Исследование познавательного контроля при зрительном восприятии




Исследование состоит из трех опытов:

1) испытуемому предъявляют таблицу размером в стандартный лист бумаги, на которой четко написаны слова, обозначающие названия четырех основных цветов: красный, синий, зеленый, желтый и просят как можно быстрее прочитать написанные в ней слова. Время прочтения слов фиксируется секундомером;

2) первого. Испытуемому предъявляют такую же таблицу, на которой нарисованы разноцветные звездочки тех же основных цветов и просят как можно быстрее назвать цвет этих звездочек. Время фиксируется секундомером;

3) проводится сразу после второго. Испытуемому предъявляют такую же таблицу, на которой написаны названия цветов, но чернила, которыми эти названия написаны, не соответствуют названию цвета (слово "красный" написано желтыми чернилами, слово "синий" - зелеными и т. д.) и просят, как можно быстрее, назвать цвет чернил, которыми написаны эти слова. Время фиксируется секундомером.

Анализ и обработка результатов состоят в определении величины показате ля интерференции по формуле: П = Т3 - T2, где Т3 и T2 - показатели времени выполнения заданий соответствующих опытов. Чем больше показатель интерференции, тем больше выражена узость, ригидность познавательного контроля при восприятии. Наоборот, чем ближе показатель "П" к нулю, тем гибче влияние познавательного контроля.

Если "П" оказывается со знаком минус, то исследование нужно повторить.

Показатель интерференции, то есть влияния, отражает независимость речевой функции и зрительного восприятия.

36. Представление, его характеристики и функции

Представления - это образы предметов и явлений возникающие в мозге на основе нашего предыдущего опыта без воздействия этих предметов и явлений в данный момент на органы чувств.

Выделяют следующие типы представлений:

1) представления памяти - представления, возникающие на основе нашего непосредственного восприятия в прошл ом какого-либо предмета или явления;

2) представления воображения - представления, возникающие на основе восприятия не самих предметов и явлений, а информации об этих предметах и явлениях (рассказов других людей, книг, кинофильмов и т. д.) и ее более или менее творческой переработки.

Формирование представлений происходит в результате практической деятельности в тесной связи с психическими процессами: восприятием, мышлением, письменной речью, памятью.

Физиологической основой представлений являются следы, оставшиеся в коре больших полушарий мозга от возбуждений, которые возникли в результате восприятия предметов и явлений или информации о них. Оживление старых нервных связей в коре головного мозга под воздействием раздражителя приводит к возникновению представления.

Как и в восприятиях, в представлениях действительность отражается в виде наглядных образов, давая нам возможность мысленно видеть или слышать что-то, отражать наглядно, а не просто знать. Но в отличие от восприятия представления дают более обобщенное отражение предметов, отражая лишь характерные, наглядные постоянные признаки предметов и явлений.

Представление является более высокой ступенью познания, чем восприятие. Оно является ступенью перехода от ощущения к мысли.

Представления изучены значительно хуже других психических процессов в связи с отсутствием непосредственного воздействия представляемого объекта.

Одной из основных особенностей представления является взаимодействия в нем наглядного и обобщенного. Это становится возможным благодаря совместной работе двух сигнальных систем. В возникновении представлений исходными являются сигналы первой сигнальной системы (цвета, запахи, формы и т. д.), обобщенность представлений достигается благодаря участию в их формировании второй сигнальной системы (произнесенное или написанное слово).

Характеристики представлений:

1) наглядность - представления в отличие от понятия являются образ ами, а не просто знанием; в отличие от восприятия представления представляют собой значительно менее наглядные, более бледные образы;

2) фрагментарность - наличие пробелов в образах представления: отдельные части и признаки представлены ярко, другие - очень смутно, а третьи вообще отсутствуют;

3) неустойчивость - образы представления легко исчезают и требуют волевых усилий для вызывания;

4) непостоянство - образы представления обычно очень текучи и изменчивы (исключения составляют люди, имеющие высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида: музыканты (способность к формированию слуховых представлений), художники (зрительных)).

Представления выполняют следующие функции:

1) сигнальная функция - состоит в отражении в каждом конкретном случае не только образа предмета, ранее воздействовавшего на наши органы чувств, но и многообразной информации об этом предмете, которая под влиянием конкретных воздействий преобразу ется в систему сигналов, управляющих поведением;

2) регулирующая функция - состоит в отборе нужной информации о предмете или явлении, ранее воздействовавшем на наши органы чувств с учетом реальных условий предстоящей деятельности;

3) настроечная функция - состоит в ориентации деятельности человека в зависимости от характера воздействия окружающей среды.

37. Виды представлений

Существуют различные классификации представлений:

1) по виду ощущения и восприятия:

а) зрительные представления - представления, связанные со зрительным восприятием. Особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. В большинстве же случаев они передают лишь одну ст орону, а другие или очень неясны или отсутствуют вовсе. На характер зрительных представлений оказывает влияние практическая деятельность, в процессе которой они возникают. Зрительные представления очень важны дл художников, архитекторов, скульпторов, педагогов;

б) слуховые представления - представления связанные со звуковым восприятием. Они разделяются на речевые и музыкальные представления (представлении о соотношении звуков по высоте и длительности). Речевые представления могут быть: фонетическими (представление слова на слух) и темброво-интонационными (представление на слух тембра или интонации голоса). двигательные представления - представления, связанные с актуальными для человека ощущениями. Двигательные представления вызывают мелкие движения, невидимые невооруженным глазом, но улавливаемые специальными приборами и особо чувствительными людьми. Подобные движения называются идеомоторными актами. При исключении возможности этих движений представления становятся невозможными;

в) осязательные;

г) обонятельные;

д) вкусовые;

е) температурные;

ж) болевые;

з) органические - представления, связанные с ощущениями, поступающими от внутренних органов;

и) синтетические - это представления, возникающие на основе деятельности двух или нескольких анализаторов. Так, ощущения, получаемые от этих мелких зачаточных движений, образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. Выделяются две группы представлений: представления о движении всего тела или отдельных его частей (при слиянии зрительных и двигательных ощущений) и рече-двигательные представления (при слиянии слуховых и двигательных ощущений);

2) по пространственности. Пространственными представлениями оперируют шахматисты, играющие вслепую, чертежники, архитекторы и т. д. Пространственные представления очень важны в освоении таких школьных дисциплин, как физика, геометрия, география. В повседневной жизни пространственные пр едставления используются при составлении маршрута движения. При движении образ маршрута постоянно находится в сознании и если человек отвлекается от него, то может совершить ошибку в передвижении. Многие люди достаточно хорошо оперируют плоскими пространственными представлениями, но не в состоянии так же легко оперировать трехмерными представлениями. Различают:

а) плоские представления - представления образов, расположенных в одной плоскости;

б) трехмерные (стереометрические) пространственные представления, возникающие в результате деятельности зрительных и двигательных ощущений;

3) по содержанию:

а) математические;

б) географические;

в) технические;

г) музыкальные и т. д.;

4) по степени обобщенности:

а) единичные - основаны на восприятии одного определенного предмета;

б) общими - основаны на восприятии нескольких предметов. Общие представления, в отличие от единичных, лишены индивидуальных черт. В формиров ании общих представлений важнейшую роль играет речь - называние одним словом ряда предметов и общих представлениях;

5) по степени проявления волевых усилий:

а) непроизвольные - представления, возникающие без волевого усилия, спонтанно;

б) произвольные - представления, возникающие в результате волевого усилия, целенаправленно.

38. Индивидуальные особенности представления и его развитие

В зависимости от индивидуальных особенностей личности у людей преобладают различные виды представлений. Для одних особенно значимыми оказываются зрительные представления, для других - слуховые, для третьих - двигательные. По преобладающему типу представлений, люди могут быть разделены на четыре группы: лица с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных представлений и представлений смешанного типа.

Для людей с преобладанием представлений зрительного типа характерно, вспоминая текст, представлять страницу книги, где этот т екст напечатан, как бы мысленно его читая. При необходимости запомнить номер телефона - он представляется написанным или напечатанным.

Для людей с преобладанием представлений слухового типа характерно, вспоминая текст, представлять, что он слышит произносимые слова. Также в виде слухового образа запоминаются и цифры.

Для людей с преобладанием представлений двигательного типа, характерно вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносить их про себя, иногда жестикулируя.

Люди с ярко выраженными типами представлений встречаются редко. Большинства людей обладают смешанным типом представлений.

Индивидуальные особенности представлений выражаются также в степени яркости, живости и полноты образов представления.

По этому критерию выделяют образный тип людей, у которых преобладают яркие и живые представления.

Тип представления зависит также от целей и задач, которые необходимо решить человеку, от привычного способа восприятия и т. д. Так, большинство людей слова иностранного языка чаще представляют зрительно, а слова родного языка - слухо-двигательно. Это связано с тем, что человек постоянно слышит родную речь, а слова иностранного языка, обычно, изучают по словарю. Это приводит к тому, что представления иностранных слов формируются в виде зрительных образов.

Начало развития представлений в индивидуальном развитии точно не известно. Установлено, что к концу второго года жизни зрительные и речевые (слухо-двигательные) представления уже играют существенную роль в жизни ребенка. Речевые представления имеют большое значение для развития речи ребенка. В этом же возрасте появляются и первых музыкальные слуховые представления, выражающиеся в запоминании мелодий и в самостоятельном пении.

В дошкольном возрасте мышление имеет наглядно-образный характер, т. е. основывается на представлениях различного типа. Память дошкольников также строится на воспроизведении представлений, поэтому первые воспоминания у большинства людей носят характер картин, наглядных образов. Степень яркости и точности представлений у детей ниже, чем у взрослых. Они возрастают под влиянием упражнений.

Важнейшим условием развития представлений является наличие достаточно богатого перцептивного материала.

Одним из важнейших этапов развития представлений является переход от их непроизвольного возникновения к умению произвольно вызывать нужные представления. Этот этап наблюдается не всегда. Некоторые люди совершенно не способны произвольно вызывать у себя представления. Всякое представление содержит в себе элемент обобщения, а развитие представлений идет по пути увеличения в них элемента обобщения, которое

может идти по пути схематизации - потери ряда частных индивидуальных признаков и деталей (например, развитие пространственных геометрических представлений) или по пути развития типических образов, характеризующихся конкретностью, наглядностью (например, создание художественных образов, котор ые, будучи конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения).

39. Понятие памяти

Память - это способность сохранять и воспроизводить прошлый опыт, делающая возможным его использование.

Память является основой психической деятельности. Она связывает прошлое настоящее и будущее и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития.

Память является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она лежит в основе способностей человека. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Память есть у всех живых существ, но наиболее высокого уровня своего развития она достигает у человека. Совершенствование памяти помогло человеку выделиться из животного царства.

Основными компонентами памяти являются:

1) рецепции - восприятие нового;

2) ретенции - удержание новой информации;

3) репродук ции - воспроизводство полученной информации.

Характеристиками памяти являются:

1) объем памяти - характеризуется количеством единиц информации, которые могут быть запомнены и воспроизведены;

2) быстрота воспроизведения - скорость, с которой запомненная информация может быть воспроизведена;

3) точность воспроизведения - способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатленную в памяти информацию; она зависит от количества информации, которая утрачивается в процессе хранения;

4) длительность сохранения информации - определяется временем удержания информации;

5) готовность воспроизвести запечатленную в памяти информацию.

Запоминание и воспроизведение информации происходит не изолированно, а в связи с другой информацией, которая уже присутствует в памяти. Физиологической основой ассоциаций являются временные нервные связи, которые возникают между клетками головного мозга.

Различают следующие виды ассоциаци й:

1) ассоциации по смежности во времени или пространстве. Два явления или предмета, воспринятые в одно и то же время или в одном и том же пространстве, связываются между собой ассоциативными связями и при воспоминании об одном из них вспоминается и второй;

2) ассоциации по сходству или контрасту. Ассоциативные связи могут возникнуть и между предметами и явлениями сходными или диаметрально противоположными;

3) смысловые ассоциации - являются основой научения. Возникают при смысловой связи между запоминаемыми предметами или явлениями.

Память каждого человека уникальна, она закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, нашего мозга, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти - это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.

Память человека имеет избирательный характер. Запоминание и воспроизведение зависят не только от ассоциативных связей между предметами и явлениями, но и от отношения к нему личности, ее установок, интересов и эмоциональной окраски этих предметов и явлений для данной личности. Лучше и быстрее запоминается то, что представляет для нас большой интерес и имеет определенное значение.

Процесс запоминания зависит также от сознательной установки на запоминание. Однако непроизвольное запоминание может оказаться более эффективным, чем произвольное. Многократное повторение увеличивает точность и длительность запоминания.

Процесс запоминания состоит из следующих этапов:

1) этап запечатления - совершается непроизвольно;

2) этап сознательного запоминания - сознательное и преднамеренное запечатление особенно значимого материала;

3) этап заучивания - необязательный этап, когда запоминание сопряжено с известными трудностями и закрепление материала требует специальных приемов (повторений и т. п.).

40. Виды памяти

Существует несколько классифика ций человеческой памяти:

По времени хранения информации различают:

1) скользящую память - непосредственное отражение информации органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 с.;

2) мгновенную память - память-образ - остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов;

3) кратковременную память - рабочую память, способную одновременно удерживать до семи элементов в течение максимум тридцати секунд. Информация пропадает как только она стала ненужной. Длительность удержания в среднем около 20 с. (без повторения). В кратковременной памяти хранится обобщенный образ восприятия, наиболее существенные его элементы. Объем кратковременной памяти в среднем равен от 5 до 9 единиц информации и определяется по числу единиц информации, которое человек в состоянии точно воспроизвести спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления ему этой информации;

4) оперативную память рассчитанную на хранение информаци и в течение определенного, заранее заданного срока (от нескольких секунд до нескольких дней). Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти;

5) долговременную память, которая сохраняется в сознании на дни, месяцы и даже годы. Ее работу определяют сложные механизмы записи информации, действующие на чувственном, эмоциональном и интеллектуальном уровне. Информация, из долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации усиливает ее следы в долговременной памяти. При пользовании долговременной памятью для припоминания нередко требуется мышление и усилия воли, поэтому ее функционирование на практике обычно связано с двумя этими процессами.

По анализатору, преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала, выделяю т:

1) зрительную память - связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Она чрезвычайно важна для людей любых профессий, особенно для инженеров и художников. Данный вид памяти предполагает развитие у человека способности к воображению. На ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как правило, легче запоминает и воспроизводит;

2) слуховую память - обеспечивает хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например музыкальных, речевых… Она необходима филологам, людям, изучающим иностранные языки, акустикам, музыкантам;

3) двигательную память - это запоминание, сохранение и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формировании двигательных, в частности трудовых и спортивных умений и навыков;

4) обонятельную и вкусовую - выполняют защитную роль, помогая отделять съедобное от несъедобног о, способствуют процессу пищеварения;

5) осязательную память, которая особой роли в жизни человека не играет, развивается и обостряется при потере или невозможности использовать зрительный и слуховой анализатор;

По характеру участия воли в процессах запоминания и воспроизведения материала память делят на:

1) произвольную - запоминание происходит через постановку специальной мнестической задачи (на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение);

2) непроизвольную - запоминание и воспроизведение происходят автоматически. Непроизвольную память делят на: логическую и опосредствованную.

41. Теории памяти

Одной из первых теорий памяти, не потерявшей своего значения до настоящего времени, была ассоциативная теория, возникшая еще в XVII в. Основу этой теории составляет понятие об ассоциации - связи между отдельными психическими феноменами, а также между ними и явлениями (предметами) вн ешнего мира.

Согласно данной теории память - сложная система кратковременных и долговременных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости, лежащих в основе кратковременной и долговременной памяти (Эббингауз).

Эта теория не могла объяснить избирательность человеческой памяти.

Согласно локализационным теориям памяти всякий раздражитель в процессе запоминания оставляет физиологический след, или отпечаток в нервных клетках отдельных структур головного мозга, что проявляется в повышении пластичности (откликаемости) нейронов на возбуждающие воздействия в процессе запоминания. Этот отпечаток лежит в основе последующего воспроизведения (Геринг).

Последователи различных локализационных теорий выдвигали в качестве хранителя информации различные участки головного мозга: гиппокамп, ретикулярную формацию, двигательную кору, глию. Предполагалось также, что память связана с изменени ями в структуре молекул РНК, а также с содержанием РНК в тех или иных образованиях мозга. Однако эти предположения пока не получили экспериментального подтверждения.

Семон рассматривал раздражитель не как материальные отпечатки, а как энергетическое воздействие, которое изменяет возбудимость материи. Подобное изменение материи он назвал энграммой (теория энграмм).

Согласно физиологической теории памяти в ее основе лежат физиологические процессы, которые у человека протекают в полушариях головного мозга (Павлов). Всякое поражение коры в той или иной мере нарушает возможность выработки новых навыков, иногда вызывая и потерю памяти.

В основе памяти лежат сложные динамические сочетания последействий процессов возбуждения, которые создают благоприятные условия для дальнейшего восстановления процессов возбуждения, благоприятствуя воспроизведению информации.

Физиологический процесс, лежащий в основе памяти, обычно сводят к проторению нервны х путей. При воздействии раздражителя на мозг возбуждение распространяется диффузно по коре. В тех нервных элементах, которые функционируют в данное время или недавно функционировали возбуждение встречает меньшее сопротивление - эти элементы дренируют возбуждение. В результате чего происходит стабилизация путей, по которым будет идти возбуждение. Изменение сопротивления и является теми мозговыми следами, которые мы называем памятью. Новое возбуждение вызывает целый пучок нервных путей, связанных с ним в прошлом, что вызывает процесс воспроизведения информации.

На смену ассоциативной теории памяти в конце XIX в. приходит теория гештальтпсихологии, заменившая ассоциацию первичных элементов, их целостной организацией - гештальтом. Согласно этой теории потребностное состояние человека создает у него определенную установку на запоминание или воспроизведение; оно оживляет в сознании некоторые структуры, на базе которых в свою очередь запоминается или воспроизводится человеком определенный материал. Данная теория не смогла объяснить формирование и развитие памяти человека в фило- и онтогенезе.

С началом развития кибернетики, в психологии начала разрабатываться информационно-кибернетической теория памяти, согласно которой, происходящий в мозге процесс запоминания сравнивается с процессами, происходящими в ЭВМ.

Существуют и другие теории памяти.

42. Мнестические способности и уровни их развития

Память состоит из информации, которой владеет человек, и мнестических способностей.

Мнестические способности - это средства, с помощью которых происходят процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Мнестические способности являются индивидуальной степенью выраженности памяти конкретного человека. Это свойство функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию для осуществления функции запоминания, сохранения и воспроизведения, имеющих индивидуал ьную меру выраженности и качественное своеобразие, что проявляется в эффективности деятельности и поведения.

В структуру мнестических способностей входят три разноуровневые механизма:

1) функциональные механизмы - это свойство функциональных систем мозга кодировать и декодировать информацию в целях ее запоминания, сохранения и воспроизведения. Для этих механизмов характерны следующие свойства:

а) генотипическая и врожденная обусловленность;

б) индивидуальная мера выраженности в определенных, генотипически заданных пределах;

в) мономодальность;

г) пластичность;

д) существование в неразрывном единстве с разноуровневыми процессами анализа воспринимаемой информации;

е) представляют собой неосознаваемый уровень психической активности, но результат их появления может осознаваться;

2) операционные механизмы - мнестическое осмысление материала в целях его запоминания, сохранения и воспроизведения. Формирование операционных механизмов мнестических способностей происходит благодаря биологическим (созревание мозга) и социальным (обучение) факторам. Свойства операционных механизмов:

а) многоуровневость;

б) пластичность (подвижностью, динамичностью);

в) конгруэнтность запоминаемому материалу;

г) индивидуальное своеобразие;

д) относительная стабильность для каждого субъекта основных характеристик используемых ими операционных механизмов и уровня их функционирования (перцептивный, образный или мыслительный);

3) регулирующие механизмы представляют собой систему внешней по отношению к памяти регуляции и внутренней регуляции, находящейся "внутри" мнестических процессов. Внешняя по отношению к памяти регуляция (мотивы, цели деятельности, эмоции, волевые качества) выражается в личностных смыслах: "запомнить", "узнать", "воспроизвести" или "забыть". Внутренняя регуляция является основой регулирующих механизмов, которую составляют следующие действия: отражение условий з апоминания и воспроизведения; принятие решения (выбор оперативной единицы запоминания и воспроизведения); антиципация процесса и результата запоминания и воспроизведения; формирование представления о программе запоминания и воспроизведения; контроль процесса запоминания и воспроизведения через оценку параметров результата; коррекция. К свойствам регулирующих механизмов мнестических способностей относятся:

а) появление как следствие развития операционных механизмов;

б) влияние на мнестический результат через управление процессом переработки информации;

в) способность проявляться относительно самостоятельно от операционной стороны мнестических способностей;

г) могут составлять неразрывное единство с процессом осмысления информации.

Функционирование системы функциональных, операционных и регулирующих механизмов происходит во взаимодействии с уже хранящейся у субъекта информацией.

В процессе развития мнестических способностей выделяют четыре основных уровня:

1) запоминание с опорой на функциональные механизмы;

2) появление операционных механизмов;

3) развитие операционных механизмов и появление регулирующих;

4) сформирована система функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

43. Закономерности протекания основных процессов памяти

Запоминание - процесс памяти, направленный на coхрaнение в памяти полученных впечатлений для его последующего воспроизведения. Запоминание может быть:

1) непроизвольным (происходит без участия воли, непреднамеренно, без применения специальных приемов, обеспечивающих запоминание) и произвольным (происходит намеренно, целенаправленно в процессе заучивания, для ч его прилагаются волевые усилия, используют специальные приемы, способствующие запоминанию);

2) механическим (основано на закреплении внешних связей, ассоциаций путем многократного повторения) и осмысленным (основано на анализе, обобщении и установлении смысловых связей нового с уже известным материалом и между частями данного материала; является более быстрым и прочным).

Г. Эббингауз установил следующие закономерности запоминания:

1) простые, но яркие, значимые события жизни запоминаются быстро и надолго;

2) пристальное внимание к событию при однократном его переживании является достаточным для его точного воспроизведения;

3) точность воспроизведения и уверенность субъекта в точности воспроизведения не всегда связаны между собой;

4) "эффект края" - при запоминании длинного ряда лучше всего запоминаются и воспроизводятся его начало и конец;

5) при наличии логической связи между словами и явлениями они запоминаются лег че и прочнее;

6) повторение улучшает запоминание;

7) усиление внимания к запоминаемому материалу уменьшает количество необходимых повторений.

Прочность запоминания зависит от свойств личности, ее интересов и склонностей, от запаса знаний, от цели запоминания, от желания прочно усвоить материал и осмысленности запоминаемого.

Действия запоминаются лучше, чем мысли; среди действия лучше запоминаются те, которые связаны с препятствиями или сами препятствия (А.А. Смирнов).

Запоминание облегчают схемы, таблицы, диаграммы, особенно если их составить самому.

Сохранение информации - удержание информации в памяти. Оно зависит от глубины осмысления, от установки и значимости информации для личности. Основной закономерностью процесса сохранения информации является то, что информация в процессе хранения не остается неизменной, а изменяется под влиянием новой и уже имевшейся информации. Она также способна сама оказывать воздействие на дру гую информацию.

Забывание информации - потеря или частичная утрата информации. Для забывания характерны следующие закономерности:

1) сразу после заучивания забывание идет сильнее, чем через некоторое время;

2) вначале забывается более сложная и недавно полученная информация, затем более простая и полученная давно.

Забывание проявляется трех формах:

1) в невозможности припомнить или узнать (полное забывание);

2) в невозможности воспроизвести, но в возможности узнать (частичное забывание);

3) в неверном припоминании или узнавании.

Воспроизведение информации - возникновение закрепленных в памяти образов объектов и явлений без опоры на вторичное восприятие этих объектов и явлений. Усвоенным можно считать только то, что не только узнается, но и воспроизводится. При воспроизведении происходит переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников.

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Успешность воспроизведения зависит от умения восстановить связи, которые были образованы при запоминании. При воспроизведении может наблюдаться явление реминисценции, суть которого состоит в том, что воспроизведение, отсроченное на 2-3 дня, оказывается лучше, чем сразу после заучивания.

44. Развитие памяти

Первые проявления памяти обнаруживаются у детей еще в глубоком младенчестве. Так ребенок перестает плакать, когда видит бутылочку с молоком или маму. В конце первого полугодия жизни ребенок уже узнает предметы и людей, которые не связаны с приемом пищи. Вначале узнавание ограничивается узким кругом объектов, которые его постоянно окружают, вещей и людей, с которыми он часто имеет дело. В возрасте до двух лет запоминание носит кратковременный характер: ребенок узнает предметы, если длительного перерыва в восприятии не превышает нескольких дней.

С возрастом продолжительность и круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. На втором году жизни ребенка скрытый период составляет всего несколько недель, к концу третьего года - несколько месяцев. С этим связана "амнезия" детства, т. е. невозможность вспомнить, что происходило с нами возрасте до трех лет. К концу четвертого года ребенок способен вспомнить то, что было около года назад. В этом возрасте дети начинают различать времена года. К этому же периоду относятся первые воспоминания о детстве.

Первым мнестическим процессом, которым овладевает ребенок, является узнавание. Воспроизведение начинает обнаруживаться только на втором году жизни.

В раннем детском возрасте процесс запоминания носит непроизвольный характер. Ребенок в преддошкольном и дошкольном возрасте не ставит перед собой задачу что-либо запомнить. Произвольная память начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте. Ее развитию способствуют развивающие игры и специальные занятия, ко торые проводятся с детьми в детском саду. Легче и лучше запоминается то, что вызывает у ребенка интерес. В дошкольном возрасте дети начинают понимать то, что запоминают.

В школьные годы память ребенка постепенно приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной. С началом процесса обучения ребенок вынужден запоминать и воспроизводить не только то, что является интересным и привлекательным, но и то, что дает школьная программа. Непосредственная, эмоциональная память становится уже недостаточной.

Заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его высокая познавательная мотивация являются необходимым, но не единственным условием развития памяти. В ходе учебной деятельности ребенок начинает осваивать различные способы запоминания (группировка материала, перечисление, классификация, систематизация, осмысление связей между предметами и явлениями и т. д.). Одним из основных в этом способе запоминания в этом возрасте является заучивание, которое является эффективным, но достаточно примитивным приемом. Оно не способствует развитию у ребенка логической памяти, которая является более долговременной и осмысленной.

К приемам, развивающими логическую память относятся:

1) группировка - разделение материала на группы по какому-либо признаку;

2) опорные пункты - выделение тезисов, вопросов и т. д.;

3) составление мнестического плана - совокупности опорных пунктов;

4) классификация - распределение предметов по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков;

5) структурирование - установление взаимного расположения частей, составляющих целое;

6) аналогии - установление сходства, подобия предметов и явлений;

7) схематизация - описание чего - либо в общих чертах, составление схемы;

8) ассоциация - установление связей по сходству, смежности или противоположности запоминаемого с хорошо известными предметами и явлениями и др.

Обучение мнестическ ому приему включает два этапа:

1) формирование самого умственного действия;

2) использование его как мнестического приема - средства запоминания.

45. Методы изучения памяти

Исследование объема кратковременной памяти по методике Джекобсона. Исследование состоит из 4 серий и проводится индивидуально или с группой в 8-16 человек. В каждой серии испытуемому зачитывается один из наборов 7 цифровых рядов, первый ряд состоит из 4 цифр, в последующих рядах прибавляется по одной цифре до 10 цифр в седьмом ряду. Цифры ряда предъявляются с интервалом 1с. После прочтения каждого ряда через 2-3 с по команде экспериментатора испытуемые должны воспроизвести эти ряды на листе бумаги в том же порядке, в каком они предъявл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: