Нормативные документы, регламентирующие организацию и учет расчетов с покупателями и заказчиками




 

Основными задачами учета расчетов покупателями и заказчиками являются:

- формирование полной и достоверной информации о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности;

- контроль за состоянием дебиторской задолженности;

- контроль за соблюдением форм расчетов, установленных в договорах с покупателями и заказчиками;

- своевременная выверка расчетов с дебиторами и кредиторами для исключения просроченной задолженности.

В настоящее время предприятия сами выбирают форму расчетов при оплате за поставленные товары (работы, услуги).

В процессе хозяйственной деятельности организация осуществляет различного рода расчеты с юридическими и физическими лицами. Расчеты – это система организации регулирования платежей по денежным и неденежным требованиям и обязательствам. Расчеты могут осуществляться как в наличной, так и безналичной форме расчетов. Расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей [9].

В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых организациям и лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, открыты соответствующие счета, если иное не установлено законом. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку расчетных документов (в том числе сводного платежного поручения) в другой банк для завершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодательством и договором. Покупатели и поставщики в расчетах между собой могут применять следующие формы безналичных расчетов: платежными поручениями, аккредитивами, чеками и по инкассо. В расчетах между ними банки не вмешиваются в их договорные отношения. Расчетными документами при осуществлении указанных форм расчетов является: платежные поручение, аккредитивы, чеки, платежные требования, инкассовые поручения. К исполнению эти документы принимаются банком независимо от суммы и в количестве экземпляров, необходимом для всех участников расчетов. На первом экземпляре расчетного документа (кроме чеков) должны быть подписи, как правило, руководителя и главного бухгалтера, то есть первых двух лиц, имеющих право подписи таких документов. Допускается наличие одной подписи в случае, когда руководитель организации ведет учет лично. В любом случае на первом экземпляре (кроме чеков) должен быт оттиск печати, образец которого наряду с образцами подписей заявлены организацией в карточке при открытии расчетного счета в банке.

При безналичной форме расчетов платежи между участниками текущих обязательств осуществляются путем представления в банк платежного поручения или платежного требования в зависимости от того, кому принадлежит инициатива погашения долга. Платежное поручение выписывается в случае, когда инициатива платежа исходит от плательщика при наличии на его расчетном счете денежных средств. Срок предоставления платежного поручения в банк – не позднее 10 дней с даты выписки. Банк принимает платежное поручение к оплате независимо от наличия денежных средств на счете плательщика [27].

Аккредитивная форма расчетов есть условное денежное обязательство, принимаемое банком выполнить поручение плательщика (покупателя) по погашению своего долга перед поставщиком. Последний должен предоставить в свой банк необходимые документы, подтверждающие основания для выполнения данной операции. Неиспользованные суммы в аккредитивах по истечении срока их действия направляются на восстановление средств или частичное погашение обязательств на те счета, с которых они были использованы.

Платежное требование – расчетный документ, предусматривающий, что инициатива в погашении платежа в данном случае исходит от поставщика. Документ выписывается в трех экземплярах и направляется в банк. Платежные требования направляются плательщику без акцепта, то есть согласия на оплату. При согласии оплатить плательщик заверяет все экземпляры платежных требований подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, и оттиском печати и возвращает в банк. Первый экземпляр служит основанием для списания средств с расчетного счета плательщика и после этого помещается в документы дня банка. Второй экземпляр направляется банку, обслуживающему поставщика. Третий экземпляр вместе с отгрузочными документами возвращается плательщику (покупателю) как расписка в приеме и совершении оплаты.

При расчете чеками в качестве плательщика выступает только банк, в котором чекодатель – лицо, выписавшее чек, имеет средства, позволяющие дать распоряжение банку произвести по его поручению платеж указанной в нем суммы чекодержателю, то есть кредитору. Лицо, оплатившее чек, имеет право потребовать передачи ему чека с распиской в получении платежа.

Безруких П. С. [30] справедливо утверждает, что в условиях рыночной экономики для уменьшения риска неоплаты или несвоевременной оплаты счетов поставщик может либо потребовать предварительной оплаты счета, либо произвести расчеты за счет выставленного покупателем аккредитива, либо прибегнуть к вексельной форме расчетов. Предварительная оплата связана с неэтичным использованием средств покупателя в обороте поставщика до момента перехода товара в собственность плательщика. Аккредитивная форма расчетов также ведет к отвлечению денежных средств покупателя из оборота.

Савицкая Г. В. [40] считает, что в процессе анализа составления расчетов нужно изучить динамику, состав, причины и давность образования задолженности; для анализа дебиторской задолженности используются данные второго раздела актива баланса и данные первичного и аналитического бухгалтерского учета.

Оценку состава и структуры задолженности следует производить по конкретным покупателям. При этом рекомендуется изучать, какой процент невозврата дебиторской задолженности приходится на одного или нескольких главных должников; будет ли влиять неплатеж одним из главных должников на финансовое положение предприятия. Целесообразно производить оценку ещё и по срокам образования задолженностей или срокам их возможного погашения. Наиболеераспространенная классификация предусматривает следующую группировку текущей задолженности: до 30 дней, от 1-го - до 3-х месяцев, от 3-6 месяцев, от 6-12 месяцев, более 12 месяцев.

Итак, от качества оценки расчетов с покупателями и заказчиками зависит эффективность деятельности предприятия в целом. Правильно организованный учет расчетов позволит решать следующие задачи, стоящие перед предприятием:

- обеспечение постоянного и действенного контроля за состоянием задолженности, своевременным поступлением достоверной и полной информации о состоянии и динамике задолженности, необходимой для принятия управленческих решений;

- соблюдение допустимых размеров дебиторской и кредиторской задолженности и их оптимального соотношения;

- обеспечение своевременного поступления средств по счетам дебиторов, исключающих возможность применения штрафных санкций и нанесения убытков;

- выявление неплатежеспособных и недобросовестных плательщиков;

- определение политики предприятия в сфере расчетов, в частности предоставление товарного кредита, скидок и иных льгот потребителям продукции.

Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируется следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» [4].

Гражданский Кодекс РФ [1; 2].

Налоговый Кодекс в части I и II [3].

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н [11].

Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №32н [11а]

Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 06.05.99г. №33н [12].

Дату отражения задолженности в бухгалтерском учете определяют правила, установленные следующими нормативными актами.

1. Федеральный закон от 22 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» [4]. Согласно этому закону, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов.

2. Согласно ГК РФ [1; 2], обязательства исполняются в соответствии с договором, требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

3. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.98г. № 34н [11]. При отражении в учете дебиторской задолженности придерживаются принципа допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности (принципа начисления) согласно которому все факты хозяйственной деятельности организации отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от состояния расчетов по ним, для целей налогообложения.

 

1.3 Методы управления дебиторской и кредиторской

задолженностью

 

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К приемам управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, например необходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки, связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.

Управление дебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки - между подготовкой счета-фактуры и получением его покупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).

Кредитные условия

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату.

При оценке платежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса, который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитную политику.

Продление кредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.

Контроль дебиторской задолженности

Имеется много способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взыскание долгов и оценку финансового положения клиентов.

Необходимо классифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторские задолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.

Кредитная политика

При предоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов;

2) анализ реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку политики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;

5) оценку и реализацию факторинга.

Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Анализ дебиторской задолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализе задолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании на эту сумму резерва по сомнительным долгам.

Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:

1) объем оборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конец периода <2

2) объем источников объем внеоборотных собственных доходов - активов на конец периода / объем оборотных средств на конец периода < 0,1

Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

4. Условия платежей за отгруженную продукцию - один из факторов, влияющих на объем продаж. Под условиями платежей понимается:

а) предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);

б) срок кредита;

в) скидка за своевременность оплаты.

На уровень дебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:

- оценка и классификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;

- контроль расчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;

- анализ и планирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.

Для определения инвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.

Делая обобщение можно сделать вывод, что в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение и оптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Оценка реального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежных долгов - один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными сроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.

В зависимости от размера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторов анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.

Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.

Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест (так, при n = 10% проверяют каждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например по времени возникновения обязательства). Существуют и более сложные статистические методы отбора, основанные на задании критических значений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения между отраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторской задолженности и т.п.

Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете

Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетной и подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере, превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонение варьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик (управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, не превышающее 5%-го уровня, признается несущественным.

 

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ПРОСТОР-ПЛЮС» г. Ижевска

 

2.1 Местоположение и правовой статус организации

 

Общество с ограниченной ответственностью «Простор-Плюс» создано 18.10.1999 г. на основании Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14 – ФЗ. Общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Целью создания организации является получение прибыли. Для достижения указанной цели ООО «Прстор-Плюс» осуществляет следующие основные виды деятельности: оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.

Местонахождение Общества: Удмуртская республика, г. Ижевск, ул. Кирова, 172. Общество является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать и бланки, штампы со своим наименованием. В своей деятельности руководствуется действующим законодательством и учредительными документами Общества.

 

 

2.2 Организационное устройство и размеры организации

 

Возглавляет организацию ООО «Простор-Плюс» – директор. В его прямом подчинении находятся: заместитель директора и главный бухгалтер. В подчинение заместителя директора находятся сменные мастера, в подчинении которых в свою очередь находятся сменные слесари. В подчинении главного бухгалтера находится администратор автосервиса (рис. 1).

    Директор    
 
     
Заместитель директора   Главный бухгалтер
       
Мастер 1 смены Мастер 2 смены Администратор автосервиса
     
Слесари 1 смены Слесари 2 смены
                     

 

 

Рис. 1. Организационная структура организации

Для того чтобы определить, как осуществляется деятельность ООО «Простор-Плюс» необходимо рассмотреть технико-экономические показатели работы предприятия за 2007-2009 гг. и провести анализ. Основными источниками информации для анализа экономико-финансовых показателей работы предприятия служат бухгалтерский баланс (Форма №1), отчет о прибылях и убытках (Форма № 2). Показатели, характеризующие размеры организации, представлены в таблице 1.

В результате сравнительного анализа технико-экономических показателей видно, что выручка от реализации стабильно растет. В 2008 г. она составила 5968 тыс. руб. (+ 49,84 %), а в 2009 г. уже 10374 тыс.руб., что на 6391 тыс.руб. больше, чем в 2007 г., а в процентном отношении рост выручки составил + 106,46 %.

В то же время заметен и постоянный рост себестоимости оказанных услуг, в 2008 г. она увеличилась на 56,51 % и составила 3581 тыс. руб., в 2009 г. по сравнению с 2007 г. она составила 7616 тыс. руб. (+232,87%).

Также наблюдается и рост валовой прибыли от реализации. В 2008 г. ее рост был 40,83 % и она составляла 2387 тыс. руб., в 2009 г. по сравнению с 2007 г. этот показатель увеличивается на 1063 тыс. руб. и его рост составляет 62,71 %. Эту динамику можно отобразить графически [Приложение 1]. Увеличение прибыли говорит о хорошей работе предприятия.

 

Таблица 1

Показатели размеров ООО «Простор-Плюс»

Показатели Ед.изм. 2007 г. 2008 г. 2009 г. В % к 2007 г.
2008 г. 2009 г.
  Выручка от реализации Тыс.руб. 3983,00 5968,00 10374,00 149,84 206,46
  Себестоимость реализованных товаров Тыс.руб. 2288,00 3581,00 7616,00 156,51 332,87
  Валовая прибыль Тыс.руб. 1695,00 2387,00 2758,00 140,83 162,71
  Среднегодовая стоимость основных фондов Тыс.руб. 1821,00 1481,00 1214,00 81,33 66,67
  Фонд заработной платы Тыс.руб. 1485,34 1370,38 3107,57 92,26 209,22
  Среднесписочная численность Чел.       57,14 285,71
  Производительность труда (стр.1/стр.6) Тыс.руб. 569,00 1492,00 518,70 262,21 91,15
  Фондоотдача (стр.1/стр.4) Руб. 2,19 4,03 8,55 184,02 390,41
  Фондовооруженность (стр.4/стр.6) Тыс.руб. 260,14 370,25 60,70 142,33 23,33
  Фондоемкость (стр.4/стр.1) Руб. 0,46 0,25 0,12 54,35 26,09
  Рентабельность продаж (стр.3/стр.1) % 0,43 0,40 0,27 93,02 62,79

 

Несмотря на увеличение прибыли, снижается рентабельности продаж, которая показывает, какую прибыль предприятие имеет с каждого рубля продаж. Таким образом, в 2009 г. он составил 0,27 % на 1 руб. продаж, что меньше по сравнению с 2007 г. на 37,21 %. В 2008 г. произошло изменение в среднегодовой стоимости основных фондов. Они уменьшились по сравнению с 2007 г. на 18,62 %, а в 2009 г. уже на 33,33 %. Эти результаты говорят о том, что основные средства предприятия не обновляются.

С ростом выручки увеличилась фондоотдача основных средств в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 84,02 %, а в 2009 г. – на 290,41 %, которая характеризует эффективность использования основных фондов, измеряемую величиной продаж, приходящих на единицу стоимости средств.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень обеспеченности предприятия основными фондами, является фондовооруженность. Чем выше ее показатель, тем более обеспеченным основными средствами является предприятие. В 2008 г. фондовооруженность составила 370,25, а в 2009 г. упала до 60,70, что напрямую связано со снижением среднегодовой стоимости основных фондов и увеличением среднесписочной численности работников.

Снижение уровня фондоемкости положительно сказывается на предприятии. Показатель является обратным значением фондоотдачи и показывает величину основных фондов, приходящих на единицу продаж товаров. Чем ниже показатель, тем эффективнее используются основные фонды на предприятии. В 2008 г. фондоемкость составляла 0,25 руб. на 1 руб. оказанных услуг, по отношению к 2007 г. этот показатель составлял 54,35 %, в 2009 г. фондоемкость была уже 0,12 руб. на 1 руб. оказанных услуг и составляла по отношению к 2007 г. 26,09 %, что говорит о постоянном снижении показателя.

Фонд заработной платы в 2007 г. составлял 1485,34 тыс. руб., а в 2009 г. Уже 3107,57 тыс. руб., произошло увеличение более, чем в 2 раза, а в процентном соотношении +109,22 %. В 2008 г. снизилась среднесписочная численность на 3 человека, в 2009 г. Она возросла на 185,71 % и достигла показателя 20 человек. Увеличение выручки привело к росту производительности труда. По сравнению с 2007 г. показатель в 2009 г. составил 518,70 тыс. руб. (+30,23 %) на каждого работника, что является положительным моментом в работе предприятия.

 

 

2.3 Основные экономические показатели деятельности организации

 

При проведении анализа финансового состояния экономического субъекта необходимо выявить признаки, касающиеся возможности прекращения непрерывности деятельности организации, т.е. того, не является ли экономический субъект потенциальным банкротом либо не станет ли он им в течение трех месяцев после отчетной даты.

Основные показатели финансового состояния и платежеспособности организации следующие:

- оценка ликвидности предприятия;

- оценка платежеспособности организации.

В условиях рыночных отношений у экономических субъектов могут возникать финансовые трудности, связанные с погашением в договорные сроки полученных банковских кредитов, займов других организаций, коммерческих кредитов поставщиков товароматериальных ценностей и других обязательств. Поэтому возникает необходимость в проведении анализа ликвидности баланса экономического субъекта с целью оценки его кредитоспособности и платежеспособности.

Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации ее активами, срок превращения которых в денежную форму стоимости соответствует сроку погашения обязательств.

Ликвидность активов – это величина, обратная ликвидности баланса по времени превращения активов в денежные средства. Чем меньше времени потребуется для превращения таковой в денежную форму стоимости, тем они ликвиднее, т.е. тем выше их ликвидность.

При анализе ликвидности баланса необходимо сопоставить статьи баланса по активу со статьями баланса по пассиву.

В таблице 2 приведен анализ ликвидности баланса организации.

 


Таблица 2

Показатели ликвидности и платежеспособности ООО «Простор-Плюс»

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Оптимальное значение
1. Коэффициент текущей ликвидности 5,46 42,94 19,85 ≥ 2
2. Коэффициент срочной ликвидности 2,35 32,96 16,51 ≥ 1
3. Коэффициент абсолютной ликвидности 1,66 10,05 10,62 от 0,2 до 0,5
4. Коэффициент общей платежеспособности 13,03 64,43 23,47 > 1

 

Анализ показателей ликвидности и платежеспособности (таблица 2) показал, что данная организация в анализируемые периоды времени является платежеспособной, о чем свидетельствует коэффициент текущей ликвидности, который значительно превышает нормативное значение, равное единице и имеет следующие значения: в 2007 г. – 5,46, 2008 г. – 42,94, 2009 г. – 19,85. Коэффициенты срочной и абсолютной ликвидности также превышают нормативные показатели, что подтверждает факт способности организации погашать все свои краткосрочные обязательства. Коэффициент общей платежеспособности носит прогнозный характер и указывает на то, что если в данный момент ликвидировать организацию, то она способна собственными средствами ответить по всем обязательствам, так как КОП > 1 и равен 13,03; 64,43 и 23,47 соответственно анализируемым годам.

Для оценки финансовой устойчивости организации рассчитываются показатели, представленные в таблице 3.

Анализ финансовой устойчивости показал, что удельный вес заемных средств в стоимости имущества составляет 7 % в 2007 г., 2 % – в 2008 г. и 4 % – в 2009 г., что соответствует нормативу (данный показатель не должен превышать 40 %) и свидетельствует о независимости организации. Наблюдается варьирование дебиторской задолженности в текущих активах от 12 % в 2007 г. до 53 % - в 2008 г. и 30 % - в 2009 г. Данное обстоятельство отрицательно сказывается на финансовом состоянии организации, так как приводит к отвлечению средств из оборота. Коэффициенты обеспеченности собственными материальными средствами значительно превышают пороговые значения и связаны с видом деятельности организации (оказание услуг по ремонту автомобилей).

Таблица 3

Динамика показателей финансовой устойчивости ООО «Простор-Плюс»

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. Оптимальное значение
1. Коэффициент независимости (автономии) 0,93 0,98 0,96 ≥ 5
2. Удельный вес заемных средств в стоимости имущества 0,07 0,02 0,04 < 0,4
3. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (коэфф. капитализации) 0,08 0,02 0,04 ≤ 1
4. Уд. вес дебиторской задолженности в стоимости имущества 0,05 0,36 0,24 ≤ 0,4
5. Доля дебиторской задолженности в текущих активах 0,12 0,53 0,30 ≤ 0,7
6. Коэфф. обеспеченности матер. запасов собств. обор. средствами 1,47 4,23 5,66 от 0,5 до 1,0
7. Коэфф. обеспеченности собственными оборотными средствами 0,82 0,98 0,95 ≥ 0,1
8. Коэффициент маневренности 0,35 0,68 0,81 ≥ 0,5
9. Коэффициент реальной стоимости имущества 0,80 0,47 0,31 ≥ 0,5

 

Коэффициент маневренности собственного капитала имеет положительную динамику от 0,35 в 2007 г. до 0,81 – в 2009 г., что положительно сказывается на финансовом состоянии, так как собственные средства переходят в мобильную форму, позволяющую маневрировать ими. Коэффициент реальной стоимости имущества имеет отрицательную динамику: в 2009 г. он снижается на 49 % по сравнению с 2007 и составляет 30 %, что меньше минимального порогового значения (50 %). Это обстоятельство связано с уменьшением остаточной стоимости основных средств и неприобретением новых.

В целом, организация имеет высокий уровень финансовой устойчивости, что связано с наличием собственных источников финансирования.

Из данных анализа следует, что валовая прибыль организации в 2009 году по сравнению с базисным периодом (2007 г.) возрастает, рентабельность продаж падает. Данное обстоятельство связано с ростом конкуренции на рынке оказания услуг по ремонту автотранспорта. Пути решения этой проблемы связаны с расширением производства за счет внедрения более широкого спектра услуг в данной отрасли.

 

2.4 Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего

контроля в ООО «Простор-Плюс»

 

Учетная политика организации сформирована главным бухгалтером организации и утверждена приказом руководителя организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Бухгалтерский учет осуществляется главным бухгалтером в соответствии с требованиями Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ.

Деятельность организаций в сфере оказания услуг по ремонту и техническому обс



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: