Основные категории права




1. Происхождение права.

2. Признаки права.

3. Принципы права.

4. Функции права.

5. Определение понятия права.

 

 

I. Одним из основных рубежей развития первобытного общества является «неолитическая революция». Этот термин ввел английский археолог Г. Чайлд в середине XX в., характеризуя качественные изменения, которые произошли при переходе в неолите примерно 7-3 тыс. лет до н.э. от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. от охоты, рыболовства и собирательства к скотоводчеству, земледелию, металлообработке. Два способа хозяйствования – присваивающая и производящая экономика предопределили две различные системы социального регулирования.

По своему содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социальную жизнь общин, кланов, групп. Это осуществлялось в форме запретов, дозволений. Запреты существовали в форме табу, подкрепленных религиозными верованиями (запрет инцестов – кровнородственных браков). Дозволения также определяли поведение человека или объединений людей, указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки их сбора, на пользование той или иной территорией. Все эти способы регулирования направлены на обеспечение наиболее эффектных форм присвоения предметов природы и их переработки. Социальные нормы присваивающей экономики находили свое выражение в традициях, обычаях, ритуалах, обрядах. Одной из мощных форм регулирования отношений является мифологическая нормативная сила. У. Маконел, собирательница австралийских мифов, пишет, что «мифы поддерживают и санкционируют социально полезные нормы поведения». Эти нормы поведения, по выражению этнографа А.М. Першица, имеют характер «мононорм», т.е. единых, еще не расчлененных специфических норм первобытного общества. Они предшествуют становлению правовых и моральных систем.

Становление производящей экономики привело к появлению раннеклассовых обществ, качественному изменению регулятивной системы. На смену охотничьему мифологическому и магическому мировоззрению приходит религиозное – культ Солнца, умирающего и воскресающего бога. Специфика сельскохозяйственного производства и быта начинают формировать правовую часть регулятивной системы. С одной стороны, она содержит разветвленные правила проведения сельскохозяйственных работ и распределения их результатов, а с другой стороны – еще очень сильно окрашена религией. Например, амбары – первоначально общественной хранилище зерна, стали постепенно считаться местом пребывания бога зерна, плодородия – т.е. превращаться в храмы, а их хранители – жрецы стали выполнять роль хранителей культов. Продолжают развиваться система запретов и дозволений, возникают позитивные обязывания.

Одним из первых вкладов в развитие человеческой культуры явилось создание календарей, т.е. системы исчисления времени, в основе которых лежит периодичность явлений природы. Неукоснительное соблюдение агрокалендарей становится основой всей производственной, общественной, да и личной жизни членов дохода общины. Возникает аппарат контроля за соблюдением агрокалендарей (жрецы), культовые способы обеспечения календарей. Действующими лицами агрокалендарей были боги, представляющие различные профессии, половозрастные группы. Подражание их действиям было исполнение нормативных указаний календаря.

Таким образом, появляются способы, регулирующие поведение человека путем указания на то, что обязательно надо делать («должно»), что разрешено делать («можно»), что запрещено делать («нельзя»), что безразлично для общества, т.е. можно поступать по своему собственному усмотрению. Этот новый способ регулирования и характеризует право.

С появлением нормативных агрокалендарей возникает и новый способ фиксации норм. Появляются письменные источники, выражающие систему запретов и кодексы (первый известный нам свод законов – это свод царя Ур-Намму, который жил в Шумере в III тыс. до н.э.), возникает систематизация законодательства, судебные практики (в городе-государстве Лагаш).

Формируются новые способы социального контроля за выполнением норм раннеклассового общества. Если раньше таким контролеров выступало общество в целом, общественные лидеры, то теперь - это специально назначенные должностные лица, специально созданные социальные институты – полиция, армия. Для разрешения споров возникает специальный государственный орган – суд. Он используется для поддержания законов и наказания их нарушителей. Санкции раннеклассового права обеспечивает уже возникающее имущественное и социальное неравенство. Это проявляется в резком ожесточении санкций, которые защищают собственности социальной верхушки, во введении дифференциации наказаний за преступления против личности в зависимости от статуса личности. Например, в Библии утверждалось: «Кто ударит человек так, что он умрет, да будет предан смерти». «А если кто ударит раба своего или служанку, и они умрут под рукой его, то он должен быть наказан».

Таким образом, право возникает на этапе становления раннеклассового общества как нормативный способ регулирования производящего хозяйства, труда земледельцев и ремесленников. Становление права идет путем образования специальных правил, регламентирующих организацию и процесс сельскохозяйственного труда и распределения его результатов. Эти правила получают своеобразное закрепление в форме агрокалендарей. В длительном процессе становления городов-государств, классов право формируется как способ осуществления функций города-государства. С расслоением раннеземледельческого общества, возникновением частной собственности, товарно-денежных отношений право получает четкий классовый характер, т.е. начинает служить экономическим и другим интересам определенных социальных групп (через ужесточение санкций).

Взаимодействие двух правовых подсистем-позитивного обязывания и разрешений-запретов, выраженных в религиозной форме характеризует социально-нормативное регулирование в ранних государствах. Следовательно, можно выделить 3 основные фразы в развитии права:

1.фаза - зарождения, относится к периоду становления производящих форм экономики.

2.фаза - оформление регулятивной системы в правила (нормы).

3.фаза - связаны с письменной кодификацией права в ряде раннегосударственных образований.

Таким образом, право зародилось в недрах первобытного общества на заключительном этапе его развития, когда стали образовываться протогосударства (военная демократизация). Тогда право было еле отличимо от обычаев, являющихся одним из основных средств, регулировавших жизни первобытного общества.

В процессе правового развития выделяют несколько стадий:

I. стадия – Архаическое право. Хронологически его рамки обозначить очень трудно, особенно возникновение. Применительно к этой стадии к праву допустимо названия: право племенное, обычное, варварское примитивное. Главной его особенностью является то, что социальные нормы имели свои правила. Вырабатывались нормы снизу, самим народом, отсюда термин «народное право». Постепенно первобытные обычаи начинают охраняться не самими соплеменниками, а специальными органами (вожди, жрецы, дружинники).

II. стадия может быть названа сословным или корпоративным правом. Его возникновение стало результатом постепенного развития экономики, разделения общественного труда в период IX-XI вв. – XVII-XV вв. Единые раннее соплеменники стали различаться по социальному положению (главы семей, вожди, их приближенные, по профессиональным занятиям: ремесленники, торговцы, земледельцы). Постепенно выделяются отдельные слои общества или сословия, которые, осознавая свои интересы, стремятся установить однообразные правила поведения. В то же действенных форм принуждения к исполнению таких корпоративных норм еще не было.

III. стадию можно считать как общегосударственное право. Его возникновение можно отнести к XIV-XVII вв. (Англия – XIV в., Германия – 17 в., Россия – 18 в.). Главные его особенности заключаются в:

1) целенаправленном формулировании норм права и органами государства, прежде всего – законодательным органом.

2) защита правовых норм государственными органами, причем здесь также выделяется особая их разновидность; правоохранительный орган.

Самые первые доказательства существования архаического права относятся к XVIII в. до н.э. – Законы Хаммурапи, позднее появляются письменные правовые памятники в Греции (Закон Солона VI в. до н.э.), Риме - законы12 таблиц – V в. до н.э., время появления Салической Правды относят к V в. н.э. Таким образом, первые письменные правовые источники появляются в разное время в разных регионах. Но характерным является то, что процесс их создания следует за процессом укрепления государства. В то же время, следует отметить, что в архаическом праве большое значение играли обычаи. Оно носило устный характер, выражалось в виде преданий, рассказов о разрешенных казусах, в виде конклюдентных действий. Архаическое право формировалось в результате разрушения отдельных конфликтов, споров, поэтому оно было казуистическим, имело несистематизированный характер. Источники строились по принципу простого расположения материала. Так, в законах Хаммурапи сначала излагаются нормы уголовного и процессуального права, потом опять приводятся нормы уголовного права, а заканчивается текст перечислением правил из различных областей общественной жизни. Иногда бывает трудно определить, является ли норма – гражданским правом или уголовным правом? Одно и то же деяние могло трактоваться и как гражданское, и как уголовное (следует отметить, что деление на отрасли не существовало) в зависимости от обстоятельств (прелюбодеяния с женой вождя – уголовное деяние, с женой постороннего – гражданское правонарушение), намерения нарушителя (преднамеренное убийство – уголовное, непреднамеренное – гражданское) повторности деяний (впервые – гражданское, повторное - гражданское). Английский историк права Мэн писал: «Чем древнее кодекс, тем полнее в нем выражен уголовный раздел». Нормы уголовного права доминировали неслучайно. Архаичное право возникло из необходимости обеспечить защиту социальных коллективов (рода, общины, семей), а также охрану носителей власти.

Архаичное право было объективистским, т.е. правом, где акцент делался на то, что именно произошло и произошло ли вообще. Установление виновности было не важным. Кроме того, архаическое право имело альтернативный характер. Не было ни каких гарантий, что стороны вынесут спор на разрешение независимых органов (вождей, жрецов) и не будут выяснять отношения силой. Поэтому в нормах стали устанавливаться штрафы, которые ответчики платят за причиненный ущерб. Целью архаического права было примирение сторон. В случае возникновения вражды двух групп они могли уничтожить друг друга. В результате слабеет и племя в целом. Примирения можно достигнуть лишь тогда, когда все вовлечены в конфликт стороны и уверены, что справедливость восторжествовала. Обиженной стороне определена должная компенсация, а виновнику дать гарантии, что после компенсации он останется членом общины. Поэтому за большую часть преступлений предусматривались не убийства и телесные увечья, а штрафы, т.е. материальное возмещение за содеянное. Ответственность носила часто коллективный характер. Не везде правонарушитель мог расплатиться сам, без участия своих сородичей, прежде всего потому, что человек как таковой в экономическом плане не существовал. Он целиком включался в род, общину, семью, как хозяйственная единица. Вообще, личностное начало в праве долго не принималось, до XVII в., - времени возникновения естественного права.

Несмотря на то, что в нормах архаического права закреплялись обычаи родового общества, они одновременно фиксировали привилегии вождей и их приближенных. Весьма прочной была связь с языческой религией, т.к. специальных юридических учреждений еще не было, судебные решений провозглашались от имени богов, а жрецы выполняли судебные функции. К достоинствам архаического права можно отнести:

1. Архаическое право не было сводом законов, навязанных сверху, оно было неотъемлемой частью сознания народа.

2. Выражало закономерности общественной жизни.

3. Отличалось добровольность и массовость исполнения, т.к. основывалось на убеждении в должном характере правил поведения и соблюдалось в силу привычки.

4. Поскольку оно имело устный характер, то было доступно всем.

5. Архаическое право было средством удержания людей вместе, инструментом их примирения и рассматривалось как процесс посредничества.

 

II. Существенные характеристики права, которые позволяют утверждать о его появлении и функционировании в обществе как самостоятельного института – это признаки права. Признаки права выражают его качество, т.е. то, что отличает его от всех других общественных явлений. Определяя право, теория, прежде всего, указывает на его нормативность.

«Право имеет нормативную природу» (Г. Кельзен). Норма – поведение, выражающее типичные социальные связи и отношения. Норма связана с общественными закономерностями, однако по своему содержанию, норма носит сознательно-волевой характер. Норма есть продукт сознательной деятельности, потому что она творится, создается людьми. Нормативность означает, что правовому регулированию подлежат те отношения и действия людей, которые в данных условиях типичны, наиболее устойчивы, характеризуются повторяемостью и всеобщностью. Нормативность указывает на то, что право представлено нормами – правилами поведения, регулирующими отношения между людьми. Этот признак в наибольшей мере выражает функциональное назначение права, через юридические нормы граждане и их объединения получают информацию о том, какие действия необходимы, какие возможны, какие запрещены. Право, таким образом, определяет сферу свободы человека и тем самым регулирует его поведение.

Вместе с тем нормативностью обладает и религия, и мораль, и эстетика, даже литература. Поэтому выделяют и другие признаки. Второе после нормативности свойство права – общеобязательность. Право не терпит конкуренции. В стране могут функционировать несколько религиозных, моральных, эстетических и других систем. Юридическая же система в государстве одна, и входящие в нее нормы общеобязательны. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в норме права, Она возникает вместе с нормой права, с нею развивается и изменяется. И одновременно с отменой акта, содержащего норму права, прекращается, подчеркивая неразрывность нормы права и общеобязательности, Кельзен вполне резонно считал, что «нормы права представляет собой правило поведения, согласно которому то или иное лицо, группа лиц, должно действовать в каком-то определенном направлении, независимо от того, желает ли оно вести себя таким образом или нет».

Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, т.е. наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий. Создание, реализация, охрана права невозможны без деятельности государства. Оно является социальной силой, которая приводит в действие право. Право является упорядоченной, внутренне согласованной системой норм. Вследствие присущей праву системности, право представляет целостное нормативное образование, разделенное на отдельные группы норм. Таким образом, обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отношений.

Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальных формах – законы и их сборники, прецеденты. Формализм составляют особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, правил поведения. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом. Неперсонофицированность – как признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют конкретно определенного, индивидуального адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. С этим признаком связана и неоднократность действия норм права, их протяженность и во времени.

Объективность как признак характеризует закономерный характер появления права как естественного результата внутреннего развития регулятивной системы. Право, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики, так же, как государство имеет большую социальную ценность.

Важно подчеркивать нетождественность права и закона. Законодательство выступает как форма выражения права. Закон (или иной нормативный акт), не отвечающий идеям права, может и должен в установленном порядке признаваться недействительным, а, следовательно, в этом случае, правом не является.

 

III. Право строится на основе определенных принципов, которые выражают его суть и социальное назначение. В них отражаются главные свойства и особенности права, придающие ему качества государственного регулятора, меры свободы и справедливости в общественных отношениях. Поэтому, принципы права – это основные, исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. К принципам права, как правило, относят демократизм, гуманизм, справедливость, законность, связь права и обязанности. Однако, эти принципы носят больше идеологический, а не юридический характер. Они должны распространятся на сферы человеческих отношений, а не только на право. По сути, специфика права эти принципы не отражают.

Принципы играют роль ориентиров в формировании права. Идеи часто провозглашаются в виде правового принципа, который определяет правовое развитие. Так, личная неприкосновенность человека возникла первоначально в качестве правовой идеи, так как эта идея носила важный характер, касалась не частного случая, а общей ситуации, то ее можно считать правовым принципом. Затем, по мере того, как складывались исторические условия в каждой стране, правовой принцип претворялся в нормы. Принимались законы о запрещении произвольного лишения свободы, о неприкосновенности жилища. На основе этих законов складывалась общественная практика.

Существуют две разновидности принципов права: принципы-нормы и принципы, выводимые из норм. Принципы права могут специально закрепляться в общих юридических нормах. Они обусловлены областью общественных отношений. В конституционном законодательстве – это разделение властей, приоритет прав человека; в гражданском праве – свобода договора, неприкосновенность собственности; в трудовом – свободный труд. Принципы-нормы могут охватывать всю систему законодательства, тогда они закреплены в Конституции, они могут распространять свое действие и в рамках определенной отрасли права, тогда они именуются отраслевыми и получают закрепление в отраслевых кодексах. (Например, принцип гражданского права – равенство сторон в имущественных отношениях).

Другие принципы не получают прямого закрепления в конкретной норме, а как бы растворяются во множестве норм. Принципы, выводимые из норм связаны со способами воздействия права на общественные отношения. Они действуют через конкретные правовые решения, в сумме которых проявляется общая основа, подход. Таковы принципы «все незапрещенное разрешено», «все неразрешенное запрещено». Эти принципы не закреплены напрямую, но следуют из анализа норм. Такие принципы также могут быть либо отраслевыми, либо носить общеправовой характер. Они имеют особое значение в ходе применения права по аналогии.

Выделяют три группы межотраслевых правовых принципов:

Первая группа характеризует общее отношение к праву и закону. Это принципы:

1) Равенство всех перед законом;

2) Кто пользуется правом, тот не нарушает ничьих интересов;

3) Закон не имеет обратной силы.

Вторую группу принципов объединяет отношение к человеку как к высшей ценности. Сюда можно отнести следующие положения:

а) человек не должен быть средством достижения цели.

б) все люди рождаются свободными и равными в правах;

в) человек имеет право на личную неприкосновенность;

г) никто не может быть признан виновным в преступлении иначе как по приговору суда.

Третья группа принципов связана с установлением истины при разрешении споров. В эту группу входят следующие принципы:

а) никто не может быть судьей в собственном деле;

б) никто не может ссылать в свое оправдание на незнание закона;

в) да будет выслушана и вторая сторона;

г) всякое сомнение в пользу обвиняемого;

д) ответственность наступает только за вину;

е) обман уничтожает юридическое последование.

Приведенный перечень не носит закрытого характера, он может быть дополнен и расширен. Принцип «да будет выслушана и вторая сторона» известен с древних времен. Он составляет основу деятельности суда, основу рассмотрения споров. Тем не менее напрямую этот принцип не закреплен в конкретных правовых нормах. Он как бы растворен в множестве норм уголовного, гражданского, арбитражного процессов, проводится через механизм состязательности сторон. Принцип ответственности только за вину – один из фундаментальных. Он имеет межотраслевое значение, т.е. проводится во многих отраслях права. Уголовный кодекс, КоАП содержат этот принцип в качестве прямой нормы. Один из принципов – обман уничтожает юридические последствия. В общей форме этот принцип в нормах не воспринимается. Но положение о том, что доказательства, полученные с нарушением закона, признанными не имеющими юридической силы присутствует во многих актах Сделка, заключенная под влиянием обмана или заблуждения, по гражданскому праву признается ничтожной.

Перечисленные принципы права не являются достоянием права одной какой-либо страны или даже права какого-либо конкретного исторического периода. Они коренятся во всей истории права. Формулировки некоторых принципов восходят еще к римскому праву. На протяжении всей истории права эти принципы составляли его сущность и применялись в разных исторических условиях. Принципы права концентрируют результат развития права, в них воплощается неразрывная связь прошлого, настоящего, будущего.

 

IV. Активная роль права в жизни выражается в его функциях. Функции права – это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права классифицируются по-разному, т.к. государство тесно связано с правом, то его функции во многом совпадают с функциями государственной власти. Все основные направления деятельности государства осуществляются в правовых формах, на основе законодательных актов, которые определяют характер и содержание этой деятельности. С одной стороны можно выделить экономическую, социальную, экологическую и другие функции права, что соответствует аналогичным функциям государства. С другой стороны, по субъектам государственной власти можно выделить законодательную, исполнительную и судебную функции права. С.С. Алексеев предложил в результате (Общая теория прав. М., 1982) различать общесоциальную, социально-политическую и специально-юридическую функции права.

Общесоциальная функция – направление правового воздействия, выражающая роль права во всей системе национальных отношений. Право выступает в качестве основы нормальной жизни общества.

Социально-политическая функция – направление правового воздействия, выражающая социально-политическое содержание регулирования общественных отношений. В этом плане государство и право рассматриваются как внутренне единые средства политической власти, осуществляющие одни и те же социально цели. Поэтому функции государства и права здесь совпадают.

Специально-юридическая – это направление правовое воздействие, выражающее своеобразие права, в которой выделяют регулирующую и охранительную подфункции. По мнению С.С. Алексеева, выделение отдельно воспитательной, информационной функций права объединяют представления о правовом регулировании вообще.

С точки зрения Ф.Н. Фаткуллина («Проблемы теории и истории государства и права». Казань, 1988) в выполнении социального регулирования право выступает как средство модельно-информационного, регулятивного, идеологического и оценочного воздействия. Модульно-информационная функция права выражается в описании образца намечаемой законодателем цели тех или иных правовых норм; в указании на типичные образцы жизненных ситуаций, при которых правовые отношения возникают, изменяются, прекращаются; в обозначении общих правил поведении участников этих отношений; в определении конкретных случаев, на которые распространяются устанавливаемые нормы права. Эта функция усиливает свойство государственной нормативности. Моделированная в правовых нормах программа должна воплощаться в жизнь. Этому способствует вторая функция – регулятивная, которая осуществляется путем властного воздействия на общественные отношения. Идеологические функции осуществляемые путем информирования субъектов об общеобязательных образцах поведения, разъяснение мотивов и целей установленных государством таких правил, убеждения в их необходимости, справедливости и социальной ценности предупреждение возможных последствий, отклонениях от них. Норма права выполняет оценочную функцию, т.к. устанавливаемые ими образцы и правила поведения и служат своеобразными мерилами дозволенности и приемлемости действий субъектов, их правомерности или неправомерности.

Функции права могут подразделяться на виды и в зависимости от того, какие основные задачи они решают. При данной классификации выделяют такие направления правового воздействия, которые выражают специфику права как регулятора общественных отношений. Важнейшая задача системы права любой цивилизованной страны – упорядочение общественных отношений, введение их в рамки социальной свободы и справедливости. Эту задачу право решает посредством регулятивной функции. Регулятивная функция – это такое направление правового воздействия, которое признано обеспечить организацию общественных отношений, их формирование и развитие в соответствии с потребностями общественного прогресса. Регулятивная функция права воздействует на общественные отношения двумя способами: во-первых, путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах. Это регулятивно-статистическая или закрепительная функция. Правовые нормы придают обязательную юридическую форму тем общественным отношениям, которые составляют основу нормативного функционирования общества; во-вторых, право обеспечивает высокую степень свободы и организованности общественных отношений, их постоянное совершенствование. Это динамическая регулятивная функция. В праве заложены возможности изменения и совершенствования существующих отношений, а также вызывать к жизни новые общественные отношения. Потребность в некоторых отношениях возникает на каждом конкретном этапе исторического развития (например, закрепление в законодательных актах разнообразных форм собственности.

Главным юридическим средством осуществления статистической функции является возложение на лиц пассивных обязанностей воздерживаться от определенных действий (например, право собственности возлагает на всех лиц обязанность воздерживаться от нарушений прав собственника). Динамическая функция осуществляется возложением обязанностей совершать активные положительные действия (совершить работу, исполнить договор). Таким образом, содержанием регулятивной функции права охватываются: закрепление праводееспособности граждан, определение компетенции государственных органов, полномочий должностных лиц; установление правового статуса юридических лиц: определение юридических фактов, связанных с возникновениемизме6нение и прекращением правоотношений.

Второй важной задачей права является охрана регулируемых общественных отношений от различного рода посягательств со стороны правонарушителей. Эта задача решается с помощью охранительной функции. Охранительная функция – это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных и вытеснение вредных для общества явлений, т.е. прежде всего на пресечение и предотвращение противоправного поведения. Охранительное воздействие права выражается в следующем:

1.определение запретов на совершение противоправных действий;

2.установление санкций за указанные действия;

3.непосредственное применение юридических санкций к лицам, совершившим правонарушение.

Специфика охранительной функции выражается в том, что она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозы санкций, установление запретов, реализации юридической ответственности. Если регулирующая функция указывает субъектам, что они могут и должны делать в тех или иных ситуациях, каковы у них для этого юридические возможности или средства, то охранительная функция информирует адресатов правовых норм о том, какие неблагоприятные последствия наступят в случае посягательств на общественные ценности, охраняемые государством. Регулирующая функция реализуется в правомерной деятельности, охранительная – в деятельности правоохранительных органов и иных специальных уполномоченных законом субъектов. Некоторые авторы (Червонюк В., Байтин М., Кузьмин Э.) отмечают также интегративную функцию права. Если общие, согласованные интересы выражают социальную суть права, то, следовательно, именно право и примиряет, согласовывает эти интересы. Эта функция отражает тот факт, что право воспринимается как способ фиксации состояния уравновешенности общественно-типичных интересов. Интегративная функция права также как и регулятивная или охранительная присуща всем отраслям права. Право способно оказывать влияние на общественные отношения в той мере, в какой оно способно оказывать воздействие на поведение людей, т.е. право не могло бы выполнять регулятивную или охранительную функции, если бы ему объективно не была присуща функция согласования интересов. Как бы ни разнообразно было право в те или иные исторические эпохи, в тех или иных регионах, оно всегда и везде должно оставаться правом, т.е. системой, обеспечивающей решение жизненных ситуаций, в которых сосредоточены разнообразные интересы, разграничения, защита и признание которых является объектом правового регулирования.

 

V. В содержании права различают конкретно историческое и логическое содержание. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным. Марксистская теория попыталась выделить содержание, которое было ориентировано на обеспечение определенных социально-экономических формаций, она создала типологию права, различая рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социологическое право. В основу были положены правовые отношения, формирующихся вокруг собственности, так называемых производственных отношений. Однако, конкретное историческое содержание права – это скорее предмет истории права, поэтому большее значение имеет логическое содержание. Оно трактуется по-разному и связано с неоднократным правопониманием. Для тех, кто отождествляет право и закон, содержанием права является государственная воля. Тот, кто приравнивает право к совокупности юридических норм полагает, что нормы и образует содержание права.

Если право, прежде всего, нормативно, то предмет нормирования и есть содержание нормы права. Она определяет границы поведения, устанавливает предел возможного, т.е. меру свободы субъектов.

Но тогда свобода и есть содержание права, при этом предполагается юридическое равенство всех субъектов права. Право на свободу одного сопряжено с его обязанностью не нарушать такого же права другого. Кроме того, право вообще касается только того, чьи поступки имеют социальное значение, образуя через дихтомию посредством пары «право - обязанность» общественные связи права. Оно способствует упрочению социального целого. Это свойство дает ему возможность, распределяя право и обязанности между отдельными индивидами, регулировать общественные отношения. Но вопрос – кто отмерит эту свободу?

Таким образом, как бы по смыслу ни различались нормы права, в каких бы областях они ни действовали, речь идет об одном – о применении равного масштаба (меры) к неравным людям.

Следовательно, содержание права, это действительно равный масштаб (мера) поведения, права. Например, праву абсолютно безразлично семейные, имущественное положение конкретного работника, когда оно закрепляет за определенной группой одинаковую заработную плату или пенсию. Если норма права содержит какие-то льготы, то они являются равными для тех, кто обозначен как адресат этой нормы (многодетные матери, инвалиды). Масштаб, мера поведения социально детерминированы, определяются показателями жизни общества.

В средневековье, например, необходимость смягчить кровную месть, поединки как способ решения споров, т.е. по сути, обеспечить стабильное существование, привела к денежному возмещению вреда и обусловила в V-X вв. в Европе письменную фиксацию права. Однако во многих случаях содержание права может определяться под влиянием сиюминутных интересов, произвола. Таким образом, содержание права может быть как объективным, так и субъективным.

Содержательные характеристики права, вытекающие из его сущности, как социально-нормативного регулятора, обладающего рядом признаков, позволяют сформулировать и определение права.

Известное замечание И.Канта о том, что юристы все еще ищут определение права, остается справедливым и в наши дни. Существуют сотни различных дефиниций права, но среди них нет ни одной общепризнанной, разделяемой всеми. Дореволюционный российский юрист Н.Н. Алексеев подчеркивал, что «юристы никогда не найдут определения права, как и естествоиспытатели не ответят на вопрос, что такое природа». Наличие различных подходов к определению права связано с тем, что право – динамическая самоуправляемая система, которая знает различные конкретно-исторические способы выражения, закрепления и обеспечения.

Как одна из форм логического мышления, понятие дает наиболее глубокие представления об объектах внешнего мира. Значение понятия заключается в том, что в нем определяется совокупность объектов, которые объединяются в понятие, а содержание понятия – совокупность признаков и характеристик. Значит, определить право, это, во-первых, дать такое понятие права, которое по содержанию и объему ограничивает его от других понятий; во-вторых, ограничить право от смежных социальных регуляторов, включив в определение права существенные характеристики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: