МБОУ «Большевистская основная общеобразовательная школа»
«Связь времён»
Работу выполнили: Кувакина Карина,
Чернышова Стефания, Гоглева Евгения
учащиеся 8 класса
Руководитель: Маклакова Светлана Борисовна МБОУ «Большевистская ООШ»
учитель истоков
2018 г
Содержание
Введение. 3-4
Народный художник России Джанна Тутуджан. 5-6
Священная Раменская роща (куст). 7-9
Святой источник святого Агапита. 10-14
Святыни земли Красавинской. 15
Живи, мой бор, живи. 16-17
Митькина дорога – путь веры и любви. 18-21
Заключение. 22
Введение
Актуальность работы: история нашего края неотделима от истории города, России в целом. Но, к сожалению, многое забывается и стирается временем, и современное поколение уже не знает многих фактов, которые были важны не только для нашего края, но и для страны в целом. В нашем крае много уникальных мест, о которых мы ничего не знаем. Мы должны расширять знания об историческом, культурном и природном наследии родного края, чтобы не прерывать связь времен.
Проблема: отсутствие ценностного отношения к культурно-историческому наследию нашего края.
Цель: знакомство с духовными, культурными и природными ценностями родного края.
Вологодская земля – заповедный Русский Север. Понятие Русский Север связано со своеобразием культуры, сложившейся в определённых условиях. Поэтому оно приобрело образный смысл. В нём отразилось представление о величественной и суровой природе, об исконных свойствах русского национального характера – сильного, стойкого, сдержанного и в то же время поэтичного, способного не только мужественно переносить тяжёлые испытания, но и творить красоту, возвышающую душу. Люди Русского Севера – это землепашцы, лесорубы, охотники, рыбаки, зодчие, живописцы, землепроходцы, воины. На Русском Севере искали убежища от мирской суеты и благоприятных условий для общения с Богом религиозные подвижники. Здесь были основаны знаменитые православные монастыри, здесь прославились духовными подвигами многие святые. В XIX в Русским Севером называли территорию от водораздела Волга – Северная Двина до побережья Ледовитого океана. Всю эту территорию учёные считают единой историко-культурной зоной. Их выводы основаны на установлении общих черт в материальной и духовной культуре населения Русского Севера.
|
Мы - жители Русского Севера, захотели посмотреть на красоту нашего края. Как раз в это время стартовала областная патриотическая экспедиция «Моя Родина – Вологодчина». Её цель – знакомство с духовными, культурными и природными ценностями родного края. Мы решили принять участие в ней. Нам были отправлены маршрутные книжки участника экспедиции с экскурсионными объектами, которые мы можем посетить. В этом году в маршрутные книжки были включены туристско-краеведческие маршруты, которые нам очень понравились. С ними мы вас хотим познакомить.
…Это Север. Это русский Север.
Здесь сдвигая домны и поля,
Зреет сталь и зреет рожь и клевер.
Здесь тугая от корней земля.
Ельниками выпилено небо,
И в прохладе белых городов,
Словно весть веков, узорнолепно
Лёгкое паренье куполов.
Здесь дома, что кружева, воздушны,
Люди- голубой да карий взор –
Простодушны, нет, великодушны,
Как велик за Вологдой простор.
|
И частушки вяжут поясами,
И по миру катится молва,
Что за вологодскими лесами
Вырастают спелые слова…
В спелом слове – огневая сила.
Взял его – будь к подвигу готов,
Чтобы правда в книгах проступила,
Будто соль на спинах земляков,
Будто эти в синих тучах дали,
Где терпеньем, мужеством, трудом
Поколенья землю обживали
И где мы распахнуто живём.
Александр Романов
Народный художник России Джанна Тутуджан
Наше путешествие началось с Тарногского городка.
Тарногский городок. Стремясь оградить свои владения в Поважье от набегов татар, «черной чуди» и московитов, новгородские феодалы в XIV-XV веках построили на берегах реки Кокшеньги и ее притоков целую группу небольших деревянных крепостей - городков, использовав древние чудские городища и найдя места для собственно русских военных опорных пунктов. На берегу реки Тарноги, в полуверсте от впадения ее в Кокшеньгу, поднялся самый южный и самый крупный городок.
В разное время Тарногский городок носил разные названия, первым было наименование "Кокшеньгский городок". Он стоял на высоком валу, вытянутом с востока на запад и вдававшемся в широкую пойму реки Тарноги. Она омывала его с трех сторон: с юга, запада и севера, затем, круто повернув, уходила к реке Кокшеньге и впадала в нее. Земляной вал окружал «город» со всех сторон. «Мера тому земляному валу двести тридцать три сажени. Да в том же земляном валу был городок рубленой древяной о двух стенах».
Мы побывали в д. Сергиевская Тарногского района Маркушевского сельского поселения в музее народного художника России Джанны Тутунджан.
|
Джанна Тутунджан родилась в Москве 22 сентября 1931 г. Закончила среднюю художественную школу, а затем Московский художественный институт имени В.И.Сурикова (1959). Училась в мастерской М.М. Черемных и Н.А. Пономарева, избрав для дипломной работы монументальный образ Родины-Матери в технике флорентийской мозаики.
После окончания института в том же 1959 г. уехала на родину мужа, Николая Владимировича Баскакова, и ни разу впоследствии не пожалела об этом.
В одной из поездок по области присмотрели они себе деревенский дом на берегу Сухоны. И с этих пор деревня Сергиевская, затерянная в лесах Тарногского района, стала источником тем и образов графического и живописного творчества Тутунджан.
Мы побывали в доме Джанны Тутунджан. Где представлены предметы быта.
— Мы очень благодарны судьбе за то, что когда-то она свела нас с Джанной Таджатовной, — начала свой рассказ Ирина Николаевна. — Она прибыла к нам в деревню на плотах, по воде. Вместе с мужем Николаем Баскаковым, тоже художником, они искали место, где бы можно было купить небольшой домик. Сначала остановились у деревни Брусенец, что напротив нашей Сергиевской. Но ничего не нашли и пришвартовались, как говорят моряки, к нашему берегу. А тут как раз стоял на берегу мой дед Тимофей Константинович Гоглев. Он и сказал, что его дом можно купить. А Джанна Таджатовна, всматриваясь в речные дали, вдруг сказала, что тут находится сердце Сухоны. О Вологодчине она услышала от своего супруга. Они вместе учились в московской художественной школе в одном классе, а потом в институте имени Сурикова. Она по рассказам мужа влюбилась в наш северный край, а приехав сюда, навсегда осталась ему верна.
Ирина Николаевна показала нам большой альбом рисунков, которые Джанна Таджатовна сделала во время празднования 375-летия деревни (а Сергиевская основана в 1635 году). Листаю альбом — и словно окунаюсь в праздник. Вот рисунок с подписью: «Варится уха!.. из стерляди» — и ты как будто слышишь, о чем говорят люди: о том, что нужно накосить сена, до дождей убрать хлеб, а после уборочной съездить в большой город и купить обнову. Или вот набросок «Чествуют самых старейших в деревне, а Тоня сидит и не слышит, что о ней говорят». А Тоня всю жизнь отработала на земле за трудодни, мечтая о том, чтобы дети были учеными и жили в достатке. Еще рисунок — выступает «Люся-председатель». А теперь это Людмила Дмитриевна Ежова, которая руководила колхозом «Сухонец», пока его не расформировали; пришлось искать работу, и уже несколько лет подряд она ездит к девяти утра в Тарногу, наматывая около ста километров ежедневно.
Ведь именно здесь, на Вологодской земле, нашла она своих героев, определила для себя главную цель творчества – поведать миру о простых и прекрасных людях, сохраняющих в душах и сердцах своих самые лучшие и светлые качества народного характера. Таких людей встречала она в вологодской глубинке, эти люди окружали ее в Сергиевской.
Нашего экскурсовода Ирину Николаевну Джанна Тутунджан изобразила на картине «Первенец».