Созыв Учредительного собрания




23 октября в Тунисе прошли выборы в Учредительное собрание, в состав которого войдут 217 делегатов. Учредительное собрание должно принять новую конституцию страны. Явка на выборах составила 90 %. Фаворит выборов — исламистская Партия возрождения («Эль-Нахда»)[56].

Волнения в Иордании — события января 2011 года.

Начались 22 января с демонстрации с требованием отставки правительства страны под влиянием революциив Тунисе. 28 января демонстрации охватили многие города королевства (Амман, Ирбид, Акабу, Зарку, Мафрак,Маан, Карнак и Аджалюн)[1].

По данным AP, в демонстрациях приняло участие порядка 5 тыс. человек.[2]

· 22 января — первая демонстрация в столице страны Аммане[3][4]

· 28 января — демонстрации во многих городах страны[5][1]

· 1 февраля — отставка правительства аль-Рифаи. Новым премьером назначен Маруф аль-Бахит[6][7][8].

· 24 марта — объявлено о создании студентами и безработной интеллигенцией «Движения 24 марта», на центральной площади разбит лагерь, возле МВД, бессрочный протест против премьера Маруфа аль-Бахита[9] Вечером сторонники короля (50 чел) напали на лагерь студентов, до этого полиция потушила свет на площади[10]

17 октября 2011 года правительство Маруфа аль-Бахита ушло в отставку[11]. Помимо отставки кабинета король попытался сбить протесты с помощью финансовых вливаний. В 2011 году он выделил 0,5 млрд долларов на зарплаты госслужащих и на регулирование цен на топливо и товары первой необходимости (часть этих денег дали США и ЕС)[12]. Кроме того, в 2011 году Иордания получила помощь от Саудовской Аравии на сумму в 1,6 млрд долларов[13].

 

21. Проблема безопасности в Северной Африке.

 


Алжир столкнется с серьезной финансовой нагрузкой, пытаясь справиться с последствиями от падения нефтяных цен. Сокращения расходов и выборочное увеличение налогов неизбежны, хотя правительству удастся уклониться от проведения серьезных реформ с отказом от субсидий во избежание значительных волнений в обществе. Можно ожидать медленного и неравномерного продвижения по другим реформам, которые нацелены на улучшение инвестиционного климата в энергетической отрасли и на наращивание добычи энергоресурсов с целью укрепления государственной казны. Несмотря на шаткое экономическое положение, правительство Алжира не пожертвует своими расходами на оборону и безопасность.

 

Подготовка к постепенным политическим преобразованиям в Алжире будет вестись устойчиво и размеренно. Это предусматривает некоторое продвижение к конституционным реформам, призванным перераспределить полномочия между президентом и премьер-министром. Алжир будет подталкивать соперничающие ливийские фракции к переговорам и проводить их в попытке устранить нестабильность на своих восточных границах, избегая при этом прямых военных действий за своими пределами.

 

Проводимые между соперничающими лагерями при посредничестве ООН переговоры в Триполи и Тобруке о формировании ливийского правительства национального единства затянутся из-за труднопреодолимых споров между враждующими сторонами. Добыча и экспорт ливийской нефти будут колебаться, но весь 2016 год их объем будет меньше обычного. Международные нефтяные компании по-прежнему будут отдавать предпочтение базирующимся в Триполи институтам, игнорируя параллельные институты в Тобруке. Это вынудит получившее международное признание правительство в Тобруке идти на компромиссы с соперниками. Но достичь прочного соглашения о разделении власти будет чрезвычайно сложно. А поскольку фракции сторонников жесткой линии будут неизбежно оттесняться на политическую обочину, это усилит существующие проблемы безопасности.

 

Усиление позиций «Исламского государства» в Ливии, особенно с учетом его склонности проводить теракты за рубежом, приведет к более активному иностранному вмешательству в стране. Но такое вмешательство будет ограничиваться главным образом авиаударами и действиями сил специального назначения, а также сотрудничеством с местными игроками по подрыву позиций ИГ. «Исламское государство в Ливии» сосредоточится на укреплении своей власти в Сирте, но будет стремиться к расширению влияния в западном направлении от Абу-Грейна к Мисрате и в восточном от Нофалии к Адждабии. Поскольку «Исламское государство» становится в Ливии влиятельным и сильным игроком, боевики из Мисраты будут активнее действовать против группировки.

 

22. Гражданская война в Ливии. Революция и контрреволюция в Египте.

Гражданская война в Ливии — серия вооружённых конфликтов в ходе борьбы за политическую власть вЛивии. Подразделяется на следующие этапы:

· Гражданская война в 2011 году, в ходе которой произошли свержение и убийство Муаммара Каддафи, захват силами ПНС контроля над территорией Ливии и де-факто и распад Ливии на ряд самостоятельных государственных образований[1][2].

· Вооружённые столкновения 2011—2014 годов, продолжение вооружённого конфликта между различными фракциями и группировками.

· Вооружённый конфликт на севере Ливии с 2014 года — гражданская война[3][4], проходящая в основном на севере Ливии, между исламскими силами (в том числе ИГИЛ) с одной стороны, и правительственными войсками с другой. Конфликт начался 16 мая 2014, когда генерал-майор Ливийской национальной армии Халифа Хафтар объявил о начале широкомасштабной воздушной и наземной операции подконтрольных ему частей вооружённых сил в районе города Бенгази, описав её как «поправку на пути к революции»[5]. Военное наступление получило кодовое название — Операция «Достоинство». Боевые действия продолжаются в настоящее время.

Револю́ция в Еги́пте — серия уличных демонстраций и протестов в Каире, Александрии и некоторых других городах (в том числе в столицах иностранных государств около посольств Египта) с 25 января по 11 февраля 2011 года, приведшая к отставке сначала правительства, а затем и президента Хосни Мубарака, находившегося у власти с 1981 года[10]. В результате революции к власти сначала пришло временное военное правительство, а затем на последовавших президентских выборах 2012 года победу одержал кандидат от братьев-мусульман Мохаммед Мурси.

Кроме отставки президента протестующие требовали отмены чрезвычайного положения, борьбы с безработицей, увеличения минимальной заработной платы, решений проблем нехватки жилья, роста цен на продовольствие, свободу слова и повышения уровня жизни[11].

По мнению ряда экспертов и журналистов основными причинами волнений в Египте являются: бессменное 30-летнее нахождение у власти одного клана, как следствие — невозможность для оппозиционных кланов реализовать свои амбиции, безработица, отсутствие механизмов социальной защиты неимущих слоёв населения[2][3][4], а также некоторые структурно-демографические факторы[1].

По замечаниям многих аналитиков протесты в Египте подстегнула революция в Тунисе, вызвав эффект домино[12]. Подобно Тунису в начале египетских волнений имели место случаи публичных самосожжений. Так 17 января студент сжёг себя перед зданием парламента в Каире[13]. Как и волнения в Тунисе, волнения в Египте были подробно освещены мировыми информагентствами и получили различные имена: «Твиттерная революция» [14], «Молодёжная» [15], «Горчичная» [16], «Курортная» [17], «Дынная» [18], «Революция пирамид» [19], а также «Финиковая» [20] (название, уже использовавшееся в качестве одного из наименований тунисской революции[21]).

 

3 июля 2013 года министр обороны Египта Абдул Фаттах Ас-Сиси объявил о свержении президентаМухаммеда Мурси[2] и о приостановлении действия Конституции[3]. Мурси был помещён под домашний арест, а затем был официально заключён под стражу в связи с предъявлением ему ряда обвинений[4][5]. В Каире были арестованы более 300 членов партии Братья-мусульмане[6]. За короткий срок своего правления Мурси, сам будучи членом данной партии, пытался исламизировать страну недемократическими средствами. Оппозиция собрала 22 миллиона подписей против него. В июне-июле прошли протесты против президента страны, и стычки между сторонниками Мурси и его противниками привели к десяткам жертв[7][8]. О поддержке военного переворота заявили представители коптской церкви (Тавадос II)[9] и лидер либеральной оппозиции, лауреат Нобелевской премии мира Мохаммед эль-Барадеи[10].

Временно исполняющим обязанности президента был назначен председатель Конституционного суда страны Адли Мансур[11][12].

 

23. Проблема безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

К основным военно-стратегическим аспектам безопасности в АТР относятся проблемы ядерного нераспространения в регионе, хронические межгосударственные конфликты, а также комплекс неразрешенных территориальных споров.
Ключевыми хроническими противоречиями в АТР, во многом сохраняющими черты конфликтности периода холодной войны, являются корейская и тайваньская проблемы. Корейская проблема может быть условно разделена на два компонента. Первый связан с сохраняющимся расколом корейской нации на два государства, Корейскую Народно-Демократическую Республику и Республику Корею, и необходимостью нормализации межкорейских отношений. Второй компонент касается северокорейской ядерной программы и международных усилий по денуклеаризации Северной Кореи, институционализированным форматом которых на данный момент является механизм шестисторонних переговоров (подробнее см. следующий раздел главы).
Еще одним фактором напряженности в отношениях стран региона остается по-прежнему неразрешенный комплекс территориальных споров. Принадлежность островов Дяоюйдао (Сэнкаку) в Восточно-Китайском море и права использования ресурсов шельфа являются предметом спора Японии и Китая. Сложным аспектом российско-японских отношений является вопрос о четырех островах Курильской грады (Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи). С периода после завершения Второй мировой войны острова являются частью территории СССР/России, однако их принадлежность оспаривается Японией.
Парасельские острова в Южно-Китайском море оспариваются Китаем и Вьетнамом. На острова Спратли, также располагающиеся в Южно-
Китайском море, претендуют КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. В отсутствие окончательного приемлемого для всех сторон варианта разрешения территориальных споров по поводу островов Парасельских и Спратли страны АСЕАН и Китай в 2002 г. пошли на заключение Декларации о правилах поведения сторон в Южно-Китайском море, которая призвана частично снять остроту противоречий между указанными странами.
Основные положения Декларации о правилах поведения сторон в Южно- Китайском море включают: признание сторонами свободы судоходства в указанном районе, самоограничение сторон в отношении действий, способных повлечь эскалацию конфликта, развитие мер доверия, в том числе в военной области, сотрудничество сторон в области морских научных исследований, защиты окружающей среды, спасательных операций на море, предупреждения и борьбы с преступлениями на море, включая пиратство, незаконный оборот наркотиков и оружия.
Среди новых и невоенных аспектов безопасности, характерных для АТР, следует отметить внутренние вооруженные конфликты и проблемы терроризма, морское пиратство, проблемы безопасности транспортной и энергетической инфраструктуры, деятельность транснациональной организованной преступности, особенно в области незаконного оборота наркотических средств, незаконные миграции, пандемии, экологические риски.
Угроза терроризма и внутренних вооруженных конфликтов для АТР связана с сохранением высокого конфликтного потенциала в ряде стран региона. Он обусловливается деятельностью нескольких террористических организаций транснационального характера («Джамаа Исламия», «Кумпулан Муджахед- дин Малайзия», «Абу Сайяф»), а также рядом внутренних, преимущественно этноконфессиональных по своему характеру конфликтов, в рамках которых повстанцами активно используются диверсионно-террористические методы борьбы. К таким конфликтным очагам относится ситуация в Индонезии, Таиланде, на Филиппинах, а также в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.

Одним из аспектов террористической деятельности в АТР является также морской терроризм и пиратство в Малаккском проливе, географические особенности которого делают его самым уязвимым местом Мирового океана с точки зрения безопасности. Ежегодно через Малаккский пролив проходит более половины мирового торгового тоннажа. От безопасности судоходства в проливе и прилегающих акваториях зависит товарооборот не только стран Юго-Восточно-Азиатского субрегиона, но также Китая, Японии, Южной Кореи, Тайваня и США. Более 60% населения стран Юго-Восточной Азии живут за счет ресурсов моря и прибрежной зоны.

Торговля наркотиками в современном мире представляет собой сложную структуру, в которую входит выращивание марихуаны, коки и опиумного мака с последующим производством из них героина и кокаина, а также синтезирование наркотических средств амфетаминного типа.
Восточная Азия на мировом рынке наркотических средств выступает и как регион производства, и как регион транзита. В первом случае следует выделить два аспекта региональной специализации: производство наркотиков из природного сырья (опиум и героин), а также производство искусственно синтезированных наркотиков (амфетамина). Традиционным ареалом выращивания опиумного мака в Восточной Азии на протяжении длительного времени был район так называемого «золотого треугольника» на границах Мьянмы, Таиланда и Лаоса. В отдельные периоды 1990-х годов на Мьянму приходилось до 80% всего мирового объема выращенного опиумного мака, однако ко второй половине 2000-х годов на лидирующие позиции в мировом опиумном производстве вышел Афганистан (по данным ООН, 89% в 2009 г.). Тогда же наметились изменения в наркотической «специализации» Восточной Азии, где существенно возросло производство искусственно синтезируемых наркотиков, которые, в отличие от опиума, могут быть произведены в лабораториях, расположенных в непосредственной близости к потребителю.

 

24. Проблематика Курильских островов.

Проблема принадлежности южных Курильских островов (яп. 北方領土問題 Хоппо: рё:до мондай ?, «Проблема северных территорий») — территориальный спор[1] между Японией и Россией, который является неурегулированным со времени окончания Второй мировой войны. После войны все Курильские острова были включены в состав СССР, однако принадлежность островов Итуруп,Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи оспаривается Японией, считающей их занятыми в форме, не имеющей юридических оснований. Россия утверждает, что её суверенитет над южными Курильскими островами абсолютно законен и не подлежит сомнению и обсуждению, и заявляет, что не признаёт сам факт наличия территориального спора с Японией[2][3][4][прим. 1][прим. 2]. Проблема принадлежности южных Курильских островов является основным препятствием для полного урегулирования российско-японских отношений и подписания мирного договора[5].

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли[49] в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закреплёнными в Уставе ООН, и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит[50][51][52]. По сообщениям СМИ, министр иностранных дел РФ в 2012 году заявил, что проблема Курильских островов может быть решена в России только путём проведения референдума[53]. Впоследствии МИД России официально опроверг постановку вопроса о каком-либо референдуме: «Это грубое передёргивание слов министра. Подобные интерпретации мы расцениваем как провокационные. Ни один здравомыслящий политик никогда не поставит этот вопрос на референдум»[54]. Помимо этого, российские власти в очередной раз официально декларировали безусловную неоспоримость принадлежности островов России, заявив, что в связи с этим вопроса о каком-либо референдуме не может стоять по определению[55]. 18 февраля 2014 года министр иностранных дел РФ заявил, что «Россия не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор». РФ, пояснил министр, исходит из реальности, состоящей в том, что есть общепризнанные и закреплённые в Уставе ООН итоги Второй мировой войны[4]. 22 августа 2015 премьер-министр Дмитрий Медведев в связи со своим посещением острова Итуруп сформулировал позицию России, заявив, что Курильские острова «являются частью РФ, входят в субъект РФ под названием Сахалинская область, и поэтому мы посещали, посещаем и будем посещать Курилы»[56].

Базовая позиция Японии по данной проблеме формулируется в четырёх пунктах[57]:

(1) Северные территории являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.

(2) Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений, таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года.

(3) Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на Северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

(4) Правительство Японии призвало население Японии не посещать Северные территории вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Аналогично, Япония не может допустить никакой деятельности, включая экономическую деятельность третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение «юрисдикции» России, а также позволять деятельность, которая предполагала бы «юрисдикцию» России над Северными территориями. Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

 

25. Развитие интеграционных объединений ЮВА. История создания АСЕАН.

В 1967 г. после подписания Бангкокской декларации была создана Ассоциация государств Юго-Восточной Азии АСЕАН (Association of South East Asian Nations, ASEAN). Первоначально в нее вошли 5 стран: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины. Целью данной организации было содействие региональному сотрудничеству, однако в первые годы главным побудительным мотивом функционирования АСЕАН был не экономический, а военно-политический фактор. В основе организации лежало не стремление к региональной экономической интеграции, а попытки противостоять коммунистической угрозе в Азии. Действительно, война в Индокитае, укрепление коммунистической идеологии на севере ЮВА, ее экспансия на юг – все это способствовало усилению нестабильности в регионе. С изменением международной политической ситуации экономическая составляющая становилась все более заметной, сегодня АСЕАН представляет собой успешное экономическое интеграционное объединение. В 1984 г. к АСЕАН присоединился Бруней, в 1995 г. – Вьетнам, в 1997 г. – Лаос и Мьянма, в 1999 г. – Камбоджа. На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.

В развитии АСЕАН можно выделить несколько ключевых этапов. В 1971 году была принята Куала-Лумпурская декларация о зоне мира, свободы и нейтралитета в Юго-Восточной Азии. В данной декларации было указано, что в будущем регион должен стать нейтральным, и что все страны-участники примут необходимые усилия по обеспечению признания и уважения ЮВА в качестве зоны, отвергающей вмешательство извне. В 1976 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве стран Юго-Восточной Азии (Балийский договор) и Декларации о согласии АСЕАН. В Договоре отмечалось, что страны-участницы будут предпринимать усилия для мирного разрешения возникающих взаимных противоречий, все спорные вопросы будут решаться с помощью переговоров, а не посредством применения силы [4]. Данные договоры и декларации привели к политической стабилизации в регионе и способствовали дальнейшим интеграционным процессам в рамках АСЕАН.

В 1977 году было принято решение о создании зоны преференциальной торговли (ASEAN Preferential Trade Area, ASEAN PTA). Ограниченное преференциальное соглашение 1977 года предусматривало сокращение на 10-30% таможенных тарифов на 71 наименование товаров, производимых в странах АСЕАН. В Манильской программе экономического сотрудничества, принятой в 1987 году, было заявлено, что преференциальными тарифами должно быть охвачено не менее 50% взаимного товарообмена в рамках АСЕАН, минимальная тарифная скидка должна составлять не менее 25 %. К началу 1990-х годов в преференциальное соглашение входило уже 12.700 наименований товаров, пошлины были снижены от 25 до 50 % [4, c. 89-90].

Знаковым моментом стало подписание Сингапурской декларации и Рамочного соглашения об укреплении экономического сотрудничества АСЕАН в 1992 году. Тогда же было приятно решение о создании зоны свободной торговли АСЕАН АФТА (ASEAN Free Trade Agreement). Основным инструментом реализации договоренностей по АФТА выступает соглашение о единых действующих льготных тарифах стран АСЕАН (СЕПТ – The Common Effective Preferential Tariff, CEPT) [1, c.41-43]. Следует отметить, что «слабым звеном» в АФТА является почти полный вывод за рамки либерализации региональной торговли товаров сельскохозяйственного производства, проходящих по категории «временных исключений». Серьезной проблемой остается и либерализация тарифов на продукцию автомобильной промышленности членов АСЕАН. Соглашение о Зоне свободной торговли АСЕАН вступило в силу 1 января 2002 года Согласно данному документу, Бруней, Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур и Таиланд договорились о снижении тарифов по 85% номенклатуры товаров. В 2012 году такие же меры по снижению тарифов будут предприняты остальными странами-участницами АСЕАН [1, C.41-43].

Финансовый кризис 1997 года привел к активизации сотрудничества АСЕАН с государствами Северо-Восточной Азии, прежде всего с Китаем. В это период среди политиков и экономистов региона ЮВА распространилось мнение о том, что Запад если не спровоцировал кризис, то оставил страны Восточной Азии без какой-либо поддержки в устранении его последствий. Поспешный отток западных капиталов и инвестиций привел к нарастанию паники. Напротив, решение китайского руководства не девальвировать национальную валюту способствовало стабилизации ситуации. Таким образом, азиатский финансовый кризис и процесс устранения его последствий привели к установлению механизмов сотрудничества между государствами Юго-Восточной (АСЕАН) и Северо-Восточной Азии (КНР, Республика Корея, Япония) [5, C.50-63].

В 1997 году в Куала-Лумпуре прошел первый неформальный саммит в формате «АСЕАН+3». Несмотря на то, что диалог проходил между АСЕАН с одной стороны, КНР, Республикой Корея и Японией с другой, его главным итогом стало соглашение между Китаем и странами АСЕАН «О партнёрстве, доверии и добрососедских отношениях в XXI веке». На саммите руководителей тринадцати государств Восточной Азии, состоявшемся в 1999 году в Маниле, было принято совместное заявление, предусматривающее углубление сотрудничества в сфере региональной безопасности, экономики, финансов, развития человеческих ресурсов, науки и техники. В конце ноября 2004 года АСЕАН и КНР подписали рамочное соглашение о всеобъемлющем экономическом сотрудничестве (Comprehensive Economic Partnership Agreement, CEPA) [5, C.50-63]. В январе 2007 года были успешно завершены переговоры о либерализации торговли. В результате объём товарооборота между Китаем и АСЕАН в 2007 году вышел на уровень в 190 млрд. дол. США, а в 2008 году составил 231 млрд. дол [6].

В настоящее время в станах-участницах АСЕАН проживает более 580 млн. человек, совокупный объем ВВП оценивается в 2,75 трлн. долларов. В 2007 г. интеграционному объединению АСЕАН исполнилось 40 лет. На юбилейной встрече в Сингапуре лидеры стран-участниц приняли Хартию ассоциации и план экономического развития региона на период до 2015 г., согласно которому в ближайшие годы в Юго-Восточной Азии будет создано единое экономическое и социально-культурное пространство.

АСЕАН – не единственный пример интеграционного объединения в Восточной Азии. В 1989 г., во многом ориентируясь на интеграционные достижения ЕС, на 1-й конференции министров иностранных дел и экономики 12 стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Канберре по предложению премьер-министра Австралии Дж. Хоука был создан Форум Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС (Asian Pacific Economic Cooperation, APEC). В него вошли шесть стран-участниц АСЕАН (Индонезия, Таиланд, Филиппины, Малайзия, Сингапур и Бруней), а также Япония, Республика Корея, Австралия, Новая Зеландия, Соединенные Штаты и Канада. К 1997 в АТЭС входили уже почти все основные страны тихоокеанского региона: новыми членами стали Гонконг (1991), КНР (1991), Тайвань (1991), Мексика (1993), Папуа-Новая Гвинея (1993), Чили (1995). В 1998, одновременно с приемом в АТЭС трех новых членов – России, Вьетнама и Перу – введен 10-летний мораторий на дальнейшее расширение состава членов Форума.

АТЭС образован как свободный консультативный форум без какой-либо жесткой организационной структуры или крупного бюрократического аппарата. Важнейшими формами деятельности АТЭС являются: саммиты глав государств и правительств (регулярно проводятся с 1993 года), встречи министров иностранных дел, торговли и экономики, профильные встречи министров и совещания старших должностных лиц (СДЛ) экономик-участниц Форума.

На первой встрече в Канберре были определены цели и основополагающие принципы работы форума. Его участники договорились о том, что: во-первых, АТЭС должен поддерживать режим свободной открытой торговли и не превращаться в закрытый торговый блок; во-вторых, АТЭС – экономический форум, который только обсуждает проблемы регионального экономического сотрудничества и связанные с ними другие вопросы с целью дальнейшей либерализации торговли; в-третьих, региональное экономическое сотрудничество должно осуществляться постепенно, путем переговоров на равноправной основе. Важной вехой в развитии АТЭС стало принятие в 1994 г. Богорской декларации. В данной декларации была сформулирована стратегическая цель АТЭС – создание системы свободной торговли и инвестиций в регионе. Развитые экономики должны были реализовать эту цель к 2010 г., развивающиеся – к 2020 г.[8].

В 1995 году была принята Осакская программа действий, в ней были обозначены три базовых направления Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества: торговая и инвестиционная либерализация, содействие торговле и инвестициям, экономическое и техническое сотрудничество. В основу Манильского плана действий 1996 года были положены индивидуальные планы действий стран-участниц и коллективные планы по либерализации торговли и инвестиций, а также Декларация АТЭС о создании рамочных условий для экономического и технического сотрудничества и развития. В Шанхайской декларации 2001 года были обозначены не только дальнейшие шаги по формированию в регионе системы свободной торговли и инвестиций, но и впервые за всю историю Форума прозвучали политические заявления, затрагивающие проблему борьбы терроризмом и вопросы международной безопасности[8].

В 2007 году, в Сиднее, состоялся юбилейный, 15-й саммит глав государств-участниц АТЭС. В итоговой декларации было отмечено, что к 2030 году страны-участницы сократят выброс парниковых газов на 25%, произойдет либерализация экономик, а также будет усилено взаимодействие в борьбе с терроризмом. Важным итогом для Российской Федерации стало решение о том, что в 2012 году саммит АТЭС пройдет во Владивостоке. На последнем саммите, который состоялся в середине ноября 2009 года в Сингапуре, было заявлено, что экономики АТЭС будут развиваться сбалансировано на основе комплексной долговременной стратегии роста. Была обозначена цель о создании в будущем Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли АТЗСТ (Free Trade Area of the Asia Pacific FTAAP) [7].

Восточная Азия – один из наиболее динамично развивающихся регионов современного мира, государства которого находятся в нарастающей экономической взаимозависимости. Однако в этом же регионе существует большое количество потенциально конфликтных зон, являющихся наследием колониальной эпохи и холодной войны. В настоящее время наиболее значимыми проблемами в регионе Восточной Азии являются: проблема разделения Корейского полуострова, проблема взаимоотношений Китая и Тайваня, спор за острова Южно-Китайского моря (в нем участвуют Бруней, Вьетнам, Малайзия, Филиппины и Китай), конфликт между Китаем и Вьетнамом по поводу Парасельских островов и т. д. Интеграционные процессы в Восточной Азии, их динамика демонстрируют, что стабильность и гарантия мирного разрешения конфликтов в регионе может быть обеспечена при помощи интеграционных образований, таких как АСЕАН, АТЭС, а не военно-политических блоков и союзов.

 

 

26. Спорные территории Южно-Китайского моря.

 

Три района Южно-Китайского моря являются зонами международных территориальных споров, причем в двух из них объектами спора являются расположенные здесь островки, в третьем же – в Тонкинском заливе – речь идет о разграничении водных пространств между КНР и Вьетнамом. В Южно-Китайском море расположено много островков, как правило, кораллового происхождения. Страны бассейна Южно-Китайского моря не могут пока прийти к согласию о принадлежности Парасельских островов (китайское название их Сиша цюньдао, вьетнамское – Куандао Хоанша), на которые претендуют Китай и Вьетнам, и того, что называется «острова Спратли», хотя это название относится скорее не к конкретной группе островков, а к тому огромному эллипсовидному району, имеющему протяженность с юго-запада на северо-восток свыше 1000 км, в котором разбросано более 100 мелких островков, рифов, скал и атоллов. На владение всеми или частью этих объектов претендуют КНР, Тайвань, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. В Китае острова района Спратли именуются Наньша цюньдао, во Вьетнаме – Куандо Чыонгша, на Филиппинах – Калаяана. Впрочем, последнее название относится лишь к группам островов и рифов Титу, Лоайта, Тизард, Юниен, островкам Вест Йорк, Наньшань, Флэт, атоллам и рифам северной части района.

Островки района Спратли и Парасельские острова очень малы. Общая площадь 15 островов, составляющих Парасельский архипелаг, - всего лишь 3 кв. км, тогда как площадь самого крупного из девяти островов, расположенных в районе Спратли – о. Иту-Аба – 0,42 кв. км.

· острова Южно-Китайского моря (территориальные споры в Южно-Китайском море (англ.)):

· острова Спратли — отдельные острова управляются Вьетнамом, Китайской Народного Республикой, Малайзией, Филиппинами и Китайской Республикой, принадлежность всех островов оспаривается вышеобозначенными государствами, а также Брунеем (проблема принадлежности островов Спратли (англ.))

· управляются КНР, оспариваются:

· Парасельские острова — Китайской Республикой и Вьетнамом

· Мак-Клесфилдские острова (англ.) — Китайской Республикой

· Скарборо (англ.) — Китайской Республикой и Филиппинами

· архипелаг Пратас — управляется Китайской Республикой, оспаривается КНР

 

 

27. Главные интеграционные объединения Европы: ЕЭС, ЕС, Шенген.

Европейское экономическое сообщество (сокр. ЕЭС) — региональное интеграционное объединение двенадцати европейских государств, существовавшее с 1957 по 1993 год. Целью создания являлась дальнейшая экономическая интеграция, включая создание общего рынка.[1]

· 1957 год. Учреждение странами — членами Европейского объединения угля и стали Европейского экономического сообщества (ЕЭС)[2]. СогласноРимскому договору, целью ЕЭС были: создание таможенного союза (постепенная отмена таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле), единая сельскохозяйственная политика, свободное движение капитала, рабочей силы и услуг между странами-членами ЕЭС. В ЕЭС вошли шесть государств: Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. В отношении стран, не вошедших в Сообщество, были установлены единыетаможенные тарифы[3].

· 1958 год — начала работу первая комиссия сообщества[4].

· 1964 год — образован общий сельскохозяйственный рынок и введено единообразие цен.

· 1969 год. Принятие решения в Гааге о расширении сообщества и углублении интеграции (план Тиндеманса).

· 1972 год — разработано Европейское соглашение о совместном плавании курсов валют (European Joint Float Agreement), позволявшее валютам стран-участниц изменяться относительно друг друга в диапазоне 2,25 %[5].

· 1973 год. Присоединение к ЕЭС Великобритании, Дании, Ирландии.

· 1979 год. Введение Европейской валютной системы[6].

· 1981 год. Присоединение к ЕЭС Греции.

· 1986 год. Присоединение к ЕЭС Испании и Португалии.

· 1991 год. Соглашение между ЕЭС и Европейской ассоциацией свободной торговли о создании Европейского экономического пространства[3].

· 1993 год — после создания Европейского союза ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество, став основным сообществом одной из трёх опор Евросоюза,[7] а институты сообщества стали институтами Союза.

· Основные стадии развития европейской интеграции: Зона свободной торговли (1958-1968); Таможенный союз (1968-1986); Общий рынок (1986-1992); Экономический и валютный союз (1992-н.в.).

Европе́йский сою́з (Евросою́з, ЕС) — экономическое и политическое объединение 28 европейскихгосударств[7].

Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году (вступившим в силу 1 ноября 1993 года) на принципах Европейских сообществ[8].

С пятьюстами миллионами жителей[3] доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн долларов) по номинальному значению и около 19 % (16,1 трлн долларов) — попаритету покупательной способности[4].

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок[9], гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг[10], включая отмену паспортного контроля в пределах Шенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства[11].Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли[12], сельского хозяйства, рыболовства[13] и регионального развития[14].

Девятнадцать стран Союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров[15]. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединённых Наций, ВТО, Большой семёрке и Группе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: