Рус правда как ист ист-к




Этнопол. Сит. В вост.евр в 1 тыс до н.э.

Ист: сев. Трад – новгор 1 лет, юж – лет киево-печ мон-ря.

Виз – прок кессар «о войне с готами»; страгегикон/маврикий.; Вост – ахмед-ибн-фадлан «книга».

Ист-я: Полевой Н.А. «Обозрение русской истории до единодержавия Петра Вел»(рассм в/слав об-во как об-во феод); Соловьев (родовая теория); историки права (Серг, Дьяк, Вл-Буданов) – публ. Памятники; Ключ; Греков «К.Русь» (к.русь-раннеф гос-во); Рыбаков «К.русь и рус кН-ва в 12-13 в» (др гос-во-рез-т внутр разв-я слав в 6-9в);Гумилев «Др Русь и вел степь».Совр- Седов, Мельник, Петрухин, Брачевский.

Вост слав в древности

Рус правда как ист ист-к

Ист:обычн право.

Ист-я: Татищев, Шлецер, Крестинин, Эверс (рассм нормы РП как местное, русск право, выросшее на основе «древнего обычая», хотя он видел в основе сходства русского и скандинавского права общий источник – германское право),Каченовск (стрем обосн несоответствие норм Правды условиям жизни северной Руси XI века), Калачов (част сб законов, обычаев и судебных реш, размещ без особ сисмы), Сергеевич, дорев-РП рассм г. о. как источник по истории права

Совет-РП стала осн источником каждой раб, повещ истории общест строя и права Руси, Юшков С. В. Очерки по истории феодализма в Киевской Руси (привлек 86 списков, возне ПЯ результат деятель Ярослава, связс необх отбора и утверждения норм, защищ интересы феодалов) и «Русская Правда, происхождение, источники, ее значение»; Правда Русская. Тексты/под ред Грекова, Тихомиров «Исследование о Русской Правде (происхождение текстов)», Черепнин.

«Русская правда» важнейший памятник древнерусского права. Она включает в себя нормы различных отраслей права, и в первую очередь уголовного и процессуального.

«Русская правда» является официальным актом. В самом ее тексте содержаться указания на князей, принимавших или изменявших закон (Ярослав, его сыновья, Владимир Мономах).

«Русская правда» - памятник феодального права. Она всесторонне защищает интересы господствующего класса – феодалов.

«Русская правда» - светский судебник. Она создана светской государственной властью и охватывает дела подведомственные светским, государственным органам, не вторгаясь в церковную юрисдикцию, которая возникла с крещением Руси. Разграничение это, однако, не вполне четкое. В некоторых сферах, например в наследственном праве, «Русская правда» соотноситься с областью церковной компетенции.

Краткая редакция – результат деятельности древнерусских князей по систематизации права.

В ее составе выделяется:

- древнейшая часть – (ст. 1 - 18) – Правда Ярослава или Древнейшая Правда,

- Правда Ярославичей с дополнительными статьями (ст. 19 - 41),

- Покон Вирный (ст. 42),

- Урок мостникам (ст. 43).

Нормы Древнейшей Правды, возникшие еще до образования государства, касаются взаимоотношений лично свободных и «вооруженных» мужей внутри «мира», дружины или другого социального коллектива. В Древнейшей Правде не видно феодально-зависимых крестьян, но вполне определенно фиксируется положение челяди – патриархальных рабов. Она целиком посвящена уголовному праву.

Правда Ярославичей представляет собой отдельный от Древнейшей Правды законодательный акт, принятый князьями Изяславом, Святославом и Всеволодом вместе с боярами. В этом законе значительно сильнее выступает нормотворческая деятельность князей, изменявшая традиционные нормы уголовного и процессуального права в интересах феодальных земельных собственников.

Покон Вирный и Урок мостникам большинство исследователей связывают с Древнейшей Правдой и датируют временем княжения Ярослава (1020-е или 1030-е).

В целом создание Краткой Правды относиться разными исследователями ко времени от середины XI – до 30-х г. XII.

Пространная Правда представляет собой свод развитого феодального права, в котором нашли отражение нормы уголовного и гражданского права. Она основана на тексте Краткой Правды. Кроме того, в составе Пространной Правды есть статьи заимствованные из законодательства не только Владимира Мономаха, но и других киевских князей.

В целом создание Пространной Правды относят к первой четверти XII в., вскоре после восстания 1113 г. в Киеве и вокняжения Владимира Мономаха.

Сокращенная Правда – памятник, возникший в результате значительного сокращения текста Пространной Правды. Работа редактора нового текста заключалась в отборе из древнейшего памятника тех статей и норм, которые могли сохранять характер действующих в его время. Время создания памятника также является спорным. Юшков определяет его XV в., до издания общерусского Судебника 1497 г. Ряд исследователей датируют его XVI или XVII в. (Мрочек – Дроздовский, Максименко).

«Русская правда» дает нам право усматривать в князьях XI в. феодалов. Статьи говорят и о людях князя, живших при нем: огнищане (управляющем), подъездном, тиуне (ключнике), старшем конюхе, сельском и пахотном старостах, рядовичах. Упоминаются также смерд и холоп. Уже один только перечень слуг говорит о характере хозяйства – это хорошо поставленное феодальное хозяйство. Следует отметить, что поскольку Ольга учредила «погосты», то и заселялись они княжескими людьми, то есть подчиненными князю и находившиеся под его юрисдикцией, где бы княжеское село ни располагалось. Отсюда и четкое требование о подсудности смерда, огнищанина, тиуна исключительно суду князя. Дружина князя также была разделена: на старших и младших дружинников. Место в дружине князя определяло и размер штрафа за убийство дружинника.

Слой городского населения составляли купцы. Русская Правда выделяет их среди прочих свободных жителей Древней Руси, определяя за его убийство 40 гривен. Это позволяет сказать, что по уголовным делам купцы находились под юрисдикцией князя. Правда указывает на наличие купеческой организации, имеющей свои нормы профессионального поведения.

Правда сохраняет неприкосновенность личности, жилища, имущества Людина. Штраф за его убийство определен в 40 гривен, если это был княжеский муж, то в 80. свободные люди, по каким - либо причинам, покинувшие общину назывались «изгои».

Русская Правда описывает и положение зависимого населения.

Смерд – самая большая часть свободного сельского населения, которая платила дань князю. Его жизнь ограничивалась 5 гривнами. Юшков относил смердов к феодально – зависимому населению, а Греков считал, что смерд – это собирательное название всех крестьян, включая феодально – зависимых и лично свободных. Смерд – являлся субъектом права, отвечающим за свои поступки, могущие передавать свое имущество по наследству.

Закуп – должник, который взял в долг под залог своей личной свободы и должен отрабатывать % в хозяйстве господина, а долг отдать из средств, заработанных на стороне или полученных в своем хозяйстве. Однако, он не имел возможности найти средства на стороне, так как всякая отлучка от хозяйского двора влекла за собой превращение его в «обельного холопа», то есть раба. Таким образом, закуп практически не мог освободиться. Закуп подлежал юрисдикции князя, обладал личным имуществом, мог заключать договоры, но был ограничен в правах выступать в качестве послуха в суде. Хозяин мог подвергать закупа телесным наказаниям. Например, за попытку бегства. Устав о закупах в Пространной правде содержал нормы, защищающие их интересы. Закуп мог потерять статус свободного человека при злостном банкротстве, если он уклонялся от выплаты долга бегством, а также, если он совершал кражу.

Челядь – категория феодально – зависимого населения; челядин - человек ставший рабом в результате пленения. В основном они были иноплеменники. Он зависел от господина экономически. Однако существует еще несколько мнений по этому вопросу. В частности, Б. Д. Греков полагает, что челядь – это не только рабы, но и все подвластные домовладыке феодально – зависимые люди.

Холопы – рабы-соплеменники. Источниками пополнения этой категории населения служили самопродажа, женитьба на «робе без ряду», бегство закупа от господина, воровство, совершенное закупом, тиунство без «ряда».

Рядовичи – люди, живущие у господина и работающие на него «по ряду» - полузависимая категория, вероятно лично свободны и зависят экономически. Они приравнивались к холопу и смерду. Жизнь ограничивалась 5 гривенной вирой. Юшков считает, что рядовичи – хозяйственные агенты князя.

Кроме того, по «Русской правде» (в частности по Правде Ярославичей) можно охарактеризовать феодальную вотчину. Центром вотчины являлся княжеский двор, где находились, прежде всего, хоромы, дома его слуг высокого ранга, помещения для второсортных слуг, разнообразные хозяйственные постройки – конюшни, скотный и птичьи дворы, охотничий дом.

Структура управления вотчиной выглядит следующим образом: Княжий муж (феодал)-> Боярин – огнищанин (несет ответственность за жизнь вотчины, сохранность имущества) -> Подъездной княж(сбор податей)+ Конюшный (заведует конюшней) -> Тиуны – княжеские(сельск -наблюдение за населением вотчины;+ратный-наблюдение за пашней)-> Холопы, рядовичи, закупы, смерды.

Боярин – огнищанин и состоящие при нем подъездной княж и конюшный охранялись 80 гривенной вирой, что говорит об их привилегированном положении. Это высший административный аппарат княжеской вотчины.

Таким образом, «Русская правда» защищает вотчинника – феодала от всевозможных покушений на его слуг, коней, волов и др.

  1. Обр-е Древнерус гос-ва. Древняя Русь 10-12

Ист: ПВЛ(киев лет свод, радзивил лет+ипат), лет сказания, сказ о походе игоря свят, битва на калке, слово о полку игореве, слово дан заточника, поучения (вл мон, кир туров), слово о законе и благодати митр иллариона, жития,РП, м/кН договоры.

Ист-я: феод(греков, землед хар-р руси; рыбаков) или раннефеод (фроянов-родоплем, «киев русь очерки соц эк ист»; дворниченко), горемыкина (рабовлад), зимин «хол-во на руси с древн времен до к17 »-не раб, но патр рабство заним важн место;

Соц отн-Павл-Сильв, Греков(четко выраж феод отн-я, ген феод-ма9в)Черепнин(гл соц ениница-с/община).

Корсун верс(Шахматов, Приселков, Пресняков)-взятие Корсуни; визант(василевский)-прям влияние визант; болгар(приселков)-церк иерархия болг; з/евр(никольский)-кирилл и меф; римская(коробка)-варяги-католики;ирланд(кузьмин)-ирланд миссионеры.

Церковь-Голубинский, Никольский (ист рус церкви),Сахаров, Корецкий, Клибанов.

  1. Феод раздробленность

Ист: Мавродина: «Советское источниковедение Киевской Руси», м/кН грамоты,берест грамоты, мест летоп, слово о полку игореве, слово и моление дан заточника.

Ист-я: Карамзин+Соловьев (смута,после Ярослава мудр перестала сущ самодерж власть), Ключевский (полит раздробление), Платонов (вотчин тип власти), шк. Покровского (закономер этап в поступ развитии произв сил),Гумилев (результ спада пассионарной энергии в сисме древнерусс этноса)

  1. Борьба с монг завоеванием

Ист: Лет, акт мат, ярлыки, агиография – жития кН, ал невс, митр петра и алексея, серг радон. Освещ сост русско-ордын отн.Лав и Ипат лет (содерж повесть о нашест-и батыя), твер лет(повесть о битве на калке), перс ист-к Рашид-ад-дин, ливонская хроника.

Ист-я: Карамзин, Солов(не так уж тяжело), Ключ, Греков И шахмагонов «Мир истории: рус земли в 13-15», Гумилев.

Тизенгаузен(дорев), Кучкин, Борисов, Аверьянов, Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь(воен ист).

  1. Крестоносцы

Ист: житие Ал невского, ливонская хроника.

Ист-я: Б. Д. Греков, Шахмагонов в «Мир истории: Мир истории: Русские земли в XIII – XV вв.». Джон Феллон в работе «Кризис средневековой Руси» выступал против идеализации Александра Невского, он оценивал в целом политическую деятельность Александра как антирусскую.

  1. Общ-эк и пол строй рус зем в 14 перв пол 15

Ист-ки: 1 общерус свод в Твери, жития святых, сказ о кулик битве, сказ о моск вос-и 1382, духовные и договор грамоты.

Ист-я: 1. Полож оценка (Карамзин, Киреевские, Илов, Вернад); 2. Сол, Ключ, Плат-незначит соб-е; 3. Кучкин, Горский, Егоров – заметное влияние, но не опред.

Лит-рус гос-во

Ист: метроп свод Киприана 1408, великопольская хроника, жалов грамм вел кН литовских, записки сиг.герберштейна.

Ист-я: Устрялов,ь Костомаров, Коялович, Беляев, Антонович (примит быт). Сов-Пашуто(об лит гос), флоря, грек, хорошкевич. Совр-крома «зап-рус зем в сис лит-р отн кон 15-н16»

  1. Завершение объед-я рус зем в кон 15-нач 16. Обр рус гос

Ист: моск лет свод, хронограф 1512, акт мат-л, зак акты(суд 1497 и указы), м/н ист-ки.

Ист-я: Кар(перв самодержец Рос), Сол, Ключ(многофактор-ть), Покров; Скрынников, Кобрин, Зимин, Сахаров-комплексный анализ.

Культура 13-15

Ист-я: Белинский(искажение нравов русско-славянского племени), Иловайский (вобрали варварские черты), Карамзин(монголо-татары задержали, даже во многом остановили культурное развитие страны, но не изменили его характера), Покровский (к-ра м-т выше русской), Вернадский.

В историко-культурном процессе XIII—XV вв. выделяются два периода. Первый (с 1240 г. до середины XIV в.) характеризуется заметным упадком во всех областях культуры в связи с монголо-татарским завоеванием и одновременной экспансией со стороны немецких, шведских, датских, венгерских, литовских и польских феодалов. Второй период (11-ая половина XIV —XV вв.) отмечен подъемом национального самосознания, возрождением русской культуры.

В эпоху средневековья распространение грамотности и знаний шло разными путями в княжеских дворцах, монастырях, торговых городах и в деревне. В то время, как в бесписьменной деревне знания о природе, человеке, устройстве мира, родной истории передавались молодому поколению из уст в уста.

Математические познания в XIII —XV вв. не получили особого развития.

Самым выдающимся памятником этого рода является "Хожение за три моря" Афанасия Никитина, совершившего в 1466— 1472 гг. небывалое путешествие по Волге и Каспию в Персию, а затем в Индию.

Историч песня, легенда, воинская повесть.

Строительство теперь сосредоточилось в двух основных районах: на северо-западе (Новгород и Псков) и в древней Владимирской земле (Москва и Тверь).

Живопись 2-ой половины XIII — XV вв. является естественным продолжением искусства домонгольской Руси.

XIV в. — время блестящего расцвета монументальной живописи Новгорода, большое влияние на развитие которой оказал великий византиец Феофан, приехавший на Русь в 70-е гг. XIV в. В 1378 г. он расписал церковь Спаса на Ильине, фрески которой дошли до нас лишь частично.

Первое летописное известие об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда сообщается о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Кремлевского Благовещенского собора (1405 г.).

Эсхатологическая тема, вообще, занимала значительное место в творчестве русских средневековых художников.

Самое совершенное произведение Рублева — икона "Троица".

11+12 Укрепление и развитие РГв 16 в. иван грозный. ВП

Ист: монаст копии казненных людей, синодик, сочинения ивана пересветова.

Ист-я: Ключ(пугливое вообр-е И4),Платонов (о. свела удельных княжат с их вотчин),Веселовский(дворяне, приказн люди, купцы, крес-не-жертвы опричнины),Альшиц (о. положила начало рус самодержавию), кобрин (укрепл единоличн власти), скрынников (борьба м/у аристокр и самодер-м)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: