Обоснование актуальности и значимости создания Университета третьего возраста для САФУ и региона




СХЕМА ПРОЕКТА

Название проекта

Обоснование актуальности и значимости проекта

SWOT-анализ

Цель и задачи проекта

Участники и заинтересованные стороны проекта

Целевые группы

Мероприятия

Задача 1:

Мероприятие 1.1.

Мероприятие 1.2. и т.д.

Задача 2:

Мероприятие 2.1.

Мероприятие 2.2. и т.д.

Задача 3:

Мероприятие 3.1.

Мероприятие 3.2. и т.д.

Ожидаемые результаты

Организация работы и порядок взаимодействия в проекте

Мероприятие Участники Ответственный за выполнение Сроки (начало / окончание выполнения мероприятия) Результат (конкретно по каждому мероприятию)
Задача 1.
Мероприятие 1.1.        
Мероприятие 1.2.        
Задача 2.
Мероприятие 2.1.        
Мероприятие 2.2.        

Механизм оценки, количественные и качественные индикаторы (ключевые показатели эффективности).

Риски

Описание Риска Возможные негативные последствия Стратегия управления риском
       

11. Объем и источники финансирования программы

12. Ключевой персонал проекта, его роль и функции:

Команда проекта
Участник Роль Функции
       
Привлекаемые участники проекта
Участник Роль Функции
       

Приложение 2

ПРОЕКТ КОНЦЕПЦИИ

Университета третьего возраста

Обоснование актуальности и значимости создания Университета третьего возраста для САФУ и региона

 

Актуальность проекта определяется, прежде всего, современными общемировыми тенденциями, связанными с реализацией принципа непрерывного образования, или обучения в течение всей жизни (Life Long Learning). Это отражено в документах ЮНЕСКО и Совета Европы, членом которых является Россия. Непрерывное образование – это, с одной стороны, адекватная реакция на вызовы экономики, основанной на знаниях: все развитые государства мира заинтересованы в поддержании конкурентоспо­собности своей промышленности, высоком уровне качества рабочей силы и производительности труда. С другой стороны, повсеместно растет понимание того, что образование взрослых необходимо для укрепления социального единства общества, оно позволяет преодолеть социальное отчуждение отдельных групп населения и обеспечить их активную позицию, оно строится на диалоге поколений и тем самым в значительной степени способствует сохранению единства нации. Кроме того, по данным ЮНЕСКО, развитие образования взрослых на 6 процентов повышает качество жизни населения, что выражается, в том числе, в увеличении продолжительности жизни. Этот фактор имеет большое значение для любой страны и региона, в том числе для России и Архангельской области.

Непрерывное образование – важная часть политики европейских государств по построению активного гражданского общества и социальной интеграции. Наиболее активно это реализуется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Греция, Германия, Дания, Италия, Испания, Ирландия, Кипр, Литва, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словения, Румыния, Финляндия, Швейцария, Швеция и ряде других.

С 1967 года отмечается Международный День грамотности. С 1992 года под эгидой ЮНЕСКО проходит ежегодная акция «Неделя образования взрослых», которую в настоящее время поддерживают более 60 стран мира. В большинстве европейских стран уже более 15 лет назад были организованы и действуют высшие народные школы для взрослых, которые поддерживаются правительством, муниципалитетами и общественными организациями.

В России принятый Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепил в качестве одного из основных принципов государственной политики в сфере образования обеспечение права на образование в течение всей жизни (пп.8 п.1 ст.3 Закона). Однако еще задолго до законодательного закрепления принципа непрерывного образования часть российских регионов уже активно включилась в мировое движение образования взрослых. Начиная с 1998 года, активно функционирует более 15 высших народных школ в таких городах, как Владивосток, Барнаул, Казань, Кострома, Астрахань, Ижевск, Оренбург, Боровичи (Новгородская область), Иркутск и др. Практически все народные школы созданы на базе высших учебных заведений, поскольку любой университет или институт – это колыбель науки и культуры, где есть как соответствующие помещения для занятий, так и преподавательский состав. Среди российских университетов, которые активно занимаются образованием взрослых, можно отметить Дальневосточный технический университет, Алтайский государственный университет, Астраханский государственный университет, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, Оренбургский государственный педагогический университет, Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования, Казанский государственный технический университет, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет, Южный федеральный университет, Сибирский федеральный университет и др.

Кроме того, важно обратить внимание, что высшие народные школы имеют преимущественно сетевую структуру, взаимодействуя с культурными и социально-досуговыми учреждениями на территории своих городов.

В Архангельске и области на данный момент единой структуры, подобной высшей народной школе, до сих пор нет. Но потребность в этом высокая, поскольку практически отсутствуют социально-досуговые учреждения (клубы, дома культуры и пр.), ориентированные на работу с людьми старших возрастов, при этом доля людей пенсионного возраста составляет в Архангельской области более 20% в общей численности населения. В этой связи САФУ как ведущий научно-образовательный центр региона может взять на себя функцию создания единой целостной системы образования взрослых в Архангельске и области. Более того, это будет удачным дополнением при продвижении идеи САФУ «Архангельск – университетский город».

В качестве рабочего названия проекта предлагаем «Институт образования взрослых». Во-первых, это согласуется с наименованием структурных подразделений САФУ. Во-вторых, использование в названии словосочетания «образование взрослых», на наш взгляд, будет удачнее, т.к. это словосочетание более нейтрально по сравнению с понятиями «третье поколение», «третий возраст», «старшее поколение», «геронтологический институт». Последние, в виду более раннего наступления пенсионного возраста на Севере, некоторыми людьми могут быть восприняты с определенной долей унижения, обиды, оскорбления. В-третьих, сочетание «образование взрослых» является устоявшимся: существуют Институт образования взрослых РАО, Российская Ассоциации образования взрослых, Европейская Ассоциация образования взрослых, International Council for Adult Education и др.

Ключевые положения при создании института образования взрослых:

1. Институт образования взрослых как социально-просветительский центр для людей старшего возраста должен быть организован по принципу общественной организации, главная цель которой – объединить людей и поддержать их в стремлении к полноценной творческой и социально-полезной деятельности, опираясь на их собственные ресурсы и желания.

2. По характеру предметной деятельности данный проект является учебно-образовательным и предусматривает реализацию дополнительных общеразвивающих программ, или, согласно западной классификации, неформальное образование. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам должно быть преимущественно практико-ориентированным с преобладанием активных форм проведения занятий, вовлечением в учебный процесс самих слушателей.

3. По основной сфере реализации и целевой направленности это социальный, некоммерческий проект. Это предполагает волонтёрскую работу: деятельность участников, занятых в проекте, во многом будет строиться на энтузиазме и моральной заинтересованности. В виду того, что финансирование проекта со стороны университета практически исключено, мы рассчитываем на привлечение грантов под реализацию отдельных монопроектов, спонсорскую помощь и финансирование за счет субсидий в рамках целевых программ Архангельской области. Опыт других регионов России и зарубежных стран свидетельствует, что монопроекты, инициированные, к примеру, Неделей образования взрослых, получают вполне достаточное финансирование от правительства, муниципалитетов и общественных организаций.

4. По причине отсутствия постоянного источника финансирования Института образования взрослых считаем целесообразным создать его в виде образовательного центра на базе уже существующих в САФУ структурных подразделений первого порядка. Лучшим вариантом-базой для создания Института образования взрослых, на наш взгляд, выступает Центр общественных инициатив, который, во-первых, является структурным подразделением первого порядка, а во-вторых, деятельность Центра согласуется напрямую с предназначением Института образования взрослых. Обязанности директора и менеджеров Института образования взрослых можно возложить на инициативных штатных работников Центра общественных инициатив, что не повлечет дополнительных финансовых затрат со стороны САФУ.

5. Сетевой характер организации деятельности. Это подразумевает кооперацию учреждений образования, культуры, здравоохранения, спорта, социальной защиты и т.д. в качестве социальных партнёров при реализации проекта. Это принципиально важно не только для охвата в образовательных программах всех интересующих старшее поколение сфер изучения, но и для обеспечения наиболее удобного доступа к образованию: организация обучения на нескольких площадках, что позволит потенциальным слушателям выбрать наиболее удобное для них место проведения занятий (это возможность охватить, в том числе, отдаленные районы города). Организационным, координационным и методическим центром, или центральным звеном во всей региональной системе образования взрослых, будет выступать САФУ. Такое управление сетевой структурой даст возможность оставаться проекту мобильным, оперативно реагировать на внешние изменения, преодолевать возникающие риски. На наш взгляд, для социального проекта это оптимальная форма взаимодействия и управления.

 

SWOT-анализ

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда Сильные стороны (S) Cлабые стороны (W)
  1. САФУ является основным научно-образовательным центром региона. 2. Большой штат высоко квалифицированного профессорско-преподавательского состава в различных сферах. 3. Наличие аудиторного фонда в разных частях города и области. 4. Опыт в привлечении и реализации грантов, участия в международных проектах. 1. Отсутствие большого опыта по участию в подобных проектах. 2. Высокая академическая и сопутствующая ей нагрузка профессорско-преподавательского состава. 3. Нацеленность и ориентация ППС на работу со студентами. Отсутствие у большинства преподавателей специаль­ной андрагогической подготовки.  
Внешняя среда Внешние возможности (O) Внешние угрозы (T)
  1. Возможность стать координационно-управленческим центром региональной системы образования взрослых. 2. Возможность предложить образовательные программы по широкому спектру направлений. 3. Возможность организации обучения в учебных корпусах САФУ, расположенных в разных городах области и округах Архангельска. 4. Возможность привлечения дополнительных источников финансирования. 1. Отказ со стороны потенциальных партнеров в сотрудничестве. 2. Конкуренция с другими учреждениями за возможность возглавить структуру по образованию взрослых. 3. Отсутствие у преподавателей свободного времени по проведению занятий в институте образования взрослых. 4. Недостаток востребованных программ обучения, соответствующих инте­ресам старшего поколения.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: