- Если деепричастие отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», на вопросы какой части речи они похожи?
- На глаголы. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- А вопросы «Как?», «Каким образом?» похожи на вопросы какой части речи?
- Наречия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Молодцы! Какой вывод мы можем сделать? Какие признаки сочетает в себе деепричастие?
- Признаки глагола и наречия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Посмотрите на наши деепричастия. Какие глагольные признаки мы назвали вначале урока, давайте вспомним, назовите их.
- Вид, возвратность. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Хорошо, молодцы! Записываем эти признаки в таблицу.
Запись в таблицу (слайд 8).
- Теперь давайте выясним какие признаки наречия есть у деепричастия. Вы сами установили, что у деепричастия признаки глагола – вид и возвратность, то признак наречия – это неизменяемость. Т.е. деепричастие, как и наречие не изменяется, у него нет окончания. Записываем признак в таблицу.
Запись в таблицу (слайд 8).
- Теперь, уважаемые знатоки, еще один предмет исследования – это синтаксическая роль деепричастия. Для начала нужно выполнить синтаксический разбор предложений (желающие устно).
- Итак, каким членом предложения является деепричастие?
- Обстоятельством. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Как вы это определили?
- По вопросу. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Записываем в таблицу (слайд 8).
- Продолжаем поиски. У вас на партах есть распечатанный теоретический материал, возьмите его и посмотрим, как образуются деепричастия, с помощью каких суффиксов? Называем!
|
- -а, (-я), -в, вши, -ши, -учи (-ючи). (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Именно суффиксы и станут опознавательным признаком деепричастия.
- Запишите суффиксы в таблицу, они помогут вам находить деепричастие в тексте, узнавать его в лицо.
Запись в таблицу (слайд 8).
- Итак, мы установили личность незнакомца- это деепричастие, и все его опознавательные признаки!
Закрепление (13 мин).
Упражнение. Физминутка.
- А теперь….
Тихо встаньте, оглянитесь
И друг другу улыбнитесь,
Руки вытянув вперед,
Посмотрите вправо, влево,
А теперь их поднимите,
А сейчас наоборот.
Подбоченясь, вы присядьте,
Поклонившись, встаньте в ряд,
Лихо топните ногой
Да притопните другой
Мы, играя, отдыхали,
Деепричастия считали.
Сколько их вам назвала,
Кто ответит мне, друзья?
- Четыре деепричастия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
- Теперь мы знаем деепричастие в лицо, можем воспринимать его на слух, знаем его характерные признаки и попробуем отыскать его среди других слов. У каждого из Вас лежат карточки с текстами. Карточка №1. Вам нужно найти деепричастие, выписать его, выделить суффикс, по которому вы узнали деепричастие и выполнить морфемный разбор.
Карточка № 1. Найдите деепричастие, выпишите его, выделите суффикс, по которому вы узнали деепричастие и выполните его морфемный разбор.
Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зеленой хвои.
|
Стаи перелетных уток, шлёпаякрыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.
(А. Серафимович).
- Желающие выходят выполнять задание у доски, все остальные в тетрадях.
Отражаясь
Затаившись
Шлепая
Изогнув
Белея
- Не забывайте, подбирать однокоренные слова, чтобы правильно выделить корень. И помните, что деепричастие – это неизменяемая форма, поэтому у него неё нет окончания.(За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).
!
- Научились видеть деепричастия?
- Да.
- Хорошо, идем дальше!
- Теперь творческое задание. Нам нужно научиться употреблять деепричастия в речи. Возьмите карточки под номером 2. Вам нужно отредактировать текст, т.е. исправить ошибки в сочинении ученика. И записать в исправленном виде. Затем обменяться тетрадями и проверить. (Взаимопроверка по образцу).