Школьный этап олимпиады по обществознанию 9 класс
Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!
Время написания работы – 60 минут
ФИО________________________________ Класс____________
I группа заданий – по 1 баллу за каждый верный ответ в заданиях 1-10
I-1. Какое общество состояло из небольших – в 40-60 человек – кровнородственных групп, живших друг от друга на больших расстояниях?
а) общество охотников и собирателей
б) общество скотоводов
в) общество земледельцев
г) общество огородничества
I-2. Процесс гуманизации образования предполагает:
а) соблюдение устава школы
б) обязательное среднее образование
в) учет потребностей и интересов учащихся
г) обучение в две смены
I-3. «Судьба человека зависит от расположения на небе звезд в момент его рождения». Данное утверждение является примером знания:
а) житейского
б) интуитивного
в) научного
г) паранаучного
I-4. Для перечисленных ниже понятий: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык – найдите обобщающее слово
а) культурное наследие
б) нематериальная культура
в) артефакты
г) культурный комплекс
I-5. Что является отличительной чертой индустриального общества?
а) приоритет ценностей коллектива
б) превращение науки в общественный институт
в) низкая социальная мобильность
г) широкое использование компьютерных технологий
I-6. Цена спроса – это:
а) максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар
б) минимальная цена, по которой покупатель желает купить товар
в) цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения
|
г) любая цена, по которой покупатель согласен купить товар
I-7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:
а) «хорошо»
б) «право, порядок, поведение»
в) «правило, образец»
г) «ответственность»
I-8. Уверовав в особую живительную силу пирамид, житель Подмосковья начал воздвигать их в различных районах области. Этот случай можно рассматривать как пример:
а) адаптивного поведения
б) конформистского поведения
в) делинквентного поведения
г) девиантного поведения
I-9. К признакам любого государства относится:
а) уважение к законам
б) наличие парламента
в) унитарное устройство
г) наличие публичной власти
I-10. Основной смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы:
а) оказать поддержку кандидатам на выборные должности
б) дать возможность избирателям познакомиться с программами претендентов
в) активизировать политическую жизнь в стране
г) помочь партиям накопить опыт политической борьбы
I-11. Установите соответствие между понятиями и определениями 4 балла
1) Человек а) Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода
2) Индивид б) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества
3) Личность в) Индивид как совокупность биологического и социального планов
4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа
I-12. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий. (4 балла)
|
Понятия, категории, идеи | Имена мыслителей, ученых | ||||
1. Невидимая рука рынка 2. Общественно-экономическая формация 3. Золотой закон морали 4. «Мыслю, следовательно, существую» | А. Карл Маркс Б. Иммануил Кант В. Аристотель Г. Адам Смит Д. Рене Декарт | ||||
I-13. В ряду представлены понятия. Все они за исключением одного относятся характеристике государственного аппарата. Найдите и подчеркните понятие, выпадающее из данного ряда. 2 балла
Система органов, властные полномочия, должностные лица, представительная демократия, компетенция, исполнительно-распорядительные органы, органы охраны общественного порядка.
I-14. Что или кто является лишним в ряду? Подчеркните лишнее. (3 балла)
1) Отрасли права в Российской Федерации:
административное, уголовное, гражданское, трудовое, религиозное, семейное
2) Согласно Конституции граждане Российской Федерации имеют право на:
охрану здоровья и медицинскую помощь, личную и семейную тайну, труд и свободный выбор профессии, защиту Отечества, обращения в государственные органы
3)Субъекты Российской Федерации: республики, края, области, регионы, города федерального значения
I-15. Установите соответствие между видами юридической ответственности и отраслями права: (6 баллов)
1) штраф а) гражданское право
|
2) взыскание неустойки б) административное право
3) компенсация морального вреда
4) лишение специального права
5) дисквалификация
6) конфискация орудия совершения правонарушения
II группа заданий
II-1. Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова: (4 балла)
1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая. ____________________________
_____________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. искусство, это, управление, средство, политика, общество, основное, и; _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
II-2. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ. (15 баллов)
1) земля, капитал, труд _____________________________
2) верховенство закона, разделение властей, реальные права и свободы личности, взаимная ответственность государства и личности____________________________________________________________________________
3) единобожие, намаз (5 раз в день), ураза, хадж, закят_________________________________
4) гипотеза, диспозиция, санкция_______________________________________________
5) божественная, договорная, классовая (марксистская), теория завоеваний ________________________
II-3. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! (8 баллов)
«С появлением в теории (А) … государства принципа неотъемлемых (Б) … прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим (В)…. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение (Г)…, призванное их (Д)…, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него (Е) … за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на (Ж) …. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и (З)… ».