Развитие теории индивидуального стиля деятельности




Научная биография

Казанский и Казанско-Пермский период (1948 −1968)

В 1948 году Е. А. Климов поступил в Казанский госуниверситет (сегодня — Казанский (приволжский) федеральный университет на отделение русского языка, логики и психологии историко - филологического (с 1940 г.) факультета, где с первого курса подключился к работам по логико — психологическому циклу под руководством (вплоть до 1954 г.) Вольфа Соломоновича Мерлина.

Сравнивая в интервью 2006 г. ВУЗы, в которых Е. А. Климов работал(в Ка­зани, Ленинграде, Москве), он отметил свою Alma mater:


«На первом курсе, — вспоминает Е. А. Климов о стиле работы со студентами своего Учителя, — он (Мерлин) мне предложил тему по детской психологии, на втором — по зоопсихологии, на третьем — по трудотерапии в психиатрической клинике (и помог получить разрешение на прослушивание курса психиатрии в мединституте), на четвертом — по производственному обучению, на пятом — по психологии труда».

Участие в создании и развитии казанской психологической школы и «казанско-пермской» психологической школы

В 1953—1968 годах Е. А. Климов занимался научно-преподавательской работой на кафедре педагогики и психологии Казанского университета. Одновременно (с 1953 по 1956 г.) преподавал логику и психологию в средней школе № 1 Казанской железной дороги;
Когда (в 1954 г.) закрыли отделение логики и психологии и В. С. Мерлин переехал в Пермь, то он вскоре рекомендовал Ученому Совету Казанского Университета на заведование кафедрой педагогики и психологии университета своего ученика, начинающего преподавателя — Евгения Александровича Климова. В 1959 г. Е. А. Климов защитил кандидатскую диссертацию под руководством профессора В. С. Мерлина. Тема — «Индивидуальные особенности трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с подвижностью нервных процессов» (Казань, 1959);
в 1959—1964 г. был научным руководителем Казанского филиала лаборатории профессиональной педагогики Центрального учебно-методического кабинета профтехучилищ.

Развитие теории индивидуального стиля деятельности


Е. А. Климовым и его «казанскими» учениками в течение 20 лет активного сотрудничества с В. С. Мерлиным и с коллективом пермской психологической школой было положено начало новому направлению в мировой психологии — типологическим исследованиям индивидуальных стилей профессиональной деятельности (ИСД), были заложены научные основыказанско — пермской психологической школы", «уральской» или «пермской психологической школы».

Исходными положениями концепции ИСД, интегрирующих идеи дифференциальной психологии А. Ф. Лазурского, М. Я. Басова, В. С. Мерлина, В. Н. Мясищева и физиологии типов высшей нервной деятельности И. П. Павлова, Б. М. Теплова и др., были следующие экспериментально установленные факты:
1) у любого человека имеются стойкие качества, существенные для успеха деятельности, но практически невоспитуемые (так как они обусловлены типологическими свойствами нервной системы);
2) для любого идивидуума существуют несколько разных по способам, но равноценных по конечному эффекту варианты приспособления к дея­тельности;
3) в большинстве массовых профессий имеются широкие возможности компенсаторного преодо­ления слабо выраженных способностей;
4) формирование целостной личности есть процесс активного усвоения ею культуры и смыслов труда и общения на основе развертывания генетической программы и врожденных задатков, активного осознания и самоосознания своих отношений с миром.

Исследования функций индивидуального стиля деятельности в спортивной деятельности, впервые описанные учеником Е. А. Климова Б. И. Якубчиком (1965) в деятельности спортсменов-акробатов, были прослежены в работах казанских психологов у гребцов-байдарочников (В. М. Шадрин,1967), юных спортсменов-акробатов (В. П. Мерлинкин, 1968) стали также одним из направлений исследований в пермской лаборатории спортивной психологии Б. А. Вяткина, например, у гимнасток (Л. М. Кумановская, 1968).
«Отечественная концепция индивидуального стиля деятельности (ИСД), разработанная Е. А. Климовым и В. С. Мерлиным, реализует понимание стиля как определенной психологической системы, как его связь с конкретными индивидуальными особенностями человека. Стиль обусловлен психологически (психофизиологически), но он не фатально детерминирован индивидуальностью субъекта, а формируется как „ин­тегральный эффект взаимодействия субъекта и объекта“. Стиль может изменяться при изменении условий деятельности. Формирование и развитие стиля связано с формированием и развитием индивидуальных особенностей субъекта. В зависимости от объективных требований дея­тельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях», верно отмечает В. А. Толочек.

] Наиболее важные публикации и результаты деятельности Е. А. Климова и его «казанских» учеников
Полный список работ Е. А. Климова см. Часть из них в этот, Казанско-Пермский период, выполнена под руководством и/или издана в Перми под редакцией В. С. Мерлина.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: