Генезис понятия «цивилизация»




Несмотря на достаточно продолжительную историю существования «наук о культуре», а также большое количество разного рода исследований, посвященных проблемам цивилизации, предложенные варианты не всегда адекватно отражали реальность. Вплоть до настоящего времени понятия «культура» и «цивилизация» используются как синонимы, подменяя друг друга, явным или неявным образом. В результате процесс исследования и получения результатов становится затрудненным.

Понятие «цивилизация» формировалось исторически, а философы в разные времена вкладывали в него различное содержание.

Впервые оно стало широко употребляться в эпоху Просвещения во Франции (Вольтер, Тюрго, Руссо). В 1789 году слово «цивилизация» было внесено в «Словарь Академии», в котором оно определялось как высшая степень духовности. В XIX веке в странах Европы цивилизация рассматривалась как комплексное состояние общества, в котором культура занимает лидирующее положение.

В процессе дальнейшего развития в понятие «цивилизация» вводились новые дополнения и характеристики. И.Кант разграничил понятие «культура» и «цивилизация», поскольку последняя, по его мнению, представляет собой лишь внешний «технический тип культуры», а в процессе развития общества их взаимодействие осуществляется очень противоречиво, т.к. духовная культура, особенно в ее нравственной части, отстает от цивилизации. Эту идею развивали философы второй половины XIX века. Разделение наук на науки о природе и науки о духе или культуре усилило стремление более четко выделить те сферы человеческой деятельности, которые принято обозначать терминами «культура» и «цивилизация», проанализировать сущность этих явлений. Важным этапом для изучения специфики цивилизации стали труды О. Шпенглера и Г. Зиммеля, в которых были определены фундаментальные различия между культурой и цивилизацией, очерчена область применения каждого из понятий, а также проанализирована сущность данных явлений. Немецкий исследователь О. Шпенглер в своей работе «Закат Европы» противопоставил культуру и цивилизацию. Цивилизация – «завершение и исход культуры». Переход от культуры к цивилизации означает переход от творчества к подражанию, от живого развития к окостенению, от возвышенных устремлений к неосмысленной рутинной работе. Цивилизация в целом есть культура, но лишенная своего творческого содержания. Такой переход к стадии цивилизации характерен, по О. Шпенглеру, для европейской культуры начала ХХ века.

Уподобляя культуру живому организму, Шпенглер полагал, что всякая локальная культура проходит в своем развитии последовательные стадии от зарождения через расцвет к увяданию. Поэтому закат европейской культуры виделся ему как неизбежный заключительный этап ее развития. Цивилизация – это длительный период господства материально-технических средств, которые вытеснили духовность, уничтожили ее.

Не менее важную роль в процессе изучения феномена цивилизации сыграли представители различных школ психоанализа – З.Фрейд, К.-Г.Юнг, Э. Фромм. В рамках данного направления было сформировано представление о цивилизации, как результате деятельности бессознательного (коллективного или индивидуального).

Постановка вопроса о цивилизации как о самостоятельном объекте изучения продолжалось на протяжении всего ХХ века. Вызовы двух мировых войн, локальные конфликты заставили обратить внимание на сущность и смысл цивилизации, поднять вопрос о значении и пути европейской цивилизации, о последствиях и возможности предотвращения межцивилизационных столкновений. В трудах А. Тойнби, Н. Элиаса, С. Хантингтона и др. понятие «цивилизация» стало центральным.

Культура и цивилизация, таким образом, предстают как «продукты» общества, производные от него, а не как реалии, которые сами определяют общество. Цивилизация рассматривается как определенная стадия развития общества, главным критерием которой является преодоление зависимости от природы, достижение высокого уровня жизни. Цивилизация представлялась как совокупность достижений материальной и духовной культуры, а ее содержание определялось общественно-экономической формацией.

 

4. Эволюционная концепция развития культуры

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Эволюционистская концепция (по Э. Тейлору, Дж. Фрезеру, Г. Спенсеру, Л. Г. Моргану и др.) исходит из того, что культура ведет свое начало из поступательного развития живой материи от простейших форм к более сложным.

Утверждение эволюционного мировоззрения произошло благодаря появлению космогонической гипотезы И.Канта и П.Лапласа в астрономии, эволюционного подхода в геологии Ч.Лайелля и др. Особое значение имело применение принципа развития в биологии Ж.Ламарком, К.Бэром и построение общеорганической теории эволюции Ч.Дарвином и А.Уоллесом. Поэтому, естественно, идея эволюции, развития, одерживавшая победу в различных отраслях знания и вытеснявшая из них полубогословские взгляды, проникла в область изучения человека и культуры.

В середине XIX в. и даже несколько ранее в европейских странах организовывались географические, антропологические, этнологические общества, в которых аккумулировались сведения об особенностях развития и функционирования различных культур. Первым было создано "Парижское общество этнологии" (1839), впоследствии реорганизованное в "Общество антропологии" (1859). В Нью-Йорке в 1842 г. сформировалось "Американское этнологическое общество". В Англии в 1843 г. было открыто "Этнологическое общество", а в 1863 г. оно было дополнено еще и "Антропологическим обществом", которые при объединении в 1871 г. образовали "Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии". В Германии "Общество антропологии, этнологии и доистории" сформировалось в 1869 г.

Наряду с этими организациями центрами по изучению культур стали антропологические и этнографические музеи, такие, как музеи в Будапеште, Стокгольме, Париже, Роттердаме, Варшаве и т. д. С большим вниманием к изучению разнообразных культур относились в США, где был открыт целый ряд антропологических музеев. Наиболее известны из них Чикагский музей естественной истории, музей Карнеги в Питтсбурге, музей антропологии в Беркли.

Окончательным этапом в организационном оформлении изучения культур (независимо от того, называлась ли дисциплина этнологией, социальной или культурной антропологией) было появление специальных периодических изданий: в Англии - "Фольклор" и "Человек", в Германии - "Ethnologica", в США - "Американский антрополог".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: