Юрий Арабов. Фауст. Сценарий




№10, октябрь

Юрий Арабов

 

Я написал сценарий «Фауста» по просьбе Александра Николаевича Сокурова четыре года назад — летом 2007-го. Сама просьба не была для меня неожиданностью, еще в студенческие годы Сокуров хотел экранизировать «Доктора Фаустуса» Томаса Манна и, кажется, в первые годы работы на «Ленфильме» ставил об этом в известность заместителя министра по кинематографии Павленка. Думаю, что это желание скорее насторожило, чем обрадовало тогдашнее руководство нашей отраслью. Но в 2007 году этого руководства уже давно не было, в нулевые годы можно было предлагать любой проект, и какие-то деньги государство в лице ФАКа находило практически под любую идею. Так что я с чистым сердцем взялся за предложенный материал, не предполагая, что над всеми нами уже был занесен топор очередной «реформы», которая сделает не только воплощение «Фауста», но и материализацию любой серьезной творческой идеи невозможной.

 

О сюжете вопрос не ставился. Этот сюжет был внутри меня долгие годы, и, поскольку я знаю и тему, и взгляды режиссера, мне не составило особого труда перенести его на бумагу. Я написал перевернутую историю на тему средневековых легенд не о том, как дьявол соблазняет человека, а о том, как человек соблазняет дьявола. К Средневековью этот сюжет отношения не имеет, но он имеет прямое отношение к сегодняшнему дню, так как зло в истории существенно меняет свою форму и мотивацию, оставаясь неизменным лишь в своей лживой и жестокой сердцевине. О Гёте говорить здесь трудно. Но легко говорить о Пастернаке — в сценарии в ряде кусков я делал пародию на великий пастернаковский перевод, тем самым решая вопрос о природе сценарного текста. К сожалению, этот пласт литературного сценария существенно искажен в фильме из-за двойного перевода (с русского на старонемецкий и с немецкого — на русский). Однако драматургическая концепция осталась неизменной и была обогащена за счет финала фильма.

 

Проблема финала встала уже на уровне сценария. Первоначально я планировал окончить фильм на пушкинской «Сцене из «Фауста» со знаменитым «Мне скучно, бес». Но режиссер с этим категорически не согласился. Он заставлял меня переписывать сцену снова и снова, пока не произошло то, что произошло. Эту сцену вы можете прочесть в литературном сценарии, в фильме же она еще более усилена и обогащена. Сокуров посредством ее достиг совершенно внятного философского и метафизического высказывания, редкого не только для отечественного, но для мирового кинематографа в целом.

 

Все мы и прежде всего группа, работавшая на съемочной площадке, сделали, что могли. Для меня со времен сценария утекло уже много воды, так как время и физиология литературной работы отличаются от времени и физиологии работы кинорежиссера. Для последнего — созданное в «Фаусте» теплится и дышит. Для меня — это уже история. Я и не думал, что замысел осуществится всего лишь через четыре года. Через долгих четыре года…

 

Еще один кусок жизни отрезан и истрачен. Будем надеяться, что истрачен не впустую.

 

Маленький средневековый город с высоты птичьего полета

Черепица крыш. Мощенная камнем мостовая. Из закопченных труб идет дым.

В небе горят две луны.

Но если быть точнее, то второй луной является яркая комета, и ее хвост бросает на мостовую зеленоватый отблеск.

Огни в домах погашены. Только в одном окне горит масляная лампа.

Это лаборатория Фауста.

 

Лаборатория Фауста

На столе лежит тело, покрытое простыней в кровавых и сукровичных разводах, оно только что было вскрыто.

У раскрытого настежь окна стоит направленная в небо длинная подзорная труба.

Сам Фауст моет руки над тазиком, а ученик его Вагнер льет ему воду из ковша.

В а г н е р. Вы много рассуждали об устройстве вот этого мешка с кровавой слизью, ни слова не сказавши о душе…

Ф а у с т. Ее я не нашел… Вопрос один: что в этой бывшей плоти, гниющей и смердящей, была душа? Иль в том, что не было ее и не могло быть?

В а г н е р. Коль даже вы не знаете, то что сказать о нас?.. Мы в тупике.

Ф а у с т. Жизнь и душа… Где они скрываются? Здесь? (Трогает рукой свой лоб.) Здесь столько мусора, что не расскажешь. Здесь?.. (Трогает рукой область сердца.) Здесь один лишь гнев и страсти.

В а г н е р. Мне иногда кажется, что в пятках.

Ф а у с т. Как это?

В а г н е р. Когда ноги сами собой бегут от страха… В них столько жизни, что не передашь.

Ф а у с т. Нет, всё не то… (Отодвинув простыню, смотрит на расчлененный труп. Потом разочарованно опускает простыню на тело. С подозрением нюхает свои руки. Ногти на его пальцах несколько отросли и не совсем чистые, в заусенцах, грязи.) Что ты мне льешь?

В а г н е р. Вода…

Ф а у с т. А ты понюхай!..

Вагнер нюхает воду в кувшине, раздувая ноздри…

В а г н е р. Не то. Ошибся.

Ф а у с т (прозой). Да это формалин! Ты готовишь меня в мертвецы!

В а г н е р. Странно! Как это в воду мог попасть раствор формалина?

Ф а у с т. А в ежевичный соус, которым ты угостил меня вчера?

В а г н е р. С карболкой?

Ф а у с т. С карболкой, с карболкой!..

Бьет его по щекам.

В а г н е р (защищаясь, снова переходя на белый стих). Что есть душа и где она, не знают книги, но знает Бог и вечный враг-соперник.

Ф а у с т (тяжело дыша от борьбы). Где ж взять обоих?..

В а г н е р. А вы-то? Сами?..

Ф а у с т (останавливаясь). Что ты мелешь?..

В а г н е р. Вы для нас, своих учеников… есть нечто большее.

Ф а у с т. Больше черта?

В а г н е р. Много больше.

Ф а у с т (пытливо). И Бога?

В а г н е р. Больше и его.

Ф а у с т (с досадой). Оставим этот бред. Кто еще подходит на роль провидца?..

В а г н е р. Неведомо. В народе говорят: кто золото имеет, тот и черт.

Начинает промокать полотенцем руки учителя.

Ф а у с т. У меня нет золота.

В а г н е р. Значит, вы не черт.

Ф а у с т (с интересом). А кто?..

В а г н е р. Наш ростовщик. Есть слух…

Что-то шепчет на ухо Фаусту.

Ф а у с т. Неужели?

В а г н е р. Доподлинно никто не знает… Но… предположительно. Касательно. Теоретическое допущение.

И практическая вероятность.

Ф а у с т (испытующе глядя на ученика). А ты бы… Что бы попросил у него?

В а г н е р. Когда бы душу заложил?

Ф а у с т. Ну да…

Вагнер медлит с ответом, молчит. Бугристое лицо его наливается румянцем.

В а г н е р. Я бы… Не знаю даже.

Ф а у с т. Я знаю. Любовь красивой девушки?.. Попал?

Ученик застенчиво смотрит в пол.

Ф а у с т (тихо). …И денег?

В а г н е р (переходя на прозу). Две вещи. Вы не поверите…

Ф а у с т (повелительно). Говори. Не томи душу.

В а г н е р. Вещь первая: чтобы мир провалился в тартарары.

Ф а у с т (потрясенно). Весь мир?

В а г н е р. Целиком. С домами, матронами, бакалаврами и магистрами… В общем, чтобы ничего не было. Гладко.

Ф а у с т. И дети?

В а г н е р. Конечно!..

Ф а у с т. Зверь. Что еще?

В а г н е р. И вещь вторая, какую бы я попросил… (Застенчиво.) Чтобы почаще видеть вас.

Ф а у с т. Но это же болезнь. Ты нездоров!

В а г н е р. Никак нет.

Ф а у с т. Как же ты хочешь видеть меня, когда мира не будет?

В а г н е р. Очень просто. Только вы и я. Посередине мертвых звезд. Я готовлю вам ежевичный соус, а вы рассуждаете о Гиппократе и Зеноне.

Ф а у с т (снова раздражаясь). Иди к черту! Оставь меня!.. (Отдает распоряжение.) Поторопитесь тело предать земле… Оно уже гниет.

В а г н е р. Чем платить могильщикам?

Ф а у с т (задумчиво). Пусть подождут. Я завтра заложу одну вещицу… и расплачусь за все.

Вагнер уходит.

Ф а у с т (своему отражению, обращаясь к зеркалу). Я богословьем овладел, над философией корпел, юриспруденцию долбил и медицину изучил… Однако я при всем при том…

Досадливо машет рукой и прерывает свой монолог.

 

Лечебница отца Фауста

Длинный коридор, вдоль стен которого убогие: один, с перевязанной щекой и заплывшим глазом, сидит, другой стоит, опершись о костыль, третья, баба, взявшись руками за голову, тихонько воет и вздрагивает. Между ними ходит важный морщинисто-красный индюк, по-видимому, приблудный, зашедший со двора, и по-генеральски требовательно осматривает больных.

Из комнаты раздается истошный крик, от которого все в коридоре вздрагивают.

Фауст тихонько проходит в комнату, где кричали.

На столе ничком лежит полуголый человек. Над ним склонился огромный, почти двухметровый старик с короткой седой бородой. Из-под закатанных рукавов рубашки видны сильные, как у борца, руки.

Кинув короткий взгляд на Фауста и никак не отреагировав на его появление, старик резким движением, взявшись за плечи, тянет лежащего больного на себя.

Человек опять истошно кричит.

В позвоночнике его что-то трескает.

О т е ц Ф а у с т а (властно). Теперь вставай.

Больной осоловело поводит глазами. Садится на столе, свесив ноги.

О т е ц Ф а у с т а. Идти можешь?

Б о л ь н о й (еле слышно). Не знаю.

Старик обнимает его за талию и опускает на пол.

О т е ц Ф а у с т а. Ноги держат?

Б о л ь н о й. Кажется, да.

О т е ц Ф а у с т а. Тогда иди отсюда!..

Больной уходит, даже не надев рубаху, скомкав и держа ее в руках.

О т е ц Ф а у с т а (поворотившись к сыну). Зачем пришел?

Ф а у с т. Так просто… На тебя посмотреть.

О т е ц Ф а у с т а. А что на меня смотреть? Я не икона.

Подходит к сыну и подставляет щеку для поцелуя. Сам, однако же, не отвечает.

Ф а у с т. А ты, оказывается, не берешь денег за лечение?

О т е ц Ф а у с т а. А с кого здесь брать? С этих?..

Показывает в проем приоткрытой двери.

Ф а у с т. Они не так бедны, как кажутся. У каждого что-то есть.

О т е ц Ф а у с т а. У этих — ничего. (Неожиданно берется своими руками за щеки сына, оттягивает их, потом хлопает по щеке рукой.) Круги под глазами. Общая бледность. Легкое воспаление левой роговицы. Плохо спишь?

Ф а у с т. Вообще не сплю.

О т е ц Ф а у с т а. Почему?

Ф а у с т. Не знаю. Я сплю днем. На ходу. Когда иду, разговариваю и читаю студентам лекции. Так поступают большинство людей.

О т е ц Ф а у с т а (в досаде машет рукой). Это все гордость. Гордость в тебе вопиет.

Ф а у с т (с тоскою). Какая гордость, отец? Я готов от всего отказаться — от дома, от пищи, от своего положения в обществе… Жить со зверьми в норе, питаться падалью, лишь бы то, что я делаю, имело бы какой-то смысл…

О т е ц Ф а у с т а (подумав). Не дам. И не проси.

Ф а у с т. Что ты имеешь в виду?

О т е ц Ф а у с т а. Ты ведь о деньгах.

Фауст растерянно молчит. Отец неожиданно дает ему в руки большой деревянный молоток.

О т е ц Ф а у с т а. Держи. (Кричит в проем двери.) Теперь ты!..

В комнату входит бедняга на костылях.

Отец Фауста укладывает его на стол. Задирает штанину. Ощупывает синеватую ногу. Потом неожиданно ломает костыль о свое колено.

О т е ц Ф а у с т а. Он тебе больше не понадобится.

Берет из рук сына молоток. Аккуратно бьет им по суставу больного. Тот истошно кричит.

О т е ц Ф а у с т а. Всё. Здоров уже. Проваливай, проваливай!.. (Поворачивается к сыну.) Я бы тебе даже не дал, если б были. Дело нужно делать, а не побираться.

Ф а у с т. Мои изыскания, в отличие от твоих, требуют средств. Жаль, что ты не понимаешь.

О т е ц Ф а у с т а. А что ты ищешь? Философский камень?

Ф а у с т. А почему бы и нет?

О т е ц Ф а у с т а. Бабкины сказки. Гомункулуса?

Ф а у с т (смутившись). Ну, так далеко я не заглядываю.

О т е ц Ф а у с т а. И правильно. Бред сивой кобылы. Тогда что же?

Ф а у с т. Да одни окуляры у астрономической трубы… Мой ученик, растяпа, разбил недавно…

О т е ц Ф а у с т а. Все планеты должны быть здесь.

Неожиданно показывает себе на голову указательным пальцем.

Ф а у с т. А душа?

О т е ц Ф а у с т а. Что «душа»?

Ф а у с т. То, что нас связывает с Богом. Бессмертная монада. Бывшая прежде Адама, и будущая, когда мира не будет. Где она?

О т е ц Ф а у с т а (подумав). Не знаю.

Ф а у с т. И я тоже. Я работаю сутками напролет, никого не люблю, семьи не имею, толком не ем и не сплю… (С внезапным надрывом.) Я не вижу в своей жизни смысла, отец!..

О т е ц Ф а у с т а (задумчиво). Не то, не то… (Смотрит сыну прямо в глаза.) Ведь можно и без души, разве не так? Материя. Тупая. Черная. Тяжелая. Детерминированная сама собой. Я бью молотком по коленной чашечке, и она вздрагивает.

Ф а у с т (сокрушенно). Мне этого мало.

О т е ц Ф а у с т а. А ты будешь опорожнять прямую кишку указательным пальцем? Будешь или нет?

Сын молчит.

О т е ц Ф а у с т а. А при воспалении урины будешь ее опорожнять? Отвечай!

Ф а у с т. Нет.

О т е ц Ф а у с т а. …Промывать пищевод специальной смесью… Отсасывать из чужого горла слизь?.. (Больному, кричит.) Ну всё! Уходи отсюда! Чтобы я тебя больше не видел!..

Больной, хромая, испуганно оглядываясь, спешит к двери.

О т е ц Ф а у с т а. И ты уходи. Денег у меня для тебя нет. И смысла тоже.

Ф а у с т. Мне жаль. Прощай…

Идет вслед за больным.

О т е ц Ф а у с т а (сам себе, запыхавшись, с одышкой). Небо, планеты… Я закрываю глаза и вижу их все… (Закрывает глаза и некоторое время стоит неподвижно, опустив большие руки. Тихо шепчет.) Меркурий, Уран, Венера…

 

Город днем

Под ноги Фауста выливается ведро с грязной водой и плавающими в ней капустными листьями.

Фауст осторожно, чтобы не запачкать башмаки, переступает поток и идет дальше. Служанка, которая вылила помои, скрывается за железными воротами и лязгает запором.

Над просекой среди каменных домов, которую образует улица, видна полоска голубого неба. В ней на невообразимой крутизне висит комета с длинным хвостом из блестящих белых брызг.

Фауст на минуту поднимает голову вверх и обменивается взглядом с кометой.

Идет дальше.

Видит, как в университетском дворе на одной ноге прыгает Вагнер, играя в классики.

Заметив направленный на него взгляд, Вагнер застывает зачарованно на одной ноге, глядя на учителя.

Фауст проходит мимо, опустив голову.

 

Лавка ростовщика

Письменный стол завален всякой рухлядью. В центре его стоят потертые весы.

Сам ростовщик торопливо ест из миски, запивая съеденное обыкновенной водой.

Ф а у с т. Я тут хотел…

Р о с т о в щ и к (радушно). Вы проходите… Не стесняйтесь!.. Слушаю вас!

Снимает с груди салфетку и, скомкав, прячет ее в ящик письменного стола.

Ф а у с т (имея в виду весы). Деньги взвешиваете?

Р о с т о в щ и к (шутя). Души.

Ф а у с т. И тяжелы?

Р о с т о в щ и к. Да нет. Одна монета перевесит.

Ф а у с т. Я так и думал.

Р о с т о в щ и к. Но — не вашу.

Фауст вынимает из кармана плаща кольцо, перемотанное носовым платком.

Ф а у с т. Вот эта вещь… Хотел бы заложить.

Разворачивает платок. Ростовщик со вздохом берет в руки лупу и рассматривает камень, украшающий центр кольца. В сомнении цыкает.

Ф а у с т. Что?..

Р о с т о в щ и к (оживленно). Да это не кольцо, а целый философский камень!.. Он объясняет суть вещей.

Ф а у с т. Но это ведь дороже?

Р о с т о в щ и к. Напротив. Ничего не стоит. Жизнь — не в цене, а смерть еще дешевле.

Откладывает в сторону лупу и испытующе смотрит на Фауста.

Ф а у с т. А что же ценится?

Р о с т о в щ и к. Бессмыслица, но чтоб блестела. Какой-нибудь пустяк, но яркий. Главное — огранка, а не камень.

Ф а у с т. Не понимаю.

Р о с т о в щ и к. Ученость ваша не-сколько вредит рассудку. Угощайтесь.

Протягивает ему миску с остатками еды.

Ф а у с т. Нет. Увольте.

Р о с т о в щ и к. Тогда автограф. (Берет с полки толстую книгу. Бросает на Фауста короткий взгляд. Открывает наугад и зачитывает вслух.) «…Гиппократ считал, что главная цель высокого искусства — освобождение тела от слизи, которая превалирует в человеке и вредит его здоровью. Жанр трагедии здесь особенно полезен, потому что у зрителя проливается много слез и вместе с ними уходит слизь. «Царя Эдипа» нужно смотреть поздней осенью и зимой, когда слизи в организме особенно много. А комедию, которая с помощью смеха освобождает тело от желчи, — весной и летом…» Вами написано?

Ф а у с т (уклончиво). Не помню.

Р о с т о в щ и к. Как это?

Ф а у с т. Нечем писать. Денег не хватает даже на чернила. Скоро буду писать кровью.

Р о с т о в щ и к. Зачем же кровью? Есть перо. (Обмакивает гусиное перо в чернильницу и протягивает Фаусту. Тот нехотя ставит витиеватую закорючку в качестве автографа на первой странице фолианта.) Не кажется ли вам… (Прижимает книгу к груди.) что с появлением книгопечатанья мы очень далеко продвинулись?

Ф а у с т. Не кажется.

Р о с т о в щ и к. Почему?

Ф а у с т. Раньше от руки переписывали только одну главную книгу — Библию. Потому что трудно и долго, где еще взять силы на менее важное? А теперь будут печатать всякий хлам. Потому что легко.

Р о с т о в щ и к (страстно). Ваши книги — не хлам!

Ф а у с т (теряя терпение). Денег дайте!..

Р о с т о в щ и к (решительно). Не дам!..

Захлопывает книгу и ставит ее на полку.

Ф а у с т (подавляя нахлынувшее раздражение). Что вы берете под заклад?

Р о с т о в щ и к. А что угодно.

Ф а у с т. Мусор?

Р о с т о в щ и к. Берем. Но прихотливо.

Ф а у с т. Древний манускрипт о смысле жизни?

Р о с т о в щ и к. Нет.

Ф а у с т. Вечный двигатель?

Р о с т о в щ и к. Увольте!..

Ф а у с т (уже кипит). Мощи святого Себастьяна?..

Р о с т о в щ и к (по-деловому). Мощи — можно. Но где их разыскать? И был ли этот Себастьян? Возможно. А если не был?.. То-то и оно. В земле есть черви, это достоверно, но нету Себастьяна. (Наклонившись, интимно, прозой.) Знаете, сколько имеется гвоздей, которыми был прибит Спаситель к Кресту?

Ф а у с т. Сколько?

Р о с т о в щ и к. В Риме — в нескольких соборах. На Святой Земле. В Париже. И еще — в нескольких городах Европы. Всего получается около сотни. Это только по приблизительным подсчетам.

Ф а у с т (терпеливо). И что это доказывает?

Р о с т о в щ и к. Это доказывает, что денег нету. (Для выразительности демонстрирует свой пустой карман, вывернув его наизнанку.) То есть нету денег, чтобы платить за подобные гвозди. (Вдруг снимает с себя сюртук. Начинает показывать перед Фаустом его подкладку.) Вот эту дырку видите? Она образовалась при первом свидании, когда я рвал розу с клумбы. А вот этот шов подмазан, да? Чернилами я его подмазал, чернилами!.. Каждый месяц подмазываю снова, потому что чернила стираются и оставляют на теле странные письмена. Хожу в тряпье. Оборотных средств нету!.. Финансовый баланс не сходится. Наличные — на нуле.

Фауст терпеливо дослушивает его монолог. Затем берет в руки его миску и запускает в стену. На стене остается след от похлебки, отдаленно напоминающий паука. Забыв кольцо на столе, уходит вон от ростовщика. Ростовщик задумчиво смотрит ему вслед.

 

Улица города

Фауст останавливается у университетской ограды. Смотрит на то, как студенты-школяры вместе с Вагнером прыгают на одной ноге через квадратики, нарисованные мелом на мостовой.

Внезапно он присоединяется к ним.

Школяры с почтением расступаются перед профессором. А он, демонстрируя сноровку кузнечика, перепрыгивает сразу через два квадратика.

Звучат аплодисменты.

В а г н е р (восхищенно). Браво!..

Ф а у с т (неожиданно, глядя в глаза ученику). Я умираю!..

 

Лаборатория Фауста

В окно светит закат. На столе горит тусклая масляная лампа. Перед Фаустом открыта книга на греческом. Это Евангелие от Иоанна. Фауст тупо смотрит на нее, пытаясь перевести первый стих.

Ф а у с т (бормочет под нос). «В начале было Слово…» С первых строк загадка… Так ли понял я намек?.. Ведь я так высоко не ставлю слово…

Раздается стук в дверь. В открытую щель без разрешения просовывается голова Вагнера.

Ф а у с т (с отчаянием). Опять ты?

В а г н е р. Я.

Ф а у с т (смиряясь). Ладно. Входи.

Вагнер присаживается за стол и рассупонивает сверток, который принес с собой. В нем маникюрные инструменты — ножницы разной величины, щипчики, краска для ногтей, специальные ножи для удаления мозолей. Все это напоминает орудия пыток.

Пока он раскладывает свой скарб, Фауст смотрит в книгу, будто не замечая приготовлений ученика.

Ф а у с т. Ты понимаешь, что здесь написано?

В а г н е р (бросив мимолетный взгляд на греческий). Нет.

Ф а у с т. Я тоже. «В начале было Слово…» Так ли? И верно ли значенье древних строк?

В а г н е р. Не верно.

Он наполняет медный тазик водой и опускает в него руки учителя.

Ф а у с т (подумав). «В начале мысль была», вот перевод!..

Испытующе смотрит на Вагнера.

Тот тем временем начинает подстригать ногти учителя.

В а г н е р. Да вряд ли. Какая мысль? Чья?

Ф а у с т (смутившись). В самом деле, чья?..

В а г н е р. Никаких мыслей. У меня — во всяком случае.

Ф а у с т (сокрушенно). У меня — тоже.

В а г н е р. Но есть идеи.

Пилкой шлифует обрезанный ноготь.

Ф а у с т. А чем мысли отличаются от идей?

В а г н е р (хитро). Отличия имеются.

Ф а у с т. А ты, в самом деле, дурак.

В а г н е р (с гордостью). Несомненно.

Ф а у с т (нетерпеливо). Может, у тебя есть идея по поводу перевода этого стиха? Говори. Я слушаю.

Студент громко дышит, и в этом сопении угадывается великая сила.

В а г н е р. Есть.

Ф а у с т. Так давай же! Не томи душу!..

В а г н е р. «В начале было «я».

Ф а у с т. Чье «я»?

В а г н е р. Мое.

Ф а у с т (отшатнувшись). Ты был в начале?!.

В а г н е р. Ну да. Почему бы нет?..

Начинает красить ноготь Фауста в сиреневый цвет.

Ф а у с т. Тогда мы все погибли.

В а г н е р. Я так не думаю. (С неожиданной страстью.) Если в начале было Слово, о котором мы ничего не знаем, то почему не мог быть Вагнер? Маленький умница Вагнер? Весь сгорающий от любви к своему учителю? Почему?!

Ф а у с т (слегка теряясь от его напора). Я не знаю.

В а г н е р. То-то и оно.

Ф а у с т (осознав, что Вагнер делает с его ногтем). По-моему, ты увлекся!

В а г н е р. Не извольте беспокоиться. Мне посоветовал один француз… Так теперь делают при дворе Людовика.

Ф а у с т. С этим ногтем я похож на мертвеца. (Неожиданно что-то вспомнив.) Ты принес то, о чем я просил?

В а г н е р (неохотно). Принес.

Ф а у с т. Давай сюда.

Ученик вытаскивает из кармана маленький пузырек с крышкой, завернутой в бумагу.

Ф а у с т. Спасибо. (Ставит пузырек на стол рядом с книгой. Задумчиво, глядя на пузырек.) Вы будете грустить?

В а г н е р. Несомненно. Все этого желают.

Ф а у с т (после паузы). Не понял.

В а г н е р (оправдываясь). Я не точно выразился… Рутинная жизнь… Скука. Бюргерство. Свинство. Хрю-хрю. Ну, вы сами часто об этом говорили…

Ф а у с т. Говорил. Дальше что?

В а г н е р. И вот средь этого хамства, среди рутины врывается освежающий вихрь. Майская гроза. Ваша преждевременная кончина.

Ф а у с т. Какой же ты подлец!..

В а г н е р. Не извольте беспокоиться. Я допью пузырек за вами.

Ф а у с т (начиная сердиться). Ни черта не получишь! Я все выпью сам!..

Скрипит дверь. На пороге стоит ростовщик, с интересом рассматривая лабораторию Фауста.

Ф а у с т. Еще одно чудовище!..

Р о с т о в щ и к. Вы у меня кольцо забыли… А я как честный человек принес.

Вытаскивает из кармана кольцо, которое принес ему накануне Фауст,

и кладет на стол.

Ф а у с т (Вагнеру). Оставь нас!..

Вагнер начинает торопливо промокать руки учителя полотенцем. Быстро собирает свои инструменты.

Р о с т о в щ и к (заглядывая в книгу). Евангелие от Иоанна?

Ф а у с т. А вы разве читаете по-гречески?

Р о с т о в щ и к. Нет. Но святое слово отличаю.

Ф а у с т. Каким образом?

Р о с т о в щ и к. Потому что вера есть.

Вагнер уходит.

Р о с т о в щ и к (принюхиваясь). Чем это воняет? (Видит стоящий на столе пузырек.) Цикута?

Фауст молчит.

Р о с т о в щ и к. И куплена у местного аптекаря?

Ф а у с т. Возможно.

Ростовщик срывает пробку и быстро выпивает содержимое пузырька.

Фауст в ужасе вскакивает, ожидая мгновенной кончины. Но ее не происходит.

Вместо агонии ростовщик начинает разминать суставы рук и ног. Подавляет отрыжку. Приседает несколько раз, и коленные чашечки у него скрипят.

Его жизнестойкость и противодействие смертельной отраве потрясают Фауста.

Ф а у с т (тихо). Ты, в самом деле, черт…

Р о с т о в щ и к. …Так меня зовут всякие бабы. Но я не черт.

Ф а у с т. А кто же?..

Р о с т о в щ и к. Почем мне знать… а вам с того корысть какая?

Ф а у с т. Есть интерес.

Р о с т о в щ и к. Какой?..

Ф а у с т. Извечный.

Р о с т о в щ и к. Даже и не думайте. (Машет руками.) Нет!..

Ф а у с т. «Нет» почему?..

Р о с т о в щ и к (после паузы, нехотя). Слишком большая очередь. И все хотят.

Оканчивает свои приседания. Смотрит пузырек на просвет, чтобы понять, осталось ли в нем что-нибудь или нет.

Ф а у с т. Кто же стоит в твоей очереди?..

Р о с т о в щ и к. Ну, это разговор особый.

Ф а у с т. А все же?..

Р о с т о в щ и к. Только между нами… (Кладет пустой пузырек в карман.) Вдова магистра философии.

Ф а у с т. Я так и думал.

Р о с т о в щ и к. Ваш ученый ректор.

Ф а у с т. Идиот!.. А кто за ним?

Р о с т о в щ и к. Дочь циркача

и сын комедианта. Местный гробовщик. Мясник, учитель пения, один масон, бродяга, эскулап, дворецкий… и некто Вагнер.

Ф а у с т. Мой ученик?..

Р о с т о в щ и к. Вот именно…

Ф а у с т. …Толпа. Не протолкнуться!..

Р о с т о в щ и к. И я об этом.

Ф а у с т. Я лучше их.

Р о с т о в щ и к. Почему же?

Ф а у с т (страстно). Потому что злей. Кто в грош не ставит собственную жизнь, тому претит все остальное…

В порыве хватает ростовщика за плечи.

Р о с т о в щ и к (отстраняясь). Расчеты с жизнью? Будет вам… Трезвейте.

Ф а у с т. Нет. Чем я заслужу твое расположенье?..

Р о с т о в щ и к (переходя на прозу). Чем, чем… Я не знаю, чем. (Смотрит в раскрытое Евангелие.) А точный перевод первого стиха такой: «В начале было Дело!»

Смотрит Фаусту в глаза.

 

Улица города

Их разговор продолжается на улице. Ростовщик, словно упругий мячик, бежит впереди. А Фауст вприпрыжку с трудом поспевает за ним.

Ф а у с т. Ты все еще жив… Непостижимо!

Р о с т о в щ и к (скривившись, хватаясь за живот). Вот… началось!

Ф а у с т (не слыша). Дух отрицания переживет этот мир.

Р о с т о в щ и к. Не в отрицании дело, а в нашем аптекаре. Его цикута очень хорошо прочищает живот, только и всего.

Ф а у с т. Везде обман!

Р о с т о в щ и к. Вот именно.

Я все же не пойму, что вы за человек… Профессор, а бегаете, как мальчик… Что вы умеете делать?

Ф а у с т. Болтать.

Р о с т о в щ и к. Похвально. Но если б были вы глухонемым, то я бы восхитился больше…

Ф а у с т. Казаться умным при пустой башке.

Р о с т о в щ и к (морщится от болей в животе). Нет. Не пойдет.

Ф а у с т. А как?

Р о с т о в щ и к. Казаться дураком с мозгами мудреца. Попробуйте.

Ф а у с т. Ты привередлив, словно баба.

Р о с т о в щ и к. А что мне делать? Суета и скука. Творенье не годится никуда.

Ф а у с т. Хотя бы в этом я с тобой согласен.

Р о с т о в щ и к. Но есть рецепт попроще. Как жить и выжить. Без чертей, без ведьм и бабок…

Ф а у с т (с раздражением). Какой еще рецепт?

Р о с т о в щ и к (борясь с резями в животе). Возделывать свой сад… Копать или мотыжить. Замкнуть работы в тесный круг… Найти в них удовлетворенье… всю жизнь кормясь плодами рук, скотине следуя в смиренье… Вставать с коровами чуть свет и не стыдясь навоза. И вас на восемьдесят лет омолодит метаморфоза…

Фауст, выслушав, вдруг начинает смеяться, столь нелепыми ему кажутся эти слова.

Они доходят до лавки ростовщика.

Р о с т о в щ и к. Обождите минут пять…

Торопливо скрывается в дверях.

Фауст остается один на улице.

Внезапно кто-то трогает его за рукав. Фауст оборачивается, позади него стоит Вагнер.

В а г н е р (шепотом). Для меня это не новость… Одобряю ваш выбор.

Ф а у с т. Что ты имеешь в виду?

В а г н е р. Ну как это принято между серьезными людьми? Сделка, контракт, договор…

Ф а у с т (с трудом подбирая слова). А он… в самом деле?

В а г н е р. В самом деле.

Ф а у с т. А ты?

В а г н е р. Сто пятидесятый по списку.

Ф а у с т. Каким же буду я?..

В а г н е р. Я могу уступить очередь.

Ф а у с т. Не нужно. (После паузы.) …И все-таки здесь какая-то несуразность. Прорыв в логической цепочке.

В а г н е р. Какой еще прорыв?

Ф а у с т. Вывод не отвечает предшествующему утверждению.

Вагнер смотрит на учителя, открыв рот.

Ф а у с т. Ты не веришь в Бога, разве не так?

Ученик молчит.

Ф а у с т. Но почему ты веришь в сатану? Где здесь логика?.. Классическая схоластика трещит по швам. Допущение первое: нет добра. (Загибает палец на правой руке.) Допущение второе, вытекающее из первого: значит, нет и зла. (Загибает второй палец.) Разве не так?

В а г н е р. Не так. Нет добра — допущение первое. (Загибает свой палец.) А зло есть! (Загибает второй палец и с торжеством смотрит на учителя.)

Из лавки выходит ростовщик, застегивая на ходу штаны.

Р о с т о в щ и к. Я готов продолжить наш философский диспут.

Ф а у с т (задумчиво). Значит, «В начале было Дело»?

Р о с т о в щ и к. Дело… только дело! Мы с вами — деловые люди, разве не так?!

С размаху бьет правой рукой по руке Фауста.

Вместе они идут вперед по улице.

Вагнер с завистью смотрит им вслед.

 

Купель внутри города

Они подходят к большой каменной купели, в которой прачки стирают белье.

Р о с т о в щ и к (останавливаясь). Вот эти женщины… Видите?

Ф а у с т. Ну и?..

Р о с т о в щ и к. Они заняты делом. С начала и до конца.

Ф а у с т. Допустим.

Р о с т о в щ и к. А видите их пальцы?

Ф а у с т. Не вижу.

Р о с т о в щ и к. Они вот такие…

Оттягивает указательный палец на правой руке, почти выворачивая его наизнанку.

Р о с т о в щ и к. И это всё — от холодной воды. Только у прачек и у швей — такие пальцы. И болят страшно. Особенно по ночам. Зубную боль знаете?

Ф а у с т. Знаю.

Р о с т о в щ и к. А здесь — еще неприятней. В самих пальцах. Как будто зубы болят.

Хохочет.

Ф а у с т. Что ты хочешь этим сказать?

Р о с т о в щ и к. Я хочу сказать об вздохе угнетенной твари. Они — не вздыхают. Вздыхаете вы. У вас — студенты, уважение, известность. А у этих — ничего. Только холодная, как лед, работа.

Одна из женщин поднимает голову, отрываясь от стирки. По-видимому, она услышала разговор. У нее молодое свежее лицо, она — почти ребенок. Это Маргарита.

Р о с т о в щ и к (с раздражением). Да это я не тебе. Стирай, стирай, пока еще молода!..

Увлекает Фауста под локоть, и они уходят с этого места.

 

Двор около лечебницы отца Фауста

Во дворе убогие и покалеченные. Один из них лежит прямо на земле. Около него склонились несколько людей, которые шепчут вполголоса молитву.

Фауст и ростовщик останавливаются у железной ограды.

Ф а у с т (продолжая прежнюю тему). …Вздох угнетенной твари?

Р о с т о в щ и к. Никаких вздохов. Он уже умер. А знаете, что он сказал перед смертью?

Ф а у с т. Что же?

Р о с т о в щ и к. «Господи, отчего ты медлишь?..» Я знал его, но не близко… Сначала он похоронил дочь, потом — жену. Но никогда не плакал…

И всегда молчал.

На крыльцо дома, опираясь на палку, выходит отец Фауста. Встречается взглядом с ростовщиком. Мрачнеет, видя, в какой компании оказался сын. Ростовщик же, в свою очередь, подобострастно кланяется.

Фауст быстро уходит, не глядя в глаза отцу. И ростовщик спешит вслед за ним.

 

Питейный погребок

Открываются двери. В погребок входят Фауст и ростовщик. У дальней стены пирует компания молодых дворян.

Фауст крайне задумчив, даже мрачен.

Р о с т о в щ и к (хозяину за стойкой). Есть что-нибудь у вас, кроме мочи осла?

Х о з я и н (обидевшись). Что вы такое несете? У нас настоящее бургундское.

Р о с т о в щ и к. Ну и что же? В Бургундии полно ослов. Тем более что ваша Бургундия находится в какой-нибудь Эстляндии… Знаю я вас! (Грозит хозяину пальцем.) Доктора видите? (Показывает на Фауста.) Он потерял смысл жизни. И ему нужно побольше вина.

Х о з я и н (с почтением глядя на Фауста). А я бы хотел заметить…

Ф а у с т. Что еще?

Х о з я и н. Вы ведь магистр астрологии?

Ф а у с т. Допустим.

Х о з я и н. Хвостатая звезда, которая парит над нами… что означает?

Ф а у с т. Ничего.

Х о з я и н. В самом деле?

Ф а у с т. Сгусток газов.

Х о з я и н. …А все-таки?

Ф а у с т (указывая на ростовщика). Вы у него спросите.

Х о з я и н. Только по-простому…

Р о с т о в щ и к (беря в руки стакан вина). …Аберрации человеческого «сверх-я» привносят излишнюю корреляцию в объекты, существующие во вне, для себя и помимо сознания перципиента…

Х о з я и н (сокрушенно). Понятно.

Р о с т о в щ и к (протягивая Фаусту стакан). Пейте.

Ф а у с т. Я передумал.

Р о с т о в щ и к (с удивлением). Что?

Ф а у с т. Мне от тебя ничего не надо. Я ухожу. Прощай.

Р о с т о в щ и к (растерянно). Погодите… Одну минуту. (Пробуя поданое вино и скривившись.) Ну я же говорил: моча осла!..

Полощет вином полость рта. Фауст тем временем идет к двери. Ростовщик выплевывает вино на пол прямо к ногам пирующих дворян и даже одному из них, Валентину, пачкает башмаки. Возможно, он это делает оттого, что хочет любыми путями задержать Фауста в погребке.

В а л е н т и н (вскакивая, хватаясь за шпагу). Ну, это слишком!..

Р о с т о в щ и к (с внезапной агрессивностью). Что «слишком»?! Эта дрянь — «слишком»? Или я сам «слишком» для вас?

Ф а у с т (возвращаясь и оттаскивая ростовщика от компании за плечи). Простите его… Он не хотел вас обидеть!..

В а л е н т и н. Тогда пусть извинится!

Р о с т о в щ и к. Пардон… Но тут извиняться нечего. Если вы пьете мочу осла и почитаете ее за вино?.. Какие ж тут извинения!..

Валентин снова вскакивает из-за стола. Он совсем юн, почти мальчик.

Ф а у с т (с испугом). Ну всё, всё… Полно!

Оттаскивает ростовщика от компании, но тот неожиданно проявляет строптивость.

Р о с т о в щ и к. Вино — это кровь земли. А мне дают перегнившие корни!..

Ф а у с т (шепотом). Уймись!.. Он же дитя… Видишь пушок над губой? Он специально подкрашивает его сажей, чтобы лучше было видно.

Р о с т о в щ и к (бросив короткий взгляд на Валентина, который встал в боевую стойку). Сажа — это верно… Я покажу им сейчас, что значит настоящая кровь!.. (Неожиданно достает из кармана штопор. Подходит к стене и вворачивает штопор прямо в деревянную балку. Тянет его на себя. Из образовавшегося отверстия начинает хлестать густая красная жидкость. Говорит с удовольствием.) Столетняя лоза… а оказалась рядом!

Он подставляет под струю стакан и дает попробовать Фаусту.

Всеобщее замешательство.

У Фауста чуть-чуть трясутся руки, когда он подносит стакан ко рту.

Р о с т о в щ и к. Что скажешь?

Фауст отпивает, не говоря ни слова.

Хозяин тем временем подставляет под струю пустую посуду. Красные брызги летят во все стороны.

Валентин, скрывая смущение, также протягивает свой стакан. Отпивает и кривится…

В а л е н т и н. Моча осла!.. (Поначалу слов его не слышно из-за всеобщего оживления. И ему приходится повторить с вызовом.) Моча осла!

Шум в погребке стихает. Наступает тишина, в которой слышно только бурление вина, бьющего из стены.

Ростовщик оценивающе смотрит на Валентина.

Т о в а р и щ В а л е н т и н а. Не бейся с ними. Они даже не дворяне…

Р о с т о в щ и к. Это мы-то не дворяне? Вот наш герб!..

Делает рукой неприличный жест.

Валентин хватается за шпагу. Ростовщик не на шутку пугается, кричит и скрывается за спину Фауста.

Тот оказывается один на один с юношей.

Неожиданно Фауст чувствует в своей руке холодный клинок. Кто-то вложил нож в его руку… Не умея драться, Фауст выставляет клинок вперед, и юноша накалывается на него.

Падает на пол, и вино хлещет на него из стены.

Р о с т о в щ и к. Пропали! Бежим!..

Увлекает Фауста вон из погребка.

 

Улицы города

На улице — вечер. На западе догорает полоска заката. Накрапывает мелкий дождь.

Фауст бежит вперед, рядом с ним — никого. Ростовщик куда-то пропал.

Фауст пробегает один квартал, второй, третий…

Останавливае<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: