Классификация видов экономического анализа. Анализ в управлении организацией.
По отраслевому признаку: отраслевой (его методика учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, с/х, строительства и т.д.) и межотраслевой (является теоретической и методологической основой эк. анализа во всех отраслях экономики).
По признаку времени: перспективный (предварительный) и ретроспективный (последующий). Перспективный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и планов-прогнозов, предупреждения нежелательных результатов. Делится на краткосрочный (до года) и долгосрочный (стратегический). Ретроспективный анализ осуществляется после совершения хозяйственных актов. Он необходим для изучения тенденций развития, контроля за выполнением оперативных планов, объективной оценки и диагностики результатов деятельности предприятия и уровня предпринимательских рисков. делится на оперативный и итоговый. Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Итоговый анализ изучает результаты работы за отчетный период времени (месяц, квартал, год).
По пространственному признаку: внутрифирменный (изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений) и межфирменный анализ (сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности, внести коррективы в стратегическую и тактическую политику предприятия).
|
По аспектам исследования: финансовый, операционный (технико-экономический), социально-экономический, экономико-статистический, экономико-экологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостный и другие виды анализа.
По методике исследования объектов: качественный и количественный (факторный) анализ, экспресс-анализ, фундаментальный анализ, ситуационный анализ (анализ чувствительности), маржинальный (предельный) анализ, экономико-математический анализ и т.д.
По субъектам (пользователям) анализа: внутренний (управленческий) (осуществляется непосредственно на предприятии) и внешний анализ (проводится на основании финансовой и статистической отчетности банками, фин. органами, акционерами).
По степени охвата: сплошной (выводы делаются после изучения всех объектов) и выборочный анализ (по результатам обследования только части объектов).
По содержанию программы: комплексный (деятельность предприятия изучается всесторонне) и тематический (только отдельные стороны, наиболее важные в данный момент).
Классификация методов эк. анализа.
1)Диалектика. Изучение внутренних противоречий, положительных и отрицательных сторон каждого явления, каждого процесса; рассмотрение всех явлений и процессов в постоянном движении, изменении, развитии.
2) Сравнение. Фактические результаты деятельности сравниваются с результатами прошлых лет; достижениями других предприятий, плановыми показателями, среднеотраслевыми и т.д.
3) Индукция и дедукция: исследование причинно-следственных связей.
|
Ø Логическая индукция: исследование ведётся от изучения частных фактов к обобщениям, от причин к результатам.
Ø Дедукция: наоборот
4) Системный метод. Каждый процесс рассматривается как совокупность элементов, связанных между собой. Системный метод предусматривает максимальную детализацию(выделение составных частей) изучаемых процессов на элементы, их систематизацию(изучение взаимосвязи) и синтез(отделение типичных факторов от случайных).
5) Разработка и использование системы показателей, необходимой для комплексного, системного исследования причинно-следственных связей экономических явлений и процессов в хозяйственной деятельности предприятия.
Система показателей.
Все показатели в зависимости от объекта анализа группируются в следующие подсистемы:
1. Пок-ли исходных условий деятельности предпр-я | ||
2. Пок-ли исп-я ср-в произв-ва | 3. Пок-ли исп-я предметов труда | 4. Пок-ли исп-я труд. рес-сов |
5. Пок-ли произв-ва и сбыта прод-ции | ||
6. Пок-ли себестоимости прод-ции | ||
7. Пок-ли прибыли и рентаб-ти | ||
8. Пок-ли финансового состояния предпр-я |
1. Показатели исходных условий деятельности предприятия характеризуют:
а) наличие необходимых материальных и финансовых ресурсов для норм. фун-ия предприятия; б) организационно-техн уровень предприятия; в) уровень маркетинговой деятельности по изучению спроса на продукцию, ее конкурентоспособности, рынков сбыта, организации торговли, рекламы и т.д.
2.Показателили использования средств производства: фондорентабельность, фондоотдача, фондоемкость, среднегодовая стоимость основных средств производства, амортизация.
|
3. Показатели использования предметов труда:материалоемкость, материалоотдача, стоимость использованных предметов труда за анализируемый отрезок времени.
4. Показатели использования трудовых ресурсов: показатели обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами, полноту использования фонда рабочего времени, фонда заработной платы, показатели производительности труда, прибыли на одного работника и на рубль заработной платы и др.
5. Показатели производства и сбыта продукции: объем валовой, товарной и реализованной продукции в стоимостном, натуральном и условно-натуральном измерении, структура продукции, ее качество, ритмичность производства, объем отгрузки и реализации продукции, остатки готовой продукции на складах.
6. Показатели себестоимости продукции — это общая сумма затрат на производство и реализацию продукции, в том числе по элементам, статьям затрат, видам продукции, центрам ответственности, а также затраты на рубль товарной продукции, себестоимость отдельных изделий и др.
7. Прибыль предприятия, уровень рентабельности напрямую зависят от уровня себестоимости и отражают эффективность и целесообразность производства.
8. Показатели финансового состояния предприятия характеризуют наличие и структуру капитала предприятия по составу его источников и формам размещения, эффективность и интенсивность использования собственных и заемных средств.
Информационная база экономического анализа
Информационное обеспечение ЭА - это система потоков нормативных, плановых, статистических, бухгалтерских и оперативных сведений, первичной документации, содержащей сведения о результатах и условиях деятельности объекта исследования.
Источники информации
1) Учетные (учетные данные, финн. бухгалтерская отчетность)
2) Внеучетные (акты разного рода ревизий, внутренний и внешний аудит, экспертизы)
3) Деловые (графики, диаграммы)
Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Подтверждение достоверности бухгалтерской отчетности дается в аудиторском заключении, если она в соответствии с действующим законодательством подлежит обязательному аудиту.
Информация должна отвечать следующим требованиям:
1) Уместность
2) Ценность
3) Полезность
4) Достоверность
5) Рациональность
6) Полный охват со всех сторон объекта
7) Преемственность