На слайде записаны предложения, обращаем внимание детей на экран.




Урок русского языка

В 7 классе

Тема: Деепричастие каки особая форма глагола (с использованием мультимедийной презентации)

 

Подготовила:

учитель русского

языка и литературы

Хаванская Н.В.

 

 

План-конспект урока русского языка в 7 классе

____________________________

Тема: Деепричастие как особая форма глагола

Цель и задачи:

- организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности;

- формировать представление о деепричастии как особой форме глагола, его общем грамматическом значении, познакомить с его признаками, синтаксической ролью и грамматической особенностью (неизменяемость); формировать навык разграничения основного и добавочного действия;

- через создание проблемной ситуации и организацию поисковой деятельности учащихся (исследование) развить умение самостоятельно ставить учебные проблемы и их решать; развивать умения анализировать, группировать, обобщать; развивать креативные способности, речь школьников через совершенствование умений самостоятельно строить научные определения;

- способствовать воспитанию любви к слову (русскому языку), чуткого и бережного отношения к природе, стремление к достижению положительных результатов.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения: наглядно-дедуктивный, наглядно-продуктивный и частично-поисковый.

Оборудование: раздаточный печатный материал, карточки с заданиями, таблицы, мультимедиа, разноцветные медали.

Форма учебного занятия (нетрадиционная): урок-исследование.

На уроке использовались следующие формы работы:

• Игровая форма

• работа в парах,

• самостоятельная работа

• самооценка и самоанализ

• рефлексия

• обобщение

• работа по учебнику.

Контроль усвоения знаний организован с помощью опроса, взаимопроверки по образцу и самооценки, экспресс-опроса.

Ход урока

Организационное начало урока (2 мин.). Эмоциональный настрой.

Мотивация.

- Сегодня мы будем проводить исследование, вы будете знатоками, а я – вашим наставником. За каждый правильный ответ вы будете получать медали.

Лингвистическая разминка (5 мин).

- Для начала проведем небольшую лингвистическую разминку, которая называется «Четвертый лишний».

Задание: Посмотрите на экран, вы видите два ряда слов, ваша задача - найти четвертое лишнее и объяснить выбор.

На слайде 1:

1. Бежать, мечтать, перечитывать, угадать.

2. Смеяться, рисовать, улыбаться, готовиться.

- В 1 ряду – лишнее слово угадать, т.к. оно совершенного вида, а все остальные несовершенного вида. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Как определяем вид?

-По вопросу: «Что делать?» - несовершенный вид, «Что сделать?» - совершенный вид. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную). Слайд 2.

- Во 2 ряду лишнее – рисовать, т.к. нет суффикса «ся». (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную). Слайд 2.

- На что указывает этот суффикс?

На возвратность. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Мы с вами вспомнили признаки глагола (вид, возвратность), которые понадобятся нам сегодня на уроке.

Изучение нового материала (15 мин).

Слайд 3.

- Ребята в одном из предложений, которые вы видите на экране, обнаружено слово-незнакомец, оно тщательно замаскировалось под другие, очень уважаемые нами части речи. Но принадлежность его к ним вызывает сомнение. Выяснить подлинную сущность слова пока не удалось. Требуются знатоки для проведения тщательного следствия по установлению личности незнакомца.

- Итак, приступаем к работе. Следствие ведут знатоки!

- Тему урока мы запишем позже, когда определим личность слова-незнакомца. Первое, что мы должны сделать, обнаружить незнакомца.

На слайде записаны предложения, обращаем внимание детей на экран.

Веселый ветерок расплетает косички белоствольных березок.

Веселящийся ветерок расплетает косички белоствольных березок.

Веселится ветерок, расплетает косички белоствольных березок.

Веселясь, расплетает ветерок косички белоствольных березок.

Задание: Выпишите в тетради в столбик однокоренные слова и обозначьте корень этих слов. Рядом подпишите, к какой части речи относится каждое из них.

- Как мы определяем часть речи?

- По вопросу. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную). Слайд 4.

Веселый – прил

Веселящийся – прич.

Веселится – глаг.

Веселясь.

- Какое слово вызвало затруднение?

- Веселясь. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- На какую часть речи похоже это слово?

- На глагол, на наречие. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Хорошо, частично вы правы. Это слово содержит в себе признаки глагола и наречия.

- Да, это, действительно, одна из глагольных форм. Одну вы уже знаете. Какую?

- Причастие. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Итак, в ходе исследования мы установили слово-незнакомец – это особая форма глагола, которая называется деепричастием и обозначает добавочное действие.

Запись темы урока (слайд 5). «Деепричастие – как особая форма глагола»

Слайд 6.

- Часть «дее» означает близость к дейсвию, т.е. к глаголу.

- Некоторые лингвисты выделяют причастия и деепричастия как самостоятельную часть речи.

Слайд 7.

- На уроке мы с вами должны исследовать, что такое деепричастие? Исследовать его грамматическое значение, признаки, узнать как образуются деепричастия, какую роль играют в предложении и какую роль играют в устной и письменной речи.

- Ребята, На партах у каждого лежат таблицы, они пока пустые, нам предстоит их заполнить. В них мы запишем все сведения о деепричастии, которые выясним на сегодняшнем уроке.

- Первый пункт мы уже можем заполнить, т.к мы выяснили, что такое деепричастие. Давайте еще раз повторим.

Запись в таблицу и слайд 8.

 

Деепричастие – это особая форма глагола. Обозначает добавочное действие.
Отвечает на вопросы
Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?
Признаки глагола Признаки наречия
  Вид: совершенный и несовершенный. Возвратность (с суффиксом –ся и –сь) и невозвратность.   Неизменяемость.
Синтаксическая роль
В предложении является обстоятельством.
Как образуются.
От глаголов с помощью суффиксов: -а, -я; -в; -вши, -ши; -учи, -ючи

 

- Итак, уважаемые знатоки, продолжаем наше исследование. На экране предложения. Прочитайте их.

Слайд 9.

Вьюга несется, свистя и завывая.

Мохнатые ели, раскинувшись, стоят под снегом.

- Назовите слова, которые выполняют основное действие.

- Несется, стоят. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Какой частью речи они являются?

- Глагол. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Назовите слова, которые обозначают добавочное действие?

- Свистя, завывая, раскинувшись. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Как мы называем эти слова?

- Деепричастия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Мы продолжаем исследование. От каких слов задаем вопрос к деепричастию?

- От глаголов.

- Какие вопросы мы задаем?

- Как? Каким образом? Что делая? Что сделав? (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Теперь давайте запишем во второй пункт нашей таблицы то, что мы выяснили сейчас, т.е. вопросы, на которые отвечает деепричастие.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: