Структура методики преподавания литературы как науки




Структура методики преподавания литературы отражает процесс обучения литературе в школе. Основные элементы этого процесса: цели обучения – учебный предмет – учитель – ученик.

Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном предмете; учебный предмет (литература) диктует учителю систему и методы преподавания; деятельность учителя формирует знания, умения и навыки учащегося. Учитель не пассивный передатчик знаний. Его уровень подготовки влияет на другие звенья педагогического процесса. Личность ученика, его способности и возможности, раскрываемые в педагогическом процессе, оказывают влияние на другие его звенья.

Курс литературы в школе должен отвечать воспитательным и образовательным задачам школы, требованиям научности и возрастным особенностям учащегося. Содержание образования по литературе в соответствии со спецификой этого учебного предмета обусловливает и специфику методов обучения. Разработка методов обучения связана с решением следующих проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения, метод науки и метод обучения; характер познавательного процесса при изучении литературы; сущность литературного развития учащегося; пути и приемы обучения, возрастные, психологические и индивидуальные особенности восприятия литературы, литературные способности учащегося, литературное творчество учащегося.

Методика разрабатывает также проблему учебника и учебных пособий.

Методика различает следующие формы организации учебного процесса: урок как основная форма учебных знаний, факультативные занятия, внеклассные, внешкольные (кружки, экскурсии, литературные вечера, выпуски газет, журналов, выставки и т.д.).

Предмет научного исследования в школе – обучение учащегося литературе как учебному предмету. Процесс обучения носит двусторонний характер: учитель обучает, ученик учится, при этом у учителя ведущая роль, у ученика роль ведомого, но главным в этой цепи является ученик.

Постепенно преподаватель все более полно раскрывает учащемуся конкретные цели обучения, учит не только овладевать знаниями, но и умением самостоятельно приобретать их. Процесс обучения осуществляется посредством применения системы методов обучения.

"Методика обучения – это способы работы учителя и учащегося, при помощи которых достигается овладением знаниями, умениями, навыками, формируется мировоззрение учащегося, развиваются их способности"

Метод обучения реализуется в значительной мере через частные методы и приемы. Прием – это элемент метода, составная часть той познавательной работы, которая происходит при применении данного метода. Каждый метод связан непосредственно с соответствующими этому методу видами деятельности учащегося.

Метод творческого чтения наиболее характерен для литературы как учебного предмета. Он и задействует все виды чтения художественного текста, требуя внимания к слову, фразе, ритму, вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность, учит слушать и воспринимать художественное слово, ценить его и наслаждаться им, учит говорить и писать выразительно, формирует переживания, художественные склонности и способности у учащегося.

Метод творческого чтения необходим для организации художественного восприятия и эстетического переживания у школьников. Использование его уместно как при первом знакомстве с приемом, так и на протяжении всей дальнейшей работы по освоению его.

Для метода творческого чтения характерны следующие методические приемы: 1) выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя, 2) чтение мастеров художественного слова (отдельные сцены из пьес в исполнении актеров в грамзаписи, по радио и телевидению), 3) обучение выразительному чтению учащегося, 4) чтение учителем художественного текста с комментариями (или комментированное чтение), чтобы облегчить восприятие произведения, 5) беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащегося от только что прочитанного и т.д.

Эвристический метод – освоение произведения с целью разрешения художественных, нравственных, общественных или философских проблем, поставленных писателем. Задача учителя – помочь учащемуся обнаружить эти проблемы, найти пути их разрешения в художественном тексте, учить анализировать произведение, понимать его достоинства в многообразии составляющих его компонентов (композиция, фабула, сюжет, особенности стиля и манеры автора, авторская позиция). Он учит рассуждать, оформлять мысли в связной последовательности, доказательной речи. Учит логике мысли. Этот метод осуществляется через эвристическую беседу. Для эвристического метода характерны следующие приемы: 1) построение логически четкой системы вопросов по анализу произведения (критические статьи, теоретические или историко-литературным вопросам), которые мысль учащегося вели бы от наблюдения к выводам и от более частных выводов к общим (философским), 2) система вопросов должна раскрыть перед учащимся пути, методы приобретения знаний, 3) построение системы заданий по тексту художественного произведения (критической статье или нескольким статьям), которые задействовали бы аналитические возможности учащегося и выполняются эти задания устно или письменно,

4) постановка проблемы учителем (или учащимися), разрешение которой (в старших классах) возможно в форме диспута. Этот метод способствует усвоению школьниками знаний в активной форме, в доступном объеме, с привлечением понятий по теории литературы, фактов и закономерностей историко-литературного процесса, развивает критическую мысль школьников.

Исследовательский метод – раскрывает некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях. Используется только в работе со старшими школьниками (10-11 кл.), развивает умение самостоятельно анализировать произведение, оценить его идейные и художественные достоинства, совершенствует художественный вкус. Главная особенность и отличие его – постановка проблемного вопроса, особенность которого состоит в том, что он не требует четко обозначенного и регламентируемого ответа. В исследовательском методе ответ учащегося не главное, наиболее важным оказывается поиск истины в ответе на вопрос, множественность точек зрения, подбор доказательной базы, умение учащегося свободно владеть цитатным материалом (знание критических

статей) и т.д.

Этот метод способствует развитию мышления учащегося, овладению умениями, связанными по изучаемому предмету.

При исследовательском методе надо быть особенно требовательным к обстоятельности анализа и доказательности суждений учащегося.

 

Репродуктивный метод, при котором учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, критических статьях. Задача его в большей степени информационная, но поскольку сознание ребенка наиболее пассивно в момент слухового восприятия информации, то в задачу учителя входит организация работы таким образом, чтобы максимум из услышанного сохранилось в памяти ученика. Запоминание должно быть не механическим, а сознательно усвоенным. Значение репродуктивного метода заключается не только в сообщении учащимся новой информации, но и в обобщении суммы знаний, получаемых ими, в раскрытии перед ними перспектив искусства и науки.

Особенность метода состоит в том, чтобы добиться максимальной заинтересованности в овладении знаниями, полученными от учителя, активизировать работу мысли у учащегося. Отсюда вытекает ряд требований, предъявляемых учителю:

− строгий отбор научного (и иллюстрированного) материала сообразно

целям, задачам и возрасту учащихся;

− логическое построение рассказа;

− выразительность и точность языка;

− эмоциональность высказывания.

На уроке часто используется не один какой-то метод, а их сочетание. На выбор методов в процессе урока большое влияние оказывает задача, обусловленная целью обучения произведения, возраст учащихся, а также количество учебного времени, которым располагает учитель, на изучение данного материала, что оговаривается Программой Министерства РФ.

Каждый метод занимает особое место в стимулировании познавательной деятельности учеников, в развитии умений и навыков и по-своему необходим. Методы используются на уроке в строго принятом порядке, но часто чередуются и переплетаются не только в рамках одной темы, но и на одном уроке. Успешность применения методов и приемов зависит от профессиональной подготовки учителя, который компонует и подготавливает тот или иной литературный материал, решает одновременно с этим задачу развития учащихся (их воображение, мышление, речь, культуру, нравственные и эстетические чувства, умения говорить, строить логическое высказывание) и навыки (думать, оформлять свои мысли и чувства в логически завершенные образы, запоминать текст, уметь его пересказывать, цитировать и т.д.). Кроме этого, на выбор метода и приемов огромное влияние оказывает то, на что акцентирует внимание педагог, руководствующийся задачами обучения (актуализация темы, связь ее с современностью, с историко-культурным аспектом постановки проблемы) и т.д., а также и сложность художественного произведения, уровень развития учащихся. Педагогическая целесообразность диктует потребность в использовании разных методов.

Задача учителя при выборе метода состоит в продумывании их сочетаемости с целью активизации учебного процесса, развития познавательной активности у школьников.

 

4.

Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста исследованы в методической науке (труды Н. Д. Молдавской, Н. И. Кудряшева, С. А. Гуревича, В. Г. Маранцмана, О. Ю. Богдановой и др.). Результаты исследований учтены при создании временных стандартов литературного образования и вариативных программ.

Основной целью литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой классики, формирование культуры художественного восприятия и воспитание на этой основе нравственности, эстетического вкуса, культуры речи. Основой содержания литературного образования признано чтение и изучение художественных текстов с учетом литературоведческого, этико-философского и историко-культурного компонентов.

Переход на концентрическую структуру образования предполагает завершенность каждого этапа. Современные программы не содержат указания на количество времени на каждую тему, ряд произведений предложены на выбор учителя и учащихся. Выпускники XI классов могут самостоятельно сформулировать тему сочинения и выбрать художественные тексты для ее раскрытия.

В начальных классах закладываются основы читательской культуры, умения осмысленного выразительного чтения и элементарного разбора художественного произведения. Во многих учебниках художественный текст выступает в качестве основного средства обучения. Разноплановые задания, в том числе творческого характера, направлены на развитие познавательной и эмоциональной сферы младших школьников, полноценного восприятия литературного текста, на включение школьников в активную речевую деятельность.

Школьник, развивая дошкольный опыт, осваивает художественное произведение как целостную структуру, как творение конкретного автора.

В средней ступени (V-IX классы) литература является самостоятельным предметом. Выделяются два звена: V-VII и VIII-IX классы. В V-VII классах литературное произведение изучается как результат творчества писателя, как результат эстетического осмысления жизни. Представление о литературе как искусстве слова предполагает развитие восприятия и понимания текста, поэтики автора. Воспитывается культура речи, культура мышления и общения, формируется эмоциональная отзывчивость, способность к переживанию и сопереживанию.

Программы V-VII классов построены по концентрическому принципу и на хронологической основе: от фольклора и литературы прошлого — к современности. Произведения зарубежной литературы изучаются параллельно с произведениями родной литературы. В программы включены разделы для самостоятельного чтения, сведения по теорий литературы.

Программы VIII-IX классов также построены по концентрическому и хронологическому принципу. В них даны биографические сведения о писателях, усложнен материал по теории литературы и создается готовность к изучению курса X-XI классов, построенного на историко-литературной основе.

В V-IX классах важно усилить внимание к целенаправленному использованию понятий по теории литературы и к рассмотрению поэтики художественного произведения в его идейно-эстетической целостности. В V-VI классах учащиеся не просто находят в тексте сравнения, метафоры, эпитеты, а учатся определять их назначение, учатся «рисовать» словами те или иные картины, овладевать понятием жанра, определять значение отдельных слов и выражений, понимать значение композиции и составляющих ее компонентов. В этом убеждает реальный результат бесед, пересказов, деловых игр, письменных творческих работ.

С интересом относятся пятиклассники к заданиям типа: «Что такое вымысел?»; «Почему нам интересно читать?»; «Вспомни фольклорные жанры, которые тебе известны»; «Прочитай сказку «Снегурочка». Составь план сказки, подбирая название для каждого эпизода. Докажи, что это волшебная сказка»; «По предложенному началу продолжи сказку, постарайся вспомнить название и определить жанр»; «Прочитай определение понятия «конфликт» и постарайся определить, в чем сходство конфликта абсолютно во всех сказках»; «Прочитай главу «Книга книг» и выпиши из нее толкования понятия «духовная литература». Составь рассказ на тему «Принятие христианства на Руси». В своем рассказе попробуй объяснить, почему древние русские люди обратились к христианской вере».

В учебной хрестоматии для VI класса (авторы А. Г. Кутузов и другие) предложен в виде путешествий разнообразный материал, в том числе древнегреческие мифы, народная лирическая песня, лирика русских классиков XIX века, лироэпические и эпические произведения, духовная литература, драматические произведения.

В X-XI классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.

Учащиеся X-XI классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

В практике работы учителей X-XI классов используются элементы поэтики с учетом необходимости сохранения личностного отношения к литературному произведению. И. Ф. Волков в своей последней книге высказал следующее убеждение: «Искусство — это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения» (Волков И. Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 43). Учитель-словесник может помочь школьнику в реализации этого общения с миром словесного искусства.

Уже в I-IV классах учитель-словесник стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткого к авторскому стилю. В V-IX классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте общекультурной ситуации в обществе. Этапы работы в X-XI классах соответствуют этапам развития учащихся современных школ различного профиля. Учитывая то, что в предшествующей работе шло накопление знаний, представлений о поэтике художественного текста, о значении авторского видения мира, об основных компонентах художественного целого, о понятиях образа, композиции, стиля, на уроках по литературе второй половины XIX в. можно поставить задачи рассмотрения с большей долей самостоятельности стилевых особенностей романа И. А. Гончарова «Обломов», новаторства поэтической манеры Н. А. Некрасова; не меньший интерес представляют для учащихся проблемы развития И. С. Тургеневым жанра социально-психологического романа, полифонизм романов Ф. М. Достоевского, стиль прозы Л. Н. Толстого, тематика рассказов А. П. Чехова.

Школьники начинают сознательнее относиться к процессу познания фактов искусства, повышается интерес к поисковым заданиям типа: «Обосновать выбор вопросов и их последовательность при комментировании пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»; «На каких сторонах произведения вы будете останавливаться, рассматривая роман И. С. Тургенева в нравственно-эстетическом отношении?»

На уроках по творчеству Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова школьники постепенно овладевают методом «переноса» знаний и умений, появляется возможность активного использования понятий стиля, жанра, композиции, а также представлений о поэтике художественных текстов. Они прослеживают своеобразие авторской позиции в сочетании с позициями персонажей в ходе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; исследуют особенности психологической манеры Л. Н. Толстого; определяют своеобразия художественного времени в творчестве А. П. Чехова; постигают идею развития литературного процесса.

Активизация деятельности одиннадцатиклассников связана с проведением разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных заданий по чтению, комментированию и интерпретации художественных текстов, подготовкой содержательных обзоров по литературе различных периодов XX столетия, наконец, с использованием различных технологий уроков.

Целесообразно систему изучения краткого школьного курса истории литературы построить на основе углубления связей между личностным восприятием произведения, историко-культурологическими и теоретико-литературными знаниями, включая представления о поэтике художественных текстов.

На вводных и ориентировочных занятиях мотивируется направленность анализа, создается интерес к изучению поэтики текста и его интерпретации. Хорошие результаты дает вводная лекция-беседа проблемного характера, выяснение личностных впечатлений от прочитанного, рассказ о творческой истории произведения, чтение с комментариями отрывков из произведений писателя.

При проведении анализа проблем, образов, опорных эпизодов прозаических и драматических текстов, при выразительном чтении и комментировании строк поэтических произведений особое внимание следует уделить постижению глубины авторского замысла, специфики композиции, художественного времени и художественного пространства, как конкретного, так и обобщенного смысла событий и образов, особенностям художественного стиля. Не меньшее значение имеет своеобразный диалог читателя и писателя, приближение читательского (вторичного) образа к авторскому (первичному).

На заключительных занятиях следует преодолеть «иллюзию осведомленности» школьников, научить сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал, а также активному владению теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, новых методик, включая деловые игры, рейтинги, работу над сценарием, беседу по ситуации, конкурсы, выбор правильных вариантов ответа, комментирование.

 


5-6.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ
для средних общеобразовательных школ

Авторы: Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина.

Эта программа наиболее распространена в российских школах.

Цель литературного образования авторы программы видят в том, чтобы способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью.

Достижение этой цели, по мнению составителей, может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Эта программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика.

Авторы выделяют следующие этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:

(Модель структуры курса каждого из средних классов - литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.)

Особенностью программы под ред. Курдюмовой является небольшое количество зарубежных произведений.

Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны.

Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.

 

 

В X-XI классах основу курса на историко-литературной основе составляет чтение и изучение важнейших произведений русской и мировой литературы. Намечены три списка произведений: для чтения и изучения, для обзоров и для самостоятельного чтения.

Учащиеся X-XI классов осваивают литературу в ее движении, развитии, в контексте историко-литературного процесса и культурной жизни эпохи. Предметом особых забот учителя-словесника является формирование круга чтения учащихся и читательских интересов, совершенствование читательского восприятия, постижение природы литературы и ее закономерностей, совершенствование речи учащихся.

В практике работы учителей X-XI классов используются элементы поэтики с учетом необходимости сохранения личностного отношения к литературному произведению. И. Ф. Волков в своей последней книге высказал следующее убеждение: «Искусство — это область духовной жизни человека, которая специально предназначена для того, чтобы осуществлять расширенное, вплоть до бесконечности, конкретно-чувственное личностное общение с миром в целях его общественно-заинтересованного творческого освоения» (Волков И. Ф. Теория литературы. – М., 1995. – С. 43). Учитель-словесник может помочь школьнику в реализации этого общения с миром словесного искусства.

Уже в I-IV классах учитель-словесник стремится воспитать читателя, способного к личностному восприятию, чуткого к авторскому стилю. В V-IX классах постепенно происходит освоение литературы в движении, в контексте общекультурной ситуации в обществе. Этапы работы в X-XI классах соответствуют этапам развития учащихся современных школ различного профиля. Учитывая то, что в предшествующей работе шло накопление знаний, представлений о поэтике художественного текста, о значении авторского видения мира, об основных компонентах художественного целого, о понятиях образа, композиции, стиля, на уроках по литературе второй половины XIX в. можно поставить задачи рассмотрения с большей долей самостоятельности стилевых особенностей романа И. А. Гончарова «Обломов», новаторства поэтической манеры Н. А. Некрасова; не меньший интерес представляют для учащихся проблемы развития И. С. Тургеневым жанра социально-психологического романа, полифонизм романов Ф. М. Достоевского, стиль прозы Л. Н. Толстого, тематика рассказов А. П. Чехова.

Школьники начинают сознательнее относиться к процессу познания фактов искусства, повышается интерес к поисковым заданиям типа: «Обосновать выбор вопросов и их последовательность при комментировании пятого действия пьесы А. Н. Островского «Гроза»; «На каких сторонах произведения вы будете останавливаться, рассматривая роман И. С. Тургенева в нравственно-эстетическом отношении?»

На уроках по творчеству Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова школьники постепенно овладевают методом «переноса» знаний и умений, появляется возможность активного использования понятий стиля, жанра, композиции, а также представлений о поэтике художественных текстов. Они прослеживают своеобразие авторской позиции в сочетании с позициями персонажей в ходе изучения романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»; исследуют особенности психологической манеры Л. Н. Толстого; определяют своеобразия художественного времени в творчестве А. П. Чехова; постигают идею развития литературного процесса.

Активизация деятельности одиннадцатиклассников связана с проведением разнообразных коллективных, групповых и индивидуальных заданий по чтению, комментированию и интерпретации художественных текстов, подготовкой содержательных обзоров по литературе различных периодов XX столетия, наконец, с использованием различных технологий уроков.

Целесообразно систему изучения краткого школьного курса истории литературы построить на основе углубления связей между личностным восприятием произведения, историко-культурологическими и теоретико-литературными знаниями, включая представления о поэтике художественных текстов.

На вводных и ориентировочных занятиях мотивируется направленность анализа, создается интерес к изучению поэтики текста и его интерпретации. Хорошие результаты дает вводная лекция-беседа проблемного характера, выяснение личностных впечатлений от прочитанного, рассказ о творческой истории произведения, чтение с комментариями отрывков из произведений писателя.

При проведении анализа проблем, образов, опорных эпизодов прозаических и драматических текстов, при выразительном чтении и комментировании строк поэтических произведений особое внимание следует уделить постижению глубины авторского замысла, специфики композиции, художественного времени и художественного пространства, как конкретного, так и обобщенного смысла событий и образов, особенностям художественного стиля. Не меньшее значение имеет своеобразный диалог читателя и писателя, приближение читательского (вторичного) образа к авторскому (первичному).

На заключительных занятиях следует преодолеть «иллюзию осведомленности» школьников, научить сопоставительному анализу, «переносу» знаний на новый материал, а также активному владению теоретико-литературными понятиями и навыками рассмотрения поэтики текста. Все это требует введения системы усложняющихся творческих заданий, новых методик, включая деловые игры, рейтинги, работу над сценарием, беседу по ситуации, конкурсы, выбор правильных вариантов ответа, комментирование.

Класс Модель структуры курса Ведущие аспекты реализации модели Теоретическое оснащение
  Литературный процесс от древности до наших дней Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.
  Литературный процесс от древности до наших дней Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой. Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.
  Литературный процесс от древности до наших дней Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр. Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.
  Литературный процесс от древности до наших дней История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством. Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.
  Литературный процесс от древности до наших дней Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики. Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.
  Литературный процесс от древности до конца XIX века Курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе. Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.
  Литературный процесс в ХХ веке Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа литературный процесс ХХ века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в ХХ веке, пути воссоединения русской литературы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: