Способы изменения эмоциональных явлений. Рабочие утверждения и гипотезы.
Под эмоциональными явлениями мы будем понимать некоторую реакцию организма, возникающую в ответ на внутренний или внешний раздражитель, которую человек, в свою очередь, воспринимает и ощущает субъективно.
В контексте данной работы мы будем рассматривать следующие эмоциональные явления: эмоции и чувства.
- Эмоция - это реакция организма на ситуацию.
- Чувства – это реакция организма на объект, выраженная в некотором отношении к нему. Чувства появляются к значимым объектам (субъектам) и могут быть выражены в отношении к себе (неуверенность, гордость, и т.п.), к другим (любовь, ненависть) и к миру (враждебность, миролюбие, доброта).
- Негативные эмоции стимулируют деятельность. Организм побуждает нас изменить ситуацию (или отношение к ней).
- Чувства, связаны с убеждениями и ценностями (например, чувство любви может базироваться на следующих убеждениях: он хороший, ему можно доверять, он добрый, заботливый, мне с ним хорошо и т.п.). Они основываются на прошлом опыте. В общем виде чувства можно представить в виде следующих отношений:
К себе: Я в порядке (+) Я не в порядке (-)
К другим: Он(она, они) в порядке (+) Он(она,они) не в порядке (-)
К миру: Мир в порядке (+) Мир не в порядке (-)
- Эмоция всегда актуальна, т.е. она имеет продолжительность в настоящем времени. Эмоция завершается при закрытии (изменении) ситуации. Не завершенная ситуация может быть отложена, но в таком случае откладывается и эмоция (до ее возобновления либо в реальности, либо в воображении). Другими словами незакрытые (нерешенные) ситуации «терзают» нас даже тогда, когда мы просто о них думаем (мнимый стимул).
- Эмоция имеет причину (от чего-то), чувство имеет вектор (к чему-то).
- Чувства появляются в след за эмоциями (в тот момент, когда в сознании человека устанавливается причинно-следственная связь: «данная эмоция возникла из-за… (далее подставляем себя, другого или мир»)). Чувства являются следствием приписывания эмоций субъекту (объекту внешнего мира).
- Модель возникновения негативных эмоций и чувств:
Стимул → | Восприятие→ | Реакция→ | Результат | ||||||||||
Реальный Реальная ситуация, информация и т.п. | Бессознательная когнитивная обработка информации через фильтры восприятия: Ожидания Убеждения Ценности + Ассоциативное мышление | Эмоциональная: - Эмоциональный тон (+/-) - Эмоция - Физиология | Сознательная когнитивная: Анализ, прогноз, поиск решении. выявление причин (кто виноват? я, они или мир) и т.п. | Поведенческая: | Решение (изменение ситуации) | Эмоциональный | (+)Удовольствие | Когнитивно-эмоциональный (убеждения и чувства) | (+) Я в порядке (+) Другие в порядке (+) Мир в порядке | Поведенческий (фактический) | Ситуация завершилась | ||
Мнимый Информация в виде умозаключений | Игнорирование (откладывание ситуации) | (-) Не удовольствие | (-) Я не в порядке (-) Другие не в порядке (-) Мир не в порядке | Ситуация открыта либо приостановлена и требует решения. | |||||||||
- Мышление ассоциативно – подобное притягивает подобное. Положительные чувства «поднимают» опыт завершенных ситуаций (где все в порядке), негативный – незавершенных, при этом эмоциональный отклик от незавершенных ситуаций всегда ярче, чем от завершенных, т.е. грустим, вспоминая что-либо мы сильнее и чаще, чем радуемся.
- Существует феномен эмоционального заражения. Чувства и эмоции могут быть переданы от одного человека к другому.
- На формирование эмоций оказывают влияние наши ожидания. Чем больше расхождение реального с ожидаемым, тем сильнее эмоция.
- Энергия, появляющаяся для изменения ситуации, должна быть реализована. Другими словами эмоция должна быть выражена в поведении.
|
|
Некоторые выводы и рекомендации (следующие из вышеприведенной схемы):
- Негативные эмоции можно избежать путем избегания стимула, способного вызвать негативные эмоции. Первая и самая частая рекомендация: «Брось ты его/ разведись/ найди другую работу или «перестань об этом думать»…, и т.п. это правило относится и к избеганию «негативных людей».
Первое решение проблемы – избегание ситуации или мыслей о ней.
- Негативные эмоции можно предотвратить (уровень восприятия):
- Расширением и увеличением вариантов возможного (фильтр ожидания). В связи с этим существуют суждения типа: «все происходит так, как и должно быть», «на все воля Божья», «любой результат, тоже результат». А также изначально позитивная установка на восприятие любой ситуации: «надейся на лучшее, но готовься к худшему», «чтобы ни случилось – все к лучшему» «любой результат положительный»,и т.д., и т.п. Есть один важный момент – данные убеждения подходят как для всех жизненных ситуаций (обобщенно, уровень восприятие), так и для частных случаев (уровень реакции (сознательная когнитивная обработка)).
|
- Игнорированием стимула (т.е. не восприятием его, при его наличии (фильтр ценности)). Конфликтную ситуацию человек может не воспринимать как конфликтную и общаться с человеком, так, как будто ничего не случилось (т.е. конфликта не было) (стимул не ценен, он не воспринимается).
Второе решение проблемы – предупреждение негативных реакций на уровне восприятия ситуации путем ее игнорирования (обесценивания), или путем принятия любого ее результата.
- Негативные эмоции можно заменить или погасить путем:
- Включения более сильных положительных эмоций (уровень эмоциональной реакции: эмоция). Для этого часто используют «якорную систему» - включают музыку, вызывающую положительные эмоции, смотрят соответствующие фильмы, читают любимые книги, занимаются любимым делом, вспоминают понравившиеся цитаты и т.п. Так же можно использовать и специально поставленные кинестетические якоря.
- Воздействия на физиологию (уровень эмоциональной реакции: тело). В этом отношений существует достаточно большое разнообразие техник расслабления и снятия эмоциональных (телесных) зажимов.
Третье решение проблемы – вызвать более сильную (или равную по силе негативной) положительную эмоцию или расслабиться.
Продолжение следует….
- ни кто виноват, а зачем мне это надо?
- Обесцениванием результата (стимула): «Не работа и была», «не очень то и хотелось» и т.п.