Задания к зачёту по дисциплине «Русский язык и культура речи»




Задание№1. Расставьте знаки ударения в следующих словах.

 

Августовский, апостроф, аристократия, баловать, водопровод, включим, газопровод, джинса, джинсовый, диспансер, договор, жалюзи, завидно, заржаветь, звонишь, звонит, избалованный, каталог, квартал, красивее, кулинария, мизерный, наискось, новорожденный, одновременно, обеспечение, облегчение, осведомиться, осужден, откупорить, посолим, премировать, принудить, средства, свекла, столяр, сосредоточение, танцовщица, торты, феномен, ходатайство, черпать, шофер, щавель, щекотно.

 

Задание№2. Образуйте формы: краткую форму прилагательных и причастий.

Образец: робкий -ро'бок, робка', ро'бко, ро'бки; занятый — за'нят, занята', за'нято, за'няты.

 

Грубый, горький, мягкий, лёгкий, правый; принятый, понятый, проданный, нажитый, созданный.

 

Задание№3. Обозначьте орфоэпические нормы, учитывая особенности, произношение подчёркнутых букв и их сочетаний.

Образец: му з ей - [з'], во жж и [ж'], коне чн о [ш].

 

А т елье, т ест, п р есса, р езю м е, фла н ель, ко ф е, О д есса, ши н ель, к р ем, чт о, чт о-то, не чт о, було чн ая, наро чн о, пустя чн ый, скворе чн ик, ску чн ый, ску чн о, Фомини чн а, Никити чн а, до жд и(осадки), не ви зж и, пое зж ай, и сч езнуть, сч астье, и сч ахнуть, рас сч итать, сейчас.

 

Задание№4. Составьте словосочетания с многозначными словами, употребляя их в прямом и переносном значении.

Образец: луч- солнечный луч(прямое), луч надежды(переносное); кислый лимон (прямое), кислое настроение (переносное).

Волна, дорога, лёд, облако, альбом; музыкальный, холодный, острый, железный, тёплый; дремать, закачать, плыть(плавать), умирать, платить.

 

Задание№5. Составьте предложения, употребляя омонимичные слова в разных значениях.

Образец: Коса - Косить траву косой. Заплетать волосы в русскую косу.

 

Лавка, завод, кран, клуб(ы), серебряный, болтать, косить, затопить, стекло, ели, замок, (на)счёт.

Задание№6. Продолжите синонимическую группу.

Образец: большой, огромный — громадный, колоссальный.

Быстрый, проворный - …; смелый, храбрый -...; надёжный, прочный - …; жадный, алчный -...;

тоска, грусть -...; ярость, гнев -...; преемник, воспитанник -...; граница, рубеж - …; поймать, схватить -...; построить, соорудить -...; рассказывать, говорить -...; гореть, пылать -....

 

Задание№7. Подобрать антонимы к многозначным словам, учитывая их значение.

Образец: тихий (голос, улица, нрав) — громкий (голос), шумная (улица),тихий (нрав)

Вредный(продукт, характер, совет); открытый (окно, человек, вражда); свободный (место, труд, обувь); тяжёлый (предмет, разговор, взгляд); острый (нож, зрение, боль); прямой(линия, угол, волосы).

 

Задание№8. В данные предложения вставьте слово из паронимической пары.

1. В нашем клубе часто проходят _________ (драматичные, драматические) постановки.

2. Он дал мне ______________ (дружеский, дружественный) совет.

3. Все поразились её _________ (эффектному, эффективному) выходу.

4. Осторожно: во дворе ________ (злостная, злая) собака.

5. Я люблю решать _________ (логические, логичные) задачи.

6. Работая в профсоюзе, он занимал____________ (выборочную, выборную) должность.

7. После окончания школы мы собираемся поступить на ________ (экономичный, экономический) факультет.

8. Это наказание носит только ________ (воспитательный, воспитательский) характер.

9. По всему видно, что у него ________ (скрытный, скрытый) характер.

10. Мало читать -быть __________ (невежей, невеждой).

 

Задание№9. Дайте объяснения иностранным словам.

Ажиотаж, апатия, брифинг, бартер, виртуозный, виртуоз, геноцид, демагогия, демагог, дефицит, дивиденд, интервал, инцидент, консенсус, креативный, мониторинг, прецедент, приоритет, приоритетный, прессинг, продюсер, рейтинг, стресс, чартер, эйфория, экспрессия, импичмент.

Задание№10. Дайте объяснения фразеологизмам и употребите их в предложениях.

Образец: скрепя сердце — неохотно. Мы выполняем трудные задания скрепя сердце.

Ахиллесова пята, играть первую скрипку, кусать локти, лить крокодиловы слезы, сломя голову, лезть в бутылку, иметь язык без костей, тет-а-тет, положить под сукно, стреляный воробей, яблоко раздора, пускать пыль в глаза, закадычный друг, со щитом или на щите.

 

Задание№11. Образуйте словосочетания, употребив слова из скобок.

Образец: тратить...; трепать...(нервы, время) — тратить время, трепать нервы.

 

Играть..., иметь (роль, значение); уделять..., придавать... (внимание, значение); завоевать..., занять... (первенство, первое место); невоспитанный..., необразованный... (невежда, невежа); произвести..., оказать... (впечатление, влияние); утвердить..., сохранить...(приоритет, преимущество); надеть..., одеть... (ребёнка, шарф); оплатить..., заплатить.... (счёт, за проезд).

 

Задание№12. Определите род имён существительных, составьте словосочетания, согласуя прилагательное/ или глагол с именем существительным.

Образец: рагу — овощное рагу (ср.род)

Бюро, бра, мозоль, бюллетень, бандероль, жюри, леди, колибри, кенгуру, шимпанзе, кофе, кафе, попурри, шампунь, тюль, такси, резюме, меню, авеню, цунами, тарань, алоэ, Сочи, какаду, мышь, Миссисипи, «Таймс», ООН, МВД, неряха, плакса, Шура, преподаватель, секретарь, жалюзи.

 

Задание№13. Образуйте форму множественного числа именительного падежа имён существительных.

Адрес, директор, номер, паспорт, профессор, сорт, сторожа, округ, выбор, аптекарь, возраст, договор, инженер, приговор, торт, крем, шофёр, бухгалтер, инспектор, месяцы, зуб, лист, хлеб, сын, год, пропуск, корень, прожектор, цех, якорь, отпуск.

Задание№14. Образуйте форму множественного числа родительного падежа имён существительных.

Образец: болгары — болгар, томаты - томатов...

 

Грузины, румыны, цыгане, киргизы, таджики, сапоги, кеды, чулки,носки, брюки, килограммы, аршин, мандарины, огурцы, бананы, яблоки, ядра, брёвна, блюдца, песни, туфли, тапки, ботинки, очки, заморозки, сумерки, будни, брызги, ясли, места, брелки, кухни, кочерги, рельсы, солдаты, макароны.

Задание№15. Согласуйте имена числительные в том падеже, который необходим, употребив в буквенном эквиваленте.

Образец: Преподаватель беседовал с 25 студентами — Преподаватель беседовал с двадцатью пятью студентами.

 

1. Мы посетили галерею с 545 картинами известных художников.

2. Если из 976 вычесть 60, то останется 916

3. Под пшеницу в этом году выделили около 330 гектаров пашни.

4. К 99 из 100 у меня нет вопросов.

5. Теплоход с 222 пассажирами отошёл от пристани 22.08.2007 года

6. У 17 абитуриентов этот вопрос вызвал затруднение

7. Мы гордимся 101 космонавтом, покорившим небесные просторы.

8. Люди должны вечно помнить о священном дне — о 9 Мая.

9. По (оба, обе) сторонам улицы возвышаются небоскрёбы.

10. За (оба, обе) малышами родители приходят вовремя.

Задание№16. Выберете правильную форму глаголов,учитывая грамматические нормы.

1. Я (машу, махаю) рукой отходящему теплоходу.

2. Быстрее (бежите, бегите) для улучшения результата.

3. Щенок жадно (лакает, лачет) молочко из миски.

4. Хочешь шубу -(едь, поезжай, поедь) в Слободской.

5. Крыша прохудилась, поэтому с потолка (каплет, капает)

6. Дежурный, (сотрите, стерите) с доски.

7. Тетради (ложим, кладём) аккуратно.

8. Я больше не хочу (есть, ести).

9. Перед сном (положь, положи, поклади) игрушки на место.

10. Вода (плескает, плещет) через край.

11. При уборке квартиры я (пылесошу, пылесосю) всю квартиру.

12. Современная женщина уже не (полощет, полоскает) руками.

13. Он несколько минут (мокнул, мок) под дождём.

14. Вы (хочете, хотите) получить хорошие оценки?

15. Не (хнычь, хныкай)!

Задание№17. В каких предложениях допущены синтаксические нормы, исправьте их.

1. Мальчик тяжело больной ангиной.

2. Валя поделилась о своих впечатлениях в Египет.

3. Эта песня доставила для меня большое удовольствие.

4. Что он больше всего боится?

5. Всё было сделано согласно приказа.

6. Меня не раз охватывал смех, глядя комедию «Ревизор».

7. Я спросил у прохожих, что не подскажут ли они мне дорогу.

8. Войдя в коморку, нас обдало жаром.

9. Чтобы выполнить эту работу, я должен беречь каждую минуту времени.

10. Сверх плана в январе было сдано предприятиями много сверхплановой продукции.

Задание№18. Соблюдая орфографические нормы, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

Узнать (на)счёт расписания, (в)виду непредвиденных обстоятельств, иметь (в)ввиду, (в)силу обстоятельств, пороги (в)течении реки, болеть (в)течение недели, нечто (в)роде ёлки, (во)преки предупреждени..., (в)связи с угрозой наводнени.., запомнить (на)век, решить (в)миг, (в)следстви.. заморозков,(в)последстви... они поженились, (по)мере приближения, многонарод..., мало снег..., скучать по ва...

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: