Нормативные правовые акты




 

1. Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССББ) - Госстандарт РФ о труде;

2. Отраслевые стандартные системы стандартов безопасности труда (ОСТ ССБТ) - утверждали федеральные органы исполнительной власти;

3. Санитарные нормы (СН) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;

4. Санитарные правила (СП) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;

5. Гигиенические нормативы (СГ) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;

6. Санитарные правила и нормы (СанПиН) - утверждено Госкомсанэпиднадзор РФ;

7. Строительные нормы и правила (СНиП) утверждено Госстрой РФ;

8. Правила безопасности (ПБ);

9. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ);

10. Инструкция по безопасности (ИБ) - утверждено федеральными органами надзора;

11. Правила по охране труда межотраслевые (ПОТМ) - утверждало Минтруд РФ.

12. Межотраслевые организационно-методические документы, положения, методические указания и рекомендации (МУ, МР);

13. Правила по охране труда отраслевые (ПОТО);

14. Типовые отраслевые инструкции (ТОИ);

15. Отраслевые организационно-методические документы (МУ, МР) - утверждали федеральные органы исполнительной власти;

Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ ССБТ). Система стандартов безопасности труда, утверждаемая Госстандартом России, является основным видом нормативных правовых актов по безопасности труда[3].

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) -- это одна из систем государственной системы стандартизации (ГСС). Шифр (номер) ССБТ в системе ГСС -- 12. ССБТ представляет собой многоуровневую систему взаимосвязанных стандартов по безопасности труда. Этой системой стандартизованы требования безопасности, введен раздел «Требования безопасности» во все виды проектной документации на серийно выпускаемую продукцию, а также в рабочую конструкторскую и технологическую документацию.

Кроме ГОСТов ССБТ к нормативным правовым актам в области безопасности труда относятся: гигиенические нормативы (ГН), санитарные нормы (СН) и санитарные нормы и правила (Сан-Пи Н) Госкомсанэпиднадзора России; строительные нормы и правила (СНиП) Госстроя России; правила безопасности Госгортехнадзора России; документация Госэнергонадзора России, например, правила устройства энергоустановок (ПУЭ), межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минтруда России, выпуск которых начат недавно, а также межотраслевые организационно-методические документы (положения, методические указания (МУ), методические руководства (MP), рекомендации, которые принимаются Правительством России, Минтрудом России, органами надзора и контроля за безопасностью и охраной труда. Отраслевая документация по охране труда представлена соответствующими правилами ведения работ, отраслевыми стандартами (ОСТ) и отраслевыми организационно-методическими документами.

ССБТ включает в себя несколько подсистем:

1. Организационно-методические стандарты (устанавливают цели, задачи, структуру ССБТ);

2. Стандарты требований и норм по видам опасных и вредных производственных факторов (ОВПФ) - устанавливают требования по видам ОВПФ.

3. Стандарты требований к оборудованию (устанавливают общие требования безопасности к отдельным видам производственного оборудования, методы контроля.

4. Стандарты требований безопасности к системам защиты (устанавливают общие требования безопасности к отдельным производственным и технологическим процессам, методам контроля.

5. Стандарты требований безопасности к системам защиты (устанавливают требования безопасности к системам защиты от опасных и вредных производственных факторов (ОиВПФ);

6. Стандарты требований безопасности к зданиям и сооружениям (устанавливают требования безопасности к отдельным зданиям и сооружениям);

По безопасности и по действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на 5 уровней [4]:

1. Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда (Федеральные законы, указы президента, постановление правительства и т.д);

2. Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики (ССБТ, СН, ГН и т.д.);

3. Акты субъектов РФ, которые действуют только на территории субъекта и регулируют вопросы охраны труда применительно к субъекту;

4. Отраслевые акты, которые действуют только в той или иной отросли экономики и не имеют юридической силы в других отраслях;

5. Нормативные правовые акты предприятий, которые действуют только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции);


Законодательные акты

Основными законодательными актами, регулирующими охрану труда в Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» и Трудовой кодекс Российской Федерации.

По общности и действию законодательные и нормативные правовые акты подразделяются на пять уровней[5].

1.Единые акты, действующие на всей территории России для всех предприятий, организаций, учреждений и устанавливающие основные принципы и правила государства в области охраны труда. К ним относятся федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства и федеральных министерств и ведомств. Такие акты утверждаются Государственной Думой, Президентом, Правительством, федеральными министерствами и ведомствами (например, Министерством труда и социального развития).

2.Межотраслевые акты, действующие во всех отраслях экономики без исключения. К ним относятся, например, стандарты системы безопасности труда, санитарные нормы и правила работы с отдельными опасными и вредными производственными факторами, гигиенические нормативы и др. Такие нормативные акты разрабатываются и утверждаются только специально уполномоченными федеральными органами.

3.Акты субъектов Федерации, действующие только на территории субъекта и регулирующие отдельные вопросы охраны труда при-менительно к субъекту. Они разрабатываются и утверждаются зако-нодательными и исполнительными органами субъектов Федерации.

4.Отраслевые акты, действующие только в той или иной отрасли (металлургической, химической, текстильной) и не имеющие юридической силы в других отраслях. Они разрабатываются и утверждаются отраслевыми министерствами и ведомствами или другими уполномоченными органами (например, Госгортехнадзором, Госсанэпиднадзором и др.) применительно к конкретной отрасли.

5.Нормативные правовые акты предприятия, представляющие собой документы по охране труда, действующие только на конкретном предприятии (приказы, решения, инструкции).

Законодательные и нормативные правовые акты более низкого уровня не должны противоречить актам более высокого уровня. Так, отраслевые акты не должны противоречить межотраслевым, региональные -- единым и межотраслевым, предприятий -- отраслевым.

Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (далее Закон) определяет основные направления государственной политики в области охраны труда, которыми являются:

· обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

· принятие и реализация законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, федеральных и территориальных программ улучшения условий и охраны труда;

· государственное управление охраной труда;

· государственный надзор и контроль за соблюдением требований по охране труда;

· содействие общественному контролю в области охраны труда;

· расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и их анализ;

· защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда;

· координация деятельности в области охраны труда;

· распространение передового опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

· государственное участие в финансировании мероприятий по охране труда;

· подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

· организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, профессиональных заболеваниях и об их материальных последствиях;

· обеспечение функционирование единой информационной системы охраны труда;

· международное сотрудничество в области охраны труда;

· проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда;

· установления порядка обеспечения работников СИЗ и СКЗ, санитарно-бытовыми помещениями, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателя[6].

Реализация перечисленных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается совместными согласованными действиями федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, а также профессиональных союзов.

Закон определяет единый на всей территории страны порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками независимо от форм собственности, сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности предприятий, организаций, учреждений.

Основные положения установленного Законом порядка регулирования отношений в области охраны труда заключаются в следующем:

· определение управления охраной труда на государственном уровне и на уровне предприятия;

· установление обязанностей работодателей по обеспечению безопасных условий труда, а работников по выполнению требований безопасности;

· проведение обучения и инструктажа работников по охране труда и проведение медицинских осмотров;

· определение ответственности работодателя за вред, причиненный работнику трудовым увечьем, ответственности за невыполнение нормативных правовых требований по охране труда;

· предоставление льгот и компенсации работникам за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда;

· определение основных функций и ответственности органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательных и нормативных правовых актов по охране труда;

приостановление или закрытие производственной деятельности предприятий за нарушение законодательных и нормативных правовых актов по охране труда.

Следует обратить особое внимание на статью 8 Закона, в которой определяются права работника и говорится, что работник имеет право на рабочее место, защищенное от воздействия вредных и опасных факторов, которые могут вызвать травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности; на возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей; на достоверную информацию от работодателя о состоянии условий и охраны труда на своем рабочем месте, о существующем риске, а также о принятых мерах по его защите; на обеспечение СКЗ и СИЗ, на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя.

Обязанности работодателя определены статьей 14 Закона. Работодатель обязан обеспечить безопасность при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых сырья и материалов, эффективную эксплуатацию СКЗ и СИЗ, которые он должен предоставить работникам при их необходимости, обеспечить санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников, режим труда и отдыха работников, установленный законодательством.

Работодатель не имеет права применять новые сырье и материалы, не прошедшие экспертизу их влияния на человека (статья 21 Закона).

При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения здоровья из-за воздействия ОВПФ работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу, не связанную с воздействием ОВПФ (статья 9 Закона).

Работник имеет право без каких-либо последствий для него отказаться от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности его жизни и здоровью до устранения этой опасности.

Обязанности работника определены статьей 15 Закона. Работник обязан соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда, применять СКЗ и СИЗ, предусмотренные инструкциями, проходить в установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний правил и инструкций по охране труда. Он обязан немедленно сообщать своему непосредственному руководителю о любом несчастном случае, обнаружении профессионального заболевания, о ситуациях, которые создают угрозу жизни и здоровью[7].

Статьей 12 Закона определено, что в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность и с численностью более 100 работников, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При меньшей численности решение о введении службы охраны труда или должности специалиста по охране труда принимает работодатель с учетом специфики деятельности предприятия.

Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охране труда. Финансирование этих мероприятий в организациях (кроме федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,1 % суммы затрат на производство продукции, а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, -- в размере не менее 0,7 % суммы эксплуатационных расходов.

Трудовой кодекс Российской Федерации (Кодекс). В Кодексе также нашли существенное отражение вопросы охраны труда. В нем констатируется, что каждый работник имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на обязательное социальное страхование, на возмещение ущерба, причиненного работнику в связи с выполнением трудовых обязанностей, и ряд других. Вопросам охраны труда посвящен специальный раздел X «Охрана труда», в котором законодательно определены:

· обязанности работодателя и работника по обеспечению безопасных условий труда;

· медицинские осмотры некоторых категорий работников (работающие на транспортных предприятиях, пищевой промышленности, торговле и др., подвергающиеся воздействию ОВПФ);

· необходимость соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда;

· права работников на охрану труда и гарантии такого права;

· обязанность работников, в том числе руководителей, проходить обучение и проверку знаний по охране труда;

· несчастные случаи на производстве, подлежащие расследованию, обязанности работодателя при несчастном случае, порядок расследования несчастных случаев, оформления материалов расследования и рассмотрения разногласий по материалам расследования.

В Кодексе регулируется труд работников в возрасте до 18 лет, устанавливаются льготы и ограничения. Так, запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и работах с вредными и травмоопасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может принести вред их нравственному развитию (игорном бизнесе, ночных клубах, в транспортировке и торговле спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами)[8].

Лица моложе 21 года принимаются на работу лишь после обязательного медицинского осмотра и подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру.

Учащиеся общеобразовательных и средних профессиональных учреждений до 15 лет могут быть приняты только на легкую работу, не причиняющую вреда здоровью, не нарушающую процесса обучения. Они могут быть приняты на работу только по достижении 14 лет с согласия родителей.

 

 


Заключение

За нарушения работодатель и должностные лица могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и субъектов РФ.

Дисциплинарная ответственность наступает в тех случаях, когда по вине должностных лиц допускаются нарушения правил и норм по охране труда, которые не влекут за собой тяжелых последствий и не могли бы их повлечь. Дисциплинарная ответственность выражается в объявлении виновному лицу дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, строгий выговор, увольнение).

Административная ответственность выражается в наложении штрафа на виновное должностное лицо. Правом налагать штраф обладают руководители государственных инспекций труда (до 100 минимальных размеров оплаты труда), государственные инспекторы по охране труда (до 50 минимальных размеров оплаты труда), органы надзора и контроля. Размер штрафа определяется степенью нарушения правил и норм безопасности и охраны труда.

Материальная ответственность возникает, если по вине должностного лица предприятие (учреждение) понесло материальный ущерб из-за нарушения норм и требований охраны труда. Материальный ущерб возникает, если в результате несчастного случая или профзаболевания, предприятие обязано выплатить пострадавшему, родственникам, органам социального страхования определенную денежную сумму. Эта денежная сумма частично или полностью может быть взыскана с виновных должностных лиц.

Кроме материальной ответственности виновных должностных лиц предусмотрена также ответственность предприятия (учреждения, организации). За невыполнение требований законодательства об охране труда и предписаний государственных органов надзора и контроля на предприятие налагаются штрафы, размер и порядок наложения которых определяется законодательством РФ и субъектов в составе РФ.

Уголовная ответственность возникает, если нарушения норм и правил безопасности и охраны труда могли или повлекли за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия. Уголовную ответственность несут лишь те виновные должностные лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению возложена обязанность по обеспечению безопасных и здоровых условий труда на соответствующих участках. Виновные могут наказываться лишением свободы на срок до 1 года, исправительными работами на тот же срок, штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, увольнением с должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.


Список литературы

1. Кодекс законов о труде Российской Федерации. - М.: “Проспект”,1996. - 112 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: “Проспект”,2000. - 416 с.

3. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: “Издательский дом Дашков и Co”, 2001. - 678 с.

4. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. С.В. Белова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2001. - 485 с.: ил.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».

6. Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)

7. В.Н.Третьяков Справочник инженера по охране труда. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2007. — 736 с.

8. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учебные пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений П.П.Кукин, В.Л.Лалин, Н.Л.Пономарёв, и др. Высшая школа 2001-431 с.

9. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений С.В.Белов, В.А.Девисилов, А.Ф.Козьяков и др.; под общ. ред. С.В.Белова-М: Высшая школа, 2002-357 с.

10. Девисилов В.А Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных заведений - М: Форум - Инфра - М, 2002-200 с.


[1] Девисилов В.А Охрана труда: Учебник для студентов средних профессиональных заведений - М: Форум - Инфра - М, 2002-200 с

[2] Безопасность жизнедеятельности: Учебник. / Под ред. проф. Э.А. Арустамова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: “Издательский дом Дашков и Co”, 2001. - 678 с

[3] В.Н.Третьяков Справочник инженера по охране труда. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2007. — 736 с

[4] В.Н.Третьяков Справочник инженера по охране труда. — Вологда: Инфра-Инженерия, 2007. — 736 с

[5] Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)

 

[6] Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: Учебные пособия для студентов средних профессиональных учебных заведений П.П.Кукин, В.Л.Лалин, Н.Л.Пономарёв, и др. Высшая школа 2001-431 с

[7] Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. №181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»

[8] Гражданский кодекс Российской Федерации. - М.: “Проспект”,2000. - 416 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: