Запись в таблицу (слайд 8).




- Если деепричастие отвечает на вопросы «Что делая?», «Что сделав?», на вопросы какой части речи они похожи?

- На глаголы. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- А вопросы «Как?», «Каким образом?» похожи на вопросы какой части речи?

- Наречия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Молодцы! Какой вывод мы можем сделать? Какие признаки сочетает в себе деепричастие?

- Признаки глагола и наречия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Посмотрите на наши деепричастия. Какие глагольные признаки мы назвали вначале урока, давайте вспомним, назовите их.

- Вид, возвратность. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Хорошо, молодцы! Записываем эти признаки в таблицу.

Запись в таблицу (слайд 8).

- Теперь давайте выясним какие признаки наречия есть у деепричастия. Вы сами установили, что у деепричастия признаки глагола – вид и возвратность, то признак наречия – это неизменяемость. Т.е. деепричастие, как и наречие не изменяется, у него нет окончания. Записываем признак в таблицу.

Запись в таблицу (слайд 8).

- Теперь, уважаемые знатоки, еще один предмет исследования – это синтаксическая роль деепричастия. Для начала нужно выполнить синтаксический разбор предложений (желающие устно).

- Итак, каким членом предложения является деепричастие?

- Обстоятельством. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Как вы это определили?

- По вопросу. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Записываем в таблицу (слайд 8).

- Продолжаем поиски. У вас на партах есть распечатанный теоретический материал, возьмите его и посмотрим, как образуются деепричастия, с помощью каких суффиксов? Называем!

- -а, (-я), -в, вши, -ши, -учи (-ючи). (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Именно суффиксы и станут опознавательным признаком деепричастия.

- Запишите суффиксы в таблицу, они помогут вам находить деепричастие в тексте, узнавать его в лицо.

Запись в таблицу (слайд 8).

- Итак, мы установили личность незнакомца- это деепричастие, и все его опознавательные признаки!

Закрепление (13 мин).

Упражнение. Физминутка.

- А теперь….

Тихо встаньте, оглянитесь

И друг другу улыбнитесь,

Руки вытянув вперед,

Посмотрите вправо, влево,

А теперь их поднимите,

А сейчас наоборот.

Подбоченясь, вы присядьте,

Поклонившись, встаньте в ряд,

Лихо топните ногой

Да притопните другой

Мы, играя, отдыхали,

Деепричастия считали.

Сколько их вам назвала,

Кто ответит мне, друзья?

- Четыре деепричастия. (За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

- Теперь мы знаем деепричастие в лицо, можем воспринимать его на слух, знаем его характерные признаки и попробуем отыскать его среди других слов. У каждого из Вас лежат карточки с текстами. Карточка №1. Вам нужно найти деепричастие, выписать его, выделить суффикс, по которому вы узнали деепричастие и выполнить морфемный разбор.

Карточка № 1. Найдите деепричастие, выпишите его, выделите суффикс, по которому вы узнали деепричастие и выполните его морфемный разбор.

Безжизненные туманы дымчато висят над водой, отражаясь призрачными очертаниями. Ветер чутко дремлет, затаившись в иглистых ветвях, не зарябит уснувшей воды, не шелохнет зеленой хвои.

Стаи перелетных уток, шлёпаякрыльями, беспокойно подымаются с воды, а лебеди, изогнув длинные шеи, белея в воде отражениями, чутко прислушиваются к лесному эху.

(А. Серафимович).

- Желающие выходят выполнять задание у доски, все остальные в тетрадях.

Отражаясь

Затаившись

Шлепая

Изогнув

Белея

- Не забывайте, подбирать однокоренные слова, чтобы правильно выделить корень. И помните, что деепричастие – это неизменяемая форма, поэтому у него неё нет окончания.(За правильный ответ раздаём зелёную медаль, за ошибочный - красную).

!

- Научились видеть деепричастия?

- Да.

- Хорошо, идем дальше!

- Теперь творческое задание. Нам нужно научиться употреблять деепричастия в речи. Возьмите карточки под номером 2. Вам нужно отредактировать текст, т.е. исправить ошибки в сочинении ученика. И записать в исправленном виде. Затем обменяться тетрадями и проверить. (Взаимопроверка по образцу).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: