Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда




ББК 88.4я73 К49

К49

Рецензенты: академик РАО, профессор А.А.Бодалев и профессор И.И. Ильясов

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили

Климов Е.А.

Введение в психологию труда: Учебник для вузов. — М.:

Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. — 350 с. ISBN 5-85178-060-6.

В учебнике труд рассматривается в широком смысле слова: как соз­дание не только материальных, но и духовных ценностей, как произ­водство научной, художественной информации, а также как упорядо­чение социальных процессов.

Особое внимание обращается на своеобразие психологического содер­жания труда в разнотипных профессиях. Обсуждаются вопросы установ­ления оптимального соответствия требований профессии и личных качеств человека.

Для студентов и преподавателей вузов, психологов, руководителей и служб управления персоналом предприятий, а также для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

ББК 88.4я73

© Е.А. Климов, 1998 С ЮНИТИ, 1998

Часть 1. О предметной области и задачах психологии труда

... нахожусь в том противном состоянии, которое принято называть отдыхом от усиленных занятий и посвящать разным накопившимся отложенным мелочам... Итак, я отдыхаю, а вернее — скучаю и потому о времени труда говорю, как о милом прошлом.

М.А. Врубель (письмо к АА. Врубель от апреля 1863 г.)

Естественные и технические науки, оснащенные специально разработанными для них математиче­скими средствами, давно используются людьми и для создания материальных условий существования, искусственной среды обитания и даже для широко­масштабного уничтожения людьми друг друга. Вполне понятно, что у человека, живущего в совре­менной культуре, эти науки уже в порядке не обя­зательно сознаваемой "презумпции" вызывают за­служенное почтение, уважение с разными их оттен­ками (от восхищения до страха) и отношение как к образцам проявлений разума. Исходя из такой позиции, казалось бы, надо строить научную психоло­гию труда по образу и подобию указанных наук, а историю психологии понимать как приближение к их историческому пути или как его запаздывающее по­вторение. Кстати, есть примеры соответст­вующих подходов к рассматриваемому делу, с чем мы отчасти, столкнемся, несколько ниже. Но все же идея построения психологических наук и, в частно­сти психологии труда по названным уважаемым и достойным в своем роде (в рамках их корректного приложения) образцам ведет в пределе к абсурду. Почему?

Дело в том, что, во-первых, и категориальный строй (множество понятий), и системы, методов указанных наук нечувствительны как раз к той ре­альности, которая существенна для психологии. Более того, по-житейски различимые и свойствен­ные человеку как субъекту особенности, качества понимаются в естественных и технических науках скорее как помехи или источники затруднений, от которых важно избавляться (повышать, скажем, на­дежность производственных систем за счет вытес­нения из них человека, который ошибается, утом­ляется, отвлекается; совершенствовать методы познания, очищая их от субъективности, т.е. опять-таки от чего-то присущего человеку, и т.п.). Во-вторых, явления природы и техники относитель­но стабильны, если иметь в виду масштабы, време­ни человеческой жизни (серная кислота и в прошлом веке, и в будущем будет взаимодействовать со ще­лочью по давно известной формуле, и это будет происходить и в пробирке, и в заводском резервуа­ре); человек же со всей системой его психической регуляции иее динамикой изменчив, индивидуально неповторим, располагает многими степенями сво­боды выбора. Но его активность, в частности, суще­ственно обусловлена относительно быстро сме­няющими друг друга средовыми процессами, проте­кающими в обществе, в культуре (понимаемой в широком смысле как область накопленных дости­жений в материальном и духовном производстве общественном устройстве).

Культивирование так называемого гуманистиче­ского подхода в психологии (подхода, связанного с уважением к человеку как субъекту, с учетом его уни­кальности свободы, права на "самостроительство", жизнь по своему замыслу и разумению) тоже можно довести до абсурда, и, продолжая, полагать себя в области науки, оказаться, практически в области мистики, непроверяемых мифологических моделей и "сверхученых" слов.

Просто "строить баррикады" против научной традиции, традиционной научной рациональности и размахивать флагом гуманистического подхода было бы нелепо. Нельзя не считаться с теми обре­тениями научной рациональности, которые накопи­ло человечество (включая не только достижения философии, гуманитарных наук, но и наук естест­венных и технических), нужны новые качественные синтезы научного знания. Но их построение - особая задача на далекую перспективу.

Нам же здесь в связи со сказанным важно для на­чала хотя бы стараться осознавать те ходы, сте­реотипы мысли, которые воспитаны у нас, возможно, еще в школе на материале учебных, предметов естественнонаучного цикла, не считать их единст­венно возможными образцами проявлений разума и научности, помнить, что любая истина имеет ог­раниченные пределы корректного приложения, кото­рые надо конкретно выяснять.

Обратимся к рассмотрению общепонятных яв­лений труда человека на штатном рабочем месте. Пусть это будет работа водителя грузового автомобиля, а мы, располагая средствами науки, хо­тим быть полезными: намереваемся внести вклад в повышение производительности труда, его безопас­ности, создать условия для максимальной сохран­ности данного работника как члена профессиональной общности водителей, для разностороннего раз­вития его личности, удовлетворенности трудом.

Нетрудно заметить, что при попытке нашего обращения к конкретному явлению, "частному слу­чаю" возникают полезные, с точки зрения и движе­ния к истине, и оказания практического содействия человеку, несообразности, несвязности:

§ Штатное "рабочее место" водителя как раз меньше всего именно "место", поскольку здесь человек при работе как раз перемещается, и предметная ситуация труда все время "плывет" не только во времени, но и в обычном пространстве, точно так же большим упрощением было бы говорить о рабочем, месте многих других работников, которые, казалось бы, "ходят на работу" или "пребывают на ра­боте".

§ Учитель, например, должен побыть и в библиотеке, и, возможно, посетить семью уче­ника, и провести с детьми экскурсию, а также и у себя дома он практически "на работе": ему надо посидеть над тетрадями учеников, а от­нюдь не только быть в классе, у доски. Если ретивый блюститель трудовой дисциплины и законов о труде захотел бы учесть пребывание учителя или агронома, руководителя, не гово­ря уже о водителе автомобиля, "на работе", то он либо пришел бы в смятение, либо "наломал бы дров", упрекнув работников, что они не находятся там, где они должны, каза­лось бы, быть.

Таким образом, придется сразу же теоретически признать представление не столько о "рабочем месте", сколько о "рабочей зоне" человека, занятого трудом, которая при этом может быть причудливым образом, распределена не только в геометри­ческом, но и в социальном, информационном пространствах. И для некоторых случаев это вопрос не праздный: если, предположим, руко­водитель, менеджер (как иногда модно выра­жаться) не учитывает рассматриваемого об­стоятельства, неизбежны конфликты. Не важ­но, скажем, где "сидит" работник науки, важно, чем и как занята его голова, и именно это по­следнее обстоятельство определяет, нахо­дится или не наводится он "на работе". Как мы заметили, столкновение с конкретны­ми явлениями предполагает не только движе­ние от науки к практике, не только "внедрение" идей науки или "приложение", "применение" их, но также и коррекцию, уточ­нение, а то и коренную ломку и перестройку этих идей, т.е. речь идет и о продуктивном движении от практики ("конкретики") к науке. Едва прикоснувшись к реальности, мы должны были, например, подправить наши "презумпции" относительно "рабочего места".

При конкретном, подходе к делу сразу стано­вится очевидным, что те полезные практиче­ские, гуманистические вклады, которые мы вознамерились сделать применительно к не­которому частному случаю, не могут быть сделаны за счет какой-то одной отрасли науч­ного знания. Показатели деятельности и раз­вития личности работника зависят и от орга­низации труда на предприятии, в учреждении (режим, сменность), от системы вознаграж­дения за работу, мероприятий по охране здо­ровья, профилактике заболеваний, от отноше­ний, складывающихся у работника с непосред­ственным руководителем. Далее, если мы имеем в виду все же именно водителя грузово­го автомобиля, то показатели деятельности его зависят от конструкции кабины автомо­биля (возможность регулировок сиденья, рыча­гов управления сообразно размерам тела во­дителя), от того, насколько удобно расположе­ны и оформлены шкалы приборов (указатели скорости, пробега, давления масла, темпера­туры охлаждающей жидкости двигателя и др.), зеркала заднего вида, насколько обеспечен об­зор, не проникают ли в кабину химические примеси к воздуху (гарь, пары бензина и др.). Сюда же входят вопросы о стратегии наблюдения за дорожными условиями, состоянием машины и груза, о средствах саморегуляции и преодоления работником своих неблагоприят­ных функциональных (возникающих во время работы, функционирования) состояний, напри­мер. таких, как утомление, сонливость, раз­драженность; важны и уровень знаний, навыков работника, его отношение к участникам до­рожного движения, к своей профессии, к своему предприятию.

В отличие от технического автомата, напри­мер, аппарата по продаже газированной воды, чело­век не просто реагирует на внешнее воздействие, "слушается" и т.п., но управляется сложной много­уровневой системой внутренних, в частности пси­хических, регуляторов. Например, чтобы быть ус­тойчиво работоспособным в дальнем рейсе, челове­ку важно не только иметь физическое здоровье, но и сознание значимости,смысла работы, и специаль­ное профессиональное самосознание, включающее чувство гордости ("мы - транспортники - крове­носная система общества" или что-нибудь в этом роде) и многое другое, совершенно недоступное внешнему наблюдению или. по крайней мере, неявное на первый взгляд.

Поскольку существенная особенность явлений процессов психики состоит в их многофакторной обусловленности, и мораль требует уважи­тельного отношения к индивидуальному своеоб­разию человека, каждый конкретный «частный случай» в предметной области психологии труда — это и случай во многих отношениях уникальный. Иначе говоря, то, что в науках о природе и технике считается ценностью и нормой ("очищение" факта от "посторонних примесей", установление точных параметров, закономерных и однозначных общих зависимо­стей и стандартов, достижение повторяемости событий при повторении вызывающих их условий и т.п.), в психологии принципиально недостижимо или даже вредно, поскольку ведет к обезличивающему подходу к человеку. О челове­ке неуместно мыслить в "идеологии стандар­тов", которая вполне уместна и желательна, если речь идет о технике или неживой природе. В связи со сказанным, важно напомнить об одном очевидном обстоятельстве: если имеет место труд, значит, есть и взаимодействие человека с не­которой внешней реальностью. Иначе говоря, здесь возникает система "субъект-объект", или, выра­жаясь более детально и пространно, система " субъект труда - люди (трудовой коллектив) - предмет труда - средство труда - производствен­ная среда ", или " человек - платина ", или " человек - техника - среда " и пр. Такого рода систему назы­вают для краткости эргатической (от древнегре­ческого корня "эрг" — дело, работа). Не следует только примешивать сюда представление о физической единице измерения работы определенной си­лы на некотором пути. В нашем случае система производит, строго говоря, не саму по себе работу в физическом смысле, а "потребительную стоимость" (К. Маркс) – то, в чем нуждаются и что способны потребить люди, общество, а это могут быть, как отчасти отличалось, и вещественный предмет, и полезная информация — научная, худо­жественная, и лучший ход социальных процессов, и любой функциональный "эффект полезности", на­пример, защищенность границ страны и т.п.

Слово "эргатическая" применительно к обсуждаемой системе не является лишним, засоряющим язык. Ее нельзя назвать трудовой, поскольку неко­торые существенные процессы, ведущие к достижению цели, возложены здесь на технические средства труда, о средстве можно лишь в фигуральном, поэтическом, смысле сказать, что оно трудится. В противном случае у нас возникнут немалые сложно­сти и противоречия в понимании многих положений, начиная с таких, как "труд создал человека", "труд ваяет человека" и кончая пунктами кодекса законов о труде.

Комплекс областей знания и практики, ориенти­рованных на изучение и оптимизацию труда челове­ка, обозначают иногда термином эргономика (древнегреческий корень "ном" — закон, правило). Ино­гда эргономикой называют ту часть знания и прак­тики, ориентированных на труд, которая учитывает "организменную" (анатомо-физиологическую) и ту психологическую составляющую человека, которую можно, упрощая и типизируя предмет рассмотрения, выразить числом, графической схемой (иногда это приводит к кажущейся точности, но без языка чисел и форм проектировщики техники затрудня­ются учитывать психическую реальность).

Вероятно, нельзя быть эргономистом - всезнайкой. Каждый участник эргономической работы, хорошо разбираясь в своей области приложения сил (например, в физиологии и гигиене труда, в психоло­гии восприятия, памяти, в техническом конструи­ровании, художественном конструировании, в экономике и организации труда и т.д.), должен ориен­тироваться и в смежных областях, чтобы разумно координировать свои усилия и приходить к согласо­ванными решениям без конфликтов и без утраты своей профессиональной позиции.

Специалисты полагают, что комплексная про­ектная проработка, например, будущего технического изделия (скажем, транспортного средства, станка, пульта автоматизированной системы управления каким-либо объектом) в отношении со­ответствия этого изделия особенностям человека, в частности его удобства, безопасности, должна проводиться уже на самых ранних этапах проекти­рования. Запретить недостатки готового изделия проще, чем предвидеть их на стадии, например, эс­кизного проекта. Но исправить - труднее и дороже. Например, изготовили серию сплошных тракторов для работы в карьерах. Но, увы, расчетная произво­дительность труда не достигается, а трактори­сты-машинисты то и дело отказываются рабо­тать на этой новой платине. В чем дело? Место водителя расположено так, что из-за больших, боко­вых габаритов ходовой части он плохо видит "опасный край" грунта, водителю то и дело прихо­дится останавливать машину, вставать и загляды­вать за гусеницы. Итак, машина новая, но спроектиро­вана без учета некоторых требований "человеческого фактора". Но при этом речь идет не о длине или силе рук-ног, не о "досягаемости" рычагов управле­ния, а о познавательной функции работника, кото­рая проектировщику могла казаться чем-то неве­щественными и не заслуживающим внимания — "дыркой от бублика". В результате не только нет ожидаемой производительности труда, но даже возникло уже экономическое явление повышенной "текучести" кадров.

Глава 1 Психологическая реальность, труд и науки о труде

Поскольку труд, как бы его ни понимали, есть ус­ловие существования и развития общества, соответст­вующие представления и понятия мы найдем в самых разных формах общественного и индивидуального соз­нания (от поэзии до санитарии, от фольклора до утон­ченных организационно-технических концепций); при этом важно различать психологические и непсихологи­ческие подходы к труду и трудящемуся. При психоло­гическом подходе к труду вводятся в оборот все суще­ственные категории психологических наук, поскольку центральной здесь оказывается проблема взаимосоот­ветствия человека как субъекта и так или иначе фикси­рованных в культуре (и в этом смысле объективных) требований к нему как "делателю" чего-то ценного.

1.1. Психологическое знание о труде

Наша задача — научиться выделять и по-деловому учитывать психологическую составляющую труда, но для этого надо, в ча­стности, хотя бы обзорно рассмотреть ("окинуть взглядом") не­психологические подходы к рассмотрению труда и трудящегося.

Основные области знания и практики, смежные с психологией труда. Труд — явление, прежде всего, социально-экономическое, и существуют вопросы его принципиально научного понимания на уровне человечества в целом (в отличие, скажем, от активно­сти животных или в аспекте антропогенеза и исторического раз­вития человечества), вопросы планирования и организации хо­зяйства (а значит и труда) в стране или относительно обособ­ленной отрасли, или на предприятии, вопросы его учета и воз­награждения. Этому соответствуют философские, исторические, социологические и экономические подходы к пониманию труда.

В рамках психологии мы должны выделить свойственные именно ее конкретно-научному уровню "свои" признаки труда.

С терминами "труд", "трудящийся" связано большое коли­чество разных непсихологических реальностей, явлений и их признаков. Чтобы помочь читателю составить о них или "оживить" в памяти нужное здесь представление, просто пере­числим некоторые важные и характерные понятия, "ключевые слова", которыми оперируют в разных областях знания и прак­тики, так или иначе обслуживающих человека в труде и челове­ка, входящего в мир труда (скажем, в связи со взрослением, вы­бором будущей профессии или вынужденной переменой рода занятий).

Философия и политическая экономия: "субъект труда", "объект труда", "орудия труда", "процесс труда", "коллективный труд", "индивидуальный труд", "эксплуатация труда", "противоположность между физическим и умственным трудом", "труд как источник существования человека", "труд как источник творческого вдох­новения и наслаждения", "необходимый труд", "конкретный труд", "абстрактный труд", "кооперация труда", "прибавочный труд", "овеществленный труд", "живой труд".

Социология труда: "социальная природа труда", "социальные последствия автоматизации (производства, труда)", "изменения характера труда в связи с техническим прогрессом", "социальные формы общественного труда", "общественная организация тру­да", "социальные факторы выбора профессии", "процесс про­фессиональной активизации женщин", "отношение молодежи к труду", "труд как процесс, формирующий человека и общест­во", "функции общественного труда (свободотворческая функ­ция и др.).

Экономика труда: "производительность труда", "трудовые ре­сурсы", "организация труда (на предприятии, в учреждении)", "нормирование труда", "рабочее время как мерило труда", "оплата труда", "планирование труда", понимаемое как плани­рование производства, а не как построение образа будущей дея­тельности в сознании определенного трудящегося, "трудовые показатели" предприятия, учреждения.

Законодательство о труде, юриспруденция: "трудовой договор", "коллективный договор", "порядок установления и пересмотра норм труда", "право на отпуск", "право на гарантированную за­работную плату", "гарантии для рабочих и служащих, избранных на выборные должности", "компенсации в связи с разъездным характером работ", "правовое регулирование материальной ответ­ственности", "обязанности рабочих и служащих", "обязанности администрации", "правовые мероприятия по охране труда", "запрещение применения труда женщин на тяжелых и опасных работах", "права несовершеннолетних в трудовых правоотноше­ниях", "льготы для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением", "порядок рассмотрения трудовых споров".

Физиология и гигиена труда, производственная санитария: "режим (чередование) труда и отдыха", "мышечная работоспо­собность", "динамика работоспособности" (например, в течение рабочего дня), "утомление", "статическая работа", "тяжесть и напряженность труда", "легочная вентиляция в процессе труда", "сердечная деятельность в процессе труда", "санитарное норми­рование факторов производственной среды", "запыленность и загазованность на предприятии", "пути устранения шума и виб­рации на предприятии".

Врачебно-трудовая экспертиза: "трудоспособность", "временная нетрудоспособность", "потеря трудоспособности" (инвалидность, от лат. invalidus — "бессильный, некрепкий, нездоровый"), "остаточная трудоспособность", "реальные трудовые возможно­сти" (больного, данного человека), "социально-трудовые реко­мендации", "степень утраты трудоспособности", "рекомендуемые (данному человеку, например, хронически больному) виды тру­довой деятельности", "трудотерапия", "трудоустройство хрони­чески больных", "врачебная профессиональная консультация" (например, по выбору профессии).

Педагогика трудового обучения и профессиональная педагогика: "трудовое воспитание", "трудовое политехническое образова­ние", "трудовое обучение", "производственное обучение", "общественно полезный труд учащихся" (как средство воспита­ния), "нравственный смысл труда детей", "трудовые дела" (например, школьников), "посильность труда для детей", "труд детей по самообслуживанию", "педагогическое руководство вы­бором профессии", "система производственного обучения", "формирование творческого отношения к труду", "учебный труд учащихся", "подготовка учащихся к труду".

Палеоантропология — специалисты этой области изучают развитие физического типа ископаемых людей и в связи с этим стремятся мысленно реконструировать процесс возникновения, развития труда и даже некоторые явления его психической регу­ляции, особенности интеллекта древнего человека и др. Об этой области знания мы еще будем иметь повод сказать ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: