Критерии оценки вопросов обучающего тура
Дистанционной обучающей олимпиады по географии 2014 года
Вопрос №1.
1.Э́тнос - группа людей, объединённых общими признаками, такими как происхождение, территория проживания, язык, культура, самосознание и т.д.
2. Народ — это научный термин, используемый в науке этнографии (с греческого - народо описание) и под ним понимают этнос, т.е. этнос то же, что и народ.
Понятие «этнос» было введено в 1923 г. русским учёным эмигрантом
С. М. Широкогоровым.
3. Народность, исторически сложившаяся общность (группа) людей на определённой территории, отличающаяся своим языком, особенностями хозяйствования и культурными особенностями.
4. Племя - тип этнической группы людей и социальной организации первобытного общества, для которого характерно самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
Племена образовывали союзы. Завоевания и переселения вели к смешению племен и возникновению более крупных этнических общностей.
Племена сохраняется у некоторых народов и в современную эпоху.
5. Термин «коренные народы» или «малые коренные народы», или «коренные малочисленные народы» - собирательный термин, принятый в середине 20-х годов ХХ века для обозначения группы малочисленных народностей, живущих в северных и дальневосточных районах нашей страны - алеуты, нанайцы, ханты, юкагиры...
Основанием для выделения этих народностей в особую группу, кроме малочисленности, были особенности их хозяйства (охота, оленеводство, рыболовство, морской зверобойный промысел), особенности быта.
Слова и выражения «аборигены », «автохтоны », «туземцы », «коренное население » близки к термину «коренные народы», однако в юридических документах не используются.
|
Постепенное смешение племён - начало формирования народностей,
А народности предшествуют нации.
6. Раса – определение группы людей, которая выделяется на основе биологических особенностей (в зависимости от природных условий проживания), возникших исторически и передающихся по наследству.
За каждое определение, в котором отражена существенная смысловая часть – 2,5 балла (максимум 17,5 баллов)
Стилистическое единство, корректность текста - до 2,5 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
Вопрос №2
2. Язык - один из важнейших признаков народа.
На развитие языка влияют два противоположных явления: дивергенция (расхождение или дифференциация) и конвергенция (схождение или интеграция).
Если какой-то народ, племя распадётся на две группы (дивергенция), то за длительный период изолированного развития, жизни в других условиях, в языке может накопиться столько различий, что сначала образуются разные диалекты*, которые могут перерасти в новые языки.
Или в случае объединения (конвергенции) разных племён или народностей и народов происходит постепенное исчезновение языковых различий, приводя к образованию одной языковой группы.
Пример: Англичане (Старый свет) и американцы (Новый свет), английский язык которых имеет различия в силу выделения группы людей географически удалённых друг от друга.
А шотландцы, ирландцы и валлийцы практически полностью переняли английский язык, но англичанами себя не считают.
|
* Диалект - разновидность языка. Например, когда сельский говор отличается от городского. Или язык селян Тверской области отличается от языка сельских жителей Нижегородской или Вологодской области.
В городе также могут возникать различия, как например английский язык афроамериканского населения США.
Отражение в ответе причин:
- появления новых языков – до 5 баллов
- роли языка в отражении культурных особенностей народа, природного своеобразия региона – до 5 баллов
В ответе приведены:
- примеры образования новых языков – до 5 баллов
- причины изменения языка – до 5 баллов
Максимальное количество баллов – 20.
Вопрос № 3.
В формулировке этого задания допущена неточность: речь должна идти о специализации промышленности только в национальном образовании Сибири.
В крайней западной части одной из европейских стран СНГ - имеется в виду запад Украины, Закарпатье живет народ (венгры), относящийся к той же языковой группе, что и титульные народы одного из национальных образований Сибири (ханты и манси).
Эти народы говорят на угро-финских языках.
Главная отрасль специализации промышленности в этом национальном образовании - нефтедобыча.
Как получилось, что народы, очень далеко приживающие друг от друга, говорят на схожих языках?
Кочевые угры (венгры), обитавшие в степях Западной Сибири, и 10 веке разделились: одна часть ушла на запад (мигрировала), и образовала новое государство между Карпатами и Адриатикой, другая часть осталась на месте и была оттеснена новыми завоевателями на север в леса.
|
В ответе названы
- народы – 5 баллов
- причины территориального разрыва – 10 баллов
- главная отрасль специализации промышленности – 5 баллов
Максимальное количество баллов – 20.
Вопрос.
Критерии оценивания:
а) Определение соответствия субъектов РФ и проживающих в них малых народов
(до 9 баллов);
б) При формулировке проблемы малых народов наиболее важно отметить:
- сохранение окружающей среды в неизменном первозданном виде;
- сохранение привычного образа жизни народа и традиционных промыслов,
способствующих сохранению малого по численности народа.
Основной путь решения проблемы малых народов - охрана районов проживания от
воздействия промышленного производства (в основном от воздействия на районы
традиционных промыслов добывающей промышленности, которая сокращает
возможности к ведению промыслов, традиционного образа жизни и приводит к
переселению и сокращению количества малых народов. ( до 6 баллов)
в) Презентация об этнокультурных особенностях одного из малых народов – до 5 баллов.
Максимальное количество баллов – 20.
Вопрос.
В тексте приведены примеры особенностей жизни уральских ремесленников (от 2 до 5 примеров) – до 10 баллов
Стиль ответа выдержан в форме свободного самостоятельного суждения, эссе – до 7 баллов
Текст озаглавлен – 3 балла
Максимальное количество баллов – 20.
Максимальное количество баллов за 5 вопросов – 100 баллов