Священная Раменская роща (куст)




Куст находится в полукилометре к северо-востоку от деревни Раменье на возвышенном месте, со всех сторон он окружен полями. Священный куст находится на правом берегу реки Саланги, неподалеку от того места, где в Салангу впадает река Сивеж. Куст имеет почти круглую форму, приблизительно 79 – 85 метров в поперечнике. В нем сегодня 9 сосен, 12 елей и 6 берез, окруженных хвойным и лиственным подлеском: ель, рябина, черемуха, осина. С западной стороны к нему примыкает «улица» - выгороженный между полями прогон для скота. Через сам куст тоже проходит дорога, но уже несколько лет по ней не ездят из-за упавшего поперек дерева. Теперь дорога огибает куст с восточной стороны.

Экскурсия по Священному Раменскому кусту.

Светлана Валентиновна познакомила нас с историей д.Раменье. Житель деревни Кленовая Раменского сельсовета Фрол Федорович Мальцев, используя записи, найденные в Раменской Георгиевской церкви, записал историю возникновения деревни Раменье. В его записях упоминается Раменский священный куст как островок леса, уцелевший после пожара летом 1458 года. В нем насчитывалось около полутора десятков сосен в два обхвата. Этот куст не тронули при разработке поля, как память об основании деревни. Ежегодно, в Духов день, в кусту устраивали праздники и подсаживали молодые деревья. Эти посадки продолжались до 1925 года.

Из записей Фрола Федоровича мы также узнали о том, что в 1501 или 1508 году в кусту была поставлена часовня. На широкой сосновой доске на одной из ее стен раскаленным железом были выжжены имена 20 хозяев из Раменья (Костря Иван, Костря Семен, Булатко Мурат, Булатко Ахмет, Безвытко Карп и другие), а также 9 хозяев из соседней деревни Клин (сейчас – Кленовая). Фрол Федорович пишет, что в часовне ежегодно в Духов день служили молебен в память об основателях деревни.

Исследования Раменского священного куста.

Летом 1985 года И. Ф. Никитинский проводил в Раменском кусту раскопки. Он обнаружил четыре могильных ямы, расположенные веером. Три ямы были вскрыты. В двух из них имелись останки людей, а третья была ложным погребением. Останки находились на глубине одного метра. Изучив позы погребенных (череп повернут лицевой частью к востоку, руки не сложены крестообразно на груди), ученый сделал вывод о том, что это языческое захоронение. Могильные ямы имели дно в форме корыта и расширения в верхней части, углы у них были закруглены. В могилах были обнаружены угольки. Много углей и остаток несгоревшего дерева были обнаружены и в ложном погребении. Это, по мнению ученого, говорит о том, что при захоронении свершался обряд, связанный с огнем – сжигание в погребальной яме большого деревянного предмета. «Это языческий обряд, должный помочь душе умершего родственника легче подняться в рай, на небо», - пишет Никитинский. Наличие расширений в верху могильных ям, по мнению ученого, говорит о наличии «намогильных сооружений, имитирующих дом». Расположение могильных ям веером и наличие у них расширений в верхней части, позы погребенных, следы ритуалов, связанных с огнем, - все это, по мнению И.Ф.Никитинского, говорит о том, что могильник, обнаруженный в Раменском кусту, является языческим.

Рассказы местных жителей. Мельцова Зинаида Степановна (1929 года рождения) рассказывала. В кусту нельзя было срубать деревья, ломать ветки с деревьев, даже траву в нем никогда не косили. Поэтому, наверное, и дерево, упавшее поперек дороги, никто не стал убирать.

Зинаида Степановна рассказала о том, что ее родственника Фирсова Александра Ивановича колхозный бригадир отправил в лес найти и срубить сосну на полоз к тракторным саням. Его внимание привлекла растущая в кусту сосна с загнутой вершиной. Но он только раз ударил топором по стволу, и новенький топор раскололся на две части. Сосна эта и сейчас растет в кусту. Окружность ее ствола – 3 м 30 см.

Таким образом, Раменский священный куст является археологическим памятником как языческое захоронение, относящееся к 15 веку, и этнографическим памятником, так как с ним связаны некоторые народные легенды, обычаи и традиции.

После экскурсии нас пригласили в сельский клуб. Где в игровой форме познакомили с названиями частей русской печки, предметами, являющимися неотъемлемыми спутниками хозяйки.

Народные поверья, связанные с русской печью. Вся жизнь человека была так или иначе связана с печью. Когда рождался ребенок, смотрели на огонь в печи и считалось, что если огонь горел ровно и спокойно, ребенок будет расти спокойным и здоровым, а если печь дымит — неаккуратным и сопливым, а если огонь гас — вырастет злым, даже преступником. Чтобы роды были легкими, нужно было открыть печные задвижки и заслонку. Ребенка, который часто болел или плакал перепекали, положив на лопату и отправив на несколько секунд в печь.

Под печку бросали выпавший у ребенка молочный зуб, приговаривая: Мышка-мышка, на тебе репный, дай мне костяной.

Если у девушки не получалось прясть шерсть, нужно было испорченные нити смотать в клубок, бросить его в печь через плечо, сказав «Матушка печь, научи меня престь»

Печь - любимое место домового. Он помогал справным хозяевам, наказывал нерадивых, хранил дом, предупреждал об опасности. Между стеной и печью, там где хранились печные принадлежности иногда клали для домового еловый веник.

Мусор надо не выбрасывать, а сжигать в печи, чтобы энергия не уходила наружу, а оставалась в доме. А вот сжигать в печи скорлупу от крашеных яиц считалось грехом. Если в доме очень тосковали по умершему родственнику, нужно было сжечь в печи сор, сказав: сор в печь, а тоска с плеч. Также, когда в день похорон возвращались с кладбища в дом, самому близкому родственнику умершего нужно было взять охапку дров и с шумом положить их у печи, чтобы не бояться умершего. По возвращении с кладбища нужно приложить к печке ладони, чтобы не привести в дом смерть.

Женщинам нельзя бросать в печь волосы с расчески, а волосы состриженные, наоборот, нужно было сжигать в печи, чтобы не болела голова

Когда входишь в чужой дом, приложи ладони к печи, так чужой становится своим, а если чужому человеку посчастливится переночевать на печи, он становится чуть ли не родственником.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: