ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО




Агния Львовна Барто.

 

 

Агния Львовна Барто родилась в семье врача-ветеринара Льва Николаевича Волова – человека очень образованного, который и внушил ей с детских лет любовь к литературе, к великим русским писателям и поэтам – от Крылова до Льва Толстого, к родному слову, к его огромным, чудесным возможностям.

Писать Агния Львовна Барто начала с детства. В ее самодельном альбоме, от корки до корки исписанном стихами, рядом с озорными эпиграммами на учителей и подруг спокойно и прочно чувствовали себя многочисленные сероглазые короли и принцы (беспомощное подражание А. Ахматовой), рыцари, юные пажи, которые рифмовались с «госпожи»…

Правда, она хотела стать балериной и училась в хореографическом училище, но стихи писать не прекращала.

На одном из занятий молодежного литературного кружка (их в 20 годы было великое множество) присутствовал А.В. Луначарский. Он-то и предсказал молодой поэтессе с присущей ему проницательностью (послушав ее «Похоронный Марш»), что она найдет себя в области создания веселых стихов.

Не менее знаменательной в ее судьбе была встреча с В.В. Маяковским на первом празднике детской книги, и он сам, страшно волнуясь перед выступлением, утверждал, что поэзия для детей вовсе не литература второго сорта, а великое дело.

Существенное значение в творческом развитии Агнии Львовны Барто обрело и знакомство с С.Я. Маршаком. Он всегда предпочитал оказаться скорее придирчивым, чем снисходительным.

Первые стихи Барто были во многом несовершенны, поэтому никогда не переиздавались, и Маршак критиковал их весьма сурово без всякой скидки на возраст и неопытность. Критика эта приносила на первых порах много огорчений, но все же оказалась весьма полезной: заставила творчески работать

(«К сожалению, слишком прямолинейно вела я себя

и в разговорах с Маршаком. Однажды, не согласившись

с его поправками, боясь утратить свою самостоятельность,

чересчур запальчиво сказала: «Есть Маршак и подмаршачники.

Маршаком я стать не могу, а подмаршачником не хочу!») [1]

Но Маршак в конце концов признал ее как подлинного мастера и ее именем открывал список молодых поэтов, работающих в детской литературе.

(Переходы от доброты к суровости были

в характере С.Я. Маршака. Он сам это знал, поэтому, наверное,

ему так понравилась написанная мною шутка:

Поэт однажды Маршаку

Принес неточную строку.

-Ну как же так?- сказал Маршак.

Он перестал быть добряком,

Он стал сердитым Маршаком.

Он даже стукнул кулаком:

- Позор!- сказал он строго…

Когда плоха твоя строка,

Поэт,побойся Маршака,

Коль не боишься бога …) [ 2]

 

 

Первые опыты А.Барто в детской поэзии связаны с разработкой темы, которая будет развиваться и обогащаться на протяжении всего ее творчества – теме дружбы всех народов земли («Китайчонок Ван Ли»).

Все, что связано с жизнью детей, вызывает у Барто обостренный интерес и внимание – начиная от самых первых шагов только что родившегося на свет человека и вплоть до тех пор, когда он стоит на пороге взрослой, зрелой жизни и начинает задумываться о том, кем ему стать, какую дорогу выбрать в большом широком мире, который раскрывается перед ним.

Даже самый маленький читатель знает на память стихи Барто:

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу…

Агния Львовна Барто не только друг, но и старший взыскательный т требовательный товарищ. Она не только многое дает своим юным друзьям, но и много спрашивает с них. Она подмечает неудачи, промахи, недостатки, хотя бы самые неприметные на посторонний взгляд, и говорит об этих недостатках во всеуслышание, полным голосом. Но такова и есть настоящая дружба – без взаимных поблажек, нетерпимая к недостаткам. Здесь высмеиваются трусы, лодыри, зазнайки, разгильдяи, грубияны, те, кто хочет пожить на всем готовеньком, без труда и забот.

«Выходи смелее в путь!» - с этим пожеланием и напутствием идут герои веселых и задорных стихов Барто в жизнь, и оно помогает им внутренне расти, мужать, развиваться. Оно вдохновляет их на мечты, дерзания, подвиги, пока еще очень маленькие, но уже свидетельствующие об укреплении решительности, упорства, стойкости. А без этих качеств нельзя стать настоящим человеком.

Агния Львовна Барто многие годы пытливо исследует жизнь, деятельность, устремления, нравы, привычки, то новое, что появляется в характере и образе жизни детворы, и здесь сделано немало открытий, имеющих первостепенное значение для понимания детей и их воспитания.

Каждое стихотворение Барто несет в себе воспитательное зерно, без которого нет настоящей детской литературы.

(Запишите слова С.Я. Маршака, которые могут служить эпиграфом ко всему творчеству Барто:

«Детский писатель – педагог в самом высоком смысле слова»)

Стихи Барто и читаются, и воспринимаются весело, легко, интересно. Но самое главное, сто они пришлись по душе юным читателям. На школьной парте одной из московских школ была сооружена надпись:

Что в нашей жизни то, а что не то,

Мы все сверяем по Барто.

С любимой писательницей хотелось общаться, хотя бы в письменном виде. И дети писали Барто.

«Здравствуйте, дорогая писательница!

Очень хочу с вами переписываться.

Пока писать больше нечего, пишите

Скорее ответ. До свидания,

Даже не хочется прощаться»

 

 

«Я вас люблю и обворачиваю в бумагу.

Когда вы порвались, я вас склеила».

 

«Я вас люблю и хочу, чтобы вы жили долго, как слон…»

 

 

Книги Барто вошли в каждый дом, в каждую семью, в каждую школу, завоевали признание многих и многих миллионов читателей и необычайно полюбились им, навсегда стали для них одними из лучших и любимых друзей, чью теплую и твердую руку чувствуешь и в радостные дни, и в часы испытаний.

 

 

А теперь нам следует более основательно разобраться в том, что составляет сущность и характерные особенности творчества А.Л.Барто, что обеспечивает долголетие ее стихов, их значение в жизни целых поколений детворы, впрочем, не только детей, но и многих взрослых, которым иные стихи Барто могут пригодиться не меньше, чем детям, в чем заключается их высокое, зрелое и самобытное мастерство.

 

1. СТИХИ ДЛЯ САМЫХ МАЛЕНЬКИХ.

В поэзии Барто есть одна особенность, которая определяет и самый характер творчества поэтессы, его направленность, его наиболее существенные черты: ни в малейшей степени не упуская из виду детскую специфику, чутко и проникновенно присматриваясь к особенностям детского восприятия, запросов, интересов, поэтесса вместе с тем подчеркивает и утверждает не столько то, что отделяет мир детей от взрослого, а то, что связывает их, порождает их внутреннее единство.

Вот почему вполне естественным в этих стихах оказывается то, что дети ведут себя подчас по-взрослому, а взрослые почти как дети, что и служит основой всякого рода неожиданных эффектов.

Самая главная задача Барто – воспитать чувство долга и ответственности за все, что делается «у нас во дворе», и во всем окружающем мире,- чувство, с годами все больше роднящее и внутренне объединяющее детей со взрослыми.

 

«Игрушки».

Каждая стихотворная игрушка, как русские народные песенки-потешки, не только забавляет ребенка, но в то же время преподает ему первые уроки нравственности: не забросить мишку с оторванной лапой, пожалеть зайку, быть активным носителем добра, насколько это в твоих силах.

Но даже бесспорно любимые детьми стихи вызывали недовольство у некоторых взрослых. Один возмущенный папа спрашивает у поэтессы: «Разве допустимо, чтобы книжка для маленьких вызывала слезы?» (ребенок, жалея мишку с оторванной лапой и оставленного под дождем зайку, плакал) «Почему автор позволяет себе омрачать счастливое детство ребенка и травмировать его душу?»

Как вы ответите папе?

(Сочувствию и состраданию нужно учить с малых

лет. Самое страшное на свете это равнодушие.

Барто учит душу ребенка с малолетства, учит

Плакать над чужим горем и радоваться чужим

Радостям.)

Интересен лад и ритм стихов. Здесь сочетается ямб с хореем

 

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

-Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

 

А вот пример составной, неточной рифмы:

 

 

Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу,

Потому что он хороший.

Но практика показала, что ребенок не только воспринял такой стих, но даже легко заучил его наизусть. Оказалось, что до ребенка может дойти стих и очень сложный по своей ритмико-интонационной структуре- конечно, если она не надуманна, а соответствует интонации живого, непосредственного разговора, как и есть в стихах Барто.

 

«Машенька растет»

Малолетней Машеньке поручили присмотреть за мальчиком. (Цикл «Машенька растет») Он хоть и поменьше ее, но очень озорной, от него можно ожидать всяческих подвохов и каверз. А тут еще со стороны вмешивается другой мальчик.

 

-Убегай!,- кричит Сережа,-

Он побьет тебя сейчас!

На два года он моложе,

Но сильнее в девять раз!

 

И хотя Маша от всех этих страхов и огорчений готова расплакаться, но она отвечает, подражая кому-то из взрослых и вместе с тем вкладывая в слова собственное чувство долга:

-Поручили мне его.

Буду с ним теперь построже,

Но не брошу одного.

Мы видим, как горда Маша тем, что смогла выполнить очень сложное для нее поручение и как незаметно для себя «Машенька растет».

Все это складывается в живую картину, создает внутренне подвижный образ девочки, которая в конце концов стала опытнее и взрослее. Показывая мужественность, решительность, отвагу своих героев, она воспитывает эти качества у своих юных читателей, для которых жизненный опыт Машеньки близок и поучителен.

Само название цикла говорит о многом. Поэтесса не только рисует события из жизни своей юной героини, но вместе с тем соединяет их незримой нитью, протянутой в будущее, и показывает характер своей героини в росте, движении, становлении, что придает динамику каждому стихотворению о Машеньке и соединяет их в нечто цельное.

А когда она начинает говорить, «как мама», это для нее не только взрослые слова – сейчас она поистине преисполнена таким сознанием ответственности и долга, что считает для себя вполне уместным перейти на мамин язык.

Так, введение «взрослой» лексики в детский язык означает в стихах Барто вызревание чувства долга перед людьми, ответственность перед ними, - чувства, присущего как большим, так и маленьким, внутренне объединяющего их.

 

«Младший брат»

Это стихи о новорожденном, об отношении к нему взрослых и детей. Весь сборник окрашен мягкими, пастельными красками: здесь и радость от общения с малышом («Хороший день») и забота о нем старших сестер («Комары», «Чепчик») и родителей («Купание»).В старой детской литературе стихи о новорожденном – это обычно только сентиментальные умиления и восторженные восклицания. Этого нет у Барто. В книге «Младший брат» много острых и тонких наблюдений за ребенком такого возраста,когда даже и слова «мама» ему не выговорить, и здесь она совершает свои открытия, в которых лирическое начало сочетается с обостренной наблюдательностью и тонким юмором, что очень характерно для всего творчества Барто.

(Освещение этого вопроса идет вместе

с анализом стихов того или иного сборника,

анализом книжной выставки, используется

метод «Лекция вдвоем»)

 

ЮМОР И САТИРА В СТИХАХ А.БАРТО

«Детским писателем может стать только

тот, в ком сильна память детства»

М. Горький.

Слияние интереса писательского и педагогического позволило поэтессе сделать много открытий в детской поэзии. Она – родоначальник жанра юмористического и сатирического портрета.

Со страниц книг А. Барто смотрят на нас живые дети. Кого только здесь нет – болтунья, замарашка, плакса, маленькая сплетница, зазнайка, жадина, лентяй, кокетка и многие другие. Цель у поэта одна – помочь детям начать борьбу с недостатками своими и чужими.

Часто на помощь приходит устное народное творчество, от частушки до дразнилки, народная педагогика.

В задорных частушечных ритмах написаны многие стихи поэтессы («Болтунья») – Анализ стихотворения, выразительное чтение.

А. Барто очень требовательна к качеству смеха: ведь смех бывает и глупым, и бессмысленным, и даже жестоким. Поэтесса смеется весело и не зло. Она не хочет обидеть и навсегда осудить маленького человека. Барто заставляет как бы со стороны оглянуться на себя, увидеть в себе что-то такое, над чем можно посмеяться вместе, но при этом внутренне устыдиться и раскаяться.

(Анализ стихов: «Девочка-ревушка», «Девочка чумазая», «Мы с Тамарой», «Подари, подари…», «Очки», «Помошница», «Снегирь», «Любочка», «Сонечка»)

Как бы не были малы герои ее стихов, А. Барто приучает их к тому, что они в меру своих сил и возможностей должны заботиться о себе и о других, стыдно быть лентяем, бездельником, лежебокой (Танюша- стих. «Помошница» - только обещает работать, а сама после целого дня безделья, вздохнув, говорит:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу.

Стихотворение «Катя» (1945) посвящено девочке, которая оказалась лишней, когда все работали на огороде:

-Ты что на скамейке сидишь как чужая?

А Катя сказала:

-Я жду урожая…

(Это стихотворение до сих пор помещают в учебники для начальной школы)

С особой силой и глубиной разработан в творчестве А. Барто сатирический жанр, свидетельством чего является книга стихов «Лешенька, Лешенька…» (1965), вобравшая стихи многих лет и ставшая событием не только в детской поэзии, но и во всей литературе того времени – по степени мастерства, блеску остроумия, прицельности и точности удара, сатирической резкости и остроте.

«Колючие строки» - так называется одна из сатирических книг А. Барто, и действительно, в ее стихах много «колючек», заостренных против всего того, что не совместимо с внутренней щедростью людей, их творческим задором, широтой мечтаний и стремлений.

Проблема взаимоотношений взрослых и детей, старших и младших – одна из ведущих в творчестве а. Барто.

Уже в 30-е годы создаются стихи, в которых взрослые изображены сатирически, но недостатки их высмеиваются не прямо, а через поступки, привычки их детей.

В стихотворении «Леночка с букетом» (1954) как бы вскользь сказано:

-Лучшим номером программы

Эта девочка была…

Здесь ходовой оборот речи («лучший номер нашей программы») обретает необычное, настораживающее, тревожное звучание, ибо если девочка превращается в 2номер программы», от такой метаморфозы мы не можем ждать ничего хорошего.

А что может быть страшнее, когда «У дедушки – Героя бездельница растет?»

Целый сборник стихов, которые адресованы не столько юным читателям, сколько родителям и воспитателям, вышел в 1958г. –«Про больших и маленьких» («Советский писатель», Москва, 1958)

(«Леночка с букетом», «Дедушкина внучка», «Лешенька», «Жадный Егор», «Снегирь»)

(Анализ и выразительное чтение этих стихов).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: