Древнерусское государство – Киевская Русь в X в.




 

В отличие от западных и южных славян, создавших свои ранние государства на основе племенных союзов, как например, Польша, Чехия, Сербия, Хорватия, или под определяющим воздействием других этносов – Болгария, в землях восточных славян, разделенных пространствами Восточно-Европейской равнины и имевших между собой диалектные языковые различия и незначительные отличия в материальной и духовной культуре, благодаря и вопреки внешним воздействиям, было создано единое Древнерусское государство – Киевская Русь. Единая государственность консолидировала восточнославянские, а также некоторые финно-угорские и балтские племена в единую древнерусскую народность.

Значение термина русь. К настоящему времени историками накоплен большой материал, позволяющий проследить, как менялось значение термина русь в древнерусских и современным им зарубежным источниках.

Русь в значении социального термина, применяемого по отношению к княжеским дружинникам, допустимо только для времени Рюрика. Так, сообщение Повести временных лет о приходе на княжение Рюрика «со всей русью» Новгородская летопись интерпретирует как «дружину многу».

В походе Олега на Киев в 882 г. руси в составе войска не было; были «многи варяги, чудь, словени, меря, весь, кривичи». И только после утверждения Олега в Киеве «варязи и словени и прочи прозвашася русью». С вокняжением Олега в Киеве он, его род и его варяжские, скандинавские, славянские и чудские дружинники восприняли этноним русь от предшествующего правящего русского рода и местного славянского племени русов, подчеркивая законность и преемственность своего княжения как князя русского рода. Так, в договоре с греками 911 г., дошедшего в летописном изложении, сообщается: «Мы от роду Русского Карл, Ингелод … (далее перечислены имена послов, имеющие, в основном, скандинавское происхождение), посланные Олегом, Великим князем Русским, и всеми сущими под рукой его (здесь подразумевается княжеский род и его дружина), великими и светлыми князьями, светлыми боярами к вам…». Как видим, термин русь прибретает этно-социальный признак, как принадлежность к правящему в государственном образовании русов русскому роду.

Имевшее место при князя Олеге существенное этническое различие княжеского рода и его ближайшего окружения, преимущественно скандинавского происхождение, от остального населения со временем нивелируется. Так, в тексте договора с греками 944 г. наряду с именами членов княжеского рода и послов, имеющими скандинавское происхождение, указаны также славянские имена и имена, имеющие иное этническое происхождение, в частности, ираноязычное или антское. Вместе с тем, в летописях отмечаются случаи социального отличия русов/русских, имея в виду княжеский род с его ближайшее окружение, от славян, т.е. основного населения Руси. В дальнейшем в летописях в качестве социального термина, обозначающего дружинников, используется, в основном, термин варяги, а термин русь выступает как этноним. Так, в летописи в сообщении о походе Игоря на Византию наряду с полянами, славянами (словенами ильменскими) и другими племенами указаны варяги (социальный термин, имеющий в виду княжескую дружину, состоящую преимущественно из нанятых варягов) и русь (этноним племени русов, такого же, как поляне или ильменские словены). В конце X – начале XI вв. этнонимы русы и славяне постепенно заменяется этнонимом русские, обобщающим все славянское население Древней Руси, подвластное киевскому князю. Так, в составе войска князя Владимира в походе на волжских болгар в 985 г. указаны конные войска русские, торков (тюркское племя, кочевавшее в Поросье), волынян и червенские (вошедшие в состав Руси в 982-983 гг.).

Западноевропейские источники IX-X вв. четко разделяли этническую принадлежность: русы – это русы; норманны – это даны, свеоны и другие скандинавы; термин варяги в значении этнонима они не применяли, известно лишь, что в средние века дружины составлялись преимущественно из людей, носивших название wargus.

В византийских источниках первой половины X в. все прибывшие из Киевской Руси послы и купцы, доверенные лица русского князя, а также дружинники, поступающие на военную службу по договору Византии с Русью, назывались русами/росами независимо от их этнической принадлежности, также, как и все жители Византии, независимо от их этнической принадлежности, именовались ромеями или греками в древнерусских летописях. В то же время, византийцы, имея торговые и дипломатические контакты с купцами и послами, именовавшими себя русами, но говорившими, преимущественно, по-скандинавски, отмечали языковое различие русов и славян. Так, Константином Багрянородным указаны русские (скандинавского происхождения) и славянские наименования Днепровских порогов, а также отмечено наличие на Руси двух языков: русского и славянского. Кроме того, византийцев, а также восточных источников первой половины X в., удивляла присущая русам, но не свойственная славянам, практика торговли рабами. Славяне не обращали своих соплеменников в рабство; пленных в рабство не продавали, а освобождали за выкуп. Следовательно, в конце IX – первой половине X вв., при княжении Олега и Игоря, термин русь/русы имел в византийских источниках этно-социальный характер как принадлежность к княжескому роду и его окружению, имевших, преимущественно, скандинавское происхождение, в отличие от остального населения страны, сознающего свое славянское единство.

Образование Древнерусского государства. Началом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности – северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

В отличие от средневековых западноевропейских вассальных традиций в Киевской Руси сложилась коллективная форма государственного управления – киевского князя с его родом, его старшей и младшей дружиной, племенных князей и бояр. Именно такой состав правящей элиты указан в договоре с греками 911 г. Именно эти лица, коллективно и каждый в отдельности, гарантировали выполнение положений договора. Благодаря коллективной форме управления утверждалась и поддерживалась центральная власть киевского князя на обширнейшей территории раннесредневекового Древнерусского государства.

Условия вхождения племенных образований восточных славян в состав Киевской Руси были различны. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей»- наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

Отношения с Византией. Князь Олег и его приемник князь Игорь продолжили внешнюю политику Русского каганата по установлению международного авторитета Руси и договорных политических и торговых отношений с Византией. Военные походы князя Олега в 906 г. и князя Игоря в 941 г. вынуждали Византию выплачивать Руси дань. Договорами 911 и 944 годов устанавливались союзнические и торговые отношения Византии и Руси. В византийских источниках есть сведения об участии союзных Византии отрядов росов/русов в войнах с арабами. Установленные договором торговые отношения носили централизованный характер, что способствовало установлению в Киевской Руси также централизованного характера сбора дани и распределения византийских товаров, предметов роскоши и денежных средств, что также способствовало усилению центральной власти киевского князя и становлению общерусского торгово-купеческого сословия. Примечательно, что в тексте договора 944 г. наряду с членами княжеского рода, с указанием степени родства к князю, названы, вероятно, купцы, осуществлявшие торговые операции в Византии, и не указаны неучаствовавшие в этих торговых операциях племенные князья и бояре, а также и воеводы князя Игоря Свенельд и Асмуд.

Порядок сбора дани – “в полюдье”, проводимом в зимнее время, и объем дани были регламентированы конкретно, и изменить их без веских оснований и весомых аргументов в виде сильной победоносной дружины было трудно даже князю. Так, при попытке сбора дополнительной, сверхустановленной дани был убит древлянами князь Игорь.

Введение новой системы сбора дани связано с княгиней Ольгой, вдовой Игоря и матери князя Святослава, установившей “уроки”- размер дани-налога, и “погосты”- места сбора этой дани в земле древлян, северо-западных и северо-восточных районах Новгородской земли и других землях Руси, что явилось началом образования налоговой податной системы. Княгиней Ольгой также была введена практика отторжения из общеплеменной собственности земли (охотничьи угодья, места рыбных ловов), природные богатства которой представляли не меньшую ценность, чем возделываемые земли.

С княгиней Ольгой связано, также, нормализация отношений с Византией. В 945 г., сразу же после гибели князя Игоря, был подтвержден торговой договор с Византией. В 949 г. русские воины участвовали в отвоевании от арабов Крита. В 957 г. в ходе посольства-визита в Константинополь княгиня Ольга приняла крещение.

Князь Святослав (957-972 гг.). С деятельностью, прежде всего и главным образом военной, князя Святослава связано международное признание Киевской Руси как могущественного в военном отношении и равноправного с Византией государства. Характерно, что в составе войска князя Святослава, первого князя Киевской Руси, имевшего имя славянского происхождения, древнерусские летописи и византийские источники уже не упоминают варягов, а также племенные названия славян, именуя всех воинов – участников походов Святослава русами, кроме, разумеется, союзных Святославу печенегов, торков и венгров (угров).

Первым военно-политическим действием Святослава было решение хазарской проблемы. Хазарский каганат, возглавляемый исповедующей иудаизм иудейской знатью, в X в. был одним из могущественнейших и влиятельных государств в Восточной Европе, которое явно было не заинтересовано в усилении Киевской Руси. Хазарские укрепленные форпосты на русско-хазарском пограничье представляли постоянную угрозу славянскому населению Днепровско-Донского междуречья. Крепости на Дону (Саркел) и Таманском полуострове ограничивали свободу русской торговли, которую считала нежелательной конкуренткой торговая иудейская община. Конфликт начался в 964 г. походом князя Святослава в землю вятичей, платившим дань хазарам. Летописи не сообщают о результатах похода, известно лишь летописное сообщение о наложении Святославом дани на вятичей в 966 г. Решающие события произошли в 965 г. Святославу удалось привлечь в качестве союзников кочевые племена печенегов и торков, являвшихся самой многочисленной частью военной силы Хазарского каганата. Разноплеменное население каганата не поддержала правящую верхушку, исповедующую чуждую им религию. Наемные отряды хорезмских мусульман были разбиты в бою. Русами был взяты Саркел и другие города и укрепленные форпосты на русско-хазарском пограничье, печенегами и торками разгромлены Семендер и многие другие города Хазарии. Хазарский каганат, объединивший в VII в. разноэтничные племена Предкавказья и Волго-Донского междуречья и отразивший в VIII в. арабскую экспансию, распался. Столица Хазарии Итиль была заброшена хазарским населением, основавшим на Волге новый город – Саксин. Святослав вывел с Северного Кавказа на поселение в бывшем русско-хазарском пограничье ясов (осетин) и касогов (черкесов). На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове – Тьмутаракань.

Император Византии Никифор Фока, памятуя о договорных союзнических обязательствах Руси, решил использовать военные силы русского князя, уже не связанные хазарской угрозой, для разрешения трехвековой болгарской проблемы. Посольство патрикия Калакира сумело склонить Святослава к походу на Болгарию. В 967 г. Святослав с войском русов и союзных печенегов и венгров нанес поражение болгарскому войску, но не стал разрушать болгарскую государственность, ограничившись утверждением своей власти в Переяславце в низовье Дуная. Византийцы, к своему разочарованию, обнаружили угрозу появления в непосредственной близости от своих границ еще одного, весьма сильного государственного образования, проводившего свою, независимую от Византии политику. В развернувшемся в 968 г. русско-византийском военном конфликте напряжением всех своих военных сил, перебросив из Малой Азии лучшие свои войска, занятые до этого подавлением восстания Варды Фоки, империи удалось нанести поражение авангарду Святослава, остановить наступление на Константинополь и заключить перемирие, чему также способствовало сообщение о набеге печенегов на Киев. Вынужденный возвратиться в Киев, Святослав не отступился от политики утверждения Руси на Балканах: по смерти своей матери княгини Ольги, управлявшей в Киеве – центре Русского государства, во время его походов, Святослав урядил на княжение в Киеве Ярополка, Олега – в Древлянской земле, а центром своего княжения объявил Переяславец на Дунае. Новгородцы по традиции, заложенной еще во времена призвания варягов, истребовали себе на княжение Владимира. Обстановка на Балканах коренным образом изменилась после захвата императорской власти Иоанном Цимисхием, войска которого внезапно, в нарушение перемирия, в пасхальный праздник вторглись в Болгарию. Перевес оказался на стороне Византии; в столице Болгарии Преславе был пленен болгарский царь Петр, Святослав с русско-болгарским войском был блокирован в Доростоле на Дунае. После ожесточенного сражения у стен Доростола Цимисхий и Святослав заключили мир, по которому Русь оставляла Болгарию, Византия выплачивала Руси установленную дань и подтверждала торговые отношения. Статус кво в отношениях Византии и Руси остался прежним. Историки не могут определиться: почему Святослав не вернулся сразу же в Киев как, к примеру, воевода Ярополка Свенельд, а остался зимовать со своей дружиной в Белобережье при устье Днепра? Может быть, Святослав ожидал там новое пополнение от Ярополка, но тщетно. Весной 972 г. Святослав погиб, попав с младшей дружиной в засаду печенегов на Днепровских порогах.

Князь Ярополк (972-980 гг.). В княжении сына Святослава Ярополка произошло первое, зафиксированное в летописях, междоусобие русских князей, анализ причин которого весьма поучителен для понимания особенностей восточнославянского общества. Причиной, согласно летописи, явилась казнь Люта, сына воеводы князя Ярополка Свенельда, охотившегося в угодьях, принадлежащих князю Олегу. Княгиней Ольгой были установлены княжеские охотничьи угодья в земле древлян, князем Святославом они были уряжены своему сыну Олегу, следовательно, люди киевского князя Ярополка не имели право здесь охотиться. Но почему столь сурово наказание? Летописец, повествуя о почти легендарных по времени событиях, отметил такую деталь, что князь Олег велел казнить Люта только после того как узнал, что он является сыном Свенельда. Видимо, он считал его виновным в событиях, связанных с гибелью своего деда князя Игоря. В то, давнее, время сбор дани в земле древлян было возложено на Свенельда и его дружину. Зависть к ним и предположение о легкости сбора дани у древлян побудили дружинников Игоря склонить его к походу за дополнительной, сверхустановленной данью. Другого мнения были древляне, удумавшие со своим князем Малом: «Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его». Летопись отмечает особый способ казни князя Игоря, носящий явно ритуальный характер: его разорвали, привязав к двум склоненным деревьям, возможно, в священном для древлян лесу. Столь же ритуальный, но не понятый православным летописцем, характер носила и троекратная месть княгини Ольги; каждому воздалось по вере его: скандинавские дружинники Игоря, не отстоявшие своего князя, были погребены по скандинавскому обряду в ладье, но живьем; также живыми были подвергнуты славянскому обряду кремации славянские дружинники Игоря; племенной центр древлян огнем очистил древлянскую землю от скверны. Воеводой при малолетнем Святославе в походе на древлян был Свенельд, ему летописец приписывает призыв к киевской дружине: «Князь начал, почнем и мы, братия». Ни Ольга, ни Святослав не считали вправе кровно мстить Свенельду, но, видимо, их внук и сын Олег и его древлянская дружина придерживались другого мнения. Не имея права на кровную месть князю, Свенельд лишь через два года сумел склонить князя Ярополка к вооруженному конфликту со своим братом.

Князь Владимир по матери Малуши, явлвшейся ключницей, то есть управляющей хозяйством княгини Ольги, приходился внуком древлянскому князю Малу, и, следовательно, у него были основания опасаться мстительности воеводы князя Ярополка. Летописец справедливо подчеркивает, что побудительным мотивом деятельности Владимира в противостоянии с братом было спасение жизни своей. Как видим, патриархальное родовое право князя Ярополка как старшего в княжеском роде стало уже не определяющим. Киевляне, судя по летописным сведениям, в конфликте Ярополка и Владимира придерживались нейтральной позиции, что в немалой степени способствовало вокняжению Владимира в Киеве.

Князь Владимир (980-1014 гг.). Княжением Владимира заканчивается история восточных славян и начинается история древнерусской (восточнославянской) народности. В летописях при описании событий времен князя Владимира все реже встречаются племенные наименования славян, термины русы и славяне объединяются в термин русские.

В княжение Владимира Древнерусское государство – Киевская Русь приобретает те границы, в пределах которых и складывается древнерусская народность. В 980 г. в состав Руси было включено Полоцкое княжество, в 982-983 гг. – волыняне и червенские города, в 993 г. – хорваты в Галицкой земле. Походами в 983 г. в земли ятвягов, в 984 г. – радимичей была окончательно утверждена центральная власть русского князя.

В последние годы княжения Владимира была создана древнерусская структура государственного управления, в которой великокняжеская администрация заменила прежние органы племенного самоуправления - в административные центры Руси были направлены князьями-наместниками сыновья Владимира от языческого и христианского браков: в Новгород – Ярослав, в Полоцк – Изяслав, в Туров – Святополк, в Древлянскую землю – Святослав, во Владимир Волынский – Всеволод, в Тьмутаракань – Мстислав, в Псков – Судислав, в Ростов – Борис, в Муром – Глеб. Киев с окрестностями и Черниговская земля, то есть Русская земля в узком значении, оставались непосредственно в великокняжеской юрисдикции.

Большое значение имели отношения со степными кочевыми племенами. Для защиты южных рубежей Руси по рекам Десне, Остеру, Трубежу, Суле, Стугне были возведены новые укрепленные форпосты – города будущего Переяславского княжества. Для строительства и пополнения населения этих городов привлекались жители разных регионов Руси. В летописи сохранились имена многих богатырей Владимирова времени: Яна Усмовича или Кожемяка, победившего в поединке печенежского великана (вблизи места поединка был основан город Переяслав), Александра Поповича, Рагдая, Андриха Добрянкова. С именем князя Владимира связаны былины об Илье Муромце.

Важнейшим событием, четко разделившим историю восточных славян и Древнерусского государства на две эпохи, явилось принятие князем Владимиром в 988 г. христианства в его византийском, будущем православном варианте и последующее крещение всей Руси. Данная тема заслуживает отдельного рассмотрения. Примечательно то, в каких обстоятельствах князь Владимир принял крещение. Летописное сказание сообщает о выборе веры. Крещение приняла еще бабушка Владимира Ольга в ходе своего визита-посольства в Константинополь. Христиане были в составе многоэтничного населения Руси, о чем сообщают русские летописи. Владимир принял крещение лишь породнившись с императорами Византии, добившись силой, взяв, после почти безкровопролитной осады, византийский Херсонес, согласия на христианский брак с их сестрой, и, по славянскому языческому брачному обряду, вернув обратно Византии ее Херсонес как выкуп за невесту.


Заключение

Территориальное, культурное и политическое единство восточного славянства создали основу для принципиальных сдвигов в области самосознания. Этноним русь из Днепровско-Донского междуречья постепенно распространяется на всех славян территории Древнерусского государства и преображается в этноним русские. На основе анализа древнерусских письменных источников А.В.Соловьев показал, что в течении X-XII вв. понятия «Русь», «Русская земля» означали все восточное славянство, всю страну, заселенную им. В области внешней политики и в сфере церковной жизни эти понятия бытовали более продолжительное время и сохранились в период политической раздробленности Древней Руси. Идеей единства Руси проникнуты многие художественные произведения того времени. В былинах Русь – это единая Русская земля с единым народом, единой верой и единым государством. Наряду с понятием Руси и Русской земли как совокупности всех восточнославянских земель в древнерусских летописях реликтово встречается более узкое определение Руси. Это ареал русов – праславянского диалектно-племенного образования, занимавшего в VIII-IX вв. области между Днепром и Доном и создавшего первое в Восточной Европе славянское государство. Киевская Русь, образовавшаяся объединением Олега северного и южного центров восточного славянства, очевидно, была наследницей Русского каганата. Русы составили наиболее активную и многочисленную часть жителей Южной Руси, и этноним их довольно быстро распространился на все славянское население государства, которое и само называлась Русью. В договорах с иностранцами все жители Древней Руси, в том числе новгородцы, смоляне и другие, назывались русами или русинами. Важнейшим признаком этнического образования, дающим возможность говорить о нем как о народности, является язык. Славяне Русской земли в широком смысле составляли именно языковое образование. В современной науке оно именуется древнерусской или восточнославянской народностью, а ее язык – древнерусским. В древнерусском языке на протяжении веков происходит ряд процессов, характерных для восточнославянского ареала. Древнерусский язык, сохранивший значительный объем слов, восходящих к праславянской этноязыковой общности, имел диалектные особенности в разных регионах, что вполне объяснимо сложностью его развития, формирования и развития.

Древнерусский этнос был сложным формированием, включавшим в себя несколько различных диалектных праславянских группировок. К тому же славянское население, освоившее широкие пространства Восточной Европы, застало и ассимилировало различные финноязычные и балтские племена, и длительное время контактировало с иранскими, тюркскими племенами и другими этносами.


Список использованной литературы

Белецкий С.В. Начало Пскова. СПб., 1996

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1949

Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 2007

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М., 1993

Думин С.В., Турилов А.А. Откуда есть пошла Русская земля. //История Отечества. М., 1991

Карамзин Н.М. История государства российского. Т.I,II. М., 1988

Кучкин В.А. “Русская земля” по летописным данным XI – первой трети XIII в. М., 1995

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982

Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1981

Седов В.В. Древнерусская народность. М., 1999

Седов В.В. Славяне. М., 2005

Седов В.В. Русский каганат IX в. //Отечественная история. 1998. № 4

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т.I. М.,1988

Шахматов А.А. «Повесть временных лет» и ее источники. Л., 1940

Янин В.Л. Древний Новгород. М., 2003

Учебник. История России. Под ред. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. М., 2003

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: