Связи психологии труда со смежными областями знания и практики.




Помимо простого перечня областей знания, предста­вители которых изучают, рассматривают труд, и некоторых соот­ветствующих понятий полезно рассмотреть вопрос о характере связей психологии труда со смежными непсихологическими от­раслями знания и практики. Этим мы как бы ориентировочно очертим место психологии труда среди соответствующих кон­кретных наук.

Связи и взаимоотношения психологии труда с философией принципиально аналогичны тем, которыми характеризуется лю­бая конкретная наука и, в частности, психология в целом, а именно она опирается на систему хорошего философского зна­ния как на методологию, с одной стороны, и предоставляет конкретно-научный материал для развития философии, с другой (вопрос о том, какую философию считать хорошей и для чего она вообще нужна, выходит за рамки темы данной книги; он сложен, но нам придется оставить его на разумение, вкус и бес­корыстную интеллектуальную инициативу читателя).

Конкретные непсихологические науки и области научно обос­нованной практики, связанные именно с психологией труда (мы здесь выйдем за рамки рассмотрения "психологии" как множества психологических наук и места этого целого вообще в системе на­ук), можно сгруппировать в следующие три категории.

1. Области знания и практики, имеющие первую степень род­ства с психологией труда, — философия (в аспекте не только об­щего понимания труда в развитии и существовании человека, но также и профессиональной этики и деонтологии — учения о долге и должном), экономика труда, социология труда, физиоло­гия труда, гигиена труда и та часть медицины, которая связана с анализом профессиональных заболеваний, с вопросами экспертизы трудоспособности, профессиональная педагогика (педагогика профтехнической школы, средней специальной и высшей школ), педагогика трудового обучения и воспитания, частные методики профессиональной школы. Следует также указать на историю техники и палеоантропологию в тех их частях, которые посвяще­ны анализу орудий, средств труда и реконструкции, оценке соот­ветствующей деятельности человека. Так, анализируя предметы, которыми пользовались люди каменного века, палеолита, истори­ки отмечают осколки камня со следами преднамеренных ударов одного камня о другой, а преднамеренность поведения — это чис­то психологическая характеристика человека.

Границы психологии труда и указанных областей науки и практики подчас настолько размыты, что иногда невозможно от­ветить на вопрос, "чьими", например, являются те или иные тер­мины, понятия, проблемы, методы. Например, метод наблюде­ния, некоторые методы функциональной диагностики относи­тельно свободно "кочуют" из науки в науку. То же можно сказать и о некоторых проблемах, таких, как проблемы работоспособно­сти, профилактики травматизма, утомления, улучшения профес­сиональной адаптации, вопросы профессионального отбора, фор­мирования навыков и др. Разумеется, в разных науках имеется своеобразие подхода к определению предметной области, интер­претации фактов, своеобразие языка. Но из таких важных прин­ципов, по-видимому, не следует, что обсуждаемые границы долж­ны быть обязательно четкими, а области знания — полностью взаимоисключающими, "закрытыми" друг для друга. Наоборот, общепризнано, что "стыки" наук — это точки, зоны их роста.

2. Области знания и практики второй степени родства с пси­хологией труда — те отрасли технического знания и практики, предметом которых является внешнее орудийное оснащение трудовых процессов, — теория, расчет и конструирование ма­шин, приборов (о внутренних — психологических — средствах деятельности речь пойдет в своем месте). К рассматриваемой области активности людей можно отнести те образования, кото­рые сложились на стыках техники и искусства — техническую эстетику, художественное конструирование. Психология труда в лице ее представителей должна здесь считаться с тенденциями технического прогресса, ориентироваться в мире технических средств труда, используя информацию, производимую в техни­ческих науках. В то же время она с позиций гуманизации труда призвана вносить свою лепту в оптимизацию тенденций технического прогресса, в процессы проектирования внешних средств и условий труда. Имеется некоторый положительный опыт в этом направлении.

3. Области знания и практики третьей степени родства с пси­хологией труда — о тех объективных системах, которые достав­ляют множество объектов человеческой деятельности, т. е. о системах биологических, технических, о неживых природных системах, о социальных, социально-исторических, социально-экономических процессах, о знаковых системах (являющихся предметами математики, математической логики, лингвистики, семиотики), о явлениях, процессах художественного отображе­ния и преобразования мира человеком. Без ориентировки в об­ластях знания и практики названного рода невозможно пра­вильно понять деятельность соответствующих разнотипных спе­циалистов, профессионалов, а тем более стать им полезными или хотя бы ориентировать подрастающих людей в мире труда в связи с вопросами проектирования жизненных путей ("выбора профессии"). Например, профессиональная ориентация моло­дежи может оказаться ее дезориентацией, если человек, беру­щийся знакомить молодежь с возможными вариантами трудовых жизненных путей, сам не имеет обзорной ориентировки в мире профессий, а знает только названия двух-трех десятков разно­типных занятий. Сходная ситуация возникает, когда от имени науки берутся помогать людям при вынужденной перемене тру­да (в связи с так называемой безработицей или частичной утра­той человеком трудоспособности). Психологу (как профконсультанту) приходится вникать в разные предметные области труда. Здесь психология чаще всего, по-видимому, почтительно берет информацию и мало что может дать в ответ.

Связи психологии труда с психологическими науками прояс­нятся несколько ниже.

Упражнение

Ниже приведены описания действий специалистов - человековедов. Постарайтесь проранжировать эти описания, поставив на первые места те, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют работу, относящуюся к психологии труда.

1. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: в цехе, где за­вершается изготовление больших бидонов (сорокалитровых фляг), име­ются рабочие места двух видов. На одном рабочем месте к бидону прива­риваются две ручки, а на другом — два кронштейна для крепления крышки. Обе операции весьма сходны по отдельным движениям работ­ниц ("взять" ручку или кронштейн, "приставить" к нужному месту, "нажать педаль" сварочного аппарата, "отложить" изделие), и в результа­те на них были установлены одинаковые нормы выработки. Однако ра­ботницы утомляются, раздражаются и плохо справляются с нормой, когда приваривают кронштейны; в то же время они себя удовлетворительно чувствуют и хорошо зарабатывают при приварке ручек. В чем дело?

Специалист проводит исследование, в ходе которого выясняется, что работница должна различать кронштейны по неброским признакам (кронштейны разные: одни предназначены для шарнирного соединения с крышкой, а другие — для фиксации крышки посредством "застежки"); приварив один кронштейн, нужно удерживать в памяти, какой именно из двух возможных кронштейнов приварен, и выбрать из ящика кронштейн другого типа. Что касается ручек, то они одинаковы. Таким образом, рассудил специалист, операция приварки кронштейнов регулируется мысленной схемой действия (нужно помнить очередность постановки нечетко различающихся кронштейнов), а операция привар­ки ручек в значительной степени регулируется легко воспринимаемыми внешними сигналами. Нужно либо пересмотреть норму выработки на операцию приварки кронштейнов, либо ввести в практику броские сигнальные раздражители (яркую маркировку видов кронштейнов). Специалист выбрал второй путь. В итоге жалобы работниц на утомле­ние при приварке кронштейнов прекратились, отношение к этой опе­рации улучшилось, норма стала выполняться (по Г.З. Бедному [23]).

2. Специалист сталкивается со следующей ситуацией: когда рабочий пользуется стрелочным измерительным прибором высокой точности (так называемым прецизионным прибором), то субъективная погреш­ность отсчета (неточное считывание показаний прибора) имеет сущест­венное отрицательное значение для производства. При отсчете показа­ний по шкале такого прибора рабочий (оператор) должен "на глаз" оценивать десятые доли расстояния между двумя соседними штрихами шкалы. Если деления можно подсчитать, то для ориентировки в нена­несенных на шкале долях деления (а наносить их уже некуда — штри­хам уже слишком тесно) нужны какие-то другие средства. Проведя ис­следования, специалист предложил средство для формирования у опе­ратора навыка точного считывания показаний прибора, сводящееся к следующему: оператор некоторое время тренируется с набором карто­чек, на каждой из которых изображено то или иное положение стрелки между линиями (0,1; 0,2; 0,3 и т.д.). После тренировок по специальной системе (карточки предъявляются в случайном порядке и каждый раз оператору сообщается истинное значение видимого положения стрел­ки) все операторы стали производить считывание с более высокой, чем прежде, точностью (по Ф.С. Пинскому [259]).

3. Группа специалистов провела в цехе замеры освещенности и уровня громкости шума на различных участках. Для улучшения освещения было предложено изменить конструкцию оконных переплетов. В целях снижения шумов предложили разместить в центральной части цеха инструментальную кладовую, промежуточные склады, пульты управления и другие вспомогательные службы, помещения которых было предложено отделить стеклянными перегородками. В результате повысилась освещен­ность в цехе и снизился уровень шумов (по Е.В. Батенину [333]).

4. Специалисты убедились, что при очистке пассажирских вагонов, производимой вручную, создаются крайне неблагоприятные условия тру­да (большое пылеобразование при очистке от грязи пола, продувке сжа­тым воздухом вентиляционных каналов вагона, надоконных ниш, подо­конных карманов и т.п.). После необходимых теоретических и экспери­ментальных поисков была создана эффективная пылеотсасывающая уста­новка, позволяющая успешно решить вопрос о нормализации условий труда при очистке и разборке вагонов (по Б.Я. Кругляку [333]).

5. Специалисты изучили изменения показателей выносливости пра­вой руки работниц (сборщиц на конвейере) в течение рабочего дня. В результате были разработаны рекомендации такого рода: время обеден­ного перерыва целесообразно назначать в середине дня так, чтобы первая половина дня была на час дольше второй (так как вторая половина дня более трудная). При этом для одной разновидности конвейера желатель­но делать до обеда два перерыва (5 и 7 мин), для другой разновидности конвейера — три перерыва по 10 мин и т.д. (по З.М. Золиной [333]).

6. Ручная щипка слюды — особо монотонный вид работы. Она вызывает у человека неприятное ощущение "топтания на месте", "движения по кру­гу", ряд неблагоприятных состояний, сопровождающих подобные виды труда. Специалист, разобравшись в ситуации, предложил всю дневную норму слюды полуфабриката разбивать на отдельные часовые порции с таким расчетом, чтобы работница ясно видела объем сырья, которое необ­ходимо перерабатывать в течение каждого часа. Кроме того, приняв во внимание нормальный, естественный ход развития работоспособности в течение дня, а также учтя индивидуальные особенности работниц, установ­ленные в специальном обследовании, специалист составил для каждой из них персональный почасовой график выработки продукции.

В результате уменьшилась утомляемость, понизилось нервное напря­жение щипалщиц, возрос интерес к трудовой деятельности, перестали возникать и остро переживаться состояния пресыщения работой, скуки. Выработка повысилась и стала более устойчивой (по В.Г. Асееву [15; 16]).

Вопросы и темы для размышления и разработки.

1. Полезно ли психологу "растекаться мыслью по древу" и знать о непсихологических подходах к явлениям труда?

2. Полезно ли непсихологу знать о психологических подхо­дах к труду?

3. Не следует ли отвлечься от столь нечеткой области, как психология, и относиться к явлениям труда как объектам естест­венно-научным, инженерно-техническим?

Тема 1. Возможные последствия игнорирования субъектной составляющей процессов труда (варианты: при расстановке кад­ров, руководстве выбором профессии, профессиональном само­определении, овладении профессиональным мастерством).

Тема 2. Психологические знания о труде в контексте непси­хологических дисциплин (варианты: философии, экономики, производственных технологий, юриспруденции).

Тема 3. Непсихологические знания (термины, "слова", пред­ставления, понятия) в контексте данного пособия по психологии труда.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: