Задачи исследования
В связи с тем, что целью исследования является определение уровня развития гибкости у детей школьного возраста, в работе ставились следующие задачи:
. Определить уровень развития гибкость у мальчиков и девочек младшего школьного возраста 7-8 лет.
. Сравнить уровень развития гибкости у двух параллельных классов.
Методы исследования
В работе использовались следующие методы:
. Анализ литературных источников.
. Педагогическое наблюдение.
. Педагогический эксперимент.
. Методы контрольных испытаний: наклон из положения стоя на скамье, наклон из положения сед ноги врозь, суммарная гибкости «мост», поперечный шпагат.
. Методы математической статистики.
Организация исследования
В нашем исследовании принимали участие девочки и мальчики 7-8 лет (2 классы) общеобразовательной школы №110 г. Запорожья в количестве 53 человек.
Все ученики, по данным врачебного осмотра, относятся к основной медицинской группе.
Исследования проводились в феврале-марте 2007 года. Все контрольные упражнения (тесты) проводились на уроках физической культуры в основной части. Перед каждым тестом ученикам давалась предварительная инструкция о содержании и условиях выполнения задания и нескольких попыток. После этого каждый ученик выполнял три контрольных попытки на максимальный результат.
РЕЗУЛЬТАТЫСОБСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Анализ результатов показывает, что развитие гибкости у девочек младшего школьного возраста неодинаково. В результате исследования среднее арифметическое по тестам: наклон из положения стоя на скамье составляет во 2-А классе 2.6 ± 0.5 см; в 2-Б классе 2.87 ± 0.7 см; наклон из положения сед ноги врозь во 2-А классе 1.8 ± 0.3 см; в 2-Б классе - 2.75 ± 0.4 см; суммарная гибкость «мост» в 2-А классе 36.3 ± 4.6 см; в 2-Б классе- 42.62 ± 4.2 см; поперечный шпагат 2-А классе - 22.6 ± 2.7см; в 2-Б классе - 18.37 ± 3.8 см.
У мальчиков младшего школьного возраста по результатам исследования возможностей между группами неодинаково. В результате исследования среднее арифметическое по тестам: наклон из положения стоя на скамье составляет во 2-А классе 1.77 ± 0.4 см; в 2-Б классе - 1.90 ± 0.4 см, наклон из положения сед ноги врозь во 2-А классе - 2.22 ± 0.2 см; в 2-Б классе - 2.09 ± 0.2 см; суммарная гибкость «мост» в 2-А классе - 48.44 ± 3.14см; в 2-Б классе- 53 ± 1.8 см; поперечный шпагат 2-А классе - 32,4 ± 1.3см; в 2-Б классе - 31 ± 1.9 см.
В показателях развития гибкости у девочек младшего школьного возраста была выявлена недостоверная тенденция в тесте: наклон из положения стоя на скамье (t = 0.3); в тесте на суммарную гибкость «мост» (t = 0.16); и в тесте поперечный шпагат (t = 0.20),а достоверные различия тест наклон из положения сед ноги врозь (t = 3.8);
У мальчиков младшего школьного возраста недостоверны различия по тесту наклон из положения стоя на скамье (t = 0.4); по тесту наклон из положения сед ноги врозь (t = 1.6); по тесту суммарная гибкость «мост» (t = 0.35); и тесте поперечный шпагат (t = 0.26).
По результатам исследования можно сделать вывод, что у девочек 2-Б класса почти по всем тестам уровень развития гибкости выше, чем у девочек 2-А класса. У мальчиков 2-Б по тестам наклон из положения сед ноги врозь и суммарная гибкость «мост» показатели выше, чем у мальчиков 2-А класса, а по тестам: наклон из положения стоя на скамье и поперечный шпагат ниже.
Исходя из исследований у девочек, различия достоверны только по одному тесту: наклон из положения сед ноги врозь (t = 3.8), а у мальчиков недостоверны различия по всем тестам.
гибкость мальчик девочка
Таблица 3.1 - Сравнительная характеристика показателей развития гибкости у девочек
Тесты | 2 А | 2 Б | t |
1 наклон из положения стоя на скамье | 2.6 ± 0.5 | 2.87 ± 0.7 | 0.3 |
2 наклон из положения сед ноги врозь | 1.8 ± 0.3 | 2.75 ± 0.4 | 3.8 |
3 суммарную гибкость «мост» | 36.3 ± 4.6 | 42.62 ± 4.2 | 0.16 |
4 поперечный шпагат | 22.6 ± 2.7 | 18.37 ± 3.8 | 0.20 |
Таблица 3.2 - Сравнительная характеристика показателей развития гибкости у мальчиков
2 А | 2 Б | t | |
1 наклон из положения стоя на скамье | 1.77 ± 0.4 | 1.90 ± 0.4 | 0.4 |
2 наклон из положения сед ноги врозь | 2.22 ± 0.2 | 2.09 ± 0.2 | 1.6 |
3 суммарную гибкость «мост» | 48.44 ± 3.14 | 53 ± 1.8 | 0.35 |
4 поперечный шпагат | 32,4 ± 1.3 | 31 ± 1.9 | 0,26 |
ВЫВОДЫ
. По результатам исследования можно сделать вывод, что у девочек 2-Б класса почти по всем тестам уровень развития гибкости выше, чем у девочек 2-А класса. У мальчиков 2-Б по тестам наклон из положения сед ноги врозь и суммарная гибкость «мост» показатели выше, чем у мальчиков 2-А класса, а по тестам: наклон из положения, стоя на скамье и поперечный шпагат ниже.
. Исходя из исследований у девочек, различия достоверны только по одному тесту: наклон из положения сед ноги врозь (t = 3.8), а у мальчиков недостоверны различия по всем тестам.
ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК
1. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н., и др. Теория и методика физического воспитания: учеб. 1990.
. Боген Н.Н. Обучения двигательным действиям. М.: Физкультура и спорт,1985. 193 с.
. Варанина Т.Т. и др. Художественная гимнастика: учебное пособие для институтов физической культуры / Под ред. Орлова Л.П.- М.: Физкультура и спорт, 1973. 197 с.
. Годик М.А. Спортивная метрология: Учеб. для ин-тов физ. культ. - М., 1988.
. Зациорский В.М.Спортивная метрология учеб. для ин-ов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1982. 256 с.
. Канакова Л.П. Основы математической статистики в спорте методическое пособие. - Томск, 2001. 125 с.
. Коренгберг В.В. Двигательная задача, двигательный навык.- Гимнастика, вып, 1, 1986.
. Кузнецова З.И. Развитие двигательных качеств школьников.- М.: Просвящение, 1967. 204 с.
. Лях В.И. Гибкость и методика её развития//Физкультура в школе.1, 1999,- с. 25.
. Лях В.И. Координационные способности школьников.- Мн.: Полымя, 1989. 159 с.
. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М., 1999.
. Менхин Ю.В. Физическая подготовка в гимнастике. - М.: Физкультура и спорт, 1989. 224 с.
. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М., 1998.
. Укран М.Н. Спортивная гимнастика. - М.: Физкультура и спорт, 1971.- 304 с.
. Шиян Б.М. Теория и методика физического воспитания школьников.