Краснодар 2018 год
Список детей:
№ | Ф.И.О. ребенка | Дата рождения | Адрес | Речевое заключение |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
Пояснительная записка
Настоящий план составлен в соответствии с программой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.» и «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Фронтальные занятия проводятся с учетом методических рекомендаций Смирновой Л.Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР.»
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на 3 периода:
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводятся 2 раза в неделю. Содержание коррекционного обучения включает в себя:
* развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий, признаков, понимание обобщающего значения слов;
* подготовку к овладению диалогической формой общения;
* практическое усвоение некоторых способов словообразования — с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-);
* усвоение притяжательных местоимений «мой — моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, некоторых форм словоизменения путем практического овладения существительными единственного и множественного числа, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах;
|
* преобразование глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонение 3-го лица единственного числа настоящего времени (»спи» — «спит», «пей» — «пьет»);
* овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке
* усвоение навыка составления короткого рассказа.
Отработка звуков проводится таким образом, чтобы к моменту изучения каждого звука на фронтальном занятии (II и III период) все дети умели его правильно артикулировать. Лексический материал насыщается изучаемым звуком.
Второй период обучения — декабрь, январь, февраль, март
Фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 2 раза в неделю: по формированию звукопроизношения — 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
* уточнение представления детей об основных цветах и их оттенках, овладение соответствующими обозначениями;
* практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («дубовый»), различным материалам («кирпичный», «каменный» и т.д.);
|
* различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению и вопросам «какой-какая-какое?»; формирование ориентировки на совпадение окончания вопросительного слова и прилагательного; усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе;
* упражнения в составлении сначала двух, а затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи» — «лежит» — «лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа на форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идет» — «иду» — «идешь» — «идем»;
* употребление предлогов «на, под, в, из», обозначающих пространственное расположение предметов, в сочетаниях с соответствующими падежными формами существительных; совершенствование навыка ведения подготовленного диалога (просьба, беседа, элементы драматизации);
* закрепление навыка построения предложений; распространение предложений путем введения однородных членов; первоначальное усвоение наиболее доступных конструкций сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
* составление коротких рассказов по картине, серии картин, рассказов-описаний, пересказов.
На фронтальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
* закрепление правильного произношения звуков, уточненных на индивидуальных занятиях первого периода;
* постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков;
* дальнейшее усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава;
* формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость — звонкость; твердость — мягкость;
* восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.