Метафоры: железный( то есть жестокий) век




Средства художественной выразительности (изобразительно-

Выразительные средства)

Средства выразительности придают речи яркость, усиливают её эмоциональное

воздействие, привлекают внимание читателя и слушателя к высказыванию. Средства

речевой выразительности многообразны.

Особую роль играют средства выразительности в художественной речи. Средства

художественной выразительности помогают автору создать художественный образ

Тропы (слова и словосочетания в переносном значении)

МЕТАФОРА (от греч. metaphora - перенос) - переносное знание слова,

основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по одному признаку; скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором слова «как», «как будто»,

«словно» отсутствуют, но подразумеваются. Разновидностями М. являются

олицетворение и овеществление

 

Век девятнадцатый, железный,

Воистину жестокий век!

Тобою в мрак ночной, беззвездный

Беспечный брошен человек!

А. Блок

Метафоры: железный(то есть жестокий) век

МЕТОНИМИЯ (от греч. metonymia - переименование) - сближение,

сопоставление понятий, основанное на замене прямого названия предмета другим по

принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его

произведение и т. п.), например: «Исступленно запели смычки…» (А. Блок) - «запели

смычки» - скрипачи заиграли на своих инструментах; «Ты вел мечи на пир обильный…»

(А.С. Пушкин) - «мечи» –воины. «Фарфор и бронза на столе, // И, чувств изнеженных

отрада, // Духи в граненом хрустале...» (А.С. Пушкин) - «фарфор и бронза», «в хрустале»

- изделия из бронзы, фарфора и хрусталя; «Театр уж полон, // Ложи блещут, // Партер и

кресла - все кипит...» (А.С. Пушкин) - «ложи блещут» - блещут (блестят) женские

украшения на дамах, сидящих в ложах, «партер и кресла» - публика в партере

(пространство за креслами) и креслах (места в передней части зрительного зала) театра.

 

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - вид тропа: изображение неодушевленных предметов,

при котором они наделяются свойствами живых существ (даром речи,

способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать), уподобляются

живому существу. Например:

 

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?

Ф.И. Тютчев

ЭПИТЕТ (от греч. ерitheton - приложение) - вид тропа: образное

определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления,

обладающее особой художественной выразительностью. Например: железная

выдержка, серебряный голосок - здесь прилагательные являются именно эпитетами,

так как употреблены в переносном значении и несут особую смысловую и

экспрессивно-эмоциональную нагрузку, тогда как те же прилагательные,

употребленные в прямом значении (железная кровать, серебряная монета),

эпитетами не являются. Различают Э. «украшающий» - обозначающий постоянный

признак (см. ПОСТОЯННЫЙ ЭПИТЕТ) и Э. индивидуальный, авторский,, важный

для создания конкретного образа в данном тексте (например, в стихотворении М.Ю.

Лермонтова «Утес»: «тучка золотая», «утес-великан», стоит одиноко», «тихонько

плачет»). Э. обычно выражен прилагательным, причастием, наречием или

существительным в роли приложения.

ПЕРИФРАЗ (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид

тропа: описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания.

В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется

указанием на его наиболее характерные признаки: «Северная Венеция» (Санкт-

Петербург), «царь зверей» (лев). П. бывают образные (носящие метафорический

характер) и необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов,

например: «город на Неве» - Петербург). К тропам принадлежат только образные

П.В образных П. выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы

затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты

изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в

художественном отношении. Необразные П. лишь переименовывают предметы,

качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую

функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные

качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например,

вместо А.С. Пушкин - «автор «Евгения Онегина»«, «великий русский поэт»). В

стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван

«невольником чести», «дивным гением», а в известном некрологе - «солнцем

русской поэзии» - это образные П., тропы. П. - один из ведущих тропов в

символистской поэзии начала ХХ века.

СИНÉКДОХА (от греч. synekdoche - соподразумевание, соотнесение) - вид

тропа: разновидность метонимии (см.). Троп состоит в замене множественного

числа единственным; употреблении названия части вместо целого или общего, и

наоборот. Например:

 

Отсель грозить мы будем шведу,

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу…

А.С. Пушкин

ГИПЕРБОЛА (от греч. hyperbolē - преувеличение, излишек) - вид тропа:

чрезмерное преувеличение чувств, значения, размера, красоты и т. п.

описываемого явления (ср. ЛИТОТА). Например:

 

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

В. Маяковский

ЛИТОТА (от греч. litotes - простота, малость, умеренность) - вид тропа,

противоположный гиперболе (см.): художественное преуменьшение величины, силы,

значения явления или предмета («мальчик с пальчик», «мужичок с ноготок»). Например:

Поэзия –

та же добыча радия.

В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь

Единого слова ради

Тысячи тонн

словесной руды.

В. Маяковский

ИРОНИЯ (от греч. eirōneia - притворство, насмешка) - 1. Вид комического:

осмеяние, содержащее отрицательную, осуждающую оценку того, что критикуется;

тонкая, скрытая насмешка. Комический эффект достигается посредством того, что

говорится прямо противоположное подразумеваемому:

Уселся он [Онегин] с похвальной целью

Себе присвоить ум чужой;

Отрядом книг уставил полку...

А.С. Пушкин



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: