Наше сознание постоянно загружено различными переживаниями, сомнениями, творческими задумками, логическими выкладками, воспоминаниями о прошлом и мечтами о будущем. Всё это часто мешает продуктивно мыслить и принимать верные решения.
Метод 6 шляп мышления Эдварда де Боно позволяет выделить шесть режимов мышления, при переключении которых человек фокусирует своё внимание на конкретном вопросе и может рассмотреть проблему с определённой стороны.
Каждый из этих режимов де Боно метафорически соотнёс со шляпой одного из шести цветов:
1. Белая шляпа — информационная. Ищем всю информацию по интересующему вопросу, собираем факты и анализируем их. Белая шляпа предполагает использование точных, объективных фактов, дат, цифр. Они нужны для подтверждения информации.
2. Красная шляпа — эмоциональная. На этом этапе нужно задействовать свои чувства и эмоции, заняться визуализированием. Надев красную шляпу, нужно задать себе такие вопросы: Что я ощущаю в данный момент? Что говорит интуиция и мой внутренний голос?
3. Чёрная шляпа — критическое суждение. Тут всё проще некуда, включаем внутреннего критика и выявляем все минусы, опасения и негативные последствия, которые могут случиться. Речь не идет о жесткой критике идей по поводу решения того или иного вопроса. Нужно проводить критическое исследование. Оно включает в себя выяснение последствий, влияния принятого решения на ценности и приоритеты.
4. Жёлтая шляпа — позитивная. Этап, противоположный применению чёрной шляпы. Здесь мы отмечаем все возможные плюсы и положительные моменты при решении этого вопроса. Надевая желтую шляпу, спросите себя: Какие преимущества у этой идеи или решения? В чем заключаются положительные стороны?
|
5. Зелёная шляпа — креативная. Включаем воображение и ищем всевозможные пути для достижения поставленной цели. Человеку в зеленой шляпе нужно позаботиться о создании креативных способов решения проблемы. Здесь имеется в виду выход за рамки привычного, использование творческого подхода. Вопросы для зеленой шляпы: Как преодолеть проблемы и трудности, о которых узнали от черной шляпы? Какие творческие идеи я могу предложить?
6. Синяя шляпа — организационная. Систематизируем всё, что получили от применения предыдущих шляп, принимаем решение, вырабатываем стратегию и начинаем действовать!
Небольшой, но важный нюанс! Каждой шляпой необходимо пользоваться в течение определённого, чётко ограниченного отрезка времени. Так результат от применения всех шести режимов мышления будет наиболее эффективным.
С помощью метода 6 шляп можно легко научиться смотреть на задачу с разных сторон и выбрать самое оптимальное и взвешенное решение. Очень креативный и весёлый способ!
Поиск решений с помощью метода 6 шляп выглядит примерно так:
- Процесс начинается с белой шляпы. Участники собирают цифры и проверенные факты, касающиеся обсуждаемой темы.
- Следом идет черная шляпа. Здесь ту же информацию обсуждают в негативном ключе, цель – найти недостатки.
- Теперь желтая шляпа. Это определение положительных сторон.
- Зеленую шляпу надевают только тогда, когда проблема рассмотрена со всех сторон, собрано максимально возможное количество данных. На этом этапе важно усилить позитивные свойства и ослабить негативные.
- Красная шляпа, как сказано выше, предназначена для разрядки. Не стоит часто ее использовать.
- Последний этап — использование синей шляпы. Руководитель подводит итоги.
Выдвинутые идеи и найденные решения можно дополнительно рассмотреть с помощью желтой и черной шляпы.
|