Введение
Пожары представляют собой одно из разрушительных явлений, постоянно сопровождающих развитие человеческой цивилизации. Они издавна причиняют значительный, порой невосполнимый ущерб живой природе и обществу, его достоянию, материальным и духовным ценностям.
Развитие научно-технического прогресса, появление новых технологий, техники и оборудования, широкое использование легковоспламеняющихся и горючих веществ и материалов, а так же многие другие факторы приводят к тому, что в современной России значительно осложнена пожароопасная обстановка. Ежегодно в Российской Федерации происходит более 245 тысяч пожаров, которые уносят жизни от 14 до 19 тысяч человек и приводят к травмированию более 14,5-15 тысяч человек.
Пожары в специализированных учреждениях причиняют значительный материальный ущерб, а некоторые из них приводят к тяжелым травмам и гибели людей. Многие производственные процессы в специализированных учреждениях пожароопасны, что требует повышенного внимания к этой проблеме. На данных объектах при производстве имеются пожароопасные факторы, такие как: использование электроагрегатов большой мощности, хранение и использование горюче-смазочных материалов, газовое или печное отопление и т.п. Большое внимание в последнее время уделяется усилению пожарной безопасности больниц, диспансеров, интернатов для инвалидов и пожилых людей. Как правило, причиной трагедий является халатность и пренебрежение своими служебными обязанностями руководителей объектов и органов исполнительной власти, курирующих это направление. Пожары в Российской Федерации в значительной мере обусловлены недостаточной защищенностью населения от пожаров, особенно маломобильных групп. Причинами такого положения являются: отставание средств спасения и тушения пожаров от современных технологий, строительной и промышленной индустрии; недостаточное организационное и информационное обеспечение мероприятий пожарной безопасности объектов городов и населенных пунктов; низкая техническая оснащенность подразделений пожарной охраны, как федерального уровня, так и субъектов Российской Федерации, министерств и ведомств.
|
Вышеизложенное позволяет утверждать, что нарушения противопожарных правил причиняют огромный вред личности, обществу и государству, и это порождает необходимость научного исследования проблем, связанных с обеспечением пожарной безопасности, в том числе уголовно-правовым. Повышенный характер общественной опасности подобных деяний обуславливает наличие в Уголовном кодексе РФ целого ряда составов преступлений, связанных с возникновением пожаров. Однако их применение на практике в настоящее время вызывает определенные сложности.
Целью данной работы является изучение особенностей эвакуации маломобильных групп населения при возникновении пожара.
В соответствии с поставленной целью необходимо исследовать ряд вопросов:
- обеспечение пожарной безопасности на законодательном уровне;
- исполнение требований пожарной безопасности руководителями учреждений;
- возможность решения возникающих проблем организационными и техническими способами, исходя из финансово-экономических возможностей;
- взаимодействие руководителей учреждений с представителями органов надзорной деятельности в поисках решений возникающих проблем и возможных разночтений законодательных актов;
|
- предложения по оптимизации решений возникающих проблем.
Маломобильные группы населения - люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
Группы мобильности
Закон (СП 59.13330) устанавливает нормы отдельно для граждан, которые распределяются по 4-м группам мобильности:
Табл.1
Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в 2017 г. на каждые 1000 человек населения России приходится около 88 инвалидов. Инвалиды в России составляют около 9% от общей численности населения: на начало 2017 г. в Российской Федерации насчитывалось 12924 тыс. инвалидов, из которых 4,6% - дети (до 17 лет), 30% - инвалиды трудоспособного возраста (18-54 лет) и 65,3% - пожилые (старше 64 лет). Численность инвалидов снижается, хотя и незначительно: за последние 5 лет число инвалидов сократилось на 1,2% по сравнению с показателем 2009 г. Условного «максимума» численность инвалидов достигла в 2011 г., составив 13209 тыс. человек; на сегодняшний день официально признанными являются на 285 тыс. человек меньше.
Полагаясь на официальные статистические данные, за последние годы численность инвалидов в Свердловской области не превышала 350 тыс. чел. и с 2011 г. зафиксировано сокращение этого показателя. В 2017 году насчитывалось 333 тыс. инвалидов, проживающих в Свердловской области, или 7,7% от общей численности населения. Все это говорит об инвалидах как социально значимой группе нашего общества и государства.
|
В связи с этим органы власти уделяют значительное внимание мероприятиям, в области архитектурно-строительных решений зданий и сооружений, обеспечивающим доступность для инвалидов, с целью дать возможность людям с нарушениями функций организма использовать среду обитания наравне со здоровыми людьми. Обеспечение равных возможностей и социальная защита инвалидов в Российской Федерации закреплены законодательством. 3 мая 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 03.05.2012 г. № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов», направленный на защиту и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод. Согласно СП 59.13330.2012 к категории маломобильных групп населения (МГН) относятся люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве – это инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т. п. Для выяснения особенностей ориентации и движения людей не только в повседневной жизни, но и в пожароопасной ситуации, определяемых причиной их инвалидности (потери зрения, слуха, физиологических возможностей движения) были посвящены исследования сотрудников Учебно-научного комплекса «Проблемы пожарной безопасности в строительстве» (УНК ППБС) Академии ГПС МЧС России в 2012 г. В рамках исследований проведено анкетирование членов Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих и Всероссийского общества слепых. Опрос людей с ограничениями зрения показал, что при движении в нормальных условиях от 2% (движение в здании) до 8% (движение по улицам города) слепых и слабовидящих людей могут передвигаться только с сопровождающим. В случае необходимости движения по незнакомому пути количество людей, которым необходим проводник, возрастает в несколько раз. Значительное число людей с поражением слуха имеет сложности с ориентированием в здании (43,5%) и низкую скорость движения (50,9%). Основной проблемой для глухих и слабослышащих людей является потребность избежать нежелательного контакта с другими людьми, так как опрошенные не слышат их шагов и других звуков и сами становятся помехой для других эвакуирующихся людей. Поражение опорно-двигательного аппарата предполагает использование кресел-колясок и костылей для передвижения, что существенно ограничивает возможности при передвижении, особенно по сложным участкам пути. Наибольшие проблемы отмечаются при движении по лестнице. В связи с этим эвакуация людей с ограничениями возможностями имеет следующие отличительные особенности:
- низкая скорость движения;
- использование при движении вспомогательных средств (костыли, палки, протезы, инвалидные коляски);
- пониженная маневренность в движении по сложным участкам эвакуационного пути (повороты, сужения, места слияний потоков);
- трудности при преодолении преград в пути (открывание дверей и т. п.);
- сложности с чтением указателей эвакуационных выходов, восприятия сигналов системы оповещения.
Документом, в котором внедрена концепция противопожарной защиты маломобильных групп населения, заключающаяся в нормировании требований к путям эвакуации, зонам пожарной безопасности, лифтам для эвакуации, а также в нормировании параметров движения для расчета процесса их эвакуации, является СП.59.13330.2011, где нормируется проектирование элементов объемнопланировочных решений зданий и сооружений исходя не только из условий удобства (комфорта) для инвалидов, но и из требований обеспечения их безопасной эвакуации в случае пожара. Основанием для разработки нормативного документа является Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент «О безопасности зданий и сооружений». Места обслуживания и постоянного нахождения МГН следует располагать на минимально возможных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, желательно в уровне первого этажа, обеспечивая возможность выхода непосредственно на прилегающую территорию здания. Для эвакуации людей с ограниченными возможностями допускается предусматривать устройство пожаробезопасных зон (ПБЗ), если невозможно обеспечить своевременную эвакуацию всех МГН за необходимое время. В ПБЗ маломобильные люди могут находиться до прибытия спасательных подразделений, либо из которых они могут эвакуироваться более продолжительное время или спасаться самостоятельно по прилегающей незадымляемой лестничной клетке или пандусу. ПБЗ выполняются с подпором воздуха, с нормируемыми по огнестойкости ограждающими конструкциями и размещаются рядом с лестничными клетками. В состав зоны безопасности может включаться площадь примыкающей лоджии или балкона, отделенных противопожарными преградами от остальных помещений этажа, не входящих в зону безопасности. В соответствии со ст. 89 ч. 15 ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями устройство безопасных зон допускается предусматривать на лестничных клетках, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. Исходя из вышеизложенного, возможно размещение ПБЗ на незадымлямых лестничных клетках типов Н-2 (Рис.2) и Н-3(Рис.3),
Рис.1 Рис.2
где предусматривается подпор воздуха. Таким образом, в здании возможна организация ПБЗ в отдельном помещении, в лестничной клетке типа Н-2 или Н-3. ПБЗ должна размещаться таким образом, чтобы через нее проходил основной путь эвакуации. Размещение ПБЗ на лестничных клетках имеет психологически верный вариант в плане возможности спасения и оказания помощи в эвакуации. ПБЗ способствует уменьшению плотности потоков за счет их перераспределения и увеличению скорости эвакуирующихся, препятствует распространению факторов пожара.
Параметры движения людских потоков, состоящих из маломобильных групп населения при эвакуации
Зависимость скорости движения от скорости для группы мобильности М2
Диаграмма.1
Зависимость скорости движения от скорости для группы мобильности М3
Диаграмма.2
Зависимость скорости движения от скорости для группы мобильности М4
Диаграмма.3
В соответствии с требованиями пожарной безопасности здания учреждений социальной сферы, в зависимости от площади и количества размещаемых пациентов, могут возводиться I-V степени огнестойкости. Здания должны быть обеспечены эвакуационными выходами, при этом с каждого этажа предусматривают не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов, и оснащены автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, а, в случае невозможности естественного проветривания помещений и (или) коридоров, – системами противодымной вентиляции. Указанные здания должны иметь подъездные пути со всех сторон для обеспечения деятельности пожарных подразделений. Вблизи от зданий должны размещаться пожарные гидранты для обеспечения наружного противопожарного водоснабжения.
В то же время, несмотря на наличие требований к зданиям с маломобильными категориями граждан, резко возросло количество пожаров в учреждениях социальной сферы, что требует разработки дополнительных решений по обеспечению защищенности маломобильных категорий граждан и их своевременной эвакуации. При этом пожары наносят значительный материальный ущерб, приводят к увечью и гибели людей. Особенно опасны пожары именно в зданиях, где размещаются категории граждан с ограниченными возможностями передвижения: в неврологических диспансерах, домах престарелых, медицинских стационарах различного назначения и др. Главной причиной гибели людей является невозможность их быстрой эвакуации из зоны пожара.
Законодательство РФ, регулирующее пожарную безопасность Это лучше включить в список литературы, а из самой работы удалить
В Российской Федерации правила и нормы пожарной безопасности закреплены в законодательных актах различных уровней власти. Основные из них - это:
- ФЗ №69 "О пожарной безопасности".
- ФЗ №123 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
- ФЗ №151 "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
- Постановление Правительства РФ №390 "О противопожарном режиме".
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений".
- Приказ №645 "Нормы пожарной безопасности" (МЧС РФ).
- Приказ МЧС РФ №313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)".
Все вышеперечисленные законы и другие нормативно-правовые акты, относящиеся к пожарной безопасности, основываются на Конституции РФ. В регионах страны принимаются собственные постановления и решения по данному вопросу, которые не противоречат федеральному законодательству. Если в субъектах РФ приняты более низкие требования ПБ, чем указано в ФЗ, то они считаются недействительными.