Интернациональная тема в творчестве А. Барто




 

С этой темы начинается творчество А. Барто, она развивается и обогащается поэтессой на протяжении всей ее творческой работы.

Тема братства рабочих людей всех стран звучит в стихотворении «Братишки» (1928). Это необычная колыбельная песня. Из нее дети узнают о дружбе и единстве народов разных рас, национальностей, о преемственности поколений.

30-е годы – стихи об Испании.

В 1937 году А.Барто выступает в Испании на Международном антифашистском конгрессе в защиту культуры. Результаты поездки – стихи «Клятва», «Мамита мия», «Я с тобой» и др.

А дальше А. Барто выступает как борец за мир, за равенство и братство. Она говорит с детьми о таких важных вещах, нерешенных до сих пор проблемах, как расовая дискриминаця («Черный новичок»). Она учит детей непримиримости в борьбе со всяким злом на земле, воспитывает патриотические чувства.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Сохранили ли стихи А.Барто с интернациональной тематикой свою актуальность сегодня?

2.Будете ли Вы работать со стихотворением «Черный новичек», текст которого есть в старых учебниках по чтению для 3 класса (авт. Горецкий) (по этим учебникам продолжают еще работать в некоторых школах)?

3. Нужно ли, по-вашему, говорить об интернационализме и сегодня, в наше сложное время?

4. Актуально ли звучит сегодня тема гордости и любви к Отечеству?

 

(Возможно, именно сегодня эти темы становятся наиболее важными. И именно учитель на примере прекрасных литературных произведений должен говорить о том, что только тогда на земле будет счастье, когда все народы научатся не только уважать друг друга, но и в трудную минуту придут друг другу на помощь.

(«В Ленинград из Барселоны

потянулись эшелоны –

это дети покидают

темный город осажденный…)

Особую актуальность имеют и стихи с патриотической тематикой: в сложное время, которое переживает наша Родина, особенно важно прививать любовь к ней, уважение к соотечественникам).

 

 

Звенигород.

Поэма написана по следам отгремевшей Великой Отечественной войны. Она напоминает протяжную русскую песню с повторами, с темой материнской ласки тепла.

Замысел ее прост и прекрасен – создать поэму о бессмертии детства, о вечности жизни на земле, о победе над фашизмом.

Основная мысль поэмы звучит в словах очень трогательных:

- Эти дети не сироты,

Не похожи на сирот.

Материнскою заботой

Окружает их народ.

1. Можно ли сегодня говорить об актуальности этой поэмы?

  1. Проблема сиротства в наши дни.

Спустя десятилетия А. Барто помогает родителям, потерявшим во время войны своих маленьких детей, найти их. Этот общественный подвиг запечатлен в ее книге «Найти человека».

13 числа каждого месяца в13 часов выходила и радиопередача с таким же названием. Как много счастливых людей появилось благодаря усилиям А. Л. Барто, которая помогала обрести вновь самое дорогое – потерянного в страшное время ребенка.

(Чтение отрывков из книги А. Барто «Найти человека»).

В 1955 году А.Фадеев писал А.Л. Барто:

«Нужно ли говорить, сколько радости и пользы принесла ты детям нашей страны и просто нашим детям творчеством своим, полным любви к жизни, ясным, солнечным, мужественным, добрым!

Это уже никогда не пройдет, Это живет в людх, которые были вчера детьми; это будет вечно питать поколения ребят, когда нас с тобой уже не будет на свете…»

 

 

Домашнее задание

 

 

1.Объясните, в чем непреходящая ценность творчества А.Л. Барто (на примере одной из тем, рассмотренных на уроке)

2. Можно ли назвать жизнь А. Барто «подвигом во имя детей»? Почему? (Подтвердите свой ответ примерами из творчества А. Л. Барто).

3.Расскажите о книге «Найти человека». В чем по-вашему ее основная ценность в наши дни?

4.Сделайте сообщение по книге А. Л. Барто «Записки детского поэта». На основе материала этой книги докажите, что А. Барто умный, тонкий психолог. (Доклад вдвоем)

 

Список используемой литературы

 

  1. Барто А.Л. «Веревочка» сборник стихрв, М., Дет. лит., 1971

«История на просеке», М., Дет. лит., 1981.

«По дорожке, по бульвару…», М., Дет. лит., 1967.

«Подростки, подростки…», М., Дет. лит., 1984.

«У нас под крылом», М., Сов. Россия, 1981

  1. Барто А.Л. «Записки детского поэта», М., Сов. Писатель.,1976

«Немного о себе» в кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (составитель Мотяшов И.П., М., Дет. лит.,1989)

  1. Лиханов А. «Гражданский подвиг поэта в кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (составитель Мотяшов И.П., М., Дет. лит.,1989)
  2. Мотяшов И.П. «Диалог равных» (Там же)
  3. Николаев С. «Солнечный обруч» (Там же)
  4. Разумневич В.Л «Улыбнись на счастье!» в кн. «Всем детям ровесники. Заметки о книгах современных детских писателей» М., Сов. Писатель, 1980.
  5. Соловьев В.И. «Агния Барто. Очерк творчества», М., Дет. лит.,1979.
  6. Таратута Е. «Подруга дней моих суровых…». В кн. «Жизнь и творчество Агнии Барто. Сборник. (Составитель Мотяшов И.П. М., Дет. лит., 1989.)

 

 

ПЛАН.

 

 

  1. Биографические данные А.Л.Барто.
  2. Жанровое и тематическое разнообразие произведений А.Л.Барто:

2.1 Стихи для самых маленьких и о них («Игрушки», «Младший брат», «Машенька растет»).

2.2 Юмор и сатира в стихах А.Барто для детей.

2.3 Интернациональная тема в творчестве А.Барто для детей.

2.4 Поэма «Звенигород».

 

  1. Книга А.Барто «Найти человека».
  2. Книга А.Барто «Записки детского поэта».
  3. Значение творчества А.Барто.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: