МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИМЕХАНИЧЕСКОЙ ЗВУКОЗАПИСИ




 

Начиная с XIX века, наряду с текстовым и техническим изобразительным документированием, всё более широкое распространение стали получать новые способы документирования, явившиеся результатом технического прогресса, научных открытий, технических изобретений. Это фото-, кино-, видео-, фоно (аудио) документирование.

Создаваемые таким путём документы получили название аудиовизуальных, т.е. содержащих изобразительную и звук новую информацию, воспроизведение которой требует соответствующего оборудования. Они обычно рассматриваются в едином комплексе, так как весьма схожи по технике создания и воспроизведения, по характеру информации, по способу кодирования, по организации хранения.

К аудиовизуальным относятся фотодокументы, кинодокументы, видеодокументы, видеофонограммы, фонодокументы, а также документы на микроформах.

С появлением в XX веке документов на электронных носителях информации эта группа документов получила общее название технотронные документы.

Исходя из сказанного, технотронный документ можно трактовать как документ с постоянно изменяющимися носителями информации, создаваемый на протяжении всего периода развития цивилизации (а в последние годы в особенности посредством стремительного развития электронно-вычислительной техники и связи) и способный создать представление о развитии науки и техники, общественной и культурной жизни различных народов.

В конечном счете, технотронные документы - это по существу собирательное понятие, включающее в себя все существующие в природе виды и разновидности научно-технической, электронной и аудиовизуальной документации, в том числе созданные посредством новейших информационных технологий (диджитальных, мультимедиальных и др.).

За более чем вековую историю механической звукозаписи неоднократно менялись и материалы, и форма носителей звуковой информации. На первых порах это были фонографические валики, представлявшие собой полые цилиндры диаметром около 5 см и длиной около 12 см. Первоначально они покрывались оловянной фольгой, а затем – так называемый «отверждённым воском», на который наносилась звуковая дорожка. Расстояние между дорожками составляло около 3 мм, поэтому объем записанной на валиках информации был очень мал. Они отличались слабой силой звука. Вдобавок фоновалики быстро изнашивались, их практически невозможно было тиражировать. В результате каждая звукозапись существовала лишь в единственном экземпляре. Не случайно самые ранние фонографические записи до нас не дошли. Тем не менее многие тысячи валиков сохранились и находятся в настоящее время на хранение в архивах, музеях.

Присущие фонографическим валикам недостатки привели к тому, что уже вскоре они в полнее закономерно оказались вытесненными граммофонными пластинками. Заслуга в этом принадлежала изобретателю граммофона Э. Берлинеру. Впервые запись на диск была произведена в 1888 г.

Фонограф, первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Алва Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука. Звуковая дорожка фонографа размещается по цилиндрической спирали на сменном вращающемся барабане. При воспроизведении игла, двигающаяся по канавке, передаёт колебания на упругую мембрану, которая излучает звук. Изобретение стало поразительным событием того времени; дальнейшим развитием фонографа стали граммофон и патефон. Принципы, на основе которых работает фонограф Эдисона, экспериментально изучались ещё в 1857 году. Импульсом для создания Эдисоном подобного устройства стало желание зарегистрировать телефонные разговоры в своей лаборатории Менло Парк (Нью-Джерси, США). Однажды у телеграфного повторителя он услышал звуки, похожие на неразборчивую речь. Первые записи представляли собой углубления на поверхности фольги, сделанные движущейся иглой. Фольга размещалась на цилиндре, вращающемся при воспроизведении звука. Стоимость всего устройства составила 18 долларов. С помощью такой техники удалось записать слова из детской песенки «У Мэри был барашек». Публичная демонстрация прибора сразу сделала Эдисона знаменитым. Многим воспроизведение звука показалось волшебством, поэтому некоторые окрестили Эдисона «волшебником из Менло Парк». Сам Эдисон был настолько поражён открытием, что сказал: «Никогда я ещё не был так ошеломлён в моей жизни. Я всегда боялся вещей, которые работают с первого раза». Изобретение было также продемонстрировано в Белом доме и во Французской Академии.

На первых порах оригиналом грампластинки служил восковый диск. Впоследствии на смену ему пришел металлический (никелевый) диск, покрытый специальным лаком (лаковый диск). Записанная на них информация затем копировалась на металлические матрицы, с помощью которых и изготавливались граммофонные пластинки путем прессования, штамповки или литья. Воспроизведение записанной информации осуществлялось с помощью граммофона, оснащенного механическим звукоснимателем, состоящим из иглы и мембраны. Усиление звука достигалось с помощью громоздкого раструба.

Первые грампластинки представляли собой диски с двумя отверстиями в центре. Они были односторонними, причем проигрывались от середины к краю. Позднее стали выпускаться пластинки с одним центральным отверстием. Их стали проигрывать от периферии к центру. В 1903 году появился 12-дюймовый диск с записью на обеих сторонах.

Рис. 5. Грампластинка
Первая фабрика грампластинок была открыта Э.Берлинером в 1897 году в г. Кэмдене (США). Она называлась Victor («Победитель»). В настоящее время это знаменитая JVC – японский фелиел фирмы Victor. Первая самостоятельная фабрика граммофонах пластинок в России была открыта в 1910 году на ст. Апрелевка под Москвой.

Грампластинки должны были удовлетворять весьма жестким требованиям, так как в процессе воспроизведения фонозаписи острие иглы давит на дно канавки с силой около 1 т/1 см2. Сначала грампластинки изготавливались из стекла. Затем их стали отливать из целлулоида, каучука, эбонита. Однако основными недостатками таких грампластинок были их хрупкость, плохое качество звука и короткое время проигрывания – всего 3-5 минут (при скорости 78 оборотов в мин.).

В 1948-1952 гг. на смену хрупким грампластинкам пришли пластмассовые диски на основе полихролвенила и винилита (так называемые долгоиграющие пластинки). Они оказались гораздо более дешевыми, упругими и прочными, имели лучшее качество звука. К тому же запись грампластинок стала производиться только специальных студиях звукозаписи. Но самое главное – эти грампластинки обеспечивали намного большее время проигрывания, что достигалось путем сужения и сближения между собой звуковых дорожек, а также за счет снижения числа оборотов в минуту с 78 до 33 и 1/3 (иногда до 45).

Значительно более долговечным стали также иглы проигрывателя. Их стали изготовлять из твердых материалов (например, корундовые иглы).

Во второй половине XX века в качестве материального носителя механической звукозаписи выпускались также гибкие пластмассовые пластинки, которые при желании можно было свернуть в трубочку. С 1964 г. Государственным комитетом СССР по телевидению и радиовещанию издавался даже ежемесячный общественно-политический литературно-музыкальный иллюстрированный журнал «Кругозор»,в котором имелись звуковые страницы в виде двухсторонних пластмассовый дисков (обычно их было 6). Записанную на них звуковую информацию можно было воспроизводить на обычных проигрывателях.

В 40-60 годы ХХ столетия на кустарных звукозаписывающих аппаратах в СССР осуществлялось подпольная запись запрещенных к изданию музыкальных произведений (западных исполнителей, джазовой музыки, бардовских и блатных песенок и т.п.). В качестве материального носителя использовалась отработанная рентгеновская пленка, зачастую с видимыми на просвет костями. Эти пластинки получили шутливое название: «на ребрах» или «на костях». В качестве звукозаписи и воспроизведения на таких носителях говорить, конечно, не приходится.

По типу записи грампластинки, выпускавшиеся в нашей стране подразделялись на обычные, долгоиграющие и стереофонические. За рубежом, корме того, были разработаны квадрафонические пластинки и видиогрампластинки. Кроме того грампластинки классифицируются по размеру, частоте вращения, тематике записи. В частности, создававшие эффект объемного звучания стереофонические пластинки, производство которых в СССР началось с 1958 г., также и так и долгоиграющие, выпускались формат (диаметром) 174, 250 и 300 мм («Миньон», «Гранд» и «Гигант»). Частота их вращения обычно составляла 33 1/3 об/мин.

В 1930-е гг. некоторые распространение в качестве материального носителя механической звукозаписи в так называемых «шоринофонах» получило целлулоидная пленка (обычно это была использованная кинопленка со смытым эмульсионным слоем). На такой ленте длиной 300 м и шириной 35 мм размещалось свыше полусотни канавок, что позволяло записывать звуковую информацию продолжительностью до 8 часов.

За период использования человечеством механической звукозаписи накопилось огромное количество фонодокументов. В частности, только в Библиотеке Конгресса США в настоящее время хранится около 200 тыс. грампластинок.

С начала 90-х гг. производство грампластинок в России фактически прекратилось, уступив место другим, более качественным и эффективным способом звукозаписи. Исключение составляют, пожалуй, лишь издаваемые небольшими тиражами, а потому дорогостоящие коллекционные грампластинки, предназначенные для коллекционеров, меломанов, предпочитающих наслаждаться музыкальными записями с виниловых, а не лазерных дисков либо магнитных лент.

В начале 1920-х годов получают развитие бессеребряные светокопировальные способы, в конце 1940-х годов ставится на индустриальную основу порошковая бессеребряная фотография.

К фотографическим носителям информации относятся: фотографии, диафильмы, диапозитивы, микрофильмы, апертурные карты.

Наряду с рулонным микрофильмом появляются его разновидности: в отрезке, апертурная карта и дискета.

Применение голографии и растровой фотографии привело к возникновению голограмм.

Внешняя структура фотодокумента. Внешняя структура документа (конструкция) — это его внешняя форма, позволяющая идентифицировать его как вид документа. Задача состоит в том, чтобы придать внешнему виду документа такую форму, которая бы вызывала у потребителя желание (потребность) в извлечении информации, покупке и т. п.

Фотодокументы располагают следующим набором внешних элементов: этикетка, титры диафильмов, упаковочный контейнер (конверт, коробка, альбом), рамка диапозитива, кадр.

Таким образом, сразу же после своего появления фотография получила широкое применение в самых различных сферах человеческой жизни: в политике, науке, культуре, искусстве, криминалистике и т. д.

С фотографией тесно связано развитие отраслей, занимающихся технической обработкой информации: полиграфии, картографии, репрографии. Фотодокументам отводится важная роль в средствах массовой информации. Они являются важнейшим историческим источником.

В России первые фотографические изображения были получены в 1839г. русским химиком и ботаником Юлием Федоровичем Фрицше, который, изучив метод Талболта, предложил в целях улучшения изображения заменить тиосульфат натрия (гипосульфит) в проявляющем растворе на аммиак, а уже в следующем году в Москве открылась первая в нашей стране фотостудия.

Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Изобретатель-самоучка И.В. Болдырев предложил способ изготовления прозрачной гибкой пленки за несколько лет до выпуска подобных пленок американской фирмой "Кодак".

С.А. Юрковский изготовил шторнощелевой затвор для коротких экспозиций. И.И. Филиппенко сконструировал походную фотолабораторию.

С первых лет своего существования она получила применение не только в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач.

Фотография была включена в коммуникативный процесс в начале 1850 г., когда французский фотограф А. Диздери приклеил на кусочек картона свой фотоснимок и стал использовать его как визитную карточку. Это послужило толчком для появления разнообразных документов, циркулирующих в обществе и удостоверяющих личность, а также семейных и др. фотоальбомов, воплотивших в себя ассоциативную историческую память поколений.

Затем фотографии стали тиражироваться и широко распространяться. В 1890 г. широкое распространение получили почтовые карточки с фотографиями и серии таких карточек.

Основоположником научной и судебной фотографии является русский специалист Е.Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской Академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Им был разработан метод, позволивший прочесть исчезнувший текст грамот ХIV в. на сыромятных кожах, которые ранее были признаны исследователями безнадежными Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, который состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Заканчивая свою работу, я бы хотела отметить роль в нашей жизни материальных носителей, которые в XXI в. просто необходимы. В настоящее время большая часть информации хранится либо на жестких дисках или флеш-носителях или на СD-дисках.

Упростились условия хранения информации, по сравнению с бумажными документами, для которых приходилось соблюдать ряд обязательных требований: условия поддержания оптимального уровня влажности в помещении, температуры, кислотности, борьбы с микроорганизмами и др., а также проблемы, связанные с защитой печатной продукции от стихийных, техногенных бедствий.

Хочется также отметить основные направления развития материальных носителей информации:

· увеличение объема полезной информации;

· улучшение качества технического оборудования;

· долговременное сохранение информации;

· длительность и надежность хранения документов.

В дальнейшем произойдёт совершенствование материальных носителей информации, позволит использовать и выделит более экономные технологии для их производства. Поэтому через пару лет, обязательно появится еще что-нибудь новейшее. А пока будем хранить информацию на том, что есть и ждать новых изобретений.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Длужневская Г.В. Фотография — память народов. Материалы фотоархива Института истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург)//Культурное наследие Российского государства. СПб., 1998.

2. Кушнаренко Н.Н. Документоведение. Киев: Знание, 2000.

3. Ларьков Н.С. Документоведение. М.: Издательство АСТ, 2006.

4. https://ido.tsu.ru/other_res/hischool/document/64.htm

5. https://community.livejournal.com/zazhelezo/10040.htm

6. Вокруг света, № 3-2008, Хронограф



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: