Ключевые проблемы отрасли




Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

Указ Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168.

В целях развития отрасли физической культуры и спорта республики, создания благоприятных условий для формирования эффективной модели государственной политики в области физической культуры и спорта ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года (далее – Концепция).

2. Правительству Республики Казахстан в трехмесячный срок разработать и утвердить План мероприятий по реализации Концепции (далее – План).

3. Центральным государственным и местным исполнительным органам принять меры по реализации Плана.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.

5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.

   
ПрезидентРеспублики Казахстан Н. Назарбаев  
  УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Республики Казахстан от 11 января 2016 года № 168
       

Концепция
развития физической культуры и спорта
Республики Казахстан до 2025 года
Астана 2016 год
Содержание

 

1. Введение

 

2. Общее видение развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

 

3. Общие подходы и основные принципы развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

 

4. Приоритетные направления государственной политики в отрасли физической культуры и спорта

 

5. Период реализации и ожидаемые результаты, целевые индикаторы

 

6. Перечень нормативных правовых актов, посредством которых предполагается реализация Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года

Введение

Сноска. Заголовок в редакции Указа Президента РК от 10.09.2019 № 151.
Сноска. Раздел Введение с изменениями, внесенными Указом Президента РК от 23.11.2017 № 585.

В соответствии с программной статьей Главы государства от 12 апреля 2017 года "Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру" одним из направлений духовной модернизации признано сохранение национальной идентичности.

Сфера физической культуры и спорта выступает в качестве одной из перспективных площадок, способствующих прочной социальной консолидации общества, независимо от возраста и социального статуса, формированию нации единого будущего, системному воспитанию патриотизма.

В современном мире спорт и здоровый образ жизни наряду с экономическим развитием находятся в числе ключевых показателей качества жизни граждан, рассматриваются и являются важным аспектом социальной занятости населения.

Республика Казахстан - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживают более ста этносов, каждый из которых обладает уникальной, особенной материальной и духовной культурой, неотъемлемым компонентом которой являются массовые виды народного спорта, имеющие глубокие корни и традиции. Таким образом, спорт можно рассматривать как важнейший фактор укрепления межнационального общения, приобретающий особое значение в условиях возрастающей глобализации, когда государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, отвечающие современным потребностям и интересам многонационального общества.

В конечном итоге, спорт становится символом общенационального единства, солидарности и выступает в качестве одного из важнейших аспектов формирования основ нового казахстанского патриотизма, чувства гордости и солидарности со своей страной.

Занятия физической культурой и спортом являются одним из наиболее доступных и эффективных механизмов оздоровления населения, его самореализации и развития, средством борьбы против асоциальных явлений.

В Концепции развития физической культуры и спорта Республики Казахстан до 2025 года (далее – Концепция) использован опыт стран Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР), направленный на продвижение политики, ориентированной на экономический рост и социальное благополучие граждан страны, повышение их качества жизни через реализацию мероприятий по развитию массового спорта.

Появление новых задач общественного развития определяет спектр приоритетных направлений для повышения эффективности государственной политики в сфере спорта и физической культуры, важнейшими из которых являются опора на ведущий мировой опыт, широкое внедрение научных подходов и принципов к управлению и развитию отрасли, инновации и др.

Концепция призвана определить стратегические цели и задачи государственной политики, а также механизмы их реализации с учетом актуальных задач развития отрасли.

2. Общее видение развития физической культуры и спорта
Республики Казахстан до 2025 года

Анализ текущей ситуации

Сноска. Подраздел 1 с изменениями, внесенными указами Президента РК от 23.11.2017 № 585; от 10.09.2019 № 151.

Характерной особенностью государственной политики Казахстана в области спорта и физической культуры традиционно является реализация сбалансированного подхода к развитию массового спорта и спорта высших достижений.

В сфере массового спорта приоритетным направлением является увеличение охвата населения страны систематическими занятиями физической культурой и спортом.

Наблюдается устойчивая тенденция роста числа занимающихся физической культурой и спортом от общего количества населения республики (в 2012 году – 21,6%, в 2013 году – 23,2%, в 2014 году – 25,1%).

Охват студентов, посещающих спортивные секции, составляет 55,8% или 278,6 тыс. чел., количество занимающихся физической культурой и спортом в трудовых коллективах – 15% от экономически активного населения или 1,6 млн. чел; количество инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, – 9,2% или 22,6 тыс. чел.

Количество коллективов физической культуры в 2014 году составило 19,3 тыс.

Всего в коллективах физической культуры и спорта создано 92,5 тыс. спортивных секций, занятиями в которых охвачено 3,3 млн. чел., из них на селе – 1,6 млн. чел.

Охват населения занятиями физической культурой во многом определяет действующая инфраструктура отрасли.

Согласно ведомственной статистической отчетности в 2014 году в стране функционировало 34,9 тыс. спортивных сооружений и по сравнению с 2013 годом их число возросло на 2% (34,2 тыс. спортивных сооружений).

Из них: 25,7 тыс. – относятся к объектам учреждений образования, включая спортивные школы, 9,3 тыс. – относятся к объектам физкультурно-спортивного назначения.

Инфраструктуру детско-юношеского спорта представляют 435 единиц детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ, 16 школ – интернатов для одаренных в спорте детей.

В 2014 году учреждения дополнительного образования включали 569 детско-подростковых клубов, 105 детско-юношеских клубов физической подготовленности с охватом более 120 тыс. детей и подростков.

Активно развивается сфера студенческого спорта. В семидесяти из ста двадцати шести ВУЗов страны действуют спортивные клубы.

В республике функционируют 10 спортивных клубов для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Создано РГКП "Центр спортивной подготовки для лиц с ограниченными физическими возможностями".

Следует отметить сохраняющуюся динамику роста количества лиц с ограниченными возможностями здоровья, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом. Из 626 700 инвалидов, составляющих 3,6 % населения страны, 440 тыс. человек трудоспособных, из них 245 тыс. человек не имеют противопоказаний к занятиям спортом. Среди данной категории лиц в 2012 году – количество занимающихся физической культурой и спортом составляло 8,3%, в 2013 году 8,7%, а по итогам 2014 года составило 9,2%.

На системной основе организовано проведение спортивно-массовых мероприятий.

Только в 2014 году совместно с Центром здорового образа жизни были проведены порядка 34 тыс. спортивно-массовых мероприятий и акций, в которых приняли участие свыше 4,1 млн. человек.

Ежегодно проводятся свыше 40 международных и республиканских чемпионатов и турниров для различных категорий инвалидов с участием более 5 тыс. спортсменов-инвалидов.

Стало традиционным проведение спартакиад, различных турниров по видам спорта, месячников по сдаче "Тестов Первого Президента – Лидера Нации", спортивных соревнований среди семей "Мама, папа, я – спортивная семья!", массовых забегов и других мероприятий, в которых ежегодно принимают участие более 2 млн. человек.

Национальные виды спорта в Казахстане являются неотъемлемой частью спорта и физического воспитания, фактором привлечения молодежи и укрепления здоровья населения через воспитание национального патриотизма и уважения к национальной истории и традициям.

За период независимости Казахстана активное развитие получили более 20-ти национальных видов спорта. Активное развитие получили национальные виды спорта, которыми по итогам 2014 года занимаются свыше 265,7 тыс. человек (2012 г. – 229,9 тыс. чел., 2013 г. – 250,9 тыс. человек.).

Создаются условия для проведения на высоком организационном уровне национальных конноспортивных соревнований.

Во всех областях и городах Нур-Султане и Алматы построены стандартные ипподромы.

В Казахстане функционируют 7 специализированных клубов и 9 специализированных спортивных школ по национальным видам спорта.

В 2016 году в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в соответствии с решениями Комитета по охране нематериального культурного наследия включены национальные виды спорта "Қазақ күpeci" и "Соколиная охота".

Мировой опыт развития отрасли спорта и физической культуры показывает, что следствием эффективного развития массового физкультурно-спортивного движения являются высокие достижения спортсменов на Олимпийских играх и международных соревнованиях.

Отечественный спорт высших достижений также ориентирован на реализацию конкретных задач и направлений развития.

За период независимости в республике выстроена система подготовки профессиональных спортсменов от начального этапа до высшего спортивного мастерства.

В Казахстане функционируют 109 республиканских федераций по видам спорта, 40 из которых – по олимпийским, 7 федераций по национальным, 3 федерации по инвалидным и 59 федераций по неолимпийским видам.

С целью повышения квалификации ведущие спортсмены и тренеры начиная с 2013 года, получили возможность обучаться в рамках Международной стипендии Президента Республики Казахстан "Болашак" в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Важнейшим результатом является международное признание достижений отечественных спортсменов.

Общенациональным спортивным триумфом стало проведение в Казахстане VII зимних Азиатских игр 2011 года, где сборная страны завоевала первое место, установив рекорд всех предыдущих Азиатских игр по количеству завоеванных медалей.

Знаковым событием в спортивной жизни Казахстана стало участие на XXХ летних Олимпийских играх 2012 года в г. Лондоне, где команда Казахстана впервые в истории поднялась на 12 место в неофициальном командном зачете среди 205 стран мира.

На XVII летних Азиатских играх 2014 года в г. Инчхон (Республика Корея) национальная сборная команда закрепилась на 4-м месте, завоевав 84 медали (28 золотых, 23 серебряные и 33 бронзовые медали).

В 2014 году на зимней Олимпиаде в г. Сочи 15 казахстанских спортсменов по 6 видам спорта вошли в 10-ку лучших спортсменов планеты.

Значимыми международными имиджевыми проектами Казахстана являются подготовка и проведение с 28 января по 8 февраля 2017 года XXVIII зимней Всемирной универсиады в г. Алматы.

В рамках совершенствования законодательства отрасли в 2014 году принят Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте", отвечающий современным потребностям развития отрасли.

Представленный обзор развития казахстанского спорта свидетельствует о наличии положительных тенденций, характеризующих выход отрасли на устойчивые приоритеты развития.

Ключевые проблемы отрасли

На основе анализа текущей ситуации можно выделить следующие проблемы отрасли:

1) низкий охват населения систематическими занятиями спортом и физической культурой по сравнению с ведущими зарубежными странами;

2) сфера спорта недостаточно раскрывает объединяющую нацию идеологию единства и патриотизма;

3) недостаточная интеграция социально уязвимых слоев населения в массовый спорт и физическую культуру;

4) отсутствие скоординированной стратегии проведения научных исследований в области спорта и физической культуры, включая социологические опросы населения;

5) слабое использование потенциала государственно-частного партнерства;

6) недостаточное информационное сопровождение, включая популяризацию здорового образа жизни через интернет-ресурсы;

7) слабо развитая спортивная инфраструктура в сельской местности;

8) низкий охват детей, систематически занимающихся детско-юношеским спортом;

9) дефицит квалифицированных кадров, в том числе в сфере спортивного менеджмента и бизнеса, а также по адаптивной физкультуре;

10) низкая оснащенность спортивным инвентарем, особенно в сельской местности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: