Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий
Регистрационный номер |
Содержание
I. Общие сведения. 1
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) 2
III. Характеристика обобщенных трудовых функций. 3
3.1. Обобщенная трудовая функция «Обучение вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». 3
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта. 9
I. Общие сведения
Обучение вождению транспортных средств (далее – ТС) соответствующих категорий и подкатегорий | 01.006 | |
(наименование вида профессиональной деятельности) | Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Обучение безопасному управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Группа занятий:
Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций | - | - | |
(код ОКЗ[1]) | (наименование) | (код ОКЗ) | (наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
85.30 | Обучение профессиональное |
(код ОКВЭД[2]) | (наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | ||||
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации |
A | Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | A/01.6 | ||
Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | A/02.6 | ||||
Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся | A/03.6 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование | Обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | A | Уровень квалификации |
Происхождение обобщенной трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий | Мастер производственного обучения |
Требования к образованию и обучению | Среднее профессиональное образование – программы подготовки специалистов среднего звена или Среднее профессиональное образование (непрофильное) – программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области обучения вождению ТС соответствующей категории |
Требования к опыту практической работы | - |
Особые условия допуска к работе | Отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации[3] Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[4] Прохождение в установленном законодательством Российской Федерации порядке аттестации на соответствие занимаемой должности[5] Наличие документа на право обучения вождению ТС данной категории, а также удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории[6] Прохождение инструктажа по охране труда[7] |
Другие характеристики | Рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышение квалификации по профилю педагогической деятельности не реже одного раза в три года Наличие стажа управления ТС не менее трех лет Отсутствие лишения права управления ТС в течение пяти лет |
Дополнительные характеристики
Наименование классификатора | Код | Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
ОКЗ | Преподаватели средних профессиональных образовательных организаций | |
ЕКС[8] | - | Мастер производственного обучения |
ОКПДТР[9] | Мастер производственного обучения | |
ОКСО[10] | 6.44.02.06 | Профессиональное обучение (по отраслям) |
Трудовая функция
Наименование | Проведение практических занятий по обучению вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | A/01.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Подготовка учебных мест, учебного ТС соответствующей категории и подкатегории к проведению практических занятий |
Проведение инструктажа по основным правилам безопасности ТС | |
Проведение практических занятий по подготовке ТС соответствующей категории и подкатегории к эксплуатации | |
Первоначальное обучение вождению на тренажерах (при наличии) | |
Первоначальное обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) | |
Практическое обучение вождению ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Проведение практических занятий по подготовке кандидата в водители к сдаче квалификационного экзамена и экзамена на право управления ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Контроль соблюдения обучающимися правил дорожного движения при обучении на специализированной площадке (автодроме) и в условиях дорожного движения по дорогам общего пользования | |
Необходимые умения | Выполнять ежедневное техническое обслуживание ТС соответствующей категории и подкатегории (состава ТС) и устранять мелкие неисправности в процессе его эксплуатации |
Выполнять контрольный осмотр ТС соответствующей категории и подкатегории перед выездом | |
Измерять параметры электрической цепи автомобиля | |
Проводить инструктаж по основным правилам безопасности ТС с обучающимися | |
Безопасно управлять ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Проводить обучение, предусмотренное рабочей программой учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, разработанной в соответствии с примерной или типовой основной программой профессионального обучения водителей ТС | |
Использовать педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом: - специфики осваиваемой профессии; - задач занятия (цикла занятий); - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей) | |
Демонстрировать способы и приемы управления ТС соответствующей категории и подкатегории (составом ТС) в различных условиях дорожного движения | |
Контролировать и оценивать готовность обучающихся к занятию, выполнению ими практических заданий (упражнений) по управлению ТС | |
Учитывать при проведении занятий особенности физической работоспособности обучающихся и закономерности ее изменения в течение различных интервалов времени (учебный месяц, неделя, день, занятие) | |
Конструктивно разрешать противоречия и конфликты, возникающие при практических занятиях с обучающимися в дорожном движении, управлять своим эмоциональным состоянием, применять в профессиональной деятельности техники и приемы эффективного общения | |
Соблюдать требования охраны труда, использовать средства пожаротушения и применять средства индивидуальной защиты | |
Оценивать динамику подготовленности и мотивации обучающихся, успехи и затруднения в освоении профессии, определять их причины, индивидуализировать и корректировать процесс обучения | |
Анализировать проведение занятий, вносить коррективы в процесс обучения | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты по организации образовательного процесса |
Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО) | |
Требования примерных или типовых основных программ профессионального обучения и рабочих программ учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования, предъявляемые профессией водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий к человеку, набор противопоказаний при выборе профессии | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей | |
Назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующей категории и подкатегории в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Классификация и номенклатура опасных и вредных факторов в профессиональной деятельности водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий, методы и средства защиты от них | |
Меры ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Педагогический контроль и оценка освоения квалификации водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | Код | A/02.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Оценка первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Оценка навыков управления транспортным средством соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Необходимые умения | Применять современные оценочные средства, в том числе технические средства контроля, для проверки первоначальных навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории на закрытой площадке (автодроме) |
Проводить проверку в соответствии с процедурой, установленной оценочными средствами | |
Контролировать ход выполнения обучающимся (экзаменуемым) упражнений на закрытой площадке или автодроме, маневров и действий в условиях дорожного движения, подавать команды, фиксировать в экзаменационном листе ошибки и начислять штрафные баллы | |
Корректно интерпретировать результаты контроля, выставлять оценку | |
Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися (экзаменуемыми) для обеспечения достоверного оценивания, соблюдать нормы педагогической этики | |
Анализировать организацию проверки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения при проведении квалификационного экзамена и представлять предложения по его совершенствованию | |
Необходимые знания | Основы законодательства Российской Федерации об образовании и локальные нормативные акты, регламентирующие проведение промежуточной и итоговой (итоговой государственной) аттестации обучающихся по программам профессионального обучения и (или) профессионального образования |
Содержание и методика оценки первоначальных навыков управления и навыков управления ТС соответствующей категории и подкатегории в условиях дорожного движения | |
Законодательство Российской Федерации в части, регламентирующей допуск к управлению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, в том числе правила проведения экзаменов на право управления ТС и выдачи водительских удостоверений, включая: - требования к средствам аудио- и видеорегистрации процесса проведения практических экзаменов; - требования к автодромам, автоматизированным автодромам и закрытым площадкам, автоматизированной системе контроля и оценки навыков управления ТС; - требования к маршрутам, на которых проводятся экзамены по управлению ТС в условиях дорожного движения, и информацию об утвержденных маршрутах | |
Этические нормы, приемы педагогической поддержки обучающихся при проведении контрольно-оценочных мероприятий | |
Другие характеристики | - |
Трудовая функция
Наименование | Планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ производственного обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий и успеваемости обучающихся | Код | A/03.6 | Уровень (подуровень) квалификации |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | Х | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия | Разработка (обновление) рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории |
Планирование занятий по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Учет выполнения рабочей программы учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории и успеваемости обучающихся | |
Необходимые умения | Разрабатывать и обновлять рабочие программы учебного предмета в соответствии с примерной или типовой программой, планы занятий (циклов занятий) по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории (самостоятельно или совместно с преподавателем (преподавателями) и (или) методистом) с учетом: - порядка, установленного законодательством Российской Федерации об образовании; - требований ФГОС СПО (для преподавания по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих), профессиональных стандартов, квалификационных характеристик, запросов работодателей; - образовательных потребностей, подготовленности и развития обучающихся, в том числе стадии профессионального развития; - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья – также с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей); - роли практической подготовки в формировании у обучающихся компетенций, предусмотренных ФГОС СПО и(или) образовательной программой; - возможности освоения образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания; - современного развития технических средств и образовательных технологий обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий |
Подбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия, электронные образовательные ресурсы, материалы, необходимые для обучения вождению ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Планировать учебный процесс, подбирать задания, составлять перечень учебных работ с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося | |
Разрабатывать рабочую программу учебного предмета по обучению вождению ТС соответствующей категории и подкатегории, обсуждать с преподавателями вопросы, возникающие по разрабатываемым документам | |
Вести учет выполнения рабочей программы учебного предмета «Вождение ТС соответствующих категорий и подкатегорий» и успеваемости обучающихся | |
Необходимые знания | Теоретические основы и методика профессионального обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий, особенности планирования занятий по профессиональному обучению вождению ТС в зависимости от их целей и задач, места проведения, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся |
Основы законодательства Российской Федерации в части, регламентирующей педагогическую деятельность в сфере профессионального обучения и(или) профессионального образования, обработку персональных данных (понятие, порядок работы, меры защиты персональных данных, ответственность за нарушение закона о персональных данных) | |
Основы законодательства Российской Федерации в сфере безопасности дорожного движения и меры ответственности за его нарушение | |
Локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, планирование учебной работы и ведение учета выполнения программ обучения вождению ТС и успеваемости обучающихся, ведение и порядок доступа к документации, в том числе документации, содержащей персональные данные | |
Требования ФГОС СПО к подготовке по профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для преподавания по программам СПО) | |
Требования примерных или типовых и рабочих программ к практической подготовке по профессии водителя ТС соответствующей категории и подкатегории | |
Требования профессиональных стандартов и квалификационные характеристики водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Содержание учебников, учебных пособий по обучению водителей ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Требования к современным учебникам, учебным пособиям и методическим материалам в области практического обучения | |
Психологические аспекты практического обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Возрастные особенности обучающихся, вопросы индивидуализации обучения вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Особенности психофизического развития, индивидуальные возможности лиц с ограниченными возможностями здоровья и их влияние на обучение вождению ТС соответствующих категорий и подкатегорий (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья) | |
Эффективные приемы общения и организации деятельности обучающихся, ориентированные на развитие мотивации и поддержку освоения профессии водителя ТС соответствующих категорий и подкатегорий | |
Устройство и конструктивные особенности эксплуатируемых автомобилей, назначение и взаимодействие основных узлов эксплуатируемых автомобилей | |
Основные положения электротехники, принципы работы типовых электрических устройств автомобиля, меры безопасности при работе с электрооборудованием и электрифицированными инструментами | |
Правила дорожного движения и основы безопасного управления ТС соответствующих категорий и подкатегорий в различных условиях дорожного движения | |
Требования охраны труда на автотранспорте | |
Меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством | |
Другие характеристики | - |
IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта
Ответственная организация-разработчик
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», город Москва |
Проректор по научной работе Жанказиев Султан Владимирович |