социологии”.

Предмет и объект социологии по Г.

Социологический реализм и социологический номинализм - крайности в понимании социального мира: индивидуализм выставляет эгоизм источником социального развития, а коллективизм обещает освободить индивида ото всех забот, кормить и направлять его. Истина - в среднем пути, в сингенизме. Это совокупность “общественного эгоизма“ и общественной симпатии или гармоническое взаимодействие социальных групп. Таким образом, предмет социологии - человечество, а объект - социальные группы. То есть мир движется только группами, стремится вперед группами, в сингенизме суть развития, стимул к развитию и ключ к этому развитию.

Фактически, социологический реализм Гумпловича имеет экстремистский характер: социальные группы у него предопределяют все в существовании индивида, у Г. нет места активности, творчеству, волеизъявлению человека. Социальная среда формирует социальный тип личности, который важнее типа антропологического (горожанин, бюрократ, крестьянин).

Г. часто оперирует термином «раса». Но раса у Г. не биологический, а социокультурный феномен.

Взаимоотношения между группами: единственно возможное отношение - борьба за господство или союз для борьбы с третьей. Со временем суть остается, меняется только форма борьбы. “Примитивная мораль дикарей принимает форму патриотизма, героизма и храбрости”. Таким образом, конфликт у Г. - это универсальный фактор общественной жизни.

Основа конфликта: инстинкт самосохранения в природе в группе принимает социальный характер: “жизнь со своими” и “стремление подавить чужих”. Со временем меняется также только форма морали (убийство пленных сменяется их целесообразным использованием). Здесь еще одно противоречие Г. Социальная среда формирует человека, но природа человека неизменна. Вечность и неизменность законов развития человека.

На заре человеческой истории борьба происходит главным образом между ордами, т.е. группами разделенными антропологическими и этническими признаками. Вначале побежденные просто уничтожались, а впоследствии порабощались победителями. В результате возникает государство, которое является орудием этого порабощения. С возникновением государства конфликты выступают в новой форме как борьба между другими видами социальных групп, классов, сословий, политических партий и т.п.

Наиболее общее деление групп: господствующие и подчиненные.

Конечной причиной всех социальных процессов Гумплович считал стремление человека к удовлетворению материальных потребностей (экономические мотивы – причина всех социальных движений и государственного развития).

Закономерность существует во всех сферах человеческой жизни (в искусстве, науке, философии). Любое произведение - отражение времени и места. Закономерность в общественном развитии: личность ничего не может создать, что не вытекало бы из этих закономерностей. нет никакой свободной воли личности, лишь закон, который управляет обществом.

Развитие человека и общества. Законы этого одни. В разные времена и в разных местах происходит круговоротное течение социальной жизни: зарождение, протекание и упадок.

Есть ли прогресс? - Нет никакого прогресса, ничего не может быть нового в сфере умственной жизни. Новое - индивидуальное понимание, а материал - старый.

«Расовая борьба» (1883). За 20 лет до Самнера ввел понятие «этноцентризма»: это мотивы, исходя из которых каждый народ верит, что занимает более высокое место не только среди современных народов, но и по отношения к народам исторического прошлого.

Густав Ратценхофер (1842-1904).

Номиналист. Социальная группа есть продукт межиндивидуального взаимодействия, организация индивидов для борьбы за существование.

К главным социальным явлениям и процессам относил: самосохранение и размножение индивидов, изменение индивидуального и социального типов, борьбу за существование, враждебность рас, расовую дифференциацию, пространственное расположение, господство и подчинение, изменение интересов, государство, глобальное общество.

1. Сведение социальных явлений к естественным:

В основе поведения человека лежат базовые интересы, природа же интереса - врожденные потребности.Интересы – оссознанные прирожденные биологические потребности и импульсы, которые обуславливают борьбу за существование.

Базовые интересы: прокреативные (продолжение рода), физиологические (питание...), индивидуальные (самоутверждение), - социальные (родственные и групповые связи), - трансцендентальные (мировоззрение и религиозные потребности).

2. Конфликт - главный социальный процесс, т.е. во взаимоотношениях людей существует абсолютная враждебность (они борются за все).

Уолтер Беджгот (1826-1877).

Английский экономист, политолог, социолог, основатель журнала “экономист”.

Главное социологическое сочинение - “Физика и политика” (подзаголовок: Мысли о применении принципов «естественного отбора» и «наследственности» к изучению политического общества».

Особенно важную роль естественный отбор в биологическом смысле играет в начальный период человеческой истории: сильнейшие убивали слабейших как только могли. При этом борьба за существование в мире людей происходит не столько между индивидами, сколько между группами.

Основными социальными законами Беджгот считал стремление одних социальных групп к господству над другими и одних социальных групп над остальными внутри наций.

Придавал значение внутригрупповой сплоченности. В основании поведения группы - полезность привычек для выживания рода. Подражание - главный сплачивающий фактор (более низкий слой подражает более высокому - предшественник Г. Тарда).

Наряду со склонностью подражать существует склонность отличаться от своих предшественников. Другая тенденция общественной жизни - инновация - изменчивость социальных явлений. Развитие общества - совокупность подражания /устойчивости и инновации/изменчивости/.

Оптимальные условия прогресса существуют в тех областях, в которых тенденция к изменчивости (нововведения) и тенденция к подражанию (сплоченность) дополняют друг друга.

Альбион Смолл (1854-1926) - основатель и руководитель первого в мире факультета социологии (Чикаго), Американского социологического общества, журнала “Amerikan jornal of cosi...”. Издал первый учебник социологии в Америке.

Основной предмет социологии - интерес, а социальная жизнь - взаимодействие 6 классов интересов, которые направлены на:

1. здоровье; 2. благосостояние; 3. общение; 4. познание; 5. красоту; 6. справедливость.

Субъективный аспект интереса - желание, а объективный - это то, в чем ощущается потребность (желаемая вещь).

Социальные явления – результат взаимодействия трех основных факторов: 1. Природы, 2. Индивидов, 3. Институтов (способов ассоциации между индивидами).

Назначение социологии -это практические рекомендации как совершенствовать социальные интересы - прагматизм американской социологии.

Почему попал в разряд социал-дарвинистов – не ясно. Высказывался против идеи борьбы за существование.

Уильям Грэм.Самнер (1840-1910). Профессор Йельского университета.

Два основных принципа работ: естественный отбор и борьба за существование. Они имеют решающее, универсальное значение в социальной жизни.

Социальная эволюция неотвратима и неуклонна (как и у Спенсера). Поэтому социальное неравенство - это нормальное и необходимое условие развития общества. Социальное развитие стихийно и никакому реформированию не подлежит.

1894 г. “Абсурдное усилие перевернуть мир”: эволюция знает, что делает, она пробивает себе дорогу через борьбу за существование.

1906 г. “Народные обычаи”. разработал понятия, широко используемые в социальных науках: “мы-группа”, “они-группа”. Отношения в «мы-группе» характеризуются сплоченностью. Отношения с «они-группами» враждебны. Самнер разрабатывает введенное Гумпловичем понятие “этноцентризм”: «взгляд, согласно которому собственная группа представляется человеку центром всего, а все остальные определяются и оцениваются по отношению к ней».

Анализировал в книге большой этнографический материал. Обычаи рассматривал как следствие фундаментальных биологических потребностей людей. Под обычаями понимал все стандартизированные групповые формы поведения, выступающие на уровне индивида как привычки.

Характер и содержание обычаев определяют две группы факторов. 1.интересы. Обычаи являются определенными видами защиты и нападения в процессе борьбы за существование (между собой и с окружающей средой); 2. Мотивы, в основаниях которых тоже лежат интересы. Обычаи – результат воздействия четырех главных мотивов человеческих действий: голода, сексуальной страсти, честолюбия и страха.

Обычаи не являются результатом сознательной воли человека и влияют на его поведение так же как естественные бессознательные силы и импульсы.

Общие выводы.

Представители социал-дарвинизма внесли большой вклад в разработку теории конфликта, анализируя его природу, механизмы, движущие силы.

2. В современном мире резко возрос интерес к теории конфликта:

а) создание технологии оптимизации, минимизации и решения социальных конфликтов.

Льюис Козер и Ральф Дарендорф (теоретики конфликта) полагают. что внимание к этим идеям может усилиться в связи с растущим уровнем социальной конфликтности и напряженности.

Судьба эволюционизма в истории социологии. Сначала критика “голых” схем эволюционизма, поскольку социальная практика их не подтверждает. Эволюционизм стали избегать и на время забыли. Даже, например, типологизацию обществ стали воспринимать как пустую, никчемную возню, лженаучное занятие. В результате социологам задним числом пришлось объяснять такие новые социальные явления как тоталитаризм в Европе, “новые нации” в Африке. Все это привело к осознанию невозможности полного отвержения идей эволюционизма. Вероятно, эти идеи снова найдут применение, так как:

а) на смену одного типа общества - индустриального идет другой - постиндустриальный;

б) очень многие социальные явления невозможно объяснить вне идей эволюции. Например: изменение алфавита (переход от рисунка к буквам), разделение труда (от простейшего к более сложным) и т.д.

в) изменение форм власти (от нецентрализованной к централизованной), изменение экономики (от бартера к деньгам), изменение форм семьи, т.к. без идей эволюционизма не обойтись во многих случаях, хотя есть формы социального порядка, не изменяющиеся в веках (не убий). Задача социологии - охватить и неизменное и изменяющееся и показать, что эволюция есть в обществе, но она не является непреложным законом развития общества.

ДОПОЛНЕНИЯ к расово-антропологической школе. Арийцы - во времена Великого переселения народов варвары сначала занимались грабежом и убийствами, но постепенно осваивали идеи христианства и даже принимали его. До поры до времени не было деления христианства на ветви, а внедрение этого деления происходило под влиянием проповедников. готы и бургунды стали сторонниками греческого теолога ария (280-336 гг), который говорил, что Христос, будучи смертным, не может быть богом.

Нацисты воспользовались расовой теорией для уничтожения неарийцев.

М. Грубер (биолог) - расовые эксперименты в 20-е гг в Германии. В последние годы появилось множество псевдонаучных работ о наследственности ставшие основой Освенцима и др.

И в наши дни расизм имеет сторонников в цивилизованных странах, т.е. возникают попытки доказать неравенство рас.

1969 А. Йенсен (США) - коэффициент IQ у американцев. Вывод: у чернокожих американцев он на 15% ниже, чем у белых.

90-е гг (США) Меррей, Херстейн “Изгиб колокола” о коэффициенте IQ. Категории: тупейшие, тупые, средние по IQ - очень условные. Среди тупейших и тупых - подавляющее число черных, отсюда в их среде все социальные патологии, нищета, криминальность и т.п., т.е. главное в человеке - наследственность. Причины социального неравенства - биологические, а не социальные. Авторы предлагают отказаться от программы “Великое общество”, так как она развращает негров, что ведет к их деградации, размножению недоумков, криминализации их общин и даже предложение к возврату к апартеиду/раздельное существование белых и черных.

Современная генетика. Лука Кавайли-Сфорса изучал различия в генетических популяциях и пришел к выводу, что деление людей по расовым признакам противоречит природе человечества. Население Земли нельзя делить на расы, так как речь может идти о степени приспособляемости к климатическим условиям. Цвет кожи, форма лица определяются лишь 1,5 десятками генов, все остальное - огромное генетическое разнообразие внутри одного народа может быть большим, чем между разными народами. Теория происхождения светлокожих европейцев - они заселили Европу 35 тыс. лет назад, были коричневыми, но кожа стала бледнеть, так как бледная кожа пропускает ультрафиолет, необходимый для выработки витамина Д. Через 100 тыс. лет все будут коричневыми.

 

БИООРГАНИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ИЛИ

ОРГАНИЦИЗМ В СОЦИОЛОГИИ

 

Общее: общество - аналог биологического организма, т.е. это нерасчлененное целое (Спенсер). Это шаг вперед по сравнению с механицизмом, где общество - это агрегат относительно независимых элементов. Идеи легли позже в основу при становлении и развитии структурно-функционального анализа, т.е. в анализ общества и функциональных связей элементов социального целого.

Существовало много органических концепций. В Х1Х в: 1. философский органицизм (Гегель, Шеллинг, романтики), 2. Социально-психологический органицизм (целостность общества – в социальном разуме, мнении, волеизъявлении как самостоятельной реальности), 3.биоорганические теории.

Французский органицизм.

Альфред Фулье (1838-1912) - один из первых трактовал общество по аналогии с организмом. Издал работы с изложением своей концепции (“Психология заезженных идей”). Основные идеи - общество психологический, «договорный» организм, который существует только через индивидов и обусловлен коллективной наследственностью, социальным детерминизмом и свободным контрактом.

Пытался сочетать позитивизм с идеализмом. Отстаивал невозможность сведения психологического к коллективному, морального к социальному.

Альфред Эспинас (1844-1922). Предшественник праксиологии (теория человеческого действия с точки зрения эффективности), а также этологии (наука о поведении животных в естественных условиях) и зоопсихологии.

Рождение социологии подготовлено всем изучением связей между животными. Общество - живое существо, которое подвержено естественным законам: кооперации, разделение труда, делегирование функций.

Рене Вормс (1869-1926). Организатор социологической науки во Франции, редактор «Международного социологического обозрения».

Работа “Организм и общество”: структура и функции общества и организма аналогичны, но общество отличается от организма большей пластичностью, многообразием и изменчивостью общественных отношений.

Вормс одним из первых подошел к пониманию надындивидуальной сущности общества, социальной реальности. Все части этой реальности связаны общим сознанием, а национальные чувства - это высшие проявление этого сознания.

Борьба за существование в обществе принимает форму конкуренции и производна от законов биологического приспособления. Несмотря на единство законов общества и природы, они по-разному проявляются в природе и обществе. Естественный отбор и борьба за существование у людей менее жесткие. «Основным и необходимым является не конфликт и столкновение, а труд и творчество, не борьба, а жизненное усилие».

Немецкий органицизм имеет мощные корни. Еще Гегель и Шеллинг - предтечи органицизма. А Мюллер и Геккель открыли биогенетический закон, по которому онтогенез (индивидуальное развитие) повторяет филогенез (развитие вида, рода). Например, эмбрионы всех млекопитающих демонстрируют разные архаичные признаки. Эмбрион человека проходит стадии от жабр до обезьяньей волосатости, то есть в чреве матери человек последовательно проходит все стадии развития рода. Мозг ребенка отражает единство нашего мира. Этот закон стал основой появления в социологии биоорганической теории, в которой социальная эволюция рассматривается как естественный рост индивидуального организма.

Социальная эволюция это необратимый линейный внутренне детерменированный процесс. Это была попытка объединить идеи Спенсера о социальной дифференциации и социальную аналогию биогенетического закона. В результате появились стремление предсказать будущие фазы общественного развития, а с другой стороны - реконструировать основные закономерности исторического прошлого.

Пауль Лилиенфельд (1829-1903). Русский сановник немецкого происхождения.

Социология основана на биологии и должна применять ее законы при изучении общества. так общество выполняет сходные с организмом функции (размножение, рост, дифференциация и интеграция, регенерация). Но общество это высший класс организмов так как в нем наибольшая подвижность элементов и меньшая интеграция. Социология основана на биологии и должна применять ее законы.

Альберт Шеффле (1831-1903). Немец. Общество - это организм, который начали изучать методами естествознания. Органическое единство общества это результат превращения взаимодействующих воль в коллективное сознание, дух народа (позже эта идея у Лацаруса и Штеенталя).

Основа развития общества - это универсальный закон борьбы за существование. Главный признак социального тела - это наличие ментальной, духовно-психической связи индивидов, которая реализуется с помощью символических и технических действий.

Главный труд “Строение и жизнь социальных тел”. Умственная деятельность развита в обществе, она способствует укреплению его единства. Она создает потребности в поиске символов, средств связи и специальных институтов для их поддержания. То есть только в этом случае ментально-духовное взаимодействие координирует все социальное тело, служит гарантом целостности и согласованности социальных частей.

Специфические черты социальности - это материальные символы общественного, социальная память, коллективное сознание. Шеффле выделяет типы “социальных тканей” гомогенных тканям организма, например, психо-физическая ткань (институты, действующие в ментальной среде и осуществляющие общественный и частный контроль).

Сам Шеффле постоянно делал оговорку, что он пользуется органическими аналогиями для более образного и наглядного раскрытия социологических понятий, что социальное тело – не организм в биологическом смысле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: