Ленинградский период (1968—1980)




В 1968—1976 гг. — заведовал отделом психологии труда ВНИИ Профтехобразования Госпрофобра СССР в Ленинграде.
В 1969 г. в ЛГУ защитил докторскую диссертацию «Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта».

СУБЪЕКТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТРУДА Е. А. КЛИМОВА

C начала 1970-х гг. Е. А. Климов начинает развивать концепцию субъектно-деятельностного подхода в рамках задач профессионального самоопре­деления и профконсультирования.(См.[8] Эта концепция раскрывалась сначала в многопризнаковой психологической классификации профессий, в основе которой лежит осознаваемое отношение человека к окружаю­щей его действительности, его интересы, склонности и возможности. Концепция направляет взгляд исследователя в первую очередь на духовный мир человека: его интересы, ценности, мировоззрение, смыслы; познавательную активность; стремление к осознанию и пониманию отношений в обществе и окружающем мире, к осознанию своих возможностей и ответственности в рамках эргатической системы, которая представлена многообразием субъектно-объектных взаимосвязей, обусловленных объективной реальностью разнообразного мира про­фессий (человек-природа; человек—техника; человек—общество; человек—человек; человек—среда—техника, человек-знаковые системы и др.).. Методологическая основа концепции — систем­ный подход в изучении субъект-объектных взаимосвязей, специфичных для профессионального труда.
Субъектно-деятельностная концепция профессио­нального труда Е. А. Климова — фундаментальная теоретико-методическая основа, обеспечивающая построение научной стратегии решения целого ряда прикладных задач, направленных на обеспечение взаимосоответствия человека и профессии.
В 1974 г избран Членом-Корреспондентом Академии педагогических наук СССР.
В 1976—1980 годах — профессор кафедры психологии Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена (ныне — Российский государственный педагогический университет).

Наиболее важные публикации Ленинградский периода деятельности

Важнейшие публикации Е. А. Климова в Ленинградский период его творчества посвящены теоретическим и прикладным проблемам психологии профессиональной ориентации, профконсультации, профессионализации личности и развития профтехобразования в стране. Многие из них переведены на иностранные языки.

 

Московский период. Начало 80-х г.г. Научная, педагогическая и научно-административная деятельность

В 1980 г. Е. А. Климов был приглашен И. О. декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ, профессором А. А. Бодалёвым переехать из Ленинграда для работы на факультете психологии Московского университета. Бодалев А. А. и Климов Е. А. решили открыть МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР крупнейшего в СССР факультета психологии, для обсуждения многих НОВЫХ для факультета задач. Климов Е. А., открывая методологический семинар на факультете, предваряет выступление В. С. Мерлина многозначительным, далеко идущим замечанием, что семинар не случайно открывается лекцией «периферийного ученого», профессора В. С. Мерлина, реализующего в системной методологии и исследованиях конкретных проблем психологии и психофизиологии принципы многозначных логик в изучении сложных объектов, именно для того, чтобы преодолеть «столичный провинциализм» и тем самым направить процессы научного поиска на строго научные рельсы.

Московский период

Последние 30 лет Е. А. Климов трудится на факультете психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Здесь он заведовал кафедрой психологии труда и инженерной психологии (1983—2002), неоднократно избирался деканом факультета психологии (1986—2000).

В этот московский период жизни Евгений Александрович написал много замечательных книг. В центре его внимания была психология труда как отрасль науки, область знания, учебная дисциплина и профессия. Он читал лекции студентам по курсу психологии труда, написал учебник «Введение в психологию труда», выдержавший три издания (1988; 1998; 2004).

Предметом психологии труда, в его понимании, являются проблемы формирования человека как субъекта труда и оптимизация его функционирования. В учебнике представлена программа исследования всего разнообразия продуктов труда, орудий-средств труда, условий труда; заданы понятия эргатической системы, эргатических функций и их типологии; описаны психические регуляторы труда; представлены методология и методы психологии труда как научно-практической дисциплины. Реализованы также системная методология, субъектно-деятельностный подход; традиции естественнонаучного подхода сосуществуют и дополняют принципы изучения и оптимизации уникальных объектов (конкретных людей как субъектов труда). В учебнике рассматриваются психологические признаки сознания субъекта труда — предмет воспитательных воздействий и оценки со стороны педагогов профессиональной школы и экспертов, характеризующих профессиональную пригодность персонала. Особо важно, что в центре внимания психологов оказываются такие составляющие профессионального сознания субъекта труда, как «осознание социальной ценности продукта труда». Гражданская позиция, морально-нравственные установки субъекта труда оказываются необходимыми параметрами в оценке субъектных компонентов профессиональной пригодности человека.

Е. А. Климов предложил концепцию сосуществования разных форм психологического знания о труде, разработал метод логической реконструкции психологических знаний, использованный применительно к анализу текстов специалистов-практиков. Эти идеи позволили реконструировать ранние этапы зарождения психологии труда в России в XVIII—XIX вв., первой половине ХХ в. («История психологии труда в России», в соавт., 1992).

Интересны и актуальны идеи Е. А. Климова, касающиеся преподавания курса общей психологии. Главная новация здесь состоит в необходимости начинать преподавание этого сложного предмета с освоения студентами представлений о психике, психической реальности и лишь после этого переходить к вопросам теории и истории психологической науки. Не потерял актуальности климовский учебник «Психология» (1997), предназначенный для средней школы, а также его учебник «Основы психологии» (1997), ориентированный на студентов вузов непсихологических специальностей и снабженный «Практикумом» (1999). Глубокому и содержательному психологическому анализу подвергнута в его работах деятельность педагога и воспитателя — «Психология: воспитание, обучение» (2000); «Педагогический труд: психологические составляющие» (2004). Оригинальный подход реализован Е. А. Климовым и в исследовании конфликтов. Так, в книге «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)» (2001) представлены системная характеристика разнообразных профессиональных конфликтов, их причины и соответствующая феноменология.

Центральная тема исследований последних лет — психология профессионализма, она обсуждается в нескольких книгах: «Пути в профессионализм. Психологический взгляд» (2003); «О становлении профессионала: приближение к идеалам культуры и сотворение их. Психологический взгляд» (2006); «„Потемки“ и „светильники“» в становлении профессионала" (2007). Главной составляющей профессионального развития оказывается формирование ценностей профессионального сознания, развитие самосознания человека как субъекта труда.

Е. А. Климов был первым организатором и председателем Научно-методического совета Учебно-методического объединения университетов РФ по психологии (1988—2000), организовал разработку первых государственных образовательных стандартов подготовки специалистов-психологов. Много сил он отдавал и отдает общественной и научно-организационной работе в качестве председателя экспертного совета по педагогике и психологии ВАК РФ (1998—2001), председателя специализированного совета при МГУ им. М. В. Ломоносова по защите докторских диссертаций, главного редактора журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология» (1986—2000), члена редсовета журнала «Вопросы психологии» и некоторых других журналов.

Е. А. Климов — один из инициаторов возрождения профессионального психологического сообщества России в начале 1990-х гг. В эпоху, последовавшую за распадом СССР, он вместе с А. В. Брушлинским, В. Д. Шадриковым, В. В. Рубцовым, Т. Ю. Базаровым, М. И. Марьиным и другими ведущими психологами участвовал в проведении учредительного съезда Российского психологического общества (РПО), в разработке его устава и программы деятельности. Дважды (в 1994 и 1998 гг.) Е. А. Климов избирался президентом РПО.

Евгений Александрович постоянно заботится о популяризации научной психологии, повышении уровня психологической культуры населения. Так, им созданы средства информационной поддержки процессов включения молодежи в профессиональное становление. Под его редакцией вышло девять выпусков сборников «Человек и профессия». Климовская классификация профессий положена в основу шеститомного издания «Мир профессий», опубликованного в 1980-е гг. издательством «Молодая гвардия». Под его руководством в 1999—2005 гг. составлены ориентационные описания основных профилей подготовки в МГУ (свыше 200 видов специальностей и специализаций) для профориентации абитуриентов и студентов младших курсов. Опубликованы книги профориентационной направленности «Профессии Московского университета» (Вып. 1-3, 2000); «Профессии научных работников» (2005); «Для тех, кто не полюбил… математику» (2005). Интересны книги Е. А. Климова, посвященные поиску психологических идей в памятниках культуры, религиозных текстах, пословицах и поговорках: «Психологическая мысль в народном сознании далекого прошлого» (2006); «Мысли о психике в обыденной речи» (в соавт., 2008); «О слове и мысли в психологии» (2008).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: