Распад Югославии: предпосылки, история, последствия.




https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%B4_%D0%AE%D0%B3%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B8

Предпосылки – национальные противоречия и сепаратистские тенденции. Все хотели автономии и считали что их культура притесняется.

Основные участники конфликта -

· Сербы, возглавляемые Слободаном Милошевичем;

· Боснийские сербы, возглавляемые Радованом Караджичем;

· Хорваты, возглавляемые Франьо Туджманом;

· Боснийские хорваты, возглавляемые Мате Бобаном;

· Краинские сербы, возглавляемые Гораном Хаджичем и Миланом Бабичем;

· Бошняки, возглавляемые Алиёй Изетбеговичем;

· Мусульмане-автономисты, возглавляемые Фикретом Абдичем;

· Косовские албанцы, возглавляемые Ибрагимом Руговой (фактически — Адемом Яшари, Рамушем Хардинаем[39] и Хашимом Тачи).

Кроме них, в конфликтах участвовали также ООН, США и их союзники, Россия сыграла заметную, но второстепенную роль. Словенцы участвовали лишь в двухнедельной войне с федеральным центром, македонцы же получили независимость мирным путём.

 

История

Югосла́вские во́йны — серия вооружённых конфликтов в 1991—2001 на территории бывшей Югославии, приведшая к распаду последней.

В основном югославские войны включали в себя ряд межнациональных конфликтов между сербами с одной стороны и хорватами, боснийцами и албанцами с другой, а также хорватско-боснийский конфликт вРеспублике Босния и Герцеговина и конфликт между албанцами и македонцами в Македонии, вызванные религиозными и этническими противоречиями. Югославская война стала самой кровопролитной в Европе после Второй мировой войны. Для расследования совершённых во время войн преступлений был созданМеждународный трибунал по бывшей Югославии.

Хронология войны

В целом югославские войны подразделяется на три периода:

· Конфликты в период распада СФРЮ:

1. Десятидневная война в Словении (1991)

2. Война в Хорватии (1991—1995)

3. Боснийская война (1992—1995)

· Военные действия НАТО:

1. Операция «Обдуманная сила» (Босния и Герцеговина, 1995)

2. Война НАТО против Югославии (1999)

· Конфликты в албанских районах:

1. Косовская война (1998—1999)

2. Конфликт в Прешевской долине (1999—2001)

3. Конфликт в Македонии (2001)

 

Десятидне́вная война́ (серб. Рат у Словенији, словен. Slovenska osamosvojitvena vojna) — вооружённый конфликт в Югославии между ЮНА и словенскими формированиями вооруженных сепаратистов в период между 27 июня и 7 июля 1991 года.

25 июня 1991 года - в день одностороннего провозглашения независимости Словении от Югославии - председатель парламента Словении Милан Кучан приказал своим вооруженным формированиям захватить пограничные пункты на словенском участке югославской границы и блокировать казармы ЮНА в Марибореи Любляне. В результате неэффективных действий югославского руководства и внешнеполитического давления со стороны ЕС 7 июля было заключено Брионское соглашение, согласно которому Югославия выводила свои войска с территории Словении, а Словения брала мораторий на провозглашение независимости.

Война в Хорва́тии (сербохорв. Rat u Hrvatskoj / Рат у Хрватској; март 1991 — ноябрь 1995) — военный конфликт на территории бывшей Социалистической Республики Хорватии, вызванный выходом Хорватии из состава Югославии. После объявления Хорватией независимости сербское население Хорватии пыталось создать своё государство на её территории, чтобы не выходить из состава Югославии[36][37]. Хорватией это было расценено как попытка включения территорий Хорватии в состав Сербии

Первоначально война велась между силами Югославской народной армии, хорватскими сербами ихорватскими полицейскими. Руководство Югославии силами федеральной армии попыталось сохранить Хорватию в составе страны[44]. Во время распада страны на территории Хорватии было созданосамопровозглашённое государство сербов — Республика Сербская Краина. Затем началась борьба междухорватской армией и армией краинских сербов. В 1992 году было подписано соглашение о прекращении огня, и последовало признание Хорватии как суверенного государства[45][46]. В Хорватию были введенымиротворческие войска ООН, в результате чего конфликт принял вялотекущий, очаговый характер[47]. В1995 году армия Хорватии провела две крупные наступательные операции, в результате которых значительная часть территории РСК перешла под хорватский контроль[3][48]. Война закончилась подписанием Эрдутского и Дейтонских соглашений, согласно которым Восточная Славония была включена в состав Хорватии в 1998 году[4][8]. Конфликт сопровождался взаимными этническими чистками сербского и хорватского населения.

В результате войны Хорватия добилась независимости и сохранения своей территориальной целостности

Босни́йская война́ (весна 1992 — 14 декабря 1995; босн. и хорв. rat u Bosni i Hercegovini, серб. рат у Босни и Херцеговини, грађански рат у Босни и Херцеговини, агресија на Босну и Херцеговину) — острый межэтнический конфликт на территории Республики Босния и Герцеговина (бывшая СР Босния и Герцеговина в составе Югославии) между вооружёнными формированиями сербов (Войско Республики Сербской), мусульман-автономистов (Народная Оборона Западной Боснии), боснийских мусульман (Армия Республики Босния и Герцеговина) и хорватов (Хорватский совет обороны). На начальном этапе войны участие также принимала Югославская народная армия. В дальнейшем в конфликт были вовлечены армия Хорватии, добровольцы и наёмники со всех сторон и вооружённые силы НАТО.

Война началась вследствие распада Югославии. После отделения Словении и Хорватии отСоциалистической Федеративной Республики Югославия в 1991 году настал черёд многонациональнойСоциалистической Республики Босния и Герцеговина, в которой проживали главным образом босняки (44 %, преимущественно мусульмане), сербы (31 %, главным образом православные) и хорваты (17 %, главным образом католики). Референдум о независимости республики прошёл 29 февраля 1992 года без участия боснийских сербов. Его результаты были отвергнуты лидерами боснийских сербов, которые создали свою собственную республику. После провозглашения независимости разгорелась война, в которой боснийские сербы получили поддержку от правительства Сербии, возглавляемого Слободаном Милошевичем, иЮгославской Народной Армии. Вскоре боевые действия разгорелись на территории всей республики и начались первые этнические чистки.

Первоначально конфликт разгорелся между Армией Республики Босния и Герцеговина (АРБиХ), состоящей преимущественно из боснийских мусульман (босняков), Хорватским советом обороны и Вооружёнными силами Республики Сербской, состоящими из сербов. Хорваты, заинтересованные в присоединении территорий, населённых хорватами, к Хорватии, остановили военные действия против сербов и началивойну с боснийскими мусульманами[14][15]. Война характеризовалась ожесточёнными боевыми действиями, беспорядочными обстрелами городов и сёл, этническими чистками, массовыми изнасилованиями, геноцидом. Осада Сараево и Резня в Сребренице стали печально знаменитыми событиями этой войны.

Сербы первоначально превосходили своих противников ввиду большого количества вооружения и снаряжения, доставшегося от ЮНА[16], однако под конец войны они потеряли преимущество, так как мусульмане и хорваты объединились против Республики Сербской в 1994 году с созданием Федерации Боснии и Герцеговины после Вашингтонского соглашения. После Сребреницы и второго взрыва на рынке Маркале в 1995 году в войну вмешалось НАТО, проведя операцию против армии боснийских сербов, что стало ключевым событием в деле прекращения войны[17][18]. Война была прекращена после подписания Общего рамочного соглашения о мире в Боснии и Герцеговине в Париже 14 декабря 1995 года. Мирные переговоры велись в Дейтоне, штат Огайо, и завершились 21 декабря 1995 года подписанием документов, известных как Дейтонское соглашение[19]. Согласно докладу Центрального разведывательного управленияСША от 1995 года сербские силы ответственны за большинство военных преступлений, совершённых во время войны[20]. К началу 2008 года Международный трибунал по бывшей Югославии осудил 45 сербов, 12 хорватов и 5 боснийских мусульман за военные преступления, совершённые во время войны в Боснии[21]. Согласно последним данным общее число погибших составило порядка 100—110 тысяч человек[22][23][24], число беженцев более чем 2,2 млн человек[25], что делает этот конфликт самым разрушительным в Европесо времён Второй мировой войны. В России этот конфликт обычно объединяют с Хорватской войной и используют термин югославский кризис[26][27].

Ко́совская война́ — вооружённый конфликт, вспыхнувший в феврале 1998 года между албанскимисепаратистами и Союзной Республикой Югославией. Боевые действия были инициированы косовскими албанцами, стремившимися к независимости Косова и Метохии. В марте 1999 года в конфликт вмешаласьНАТО, начавшая бомбардировки СРЮ. В июне 1999 года, согласно Военно-техническому соглашению, подписанному представителями НАТО и югославской армии в Куманове, контроль над краем перешёл к силам KFOR. Произошёл массовый отток неалбанского населения (сербов, черногорцев и цыган) и многочисленные преступления против тех из них, кто остался в крае. 17 февраля 2008 года косовские албанцы провозгласили независимость Косова и Метохии.

Итоги

- последствия войны

- развалилась Югославия

 

5. Формирование новой системы международной безопасности: распад СССР.

Влияние новых параметров международной среды. За окончанием холодной войны последовал довольно длительный и болезненный процесс перехода от прежнего к новому состоянию международной безопасности

Завершение холодной войны не отменило соревновательности и конкуренции между государствами, но существенно снизило градус кон- фронтационности в отношениях между большинством из них. Это явилось результатом завершения в основном глобальной бескомпромиссной идеологической конфронтации между капитализмом и коммунизмом, унификации принципов функционирования мирового экономического пространства за счет отказа от жесткой социалистической модели центрального планирования в пользу более рыночных отношений, неравномерной, но значимой эволюции мировой политической системы в направлении демократизации или отхода от авторитаризма. Новым качественным фактором, влияющим на отношения между государствами, стало резкое усиление взаимосвязанности и взаимозависимости мира под воздействием глобализации. Сегодня развязывание войны между крупными в экономическом отношении государствами с большей вероятностью, чем раньше, может привести к региональному и даже глобальному экономическому кризису и в конечном счете подорвать экономику инициатора такого конфликта. С другой стороны, государствам все труднее решиться наносить военные удары по экономикам, в которые вложены крупные инвестиции собственных граждан и корпораций. Иначе говоря, в условиях глобализации действовавшая на протяжении более полувека угроза взаимного ядерного уничтожения дополняется вызовом «взаимного экономического уничтожения» в случае развязывания войн.
Другим феноменом явился выход на передний план новых, нетрадиционных угроз и вызовов военного и гражданского характера, представляющих опасность жизненно важным интересам и ценностям подавляющего большинства государств. Понятие «мировое сообщество» из метафоры превращается в практическую реальность международных отношений. Все это создает возможности и требует от государств определенного ограничения своих эгоистических национальных интересов и устремлений в пользу объединения коллективных усилий для защиты от этих общих для них опасностей. Поэтому можно предположить, что наряду с сохранением сферы многовековой межгосударственной соревновательности в международных отношениях произошло существенное расширение области совпадающих интересов.
Это изменение в полной мере проявилось и в сфере международной безопасности, в том числе и в ее военном измерении. После беспрецедентного сокращения вооружений и вооруженных сил при завершении холодной войны большинство государств мира продолжает модернизацию своих вооруженных сил. Судя по их составу и характеру, большинство национальных военных потенциалов по-прежнему нацелено на сдерживание или ведение традиционной вооруженной борьбы с другими государствами. Но с течением времени все большая их часть переориентируется на отражение общих для мирового сообщества нетрадиционных угроз. Несмотря на рост военных расходов в абсолютном исчислении, их доля в прираставшем более высокими темпами мировом валовом продукте сократилась по сравнению с временами холодной войны примерно в три раза. В последние годы резко снизилось и число межгосударственных войн.

Борьба с терроризмом выходит на первый план во внутренней и внешней политике всего мирового сообщества. После начала контртеррористической операции в Афганистане, она вытеснила на второй план вопросы, связанные с развитием демократии в новых независимых государствах, вопросы, касающиеся прав человека, решения задач по борьбе с бедностью, нищетой, безработицей.

Международный характер терроризма предполагает такой же международный глобальный ответ на его проявления. С учетом того, что террористические группировки обладают разветвлённой сетью и координируют свои действия, террористические акты в 90% случаев стали достигать своих целей. Эти цели рассчитаны не только на причинение непосредственного ущерба жертве или жертвам, они имеют также и определённый устрашающий эффект: посеять страх, создать угрозу широкому кругу лиц и вызвать чувство растерянности, беспомощности и т.д.

Национальная инфраструктура любого государства уже сегодня тесно связана с использованием современных компьютерных технологий. Ежедневная деятельность банковских и энергетических систем, управления воздушным движением, транспортная сеть, даже скорая медицинская помощь находятся в полной зависимости от надежной и безопасной работы автоматизированных электронно-вычислительных систем.

Преступность в сфере использования компьютерных технологий («киберпреступность») - это явление международного значения, уровень которого непосредственно зависит от уровня развития и внедрения современных компьютерных технологий, сетей их общего пользования и доступа к ним. Таким образом, стремительное развитие информатизации в мире несет в себе потенциальную возможность использования компьютерных технологий из корыстных и других мотивов, что в известной мере ставит под угрозу национальную безопасность государства[1].

Основной целью киберпреступника является компьютерная система, которая управляет разнообразными процессами, та информация, что циркулирует в них. В отличие от обычного преступника, что действует в реальном мире, киберпреступник не использует традиционное оружие - нож и пистолет. Его арсенал - информационное оружие, все инструменты, которые используются для проникновения у сети, взлома и модификации программного обеспечения, несанкционированного получения информации или блокировки работы компьютерных систем. К оружию киберпреступника можно прибавить: компьютерные вирусы, программные закладки, разнообразные виды атак, которые делают возможным несанкционированный доступ к компьютерной системе. В арсенале современных компьютерных преступников есть не только традиционные средства, но и самое современное информационное оружие и оборудование; эта проблема уже давно пересекла границы государств и получила международное значение.

Новые угрозы безопасности имеют более широкий понятийный смысл и включают в себя не только терроризм как таковой, но и явления коррупции, организованной преступности, незаконного оборота наркотиков, нанесение ущерба компьютерным системам, общую криминализацию общества.

Страны, входящие в определённые военно-политические, региональные, межгосударственные, а так же трансатлантические блоки имеют возможность эффективно укреплять свою безопасность. Это должно происходить, и происходит за счет объединения их ресурсов в экономической и военной областях. Что касается важности политического взаимодействия, то оно должно строится на основе «прозрачности», координации, толерантности и доверия стран друг к другу.

Особое значение в этом направлении на современном этапе приобретают уже созданные международные институты – ООН, НАТО, ОБСЕ, ОДКБ, АТЦ повышается их роль. Меняется их стиль и методы. Создаются новые коалиционные силы для совместных действий. В связи с событиями в Афганистане была создана Антитеррористическая Коалиция. При центральном командовании Вооруженных Сил США в штате Флорида действует Единый Коалиционный Координационный Центр, в котором работают представители различных государств, в том числе и стран СНГ. В рамках проведения контртеррористической операции в Афганистане ведётся активное сотрудничество с Центрально-азиатскими республиками. Так, силы коалиции имеют военные подразделения на территории Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана. Активизировалась военная и гуманитарная помощь этим республикам.

 

6. Миротворческие операции постсоветского пространства.

-Югославия

- Азербайджан а Армения (Нагорный Карабах)

- Приднестровье

- Южная Осетия и Абхазия

 

 

7. Международный (транснациональный) терроризм.

Международный терроризм — специфическая форма терроризма, зародившаяся в конце1960-х годов[1] и получившая значительное развитие к концу XX — началу XXI века. Основными целями международного терроризма является дезорганизация государственного управления, нанесение экономического и политического ущерба, нарушение устоев общественного устройства, которые должны побудить, по замыслу террористов, правительство к изменению политики[2]. Современный международный терроризм является, как правило, исламистским[3].

Общепризнанное определение международного терроризма пока не выработано[4][5]. Зачастую термин используется как средство в политической борьбе, поскольку каждая страна де-факто сама определяет, относится ли та или иная группа к «террористам» или «борцам за свободу», а сами акты террора осуществляются локально[6].

Основными чертами международного терроризма являются глобализация, профессионализация и опора на экстремистскую идеологию. Также отмечается использование террористов-самоубийц, угроза использования неконвенционального (ядерного, химического или бактериологического) оружия ирациональный подход[7][8]. Один из крупнейших современных исследователей терроризма Брайан Дженкинс (англ.) считает международный терроризм новым типом конфликта[9][10][11].

Резолюция № 1373 Совета Безопасности ООН от 28 сентября 2001 года отмечает «тесную связь между международным терроризмом и транснациональнойорганизованной преступностью, незаконными наркотиками, отмыванием денег, незаконным оборотом оружия и незаконными перевозками ядерных, химических, биологических и других потенциально смертоносных материалов»[12]. Специалисты отмечают также рост технической оснащённости террористов и их негласную поддержку со стороны некоторых государств[13].

Для достижения своих целей террористические организации широко используют сеть Интернет[14], радио и телевидение[15].

Международный терроризм представляет особую опасность в связи с тем, что угрожает международному правопорядку и межгосударственным отношениям. Любая акция международного терроризма затрагивает интересы нескольких (как минимум двух) государств и для пресечения либо предупреждения таких акций необходимо широкое межгосударственное сотрудничество[4].

Наиболее известными современными международными террористическими организациями являются Аль-Каида[24] и «Исламское государство»[25].

Крупнейшие лагеря Аль-Каиды по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Афганистан.

С 2013 года в основном на территории Сирии и Ирака действует террористическая группировка «Исламское государство» со столицей в Ракке. Эта группировка контролирует северо-восточные территории Сирии, суннитский треугольник в Ираке и часть территории Ливии.

Террористической организацией признано также движение Талибан[24]. В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов[26].

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано ещё в 1928 году в Египте[27].

По данным Управления по координации борьбы с терроризмом (США), 27 из 42 существующих в мире международных террористических организаций — радикально исламистские (2005), в российском национальном списке организаций, признанных террористическими Верховным судом РФ по представлению Генпрокуратуры, нет неисламистских структур (2006)[3].

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются:[4][13]

· Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);

· Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)

· Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);

· Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);

· Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);

· Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);

· Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);

· Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999)[28].

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма»[29]. Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне[20].

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом[30]. Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде»[31], «Комитет по Талибану»[32] и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия[33].

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала, чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма[34]. Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года[35][36].

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов[37] были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы[17].

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий[38].

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира[20], а также протестом против глобализации[2]. Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций[39].

 

8. Операции США по борьбе с терроризмом: Афганистан, Ирак.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0

- более подробно про Ирак

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%B2_%D0%90%D1%84%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B5_(2001%E2%80%942014) – более подробно про Афганистан

Война США в Афганистане

Вашингтон принял решение начать войну для свержения талибов и стал формировать коалицию союзников. В итоге военных действий на 6 августа 2010 г. общая численность Международных сил содействия безопасности составила 119 819 человек из 47 стран. Наиболее решительно в поддержку проведения военной акции против Афганистана выступила Великобритания.

7 октября 2001 г. США начали военно-воздушную кампанию в Афганистане, за которой последовала сухопутная операция. С севера на Кабул стали наступать узбеко-таджикские отряды Северного альянса, которые получали помощь от США и России. 21 декабря талибы были изгнаны из Кабула, и в столицу вошли войска Северного альянса и международные силы. Боевые действия на юге страны продолжались до начала 2002 года.

В результате движение «Талибан» было отстранено от власти и практически утратило боеспособность. Во главе страны встал Хамид Карзай, назначенный главой переходной афганской администрации в декабре 2001 года и утверждённый временным президентом в июне 2002 г. Для поддержания безопасности в Афганистане была развёрнута военная миссия НАТО, созданная согласно резолюции Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001 г.

Первый год после падения режима талибов прошёл в Афганистане спокойно. Единственным заметным военным событием стало сражение в долине Шахи-Кот (район Гардеза), куда силы талибов отступили из Кабула и Тора-Боры. В марте 2002 года войска международной коалиции провели в долине операцию «Анаконда». После занятия долины войсками коалиции уцелевшие отряды боевиков рассредоточились в горных районах на юге страны или ушли в Пакистан.

Сумев избежать столкновений с войсками международной коалиции после «Анаконды», «Талибан» начал постепенно восстанавливать силы. В 2003-2004 годах «Талибан» набирал силу и постепенно усиливал боевые действия в южных районах Афганистана. Одним из первых свидетельств восстановления былой мощи стал бой 27 января 2003 года во время проводившейся американскими войсками операции «Мангуст». Тогда был убито 18 мусульман из «Талибана» и «Хизб-и-Ислами» (Исламской партии Афганистана). Начали проводиться и террористические акции в городах. Усиление партизанской войны не осталось незамеченным: в октябре Совет Безопасности ООН одобрил расширение зоны ответственности ISAF за пределы Кабула. Несмотря на активизацию боевых действий, продолжалась экономическое и политическое восстановление Афганистана. В январе 2004 года на всеафганском совете старейшин Лойя Джирга (в переводе с пуштунского - «большой совет») была принята новая конституция, а 9 октября этого же года на первых в истории этой многострадальной страны президентских выборах победил Хамид Карзай.

На протяжении 2007-2010 гг., несмотря на действия натовских войск, партизанская война талибов по-прежнему продолжалась на большей части территории страны. Талибы не ввязывались в крупные боевые столкновения, продолжая использовать тактику мелких стычек. Большинство военнослужащих иностранного контингента гибло от заложенных на дорогах мин. Всего потери НАТО за годы войны составляют 2416 человека. По признанию самого Пентагона, какого-то либо улучшения ситуации в Афганистане к осени 2010 г. силы НАТО так и не добились. В январе 2011 г. президент США Барак Обама в ежегодном обращении к Конгрессу подтвердил намерение начать вывод войск из Афганистана к июлю 2011 г.

Представители «Хизб-и-Ислами»(Исламской партии Афганистана), второй по величине военной группировки в Афганистане, 22 марта 2011 года встретились с президентом Афганистана для обсуждения плана мирных переговоров. План Исламской партии состоит из 15 пунктов, в которые входит, в частности, условие о начале вывода иностранных войск уже в июле нынешнего года. Хотя переговоры носили предварительный характер, они стали первым подтвержденным контактом Карзая с Исламской партией. Со стороны «Хизб-и-Ислами» делегацию возглавлял глава этой партии Гульбеддин Хекматияр. Движение «Талибан» отказывается от участия в мирных переговорах, требуя полного вывода иностранных войск с территории Афганистана.

Еще одним негативным последствием оккупации территории Афганистана войсками НАТО стало увеличение производства наркотиков. Средствами массовой информации сообщается, что Афганистан вышел на второе место в мире после Марокко по производству марихуаны и гашиша. С 2001 по 2008 год производство опиатов и героина в Афганистане выросло в 2-2,5 раза.

Война США в Ираке

Согласно резолюции 687 Совета Безопасности ООН от 3 апреля 1991 г., после завершения войны в Персидском заливе в Ирак прибыла Специальная комиссия ООН для надзора за ликвидацией иракского оружия массового поражения и прекращением программ по разработке химического, ядерного, бактериологического оружия и ракет большой дальности. Комиссия успешно выполняла свои функции до 1998 года, когда была вынуждена покинуть Ирак из-за отказа иракской стороны в дальнейшем сотрудничестве. В ответ в декабре 1998 г. США и Великобритания провели против Ирака военную операцию «Лиса пустыни». После её завершения иракская система ПВО начала регулярно обстреливать американо-британские самолёты, патрулировавшие неполётные зоны, что приводило к ответным ударам, нередко сопровождавшимся жертвами среди местного населения. Вооружённые инциденты в иракском небе периодически происходили с декабря 1998 по март 2003 года, их число заметно выросло с середины 2002 года.

Но несмотря на серьезные трудности, вызванные поражением в войне 1991 г., экономической блокадой, потерей большей части национального богатства, активной деятельностью оппозиции на севере и юге страны, режиму С. Хусейна тем не менее удалось обеспечить устойчивость своего правления, приспособить национальную экономику к выживанию в условиях жесткой международной изоляции и сохранить контроль над большей частью собственной территории.

Очевидно, это явилось одной из важнейших причин усиления давления США и их союзников на иракское руководство. В качестве предлога для активизации антииракской кампании США избрали проблему разоружения Ирака. 5 февраля 2003 года госсекретарь США Колин Пауэлл выступил на специальном заседании Совета Безопасности ООН, предоставив многочисленные доказательства того, что Ирак скрывает от международных инспекторов оружие массового поражения. В 2004 году Пауэлл признался, что обнародованные им данные были во многом неточными, а иногда и сфальсифицированными.

Особый интерес США к Ираку был обусловлен его энергетическими ресурсами. Согласно данным Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) на середину марта 2003 года Ирак обладал вторыми по величине запасами сырой нефти в мире, уступая лишь Саудовской Аравии. Нефтяные резервы Ирака оценивались в 112,5 млрд. баррелей, а Саудовской Аравии составляли 261 млрд. баррелей. Кроме того, в Ираке имеются значительные месторождения газа, серы и фосфатов.

Ирак привлекателен своим геополитическим положением. Через его территорию проходят международные сухопутные и воздушные пути, связывающие Европу со странами Среднего Востока и Южной Азии. Вместе с тем контроль над Ираком открывал для США дополнительные возможности для ликвидации неугодных режимов в соседних странах, Сирии и Иране.

США и союзники начали вторжение в нарушение Устава ООН и без санкции ее Совета Безопасности. Публично взяли на себя обязательства перед антииракской коалицией 48 государств. Но политика США в отношении Ирака расколола мировое сообщество и отдельные его сегменты. Это касается Европейского союза, АСЕАН, ОБСЕ, Лиги арабских государств, Организации Исламская Конференция и СНГ.

Военная операция в Ираке началась утром 20 марта 2003 года. Плацдармом для вторжения стал Кувейт. За первые сутки военных действий было нанесено не менее 10 ракетно-авиационных ударов, а в налетах участвовало около 30 стратегических бомбардировщиков ВВС США. Цель первых ракетно-бомбовых ударов состояла в том, чтобы уничтожить высшее военное и политическое руководство страны.

В течение последующего периода военных действий авиация наносила мощные удары по всем крупнейшим городам Ирака. В воздушной операции принимали участие самые разные самолеты - от стратегических бомбардировщиков и многоцелевых истребителей до танкеров-заправщиков и разведчиков.

Вторжение сухопутных сил США и Великобритании на территорию Ирака было осуществлено с южного направления. За неделю боевых действий сухопутные части захватили полуостров Фао и продвинулись на несколько сот километров вглубь территории страны.

Силы коалиции взяли под свой контроль порт Умм Каср на юге Ирака, а также нефтяные месторождения в южной части страны на которые приходилось 60% всей добываемой нефти и все объекты инфраструктуры, включая перерабатывающие заводы, насосные станции и около 600 скважин.

Наряду с южным направлением военных действий 22 марта США приступили к высадке своих войск на севере Ирака, где на аэродроме между городами Мосул и Киркук приземлились военно-транспортные самолеты с американскими десантниками.

К началу апреля 2003 г. силы США уже находились на подступах к Багдаду. 9 апреля иракская столица была взята без боя. Режим С. Хусейна был свергнут, а сам он 30 декабря 2006 г. был казнен по приговору Верховного суда Ирака через повешение. 11 апреля командование иракского контингента, оборонявшего Мосул, подписало акт о капитуляции с представителями американских сил. 15 апреля американские войска взяли Тикрит, завершив активную фазу боевых действий.

После завершения военной фазы операции по свержению режима С. Хусейна начался развал государственного аппарата и социальной системы Ирака. Вскоре в стране развернулась партизанская война против иностранных войск, которая переросла в гражданскую войну. При этом немалую роль сыграла политика американской администрации, стимулировавшая вражду между этно-конфессиональными группами населения Ирака (курдов против арабов, шиитов против суннитов).

Уже через год потери американских войск превысили тысячу человек, в к 2008 г. они превысили цифру в 4000 человек. Это привело к активизации в США противников продолжения войны в Ираке. Ряд союзников США стали отзывать свои контингенты из Ирака, в середине 2007 г. о своем решении вывести войска заявило правительство Великобритании.

В 2008 г. на фоне наметившейся в Ираке стабилизации, а также из-за низкой популярности действий администрации Буша в американском общества встал вопрос о выводе или радикальном сокращении военного присутствия СШ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: