КНР: Государственный совет




В соответствии с Конституцией, центральным народным пра­вительством КНР является Государственный совет, определяемый как исполнительный орган государственной власти, высший госу­дарственный административный орган страны (ст. 85). Правовой статус Государственного совета КНР определяется Конституцией (Глава III, раздел 3) и Законом об организации Государственного совета. Особенностью правового положения Госсовета является то, что, с одной стороны, он является исполнительно-распорядитель­ным органом государственной власти, т. е. Всекитайского Собра­ния Народных Представителей и его Постоянного комитета, в связи с чем в своей деятельности реализует решения высших органов власти страны, а с другой — выступает как высший орган госу­дарственного управления общей компетенции, который руково­дит всеми отраслями государственного управления и всеми дру­гими органами государственной администрации.

Формирование Государственного совета происходит на пер­вой сессии вновь избранного ВСНП: главу Государственного сове­та — премьер-министра — утверждает ВСНП по представлению Председателя КНР. Все другие лица, входящие в Госсовет (заме­стители премьера, члены Госсовета, министры, председатели го­сударственных комитетов, главный ревизор (в ранге министра), начальник Секретариата (Канцелярии) утверждаются Всекитайс­ким собранием народных представителей по представлению пре­мьера. В период между сессиями ВСНП необходимые изменения в составе Госсовета (за исключением поста премьера, замена кото­рого возможна только самим ВСНП) осуществляются Постоянным комитетом ВСНП и оформляются указами Председателя КНР.

Следует отметить, что не все министры и председатели гос­комитетов входят в состав Госсовета (в настоящее время их толь­ко 40, включая директора Народного банка Китая и главного ре­визора Ревизионного управления). Все члены Госсовета являются членами КПК, также в его составе есть несколько женщин и представителей национальных меньшинств.

Определяя состав Госсовета, законодательство устанавлива­ет систему персональной ответственности премьера Госсовета, министров, председателей комитетов. При этом система персональ­ной ответственности премьера сочетается с принципом коллеги­ального руководства, т. е. все важнейшие вопросы решаются на пленарных заседаниях Госсовета или на заседаниях его постоян­ного бюро, а в министерствах и комитетах в этих целях создаются коллегии. Срок полномочий Госсовета соответствует сроку полно­мочий ВСНП, причем премьер, его заместители и члены Госсове­та не могут занимать эти должности более двух сроков подряд. Госсовет несет ответственность за всю свою деятельность перед ВСНП, которому он подотчетен, а в период между сессиями ВСНП он ответствен перед ПК ВСНП.

Государственный совет занимает одно из ведущих мест в си­стеме государственных органов КНР, обеспечивая практическую реализацию принятых на высшем партийном и государственном уровне решений, что связано в первую очередь с повышением роли исполнительных органов, и в особенности — их центрально­го звена в механизме государства. Объем полномочий Госсовета, значительно расширенный действующей Конституцией, позволя­ет ему руководить всей административной работой в общегосудар­ственном масштабе, определять основные задачи, направления работы и осуществлять централизованное руководство министер­ствами и госкомитетами. Госсовет также осуществляет руковод­ство деятельностью всех местных административных органов и определяет конкретное разграничение полномочий между цент­ральными исполнительными органами и исполнительными органа­ми провинций, городов центрального подчинения и автономных районов.

К числу важнейших полномочий Госсовета КНР относятся: составление планов хозяйственного и социального развития, го­сударственного бюджета и руководство работой по их реализа­ции; управление экономическим и оборонным строительством, внешними связями, вопросами образования науки, культуры и т. д., охрана прав зарубежных китайцев и реэмигрантов, обеспе­чение прав национальных меньшинств; утверждение территори­ального деления провинций, автономных районов, городов цент­рального подчинения, утверждение образования и территориаль­ное деление автономных округов, уездов, автономных уездов и городов; принятие решения о введении чрезвычайного положе­ния на отдельных территориях внутри провинций, автономных районов и городов центрального подчинения и т. д. Госсовет имеет право изменять или отменять ненадлежащие распоряжения, ин­струкции и положения, принятые министерствами и комитетами, а также постановления и распоряжения местных государствен­ных административных органов. Согласно п. 18 ст. 89 перечень пол­номочий Госсовета открытый, т. е. он может осуществлять и дру­гие полномочия, возлагаемые на него ВСНП и ПК ВСНП.

Осуществляя свои полномочия, Госсовет издает постановле­ния, распоряжения и административно-правовые акты, к числу которых относятся положения или временные положения. Широ­ко распространена также практика принятия совместных реше­ний ЦК КПК и Госсовета.

Госсовет может заседать или в полном составе, проводя пле­нарные заседания, или в составе Постоянного бюро (комитета), в который входят премьер, заместители премьера, члены Госсовета и начальник Секретариата (ответственный секретарь).

При Госсовете функционируют непосредственно ему подчи­ненные центральные ведомства, канцелярии и другие подведом­ственные Госсовету учреждения. В настоящее время в системе Госсовета, кроме Секретариата, Народного банка Китая, Реви­зионного управления, функционируют ряд министерств и госко­митетов: министерство внешней торговли и внешнеэкономическо­го сотрудничества, внутренней торговли, водного хозяйства, гео­логии и материальных ресурсов, государственной безопасности, гражданской администрации, железных дорог, здравоохранения, иностранных дел, кадров, коммуникаций, контроля, культуры, лесного хозяйства, машиностроительной промышленности, метал­лургической промышленности, общественной безопасности, обо­роны, радиовещания, кинематографии и телевидения, связи, сель­ского хозяйства, строительства, труда, угольной промышленнос­ти, финансов, химической промышленности, электронной промышленности, электроэнергетической промышленности, юсти­ции, а также государственные комитеты: плановый, по экономи­ке и торговле, по реформе экономической системы, по образова­нию, по науке и технике, по оборонной науке, технике и про­мышленности, по делам национальностей, по физической культуре и спорту, по планированию рождаемости.

В настоящее время происходит серьезная структурная пе­рестройка центральных органов государственного управления КНР и всей административно-управленческой системы в целях обес­печения свободного развития производительных сил и создания системы социалистической рыночной экономики.

В систему центральных органов государственного управле­ния, кроме министерств и госкомитетов, входят также государ­ственные управления: земельное, статистическое, главное тамо­женное, по авторским правам и ряд других. При этом два из них имеют ранг министерств (Главное государственное налоговое уп­равление и Главное управление гражданской авиации).

При Госсовете также функционируют канцелярии, ведаю­щие комплексными вопросами (по внешним делам, по делам за­рубежных китайцев, по делам особых зон и др.), а также различ­ные руководящие группы, комитеты (комиссии) и штабы (напри­мер, Комитет по работе с женщинами и детьми, Главный государственный штаб по борьбе с засухой и наводнениями). Так­же Госсовету подведомственны информационное агентство "Синь-хуа", Академия наук и Академия общественных наук КНР, Глав­ное управление по метеорологии, Главное патентное управле­ние и др. Особо следует выделить группу экономических компаний, руководство которых назначается Госсоветом, например Генераль­ная компания космической промышленности, авиационной промыш­ленности, нефтегазовая и т. д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: