В формулировке этого задания допущена неточность: речь должна идти о специализации промышленности только в национальном образовании Сибири.




Критерии оценки вопросов обучающего тура

Дистанционной обучающей олимпиады по географии 2014 года

Вопрос №1.

1.Э́тнос - группа людей, объединённых общими признаками, такими как происхождение, территория проживания, язык, культура, самосознание и т.д.

 

2. Народ — это научный термин, используемый в науке этнографии (с греческого - народо описание) и под ним понимают этнос, т.е. этнос то же, что и народ.

Понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным эмигрантом

С. М. Широкогоровым.

 

3. Народность, исторически сложившаяся общность (группа) людей на определённой территории, отличающаяся своим языком, особенностями хозяйствования и культурными особенностями.

 

4. Племя - тип этнической группы людей и социальной организации первобытного общества, для которого характерно самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.

Племена образовывали союзы. Завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей.

Племена сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху.

 

5. Термин «коренные народы» или «малые коренные народы», или «коренные малочисленные народы» - собирательный термин, принятый в середине 20-х годов ХХ века для обозначения группы малочисленных народностей, живущих в северных и дальневосточных районах нашей страны - алеуты, нанайцы, ханты, юкагиры...

Основанием для выделения этих народностей в особую группу, кроме малочисленности, были особенности их хозяйства (охота, оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел), особенности быта.

Слова и выражения «аборигены », «автохтоны », «туземцы », «коренное население » близки к термину «коренные народы», однако в юридических документах не используются.

 

Постепенное смешение племён - начало формирования народностей,

А народности предшествуют нации.

 

6. Раса – определение группы людей, которая выделяется на основе биологических особенностей (в зависимости от природных условий проживания), возникших исторически и передающихся по наследству.

 

 

За каждое определение, в котором отражена существенная смысловая часть – 2,5 балла (максимум 17,5 баллов)

Стилистическое единство, корректность текста - до 2,5 баллов.

Максимальное количество баллов – 20.

 

Вопрос №2

 

2. Язык - один из важнейших признаков народа.

На развитие языка влияют два противоположных явления: дивергенция (расхождение или дифференциация) и конвергенция (схождение или интеграция).

Если какой-то народ, племя распадётся на две группы (дивергенция), то за длительный период изолированного развития, жизни в других условиях, в языке может накопиться столько различий, что сначала образуются разные диалекты*, которые могут перерасти в новые языки.

Или в случае объединения (конвергенции) разных племён или народностей и народов происходит постепенное исчезновение языковых различий, приводя к образованию одной языковой группы.

 

Пример: Англичане (Старый свет) и американцы (Новый свет), английский язык которых имеет различия в силу выделения группы людей географически удалённых друг от друга.

 

А шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.

 

* Диалект - разновидность языка. Например, когда сельский говор отличается от городского. Или язык селян Тверской области отличается от языка сельских жителей Нижегородской или Вологодской области.

В городе также могут возникать различия, как например английский язык афроамериканского населения США.

 

Отражение в ответе причин:

- появления новых языков – до 5 баллов

- роли языка в отражении культурных особенностей народа, природного своеобразия региона – до 5 баллов

В ответе приведены:

- примеры образования новых языков – до 5 баллов

- причины изменения языка – до 5 баллов

 

Максимальное количество баллов – 20.

 

Вопрос № 3.

 

В формулировке этого задания допущена неточность: речь должна идти о специализации промышленности только в национальном образовании Сибири.

 

В крайней западной части одной из европейских стран СНГ - имеется в виду запад Украины, Закарпатье живет народ (венгры), относящийся к той же языковой группе, что и титульные народы одного из национальных образований Сибири (ханты и манси).

Эти народы говорят на угро-финских языках.

Главная отрасль специализации промышленности в этом национальном образовании - нефтедобыча.

Как получилось, что народы, очень далеко приживающие друг от друга, говорят на схожих языках?

Кочевые угры (венгры), обитавшие в степях Западной Сибири, и 10 веке разделились: одна часть ушла на запад (мигрировала), и образовала новое государство между Карпатами и Адриатикой, другая часть осталась на месте и была оттеснена новыми завоевателями на север в леса.

В ответе названы

- народы – 5 баллов

- причины территориального разрыва – 10 баллов

- главная отрасль специализации промышленности – 5 баллов

 

Максимальное количество баллов – 20.

 

Вопрос.

Критерии оценивания:

а) Определение соответствия субъектов РФ и проживающих в них малых народов

(до 9 баллов);

 

б) При формулировке проблемы малых народов наиболее важно отметить:

- сохранение окружающей среды в неизменном первозданном виде;

- сохранение привычного образа жизни народа и традиционных промыслов,

способствующих сохранению малого по численности народа.

Основной путь решения проблемы малых народов - охрана районов проживания от

воздействия промышленного производства (в основном от воздействия на районы

традиционных промыслов добывающей промышленности, которая сокращает

возможности к ведению промыслов, традиционного образа жизни и приводит к

переселению и сокращению количества малых народов. ( до 6 баллов)

 

в) Презентация об этнокультурных особенностях одного из малых народов – до 5 баллов.

 

Максимальное количество баллов – 20.

 

Вопрос.

 

В тексте приведены примеры особенностей жизни уральских ремесленников (от 2 до 5 примеров) – до 10 баллов

Стиль ответа выдержан в форме свободного самостоятельного суждения, эссе – до 7 баллов

Текст озаглавлен – 3 балла

 

Максимальное количество баллов – 20.

 

 

Максимальное количество баллов за 5 вопросов – 100 баллов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: