Эмпирические методы.
1) Наблюдение-объективный метод (научный)+метод простой. Может сыграть субъективный фактор. Наблюдение должно быть целенаправленным, длительным и фиксируемым.
2) Эксперимент-объективный метод. Применяется с помощью специальных разработанных средств, оборудования, где четко прослеживаются позиции исследователя и испытуемого. Имеет преимущества, т.к. в отличие от наблюдения здесь исключен субъективный фактор; быстрее наблюдения выдает результаты.
3) Психодиагностика. Занимается разработкой и использованием методов распознавания психологических особенностей человека, его деятельности и взаимодействия с др. людьми.
4) Праксиметрия-анализ процессов и продуктов деятельности.
5) Моделирование. Применяется с целью изучения развития, изменения какого-либо психического явления. Известен эксперимент, проводившийся в 60-е годы Давыдовым и Элькониным. Ими была создана модель развивающего обучения с целью развития теоретического мышления у детей.
6) Биографический метод. Был использован психологом Авраамом Маслоу. Он изучал выдающихся людей и хотел понять самоактулизацию личности.
Методы обработки данных.
· методы количественного анализа, здесь имеются в виду очень обширная группа методов математической обработки данных и методов статистики в приложении к задачам психологического исследования. В количественном анализе проводится анализ взаимосвязи отдельных факторов, что связано с расчетом корреляции-взаимосвязи. Есть 2 показателя корреляции: по критерию Спирмена и Пирсона. Есть понятие нормальность распределения, когда все данные подчиняются законом нормальности. Можно устанавливать влияние факторов, их сдвиг.
· методы качественного анализа: дифференциация фактического материала по группам, описание типовых и исключительных случаев. Сюда относят анализ содержания. Материал не имеет цифрового выражения, это анализ текста, высказывания, результатов проективной методики.
Интерпретационные методы.
Это методы, объясняющие полученные результаты с точки зрения науки. Интерпретации возможны с разных ракурсов.
· Генетический (фило - и онтогенетический) метод позволяет интерпретировать весь фактический материал в терминах развития, выделяя фазы, стадии развития, а также критические моменты становления психических функций. В результате устанавливаются "вертикальные" связи между уровнями развития.
· Структурный метод устанавливает "горизонтальные" связи между различными элементами психики, при этом применяются обычные методы изучения всевозможных структур, в частности, классификация и типологизация.
,
21. Эксперимент как метод психологического исследования.
Психологический эксперимент — это совместная деятельность испытуемого и экспериментатора, которая организуется экспериментатором и направлена на исследование особенностей психики испытуемых.
В зависимости от условий проведения выделяют:
• Лабораторный эксперимент - условия специально организуются экспериментатором.
• Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует.
В зависимости от результата воздействия выделяют:
• Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
• Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
• Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.
В зависимости от уровня осознанности:
• те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
• те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
• те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
Достоинства: обеспечивается высокая точность результатов, возможно повторное исследование в аналогичных условиях, осуществляется почти полный контроль за всеми переменными.
Недостатки: условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, испытуемые знают, что они объекты исследований.