Аргументация собственной позиции




Типы вступлений

Именительный темы

Схема приема:

1) Запишите ключевое слово.

2) Опишите круг ассоциаций, которые вызывает в вашем созна­нии это слово.

3) Сделайте переход к теме исходного текста.

Примеры выполнения:

1) «Текст-портрет», который посвящен великому русскому писате­лю Ф. Достоевскому.

а) Упрощенный вариант:

Достоевский... Творчество этого великого писателя навсегда вош­ло в золотой фонд русской литературы. Сегодня невозможно пред­ставить отечественную словесность без его произведений. (Переход к исходному тексту.)

Именно этому выдающемуся художнику посвящает свою статью

б) Профессиональный вариант:

Ф. Достоевский... Стоит только произнести это имя, и в созна­нии возникает целый мир образов: знойный Петербург, измученные горем бедные люди, сумеречный Мертвый дом... Великий художник живет в нашем сердце, его тревожная мысль до сих пор волнует душу. (Переход к анализу исходного текста.)

«Почему__________________________, почему_____________

_____________?» — эти вопросы звучат в статье_____________.

2) «Текст-проблема», в котором четко выделяется ключевое сло­во-тема.

Память... Мы часто произносим это слово, не особенно задумы­ваясь над его смыслом. Д. Лихачев заставляет нас с новой силой ощу­тить глубину и важность этого понятия...

Вопросы-стимулы

Схема приема:

1) Задайте два-три вопроса, которые созвучны теме исходного текста.

2) Напишите, что поиск ответов на эти вопросы и является глав­ной задачей автора.

Пример выполнения:

Почему человек перестает понимать другого человека? Почему крик о помощи тонет в равнодушной тишине? Почему лед безраз­личия сковал людские сердца? Кто виноват в душевной глухоте? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти известный пи­сатель Даниил Гранин.

Картина

Схема приема:

1) Запишите три-четыре назывных предложения, которые рож­дают в сознании целостную картину, по тональности созвучную чув­ству, воплощенному в исходном тексте. Эта картина проиллюстри­рует состояние мира, которое неизбежно наступит, если мы не заду­маемся над проблемами, поставленными автором текста.

2) Сделайте переход к исходному тексту.

Пример выполнения:

Бескрайняя пустыня... Знойное солнце... Горячий песок...Со­жженные засухой деревья... И мертвое безмолвие...

Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относить­ся к природе. Именно эта мысль отчетливо звучит в_____________

Название

Схема приема:

1) Прочитайте исходный текст, самостоятельно озаглавьте его так, чтобы название воплощало главную мысль.

2) Объясните, почему именно так следовало бы назвать текст.

Пример выполнения:

«Ключи от счастья» — так можно было бы озаглавить этот текст, потому что труд, о котором пишет автор, делает человека подлинно счастливым. Подумайте, что было бы с нами, если бы у нас отняли необходимость трудиться!

Выбор того или иного приема определяется содержанием исход­ного текста.

«Именительный темы» лучше всего использовать для вступления тогда, когда в исходном тексте четко выделяется ключевое слово-тема (например, имя писателя, которому посвящен текст или поня­тие, о котором размышляет автор).

«Вопросы-стимулы» лучше всего использовать, если в исходном тексте ставится какая-либо проблема, уточняется смысл какого-то нравственного явления и т. д. Этот прием можно использовать и в «текстах-портретах», потому что рассказ о яркой личности чаще всего выступает как иллюстрация определенной авторской мысли. Вспом­ним, например, статью В. Короленко о Л. Толстом. Великий писа­тель является одним из представителей тех людей, которые стремятся к истине. И В. Короленко, размышляя о Толстом, показывает нам, каким должен быть подлинный человек. Вот как мы можем сфор­мулировать «вопросы-стимулы» для сочинения по этому тексту: «Ка­ким должен быть подлинный человек?В чем смысл нашей жизни?Для чего мы приходим в этот мир?»эти вопросы ставит в своей статье…

 

 

П роблема

1. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

2. Проблемы бывают сложные, трудные, важные, серьезные, глубокие, основные, главные, основные, актуальные, злободневные, острые, назревшие, философские, политические, идеологические, социальные, национальные, международные, экологические, общественно-политические, нравственно-психологические, культурные.

3. Проблемы можно коснуться, уделить ей внимание, над ней подумать, работать, она возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения, проблему можно поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить.

4. Автор поднимает проблему или в тексте поднимается проблема, текст заставляет задуматься над проблемой.

5.Каким образом содержание текста касается нас, всех людей, всего человечества.

Комментарий проблемы

1. Аналитический пересказ.

2. Актуальность проблемы, история вопроса (как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы, есть ли другие точки зрения).

3. Место проблемы среди других в тексте (главная, второстепенная и т.д.).

Авторская позиция

1. Проблема – вопрос, авторская позиция – решение его автором, его ответ на данный вопрос.

2. Что хотел сказать автор читателю? Как оценивает данный факт, ситуацию, поступки героев?

1) не проявлена (не поучает, доверяет читателю сделать выбор, вывод, кажется, автор молчит, но это молчание красноречивее всяких слов…); 2) очевидна (волнуется, восхищается, возмущается, тревожится, негодует, казалось бы, пора понять, что разговорами, убеждениями ничего не сделаешь, но автор не сдается, он понимает, что решение зависит от каждого, верит, что… и т.д.).

Аргументация собственной позиции

1. Согласие или несогласие с автором.

2. Аргументы должны опираться на авторитетные источники, быть правдивыми, доступными, понятными, отражающими реальную действительность, соответствовать здравому смыслу.

3. Тактичность и корректность (не вполне согласен с автором, позволю себе не согласиться).

4. Аргументы приводятся по силе возрастания (последний запоминается больше других, поэтому конечный должен быть самым сильным).

5. Цитаты лучше передавать с помощью косвенной речи, достаточно передать общий смысл высказывания, избегая искажения, то есть фактической ошибки.

Общие рекомендации

1. Внимательно вчитайтесь в текст. 2. Постарайтесь вспомнить, что известно об авторе и проблеме, поднятой в тексте.

3. Определите жанр своего сочинения: эссе или рецензия.

4. Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста, а толкование затронутых проблем, их интерпретация.

5. Не начинайте сочинение с оборотов «В этом тексте говорится…», «Автор в тексте пишет о…».

 

 

А аг Е нт алфав И т аэроп О рты, им.п. мн.ч.

Б бал О ванный, прич. балов А ть бал У ясь, б А нты, им.п.мн.ч б О роду, вин.п.ед.ч. брал А брал А сь бухг А лтеров

В в Е рба, верн А, вероиспов Е дание, взял А, взял А сь, ВКЛЮЧ Ё Н, ВКЛЮЧ Ё ННЫЙ, включ И м, включ И т, ВКЛЮЧ И ШЬ, влил А сь, в О время. ворвал А сь, воспринял А, воссоздал А. вруч И т

Г гнал А, гнал А сь. гражд А нство

Д давн И шний, деф И с, диспанс Е р, добел А, добрал А, добрал А сь, довез Ё нный, д О верху, договор ё нность, дождал А сь, дозвон И тся, дозвон Я тся, доз И ровать, докрасн А, докум Е нт, дон Е льзя, д О низу, дос У г, д О суха

Е ерет И к

Ж жалюз И, ср.р. мн.ч. ждал А жил О сь

3 зав И дно, з А гнутый, з А годя, зак У порив, зак У порить, з А нял, занял А, з А няло, занят А, з А нятый, засел Ё н, заперт А, з А темно, звал А, звон И м, звон И т, звон И шь зн а чимость, зн А чимый, зим О вщик. з А светло

И избал О ванный, И ксы, имп Е рский, инст И нкт, исключ и т, И сстари, исч Е рпать

К катал О г, кварт А л, кл А ла, кл Е ить,кокл Ю ш, к О нусы, к О нусов, корм Я щий, кор Ы сть, кр А лась, кр А ны, крас И вее, крас И вейший, крем Е нь, крен И тся, кровоточ А щий, кровоточ И ть, к У хонный

Л лгал А, л Е кторы, л Е кторов род. п. мн.ч, лил А, лил А сь, лыжн Я

М м Е стностей род. п. мн.ч, моза И чный, мол Я щий, мусоропров О д

Н нав Е рх, наврал А,наделИт, над О лго, надорвал А сь, наж И вший, нажит А, назвал А сь, накрен И т, налил А, нал И вший, налит А, нам Е рение, нан я вшийся, нарвал А, насор И т, н А чал, начал А, н А чали, нач А в, нач А вший,нач А вшись, н А чатый, нач А ть, н Е друг,нед У г, некрол О г, н Е нависть, ненад О лго. низвед Ё н, н О вости,новост Е й, н О гтя, род. п ед. ч.

О обесп Е чение, обзвон И т, облегч И т, облегч И ть, облил А сь, обнял А сь, обогнал А, ободрал А, ободр И ть, ободр Ё нный, ободр Ё н, ободрен А, ободр И шься, обостр Ё нный, обострИть, одолж И т, озл О бить, окруж И т, опломбиров А ть, оп О шлят, определ Ё н, опт О вый, О трочество,

ОСВ Е ДОМИТЬСЯ, ОСВ Е ДОМИШЬСЯ, отбыл А, отдал А, отд А в, ОТКЛЮЧ Ё ННЫЙ, отк У порил, отозвал А

П парт Е р, перезвон И т, перелил А, плат О, плодонос И ть, повтор ё нный, подел Ё нный, подн Я в, позвал А,

позвон И т, позвон И шь, полил А, полож И л, ПОЛОЖ И ТЬ, пон Я в, пон Я вший, п О нял, понял А, портф Е ль, п О ручни, посл А ла, приб Ы в, пр И был, прибыл А, пр И было, приз Ы в, пр И нял,

пр И няли, прин У дить, пр И нятый, прируч Ё нный, прож И вший, прозорл И ва, проц Е нт

Р рвал А

С св Ё кла, сверл И т, сверл И шь, сир О ты, сл И вовый, снял А, снят А, с О гнутый, создал А, создан А, сор И т, ср Е дства, ср Е дствами, ст А туя, стол Я р, соз Ы в

Т там О жия, т О рты, т О ртов, т О тчас

У убрал А, убыстр И ть, углуб И т, укреп И т

Ц цем Е нт, ц Е нтнер, цеп О чка

Ч ч Е рпать Ш ш А рфы шоф Ё р Щ щав Е ль щем И т щ Ё лкать Э эксп Е рт

 

 

Союзы сочинительные

соединительные:

и; да, ни..ни; тоже; также; не только, но и; как, так и; чем, тем

противительные: а, но, да, зато, однако, же

разделительные:

или, либо, то…то, не то…не то, то ли…то ли, или…или,

 

 

Союзы подчинительные


изъяснительные: что, чтобы, будто, ли и т.д.

причины: потому что, так как, поскольку, ибо, в связи с тем что, благодаря тому что, вследствие того что, в связи с тем что;

цели: чтобы, для того чтобы, дабы, с тем чтобы

время: лишь, пока, пока не, когда, едва, как только, тогда как, прежде чем, в то время как; с тех пор как

условия: если, если бы, раз, ли, как скоро, лишь, коли, ежели;

сравнения: как, будто, словно, что; как будто

уступки: хотя, как ни, когда ни, сколько ни, кто ни, пусть, пускай, несмотря на то что;

следствия: так что.

Образа действия, меры, степени: как, что и т.д.

 

Производные предлоги

Наречные предлоги. Переходя в разряд предлогов, бывшие наречия сочетаются с существительными, местоимениями и числительными и выступают с ними как один член предложения (Ср.: Он шёл позадиПозади школы большой сад): близ, вблизи, вдали, вдоль, вокруг, внутри, впереди, возле, кругом, навстречу, накануне, мимо, относительно, позади, посередине, подобно, сбоку, соответственно и др.

Отыменные предлоги образованы путем перехода, из существительных, которые потеряли при этом свое лексическое значение: путем, ввиду, в виде, во время, в течение, в продолжение, в заключение, в ходе, в области, в рамках, за исключением, за неимением, за счет, по поводу, по мере, с помощью и др.

Отглагольные предлоги образованы из деепричастий: несмотря на, невзирая на, благодаря, спустя, включая, исключая, не считая, начиная с и др.

1. Пишутся раздельно следующие предлоги:
в виде, в связи, в течение, в продолжение, в отличие, по причине, в целях, со стороны, в виду =вблизи, около, перед, в заключение (в конце чего-то). В заключении (в заключительной части)автор все объяснит. В заключение (в конце) можно подвести итог.
2. В предлогах в течение, в продолжение, вследствие, наподобие, в заключение на конце пишется буква е.
Надо различать эти предлоги и форму предложного падежа существительных течение, продолжение, следствие, подобие. В этом случае пишется окончание -и, например: в течении реки.
3. Слитно пишутся предлоги: вместо =за. Вроде=как. Вследствие=из-за. Навстречу=к. наподобие=как. Насчет=на. Ввиду=из-за. Вслед=за. Вместо=за.
3. Через дефис пишутся предлоги: из-за, из-под, по-над, по-за.

2. Задание: выпишите производные предлоги 1. Эта борьба с устарелым слогом, уже существующая для нас благодаря решительной победе Пушкина, должна была стоить ему многих трудов, потому что, несмотря на все исправления, оставила в его стихах некоторые следы. 2.Вследствие спора насчет того, кто лучше знает математику, мы просидели за учебниками весь день.3. Около леса, как в мягкой постели, выспаться можно. 4. Кругом нас до самого горизонта тянулась степь. 5. Я хотел по­говорить с вами насчет квартиры. 6. Вслед мне смеялись люди.

3. Выпишите производные предлоги 1. Около оголившихся корней того дуба, под которым я сидел, по серой, сухой земле, между дубовыми листьями, желудями кишмя кишели муравьи. 2.Запах травы и влажных камней проникал в комнату вместе с голосами птиц. 3.Несмотря на свою силу, дуб — дерево нежное, боится крепких морозов. 4.Признаюсь, сколько я ни старался различить вдалеке что-нибудь наподобие лодки, но безуспешно. 5. Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года. 6. В теченье медленном река вблизи плетень из тростника волною сонной омывала и вкруг него едва журчала при легком шуме ветерка.

7. Ввиду недостатка в продовольствии сокращение пути теперь было особенно важно. 8. Я хотел поговорить с вами насчет квартиры. 9. Дорога все еще шла сквозь глинистые горы. 10.Я остался один, полураздетый, промокший до костей, в виду моря, где наш пароход медленно догорал. 11. Солнце уже показалось на горизонте в виде тусклого большого пятна. 12.Вслед экипажам навстречу им густо двигалась толпа мужчин 13. Невзирая на обиду, мы все-таки помирились и отправились смотреть фильм. 14. Мы покинули хозяев, благодаря за радушный прием. 15.Несмотря на молодой возраст, Петр добился многого. 16.Судя по слухам, распространявшимся среди сотрудников, все уже было решено. 17.Благодаря его творениям и письмам я приблизился к постижению истины. 18.Исходя из набранных балов, мы решим вопрос о вашем зачислении. 19.Все члены коллектива, включая отсутствующих, примут участие в конкурсе самодеятельности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: