В. М. Гаршина «Красный цветок»




Идейно - тематическая, персонажная и сюжетная организации произведения

В. М. Гаршина «Красный цветок»

 

 

Студентки

11 группы

Филологического факультета

Герасимовой Анны

 

Вологда 2012г.

 

Содержание

 

1. Введение.

2. Причины выбора этих организаций для анализа.

3.Персонажи в рассказе.

4.Символы в произведении.

5.Речь главного героя.

6.Проблема произведения.

7.Тема.

8.Идея.

9.Сюжет.

10.Элементы сюжетной композиции.

11.Заключение.

 

 

Рассказ "Красный цветок" был написан Всеволодом Гаршиным в 1883 году в память Ивана Сергеевича Тургенева, и осенью того же года опубликован в "Отечественных записках". Самый знаменитый рассказ Гаршина. Не являясь строго автобиографическим, он тем не менее впитал личный опыт писателя, страдавшего маниакально-депрессивным психозом и перенесшего острую форму болезни в 1880 г.

Для анализа произведения я выбрала три организации: Идейно - тематическую, персонажную и сюжетную. Персонажная организация помогает нам разобраться во внутреннем мире героев, раскрыть сущность их характеров и убеждений. С помощью сюжетной организации, мы выстраиваем цепь событий в рассказе. Это помогает нам понять суть произведения. Например, почему персонажи поступают тем или иным образом, какая идея ими движет. Исследуя идейно - тематическую организацию, мы выясняем главную тему и идею произведения. Ставим проблему, которая требует решения.

В рассказе главным героем выступает больной мужчина, которого привозят в сумасшедший дом. Под героем мы будем понимать не персонажа, выражающего авторский идеал, но персонажа, который наиболее интересен автору. Интересен, прежде всего тем, что не смотря на свое трудное положение мужчина продолжает бороться за свою идею и идти к намеченной цели, обходя всевозможные препятствия. Имени этого человека мы не знаем, очевидно автор таким образом не хочет конкретизировать его, указывая на то, что этот образ обобщенный, а кем он был до того как попал в больницу, мы можем только догадываться. Герой дает нам подсказку, говоря, что уже был в этой больнице, что ему там все знакомо. Можно предположить, что герой до безумства был ревизором. Приведем описание больного: «Он был страшен. Сверх изорванного, во время припадка в клочья серого платья куртка из грубой парусины с широким вырезом обтягивала его стан; длинные рукава прижимали его руки к груди накрест и были завязаны сзади. Воспаленные, широко раскрытые глаза горели неподвижным горячим блеском; нервная судорога подергивала край нижней губы; спутанные курчавые волосы падали гривой на лоб». Можно сказать, что этот персонаж - действующее лицо. Он понимает смысл своего существования и на протяжении рассказа активно борется со злом, которое как ему, кажется, воплощено в маке. Эта цель – сорвать и убить цветы. Но этого мало, нужно не дать цветку при издыхании излить свое зло в мир. Поэтому больной прячет цветы у себя на груди. В результате герой достигает намеченной цели. Второстепенным персонажем в этом рассказе является доктор. Автор также не называет его имени. Также доктор предстает оппонентом больного. Больной говорит, что врач творит зло, и просит отпустить других больных на свободу. Герой думает не о своем благополучии, а о спасении других. Приведем описание доктора: «Его красивое холеное лицо с превосходно расчесанной золотистой бородой и спокойными голубыми глазами, смотревшими сквозь золотые очки, было неподвижно и непроницаемо». Это говорит нам о том, что доктор самодоволен, чувствует свою власть над больными, возможно, ему это даже нравится. Автор обращает наше внимание на детали внешности доктора, а именно золотистую бородку и золотые часы. Возможно, они имеют некий смысл, ведь золотой цвет- цвет роскоши, излишества. Можно предположить, что доктор не случайно выбрал эту профессию, а потому что таким образом он пытался скрыть свои недостатки, акцентирует свое превосходство и этим пытается повысить свой личностный статус. Проанализируем диалог героя и врача. Больной понимает, что он в сумасшедшем доме, ему решительно все равно, он считает, что человеку, достигшему в душе великой мысли все равно где жить и что чувствовать, даже жить и не жить. Он достиг великой мысли и почувствовал себя переродившимся. Больной воспринимает пространство и время как суть фикции, он живет без пространства, во всех веках. Доктор соглашается с его позицией и называет это редкой логикой. Образ доктора символичен: он является носителем определенных убеждений. Поговорим о символике в рассказе. Символом зла является красный цветок. А что же означает красный цвет? Символика здесь двух плановая: красный-это цвет крови, пламени, тревоги и одновременно с этим цвет солнца, здоровья и добра. Красный цвет постоянно окружает героя. Стены ванны были выкрашены темно-красной краской, на затылке красная полоска от мушки. Герой вообразил себе, что красный цветок ни что иное как вселенское зло, с которым нужно непременно бороться. Но почему он выбрал именно маки, ведь в саду были еще и другие растения, например розы, яркие петунии, настурции и другие. Герой знал, что из мака делают наркотик «может быть, эта мысль, разрастаясь и принимая чудовищные формы, заставила его создать страшный фантастический призрак». Приведем описание этого цветка, каким видит его больной «Цветок в его глазах осуществлял собою все зло; он впитал в себя невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества. Это было таинственное, страшное существо, противоположность богу, Ариман, принявший скромный и невинный вид», «он был гораздо меньше обыкновенного мака и отличался от него необыкновенною яркостью алого цвета». Героя охватывает идея уничтожения зла на земле, он чувствует, что именно в этом заключается его предназначение. По его мнению, в цветке скопилось все зло, которое есть в мире. В тексте упоминаются колпаки с красными крестами. Больной сравнивает красный крест, который есть у него на колпаке с красным цветком. Цветы были ярче. Крест символизирует героическое самопожертвование, иными словами борьбу против зла. Символичный смысл имеет и больница. Она рассматривается как волшебный мир, собравший в себя всю силу земли. Герой думал, что все они собрались здесь за тем, чтобы исполнить дело, направленное на уничтожение зла на земле. Темные краски создают мрачное, зловещее впечатление. Больница является символом заточения. «все окна за железными решетками бывали наглухо заперты, в больнице становилась невыносимо душно». В этих словах передана невыносимая атмосфера несвободы. Ванная комната производит ужасающее впечатление. «Это была большая комната со сводами, с липким каменным полом, освещенная одним, сделанным в углу, окном; стены и своды были выкрашены темно- красною масляною краскою; в почерневшем от грязи полу, в уровень с ним, были вделаны две каменные ванны, как две овальные, наполненные водою ямы». Больной сравнивает это место с адом. Некий, таинственный смысл в рассказе имеют тихая ночь и звезды. Герою кажется, что они сочувствуют ему. В финальной сцене герой смотрит на темное небо и видит своего рода посыл к дальнейшим действиям, его решимость увеличивалась.

Важное значение имеет и речь главного героя. Обратив внимание на самую первую реплику, не случайно же именно с нее начинается повествование. «Именем его императорского величества, государя императора Петра Первого, объявляю ревизию сему сумасшедшему дому!» Для начала разберемся почему больной говорит именно о Петре Первом и какую ревизию он собирается проводить? Петр Первый- великий русский царь, ему был воздвигнут памятник «Медный всадник», где Петр верхом на коне, а под копытами коня придавлена змея, таким образом этот памятник- аллегория борьбы добра со злом. Царь олицетворяет добро, а змея коварство и злобу, зло здесь побеждено добром. Больной объявляет ревизию не именно сумасшедшему дому, а миру, в котором господствует зависть, корысть, ненависть, одним словом зло. В этой реплике заложена подсказка, как будут развиваться события в дальнейшем. Герой на протяжении всего произведения будет пытаться «придавить» зло, может именно для этого ему суждено оказаться в больнице. В ванной комнате для героя наступают страшные минуты: ему кажется, что его хотят убить. Эта комната ассоциируется у больного с самим адом. Не случайно в эти минуты он обращается к святому Георгию. «В руки твои предаю тело мое. А дух – нет» Почему он передает святому только тело? Герой верит, что душа бессмертна.

Речь героя очень эмоциональна, говорит он громким, резким голосом, иногда шепотом. В его речи прослеживаются нотки безумства, а иногда вполне связная речь совершенно здорового, умного человека. «Его состояние было странною смесью правильных суждений и нелепостей». В рассказе много монологической речи больного, много восклицательных предложений. Он постоянно произносит местоимение я: «я нашел ее, я достиг, я переживаю, я утомлю тебя, я задушу тебя, я иду к вам, я послал бы вас» и др. Герой ощущает себя центром вселенной, только он один сможет уничтожить цветы, то есть победить зло, а другие просто не выдержат его яда. Он называет себя бойцом человечества, так как ни один не осмелится бороться разом со всем злом в мире. В его монологах много философских рассуждений. Он одержим идеей обновления мира. «Скоро, скоро распадутся железные решетки, все эти заточенные выйдут отсюда и помчатся во все концы земли, и весь мир содрогнется, сбросит с себя ветхую оболочку и явится в новой, чудной красоте». Если в начале рассказа речь героя была меньше похожа на речь безумного человека, то к концу произведения стала в высшей степени безумной, а все из-за навящевой идеи спасения мира «разговаривая с больными и сам с собою громче и несвязнее, чем когда- нибудь». Больной знал итог этой борьбы, знал что умрет, не случайно в конце произведения он обращается к небу, говоря, что скоро окажется там.

Автор в рассказе осмысливает вечную проблему противостояния добра и зла, и на примере главного героя показывает возможное решение этой проблемы, при котором добро сможет победить зло. Нужно самоотверженно, не жалея себя бороться как бы замыкая зло на себе и не давать ему распространятся в мир. Это достаточно сложный путь, ради воплощения этой идеи нужно перенести всевозможные пытки и мучения и возможно даже смерть. В произведении проблема решена только для больного, а не для мира, герой дошел до конца, уничтожил последний цветок и умер. Да, он гибнет напрасно, зло не уничтожено, но посмотрим на его лицо «лицо его было спокойно и светло, истощенные черты с тонкими губами и глубоко закрытыми глазами выражали какое- то горделивое счастье» оно говорит о моральном величие его подвига.

Главная тема рассказа – это тема страдающего безумием человека. Тяжелая атмосфера больницы еще больше нагнетает обстановку.

Идея рассказа заключается в том, что победить зло можно только при усердной борьбе с ним, нельзя сдаваться, нужно бороться и идти до конца. Произведение пронизано мотивами безумия, самопожертвования, помешательства.

В сюжете автор полно раскрывает причины поступков, совершаемых главным персонажем, душевнобольным человеком. Введем понятие сюжета. Сюжет – это последовательность событий в литературном произведении. Опишем как развивались события. В психиатрическую больницу привозят нового пациента. Он непрерывно ходит из угла в угол, почти не спит и, несмотря на усиленное питание, прописанное врачом, неудержимо худеет. Он сознает, что он в сумасшедшем доме. Его волнует обилие зла в мире. И теперь, в больнице, ему кажется, что каким-то образом он стоит в центре гигантского предприятия, направленного на уничтожение зла на земле. Вот наступила хорошая погода, и больные целые дни проводили в саду. Когда герой первый раз вышел в сад, то увидел два цветка мака, которые росли отдельно от других цветов. Больной представил, что в этих цветках и воплотилось все мировое зло, что они так красны оттого, что впитали в себя невинно пролитую кровь человечества, и что его предназначение на земле - уничтожить цветок и вместе с ним все зло мира. Герой сорвал один цветок и спрятал его у себя на груди. Утром фельдшер находит его чуть живым. Через три дня он срывает второй цветок. Больному становилась все хуже и хуже. Доктор приказал привязать его к постели. Тогда он решает обмануть бдительность сторожей. Сделав вид, что успокоился, он дожидается ночи, развязал себе рубаху и освободился. Он вылезает в окно, чтобы добраться до последнего цветка. Герой вырвал растение, и вернулся в свой комнату, и, дойдя до кровати, рухнул на нее без чувств. Утром его нашли мертвым.

Сюжет является однолинейным, потому что события, описываемые в рассказе, происходят с одним только главным героем и никак не пересекаются с другими персонажами. Ведь ни доктор, ни другие работники больницы не пытаются уничтожить маки, чтобы спасти мир от зла. Сюжет здесь смешанный (авантюрно-психологический). Авантюра заключается в том, что герой обманул бдительность сторожа, притворился, что успокоился, проявляя сообразительность и сноровку ночью вылезает из больницы в окно, потом пробирается в сад и срывает последний цветок. Психологическим является потому, что вся проблема рассматривается на психологическом уровне. Не случайно все действия с главным героем происходят в сумасшедшем доме. Вся обстановка в больнице сильно давит на психику больного.

Сюжет телеологический, то есть однозначный, героем движет одна цель, она состоит в том, чтобы избавить мир от зла, которое находит воплощение в красном цветке. Сюжет центростремительный, то есть события развиваются быстро. Как только в первый раз он увидел цветы, у него возникает желание уничтожить их. Герой уничтожает три цветка, один за другим. Все сводится к одной точке.

Теперь рассмотрим элементы сюжетной композиции. Выделим круг необходимых нам понятий. Экспозиция знакомит нас с героем, а также с обстановкой, в которой формировались характеры персонажей, и определяет мотивы их дальнейшего поведения.(1). Таким образом, экспозицией в рассказе является эпизод, где описывается сама больница и условия содержания больных, а также эпизод нашего первого знакомства с героем, когда его только привозят в больницу.

Дальше следует завязка. Завязка – это изображение возникающих противоречий, начинающих развитие событий в произведении (1). Если полно раскрыть эти противоречия, то мы подойдем к пониманию темы рассказа. Завязкой здесь являются такие эпизоды: когда больной через стеклянную дверь обратил внимание на цветы, потом когда он первый раз выходит в сад и срывает один цветок «ему показалось, что он с этой минуты вполне достиг, что именно он должен сделать на земле». С этого момента герой одержим идеей спасения мира от зла.

Большое значение имеет и развитие действия. В развитии событий обнаруживаются воспроизводимые автором связи и противоречия между людьми, раскрываются различные черты человеческих характеров. (1) Итак, развитием действия являются попытки больного избавится от «вселенского зла» путем уничтожения цветов. Он срывает второй цветок и снова прячет его на груди. Эта борьба отнимает у героя все больше сил. В этих эпизодах даются варианты возможного решения проблемы. Для больного существует только одно решение – это уничтожить три красных цветка.

Далее следует кульминация событий. Кульминация – это момент высшего напряжения в развитии действия. (1) Кульминацией является момент, когда больной сбегает из своей комнаты к крыльцу и видит последний оставшийся красный цветок и срывает его. Этим действием герой как бы завершает свою миссию.

Наступает развязка. Она разрешает изображаемый конфликт или подводит к пониманию тех или иных возможностей его разрешения. (1) Развязка здесь – это смерть больного. «лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое – то горделивое счастье». Герой побеждает в этой борьбе, но какой ценой.

Подводя черту под нашими размышлениями, можно сказать, что в этом произведении очень ярко показан мир больного человека, мы видим жизнь глазами сумасшедшего. На его примере автор показывает нам, как надо бороться за свои идеи и идти к цели, проходя препятствия.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Абрамович Г. Л. Введение в литературоведение.- М.: Просвещение, 1975.-С.352

2.Гаршин В. М. Красный цветок // В. М. Гаршин Избранное.- М.: Атомиздат, 1980. - 208 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: