Проблемы становления национальных парков в России




 

Как уже указано выше, с начала восьмидесятых годов прошлого века одним из популярных видов путешествий становится - экологический туризм, целью которого является охрана природы (при экологическом туризме путешественники используют только экологически чистый транспорт, организуют привалы только в специально отведенных местах, собирают ягоды, лекарственные растения в разрешенных зонах, средства размещения строятся только из безвредных материалов).

Организации, специализирующиеся на создании экологического туристского продукта, берут на себя обязательства по охране природы или управлению природными территориями; устанавливают партнерские отношения с охраняемыми природными территориями и местными жителями; стремятся к тому, чтобы их бизнес вносил реальный вклад в охрану дикой природы и развитие местных поселений в долгосрочной перспективе; стараются улучшить взаимопонимание между местными жителями и туристами.

В России экологический туризм стал формироваться позднее, чем в западных странах и анализ его состояния на современном этапе показал, что уникальная роль данного вида туризма пока еще не достаточно осознается в нашей стране на всех уровнях управления. Поэтому, в своем развитии, экологический туризм в России встречается с рядом серьезных проблем, к которым относятся: разобщенность участников эколого-туристской деятельности; отсутствие специализированных туроператоров; не проработанность правовой базы экологического туризма в России; наличие высокой стоимости транспортных услуг; низкий уровень сервиса при необоснованно высоких ценах (особенно на услуги размещения и питания); неразвитость среди населения России экологической культуры, пренебрежение нормами экологического права; слабое развитие экологической инфраструктуры и экологических технологий в туризме.

Следовательно, перед всеми участниками сферы экологического туризма встает проблема формирования эффективной системы управления экологическим туризмом в России и дальнейшего продвижения страны на международном рынке экологического туризма.

Россия рассматривается Всемирной туристкой организацией как один из особо перспективных регионов с точки зрения развития экологического туризма. Это совпадает с мнением отечественных организаций, определяющих перспективы развития туризма в нашей стране. Россия имеет более выгодное положение по сравнению с промышленно развитыми странами по наличию площадей, ненарушенных хозяйственной деятельностью. Поэтому, развитие подобных территорий позволит сохранить их свойства и получать доходы от их использования в целях экологического туризма. В небольших объемах в России представлены практически все формы экотуризма. Наиболее массовыми из них являются однодневные экскурсии экологической ориентации, совершаемые либо жителями городов, либо туристами, находящимися на курортах и в других местах отдыха.

Существует ряд проблем, сдерживающих это процесс: недостаточная реклама, крайне скудный набор рекреационных услуг и невысокая комфортность мест отдыха и ночлега, в отличие от многих стран мира, где существует целая сеть специализирующихся на экологическом туризме фирм и агентств, в России отсутствуют специализированные туроператоры. Лишь в последнее время отдельные турфирмы начали работу в этом направлении. Мировая практика доказала, что эффективными туроператорами и консультантами могут быть научные учреждения, природоохранные организации. Россия имеет богатую базу научных данных для организации экологического туризма на своей территории.

В настоящее время, в Российской Федерации функционирует 35 национальных парков общей площадью 70 тыс. кв. км. Этот факт свидетельствует о том, что система российских ООПТ не только не уступает по своему потенциалу международным природным резерватам, но и имеет перед ними некоторые преимущества. В тоже время, необходимо отметить, что, несмотря, на обширность неосвоенных или слабо освоенных пространств, состояние окружающей среды на территории России в целом международному развитию (USAID) была разработана программа развития экотуризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). В ходе реализации проекта, при поддержке Российского отделения Международного союза охраны природы (МСОП / IUCN), был создан Фонд развития экотуризма «Дерсу Узала». В 1998-2001 гг. положительный опыт дальневосточного проекта был тиражирован в других национальных парках России.

Состояние в России далеко от благополучного, что обусловлено отсталыми технологиями как в промышленности, так и в сельском и лесном хозяйстве, слабым контролем за компаниями - монополистами, добывающими сырье. Кроме того, одним из ограничений для развития экотуризма является высокая чувствительность многих экосистем России к антропогенным воздействиям, их хрупкость, причем как раз в районах, привлекательных для экотуристов.

Также развитию экологического туризма в России препятствует наличие ряда проблем, существующих на различных уровнях управления:

На федеральном и региональном уровнях:

· экономический кризис и политическая нестабильность оказывают влияние на имидж России, особенно в глазах зарубежных туристов;

· несовершенство законодательства, в особенности - налоговой политики, визовой системы, правил землепользования, что не создает благоприятных условий для инвестиций в развитие экотуризма;

· отсутствие стратегии и конкретных планов развития экотуризма на базе ООПТ.

На местном уровне:

· в большинстве ООПТ не налажены механизмы определения допустимых рекреационных нагрузок и мониторинга экологических последствий туризма;

· отсутствие или низкая комфортность инфраструктуры - условий проживания, транспортных средств, организованных туристских маршрутов, оборудованных экотроп, наблюдательных вышек и прочих приспособлений;

· отсутствие специализированной информации, например списков видов растений и животных с комментариями, перечней редких и исчезающих видов и др.;

· отсутствие у российского персонала опыта и знаний, необходимых для успешной организации туризма, особенно в области маркетинга, познавательных программ для разных категорий посетителей, ценообразования, обеспечения адекватного качества услуг;

· отсутствие у ООПТ достаточного разнообразия платных услуг и продукции для туристов, поэтому их доходы от туризма пока значительно ниже, чем могли бы быть;

· отсутствие у большинства российских ООПТ качественных рекламно-информационных материалов и возможностей выхода на международный рынок экотуризма;

· отсутствие механизмов, при которых часть финансовых поступлений от экотуризма направлялась бы на нужды местных поселений. Большинство ООПТ серьезно недооценивают необходимость участия местного населения в развитии экотуризма.

В настоящее время, развитие экологического туризма, как и общества в целом, невозможно вне концепции устойчивого развития. Используя принципы концепции устойчивого развития, экологический туризм сможет преодолеть не только имеющиеся сложности, но и вывести другие отрасли, функционирующие на данной территории, на путь устойчивого развития. Для того, чтобы переориентировать территорию, специализирующуюся на экологическом туризме, на принципы устойчивого развития, необходимо использовать стратегическое планирование и моделирование. Только таким образом можно предвидеть возможные отрицательные последствия развития туризма и соответственно избежать их. Экологический туризм должен включаться в национальные сценарии территориального планирования, особенно при размещении новых объектов инфраструктуры туризма. Кроме того, с целью устойчивого развития территории, специализирующейся на экологическом туризме, следует наиболее эффективно использовать такие инструменты, как геоинформационные системы, оценка воздействия туризма на окружающую среду, системы экологического менеджмента. Эта работа предполагает разработку и применение различных направлений деятельности по уменьшению загрязнения, совершенствованию сертификации и маркировки. Важным должно стать и развитие информационного обеспечения экотуризма. Но нельзя рассматривать туристскую среду как единственную в области продвижения идей устойчивого развития, наоборот, для успешной и быстрой реализации концепции устойчивого развития требуется синхронное взаимодействие и отраслей промышленности, и сельского хозяйства, и сфер науки и образования, только в этом случае можно достичь эффекта.

Эффективное управление экологическим туризмом предполагает использование следующих методов управления туризмом в регионе:

. Зонирование территории, которое основано на том, что разные части охраняемых территорий, особенно крупных, обычно имеют различное природоохранное.

. Управление потоком посетителей имеет своей целью решение таких проблем, как: превышение рекреационной емкости данной территории (количественный аспект); неадекватное поведение посетителей (качественный аспект). С целью регулирования количества экотуристов в регионе целесообразно использовать следующие два способа управления: концентрация посетителей в местах с более высокой рекреационной емкостью; распределение потока экотуристов по менее используемым территориям или более равномерное распределение по сезонам.

. Реализация программ обучения персонала. Участниками этих программ могут быть сотрудники ООПТ, местные гиды и туроператоры, специализирующиеся на экотуризме.

. Регулирование деятельности частного сектора. Подобное регулирование подразумевает контроль над экологическим воздействием инфраструктуры туризма (средств размещения, ресторанов, магазинов и др.), а также за деятельностью тех, кто предоставляет услуги в сфере туризма (туроператоров, гидов и др.).

Для того чтобы гарантировать «экологически дружественное» функционирование объектов туристской инфраструктуры, охраняемые территории могут выдавать специальные лицензии и концессии, исходя из своей оценки экологического качества деятельности заявителей. Заключаемые между руководством ООПТ и частным сектором соглашения должны предусматривать возможность пересмотра или отказа в лицензии или концессии в случае выявления нарушений природоохранных правил. За рубежом, в целях более эффективной оценки деятельности туристских организаций (гостиниц, туроператоров и т.д.) и содействия компаниям, деятельность которых экологически значение и / или могут выдержать различную степень использования. В пределах ООПТ обычно выделяют следующие типы зон: строгой охраны (высокоуязвимые экосистемы); ограниченного использования; с умеренным режимом использования туристами; интенсивного использования; инфраструктуры.

Методы управления экотуризмом на основе учета особенностей различных целевых групп заинтересованных лиц и организаций дружественна, популярен метод использования экологических торговых знаков и марок, а также добровольной сертификации.

. Установление партнерских отношений, использование механизмов ООПТ. Региональные органы власти вместе с администрацией ООПТ, местными сообществами и другими заинтересованными в области развития экотуризма организациями разрабатывают рабочие соглашения (в зарубежной практике используются договора концессии). Такие договора включают выдачу разрешений (патентов) на оказание туристам ООПТ услуг по питанию, проживанию и транспортному обслуживанию, предоставление гидов и экскурсоводов, продажу тех или иных товаров. Дополнительные условия на сдачу концессий может налагать правительство, с целью решения дополнительных задач (например, увеличения занятости местного населения или продаж товаров местного производства).

Другим механизмом самофинансирования ООПТ является система отчислений с прибыли за деятельность и продукцию ООПТ. Например, это могут быть разрешения ООПТ на возможность продажи другими организациями книг, фотографий, фильмов, сувениров, созданных в местах экотуризма. Процент от этой деятельности может взиматься в качестве взноса на поддержание охраняемой территории.

Вопросом исключительной важности является установление адекватных взносов (цен) за посещение охраняемых территорий. Нередко ООПТ устанавливают заниженные размеры входных взносов, которые не соответствуют реальной платежеспособности посетителей. Целесообразно, на наш взгляд, устанавливать дифференцированные входные взносы для иностранных туристов, жителей данной страны, а также местных жителей (последних целесообразно вообще освобождать от платы за посещение ООПТ).

Региональные органы власти и администрация ООПТ должны уделять особое внимание установлению хороших рабочих отношений с наиболее «экологически дружественными» туроператорами и организациями, на основе: 1) их тщательного отбора и понимания ими задач охраны природы, а также желания активно участвовать в работе по охране окружающей среды; 2) обучения персонала организаций, специализирующихся на экотуризме.

Процедура управления должна подразумевать возможность постоянной корректировки и внесения изменений в зависимости от изменения условий внешней и внутренней ситуации на региональном уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: